Работа по профессиональной ориентации в начальной школе.
Кирилина Татьяна Чеславовна
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №11 г. Ивделя, п. Оус,
Работа по профессиональной ориентации в начальной школе является важной работой по подготовке к работе профориентации в основной школе.
Раннее знакомство с различными профессиями открывает возможности раннего проявления склонностей к той или иной профессии. Весь педагогический опыт говорит о том, что человек, который с детства ставит перед собой конкретные (пусть и много раз меняющиеся) цели, связанные с будущей профессией, старается осознать своё будущее место в обществе.
Проблема профориентации в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Поэтому огромное значение в воспитании трудолюбия имеет внеурочная деятельность.
В настоящее время существует множество пособий, содержащих рекомендации по профориентационной работе с младшими школьниками. В них представлены различные взгляды ученых на эту проблему, многообразие познавательных материалов о профессиях. Так, например, в учебном пособии «Путешествие в мир профессий», разработанном Елькиной О.Ю. содержатся истории о разных профессиях, игры, проблемные вопросы и творческие задания.
Общая цель занятий по профориентации младших школьников – воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Задачи:
расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к миру труда;
расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей;
развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями;
развитие мотивации к учебе и труду.
Учитывая возрастные особенности младших школьников, для реализации вышеизложенных задач, педагог использует различные виды деятельности:
1. Мини – лекции о содержании профессий;
2. Встречи с людьми разных профессий;
3. Профориентационные экскурсии;
4. Конкурсы, защита проектов;
5. Просмотр видеоматериалов о профессиях;
6. Профессиональные пробы ( в игровой технологии);
7. Рисуночные методики;
Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Профессиональные пробы.
Профессиональная проба уникальная возможность познакомиться с профессией на практике, узнать ее особенности.
№ | Профессия | Как проводилась проба |
1 | Агроном | Выращивание цветочной рассады |
2 | Социолог | Исследования в социологическом проекте «Почему ученики не выполняют домашнее задание?» |
3 | Фотограф | Создание фото на определённую тему |
4 | Столяр | Изготовление скворечников с папами и дедушками |
5 | Стилист-парикмахер | Создание образа-визажа «Самая красивая» |
6 | Повар | Изготовление салатов |
7 | Драматический актер | Инсценировка сказки |
8 | Пекарь | Участие в выпечке домашнего печения |
Беседы с приглашенными специалистами
Специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаюсь к родителям, которые могут прийти и рассказать о своей профессии:
К какому виду труда можно отнести Вашу профессию? (преимущественно физический или умственный, исполнительский или творческий).
Какие встречаются трудности, напряженные ситуации в работе?
Какие из эмоционально-волевых качеств личности особенно необходимы в Вашей профессии? (уравновешенность, терпеливость, воспитанность, самообладание, настойчивость, решительность).
Какими деловыми качествами должен обладать представитель Вашей профессии? (инициативность, самостоятельность, принципиальность, любознательность, дисциплинированность, организованность).
Какие особенности внимания необходимы в Вашей деятельности? (распределение, переключение, концентрация).
Как профессия влияет на Вас? (на характер, на развитие способностей, на формирование общего культурного уровня).
Рисуночные методики
Для того чтобы оценить, насколько учащиеся усвоили основные элементы профессии, ученики рисуют, как они себе представляют человека, выполняющего эту работу. Особенно рисуночные методики уместны для учеников 1–2-х классов, которые еще не столь свободно владеют письменной речью. . Так, например для знакомства детей с профессией врача используются: раздаточный материал «Орудия труда врача», «Кроссворд», карточки для игры «Дорисуй», форма одежды врача.
«Коллективное рисование»
Дети по очереди подходят к листу бумаги и рисуют предметы, которые могут быть связаны с названной профессией. Время рисования одним ребенком ограничено 20 секундами. Необходимо сказать, чтобы ученики рисовали разные предметы, старались не повторяться.
Пример: профессия строителя: каска, кирпич, комбинезон, молоток, гвоздь, дом и т.
