СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с лексическими средствами на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Просмотр содержимого документа
«Работа с лексическими средствами на уроках русского языка»

Работа с лексическими средствами на уроках

русского языка

Знакомство школьников со сложной системой стилей и стилистических понятий имеет большое значение для овладения ими выразительными ресурсами русского литературного языка. Усвоение основных стилистических понятий даёт школьникам более полное представление о языке; они узнают, что языковые факты могут изучаться не только с фонетической, грамматической, лексической, словообразовательной точек зрения, но и сточки зрения их функционирования в определенных стилях и жанрах, то есть с точки их предназначения в речи. Стилистические умения обеспечивают познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.

Формирование стилистических умений должно строиться на понимании и усвоении изобразительно-выразительных средств языка, которые условно можно поделить на две большие группы: лексические средства и грамматические средства.

Лексические средства языка являются основным источником выразительности речи. Применение ряда особых средств, таких как эпитеты, метафоры, сравнения, метонимии, гиперболы позволяет повысить качество речи. Состав языка, представляя определенную систему, включает разные категории слов, которые связаны между собой различными отношениями, складывающими на основе общих семантических признаков. Это служит основанием для выделения лексики в особый раздел школьного курса русского языка, изучаемый в 5-6 классах.

Изучение лексики в образовательно-познавательном аспекте обеспечивает системный подход в усвоении лексических понятий, позволяет знакомить учащихся со словом как единицей лексической системы, изучать грамматику на лексической основе, доказывать существование лексики с другими уровнями языка, а также создает необходимые условия для целенаправленного обогащения словарного запаса обучающихся.

Изучение родного языка в культуроведческом аспекте на уроках словесности предполагает обращение не только к текстам, демонстрирующим образцы эстетики совершенного пользования языком, но и к отдельным языковым фактам. Ценным с точки зрения дидактических возможностей материалом, помогающим школьникам осознать кумулятивную функцию языка, а учителю организовать наблюдение над лингвоментальным богатством русской культуры, является диалектная лексика.

Для работы с лексическим материалом, обладающим спецификой, возможно использование различных педагогических технологий, как отмечает Е.В. Каунова. Например:

1. Кластер - графический метод организации информации. Образовательный кластер - это изображение, которое способствует систематизации и обобщению материала. Он служит наглядной схемой. Многие считают кластер методом критического мышления. При изучении диалектной лексики ученикам можно предложить составить кластер на тему «Лексика с точки зрения сферы употребления».

Наглядно мы можем видеть, к какой сфере употребления относятся диалектизмы. Совместно с учителем этот кластер может быть дополнен другой информацией, например, выделяют севернорусские и южнорусские говоры и т. п.

С целью привлечения местного речевого материла можно предложить ученикам следующее задание: сделать подборку диалектных слов из предложенных словарей и оформить их в виде стикеров.

4. Просмотр видео или прослушивание аудиофайла сказки Бориса Шергина «Волшебное кольцо». Анализ фонетических особенностей северных говоров. Особенно интересным и познавательным этот материал будет тем ученикам, которые проживают в южном регионе страны.

5. Проектная деятельность. Метод проектов.

1) Записать речь своих родных (особенно бабушек или дедушек).

Какие слова, на ваш взгляд, можно считать характерными только для вашей местности? Проверьте себя по словарю русского литературного языка.

2) Какие знаете старинные ремесла, промыслы, распространенные в вашей местности? расспросите об этом ваших родных, знакомых, соседей. Все ли эти слова общеупотребительны? Проверьте себя по словарю русского литературного языка.

3) Какая лексика из природных явлений употребляется в вашей местности? Нет ли среди них слов, свойственных только вашей местности? Проверьте себя по литературному словарю.

4) Пользуясь «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Даля, найдите такие слова, которые бытуют только в вашей местности, не являясь общераспространенными.

5) При чтении произведения местных авторов, определите, есть ли в этих текстах областная лексика, свойственная только вашему региону?

6) Составить словарь из диалектизмов при изучении творчества В.П. Астафьева.

При работе с обучающимися 6 класса может быть реализован урок по теме «Лексика», в ходе которого возможно знакомство с региональным языковым материалом (лексическими и семантическими диалектизмами) и работа с фрагментом текста повести В.П. Астафьева «Последний поклон».

Задания, разработанные для учащихся, направлены не только для повторения пройденного материала на уроках русского языка, но и нацелены на исследовательскую деятельность и оптимизацию творческих способностей учащихся. Кроме этого, знакомство учащихся с особенностями местной речи необходимо для того, чтобы научить школьников различать в своей речи диалектное местное и общеупотребительное слово, тем самым способствовать овладению литературной нормой, так как это необходимо для выпускника средней школы.

Диалектная лексика обладает удивительной отражательной способностью, особым образом передавая характер взаимодействия человека с окружающим миром, в процессе которого происходит познание и оценивание мира, формируются ценностное сознание, ценностное видение мира.