Игры
Учитывая психологические особенности младших школьников, заложить первоначальные профориентационные основы у младших школьников помогает игра. Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии. Необходимо в профориентационные мероприятия включать ролевые и комплексные игры, сочетающие в себе элементы театрализации, инсценировки, назначение которых – способствовать расширению и углублению знаний младших школьников о профессиях. Дети с удовольствием участвуют в них, обыгрывая действия.
Большой интерес вызывают у детей интерактивные игры. В возрасте семи – восьми лет ребёнок уже может мысленно расчленять предмет на части, а затем объединять их в целое. Такая способность развивается посредством творческой, конструкторской и художественной деятельности. Дети могут выделять структуру предмета, их пространственные особенности, соотношения частей. Эта возрастная особенность хорошо прослеживается в интерактивных играх:
«Не пропусти профессию»
Цель: развитие внимания, закрепление знаний о мире профессий.
Дети внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Когда среди слов встречается название профессии, дети должны хлопнуть в ладоши.
Варианты слов: лампа, водитель, ножницы, плотник, липа, слесарь, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, строитель, гроза, обруч, столяр, мельница, ткач, попугай, пекарь, листок, учитель, экскурсовод, сено, терпение, кондитер, очки, река, продавец, тетрадь, закон, парикмахер.
После выполнения упражнения можно попросить детей объяснить, как они понимают перечисленные профессии.
«Поймай мяч»
Цель: развитие внимания, закрепление знаний о мире профессий.
Ведущий бросает мяч ребенку, называя профессию. Ребенок ловит мяч, называет другую профессию и перекидывает мяч следующему. Мяч должен побывать в руках каждого ребенка.
«Фотограф и фотоаппарат»: участвуют два ребёнка, один- «фотограф», второй – «фотоаппарат». На стенде помещены картинки предметов, относящиеся к какой-либо профессии. «Фотограф» ведёт перед собой «фотоаппарат», у которого закрыт «объектив» – глаза. Подойдя к стенду с картинками, «фотоаппарат» делает снимок (открывает на 5-7 секунд глаза, внимательно рассматривает картинки и закрывает глаза снова). В это время убирается картинка с одним любым предметом. «Фотоаппарат» должен определить, какого предмета на стенде не стало. Знакомя с профессией пожарника, учитель показывает детям картинку пожарной машины, а затем, прикрыв её, просит закрыть глаза и мысленно рассмотреть все детали. Затем ученики открывают глаза и говорят, что удалось запомнить, и для чего нужны эти детали.
«Угадай профессию по жестам»:– детям жестами показываются профессиональные действия, они должны угадать, кто это. Второй вариант игры: ребёнок жестами показывает кем бы он хотел быть.
«Профессия по ассоциации»:– из набора предметов нужно выбрать вещи, которые нужны, например, архитектору
«Раскраска»
Детям предлагается выбрать по желанию рисунок-раскраску с изображением человека определенной профессии и раскрасить его. После выполнения задания дети по очереди показывают свой рисунок и объясняют, почему они выбрали именно эту профессию.
Примечание: необходимо предложить детям несколько копий одной и той же профессии, для того чтобы ребята выбрали именно понравившуюся профессию, а не ту, которая осталась.
«Угадай профессию»
Ведущий просит одного из участников удалиться. В это время все остальные загадывают профессию. Человек, который выходил, должен при помощи наводящих вопросов угадать профессию, загаданную в кругу. Данное упражнение можно повторять несколько раз.
«Закодируй профессию»
Участники делятся на команды. Каждая команда должна охарактеризовать какую-нибудь профессию. После этого командам надо отгадать, какую профессию закодировали их соперники.
Пример: учитель – основное рабочее время проводит в помещении, носит деловую одежду, много общается с людьми, особенно с детьми, очень много разговаривает и пишет. При письме использует ручки с синей, черной и красной пастами. Часто он пишет мелом. К орудиям труда можно отнести указку.
После выполнения упражнения проводится обсуждение: на сколько легко было закодировать профессию, на сколько трудно было отгадать профессию, что именно помогло правильно отгадать профессию, если профессия отгадывалась не правильно то проанализировать почему.
Игра «Профсловарь»
Дети делятся на команды. Каждая команда получает листок со списком групп слов. По данным группам ребята должны определить, о какой профессии идёт речь.
Картинки-загадки
Цель: развивать умение выделять признаки предметов, закрепление знаний профессий.
Дети по очереди достают из коробки картинки с изображением профессии, описывают этого человека (во что он одет, орудие его труда, отношение других людей к нему, в чем заключается суть его профессии) остальные должны угадать профессию.
Изображение на карточках: врач, библиотекарь, учитель, повар, тренер, офицер, водитель.
«Профессия на букву»
Каждый воспитанник вытаскивает из коробочки жетончик с написанным на нем буквой. И называет профессию на данную букву. Остальные ребята могут предложить свои варианты ответов. Игру можно сделать в виде соревнования. Если ребенок не может придумать профессию на заданную букву, он выбывает из игры. Игра ведется до победителя.
Игра «Доскажи словечко»
Учитель говорит начало пословицы о труде, дети должны её продолжить.
Благодаря игровой роли ребёнок увлечённо выполняет трудовые действия, которые в обычной неигровой обстановке кажутся ему малопривлекательными.
Просмотр и обсуждение видеосюжетов
Классические и инновационные методики в формате видео- и аудио-материалов и игровых программ являются наиболее привлекательной и удобной формой получения информации для современных школьников.
Видеоматериалы о профессиях
Письменное сочинение на тему «Кем быть? »
На протяжении всей педагогической практики провожу сочинения в 3 и 4 классах с обязательным описанием почему нравится та или иная профессия. Сочинения храню до 11-ого класса и отдаю на выпускном вечере. Очень нравится этот момент выпускникам, их родителям. Вызывает восторг, удивление, улыбки. Такие положительные эмоции наблюдаю во всех выпусках. В дальнейшем, на вечерах встреч, узнаю, что сочинения эти хранятся.
Диагностика представлений младших школьников и отношения к миру профессий
Важной задачей в работы является определение критериев для изучения уровня сформированности представлений младших школьников о мире профессий.
Структура, критерии, показатели и средства измерения уровня сформированности представлений о мире профессий и ценностного отношения к труду у младших школьников
Компонент структуры | Критерий | Показатели | Средства измерения |
Представления о профессиях | Когнитивный | Знание о труде людей и мире профессий. Понимание значение труда в жизни человека. Знания о качествах, необходимых человеку в труде. | Анкета «Знаешь ли ты профессии» |
Ценностные отношение к трудовой деятельности людей | Мотивационно-ценностный | Стремление изучать мир профессий. Желание иметь общественно-значимую профессию в будущем. Стремление к социально-ценнностной деятельности. | Контент- анализ сочинений «Моя будущая профессия» |
Практические трудовые и учебные умения | Деятельностный | Преодоление трудностей, возникших при выполнении трудовых поручений. Участие в коллективной деятельности. Дисциплинированность. | Наблюдение за трудовой деятельностью школьников. |
Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что современные подходы к профессиональной ориентации школьников рассматривают ее как комплекс средств, направленных на формирование у личности школьника отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Хотя в младших классах ученик еще далек от мысли выбора профессии, он не может еще воспринимать и осмысливать в полной мере информацию профессионального характера, желание и мечты его весьма не стабильны, однако в этом возрасте закладывается основа будущего трудового самоопределения. Многое из того, что ученик получает в школе в 1-4 классах, остается в его памяти на всю жизнь.
В связи с этим, педагогу необходимо владеть разнообразными методами и приемами, позволяющими эффективно выстраивать профориентационную работу в начальных классах.
Источник: Елькина, О. Ю. Методическое сопровождение курса «Волшебный компас в Океане профессий»: Пособие для учителя начальных классов [Текст] / О. Ю. Елькина. – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2004.