Работа с одаренными детьми в начальной школе
при реализации ФГОС
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат»
В.А. Сухомлинский
“Одаренным” принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Это генетический дар, который раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Как не потерять таких детей?
Как выявить одаренных детей в классе и помочь им развить свой талант?
Существует некоторый алгоритм работы с одаренными детьми:
1. Выявление одаренных детей проводится в 1 классе в начальной школе (даже ранее на подготовительных курсах) на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, проведения мониторинга по ФГОС и общения с родителями. Уделяю внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере. Организую длительные наблюдения за детьми на уроках и творческих мероприятиях, анализ особых успехов и достижений ученика; беседы в неофициальной обстановке или классные часы с обсуждением на тему «Мои интересы» или «Чем я люблю заниматься больше всего», индивидуальное общение с родителями учащихся.
Изучив результаты диагностики, составила краткий «портрет» каждого своего ученика. Это позволяет предопределить реакцию детей и даёт возможность в выборе нужных методов обучения и воспитания.
2. На следующем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов.
Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
Дифференцированный и индивидуальный подход
Использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная деятельность, технология организованного общения младших школьников)
Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе)
Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам
Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива)
исследовательский;
частично-поисковый;
проблемный;
проективный;
Формы работы:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
-консультирование по возникшей проблеме;
-дискуссия;
- игры.
Очень важны для развития одаренности младших школьников:
-предметные олимпиады;
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры и забавы;
-проекты по различной тематике;
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания
-портфолио учащихся .
На уроках литературного чтения веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать своё собственное мнение, так как ни одно из них не называю ошибочным. Все детские версии обсуждаются не в жёсткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге.
Потом обобщаем все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей.
Во-первых, дети учатся самостоятельно анализировать содержание литературных произведений. Во-вторых, просматриваются личные предпочтения учащихся к отдельным жанрам литературы, то есть учителю есть, на что опереться в развитии их способностей. Так некоторые ученики любят читать сказки, предлагаю им сочинить свою сказку: «Путешествие со Счастливчиком (талисманом команды ) за ёлочкой. Ученики сочинили свои стихи и сказки. Произведения ребят были отправлены на дистанционную олимпиаду «Нескучная зима» 2014-2015г. А свой талант сочинять стихи Вика К. проявила в городском фестивале детского литературного творчества «Веснушки» в 2017 и в конкурсе художественного чтения «Родная земля»
В своей работе я координирую стремления детей, направляю их, помогаю в выборе хорошей литературы. Дети делятся впечатлениями о прочитанных дома книгах, а я, в свою очередь, советую прочитать ту или иную книгу по интересующей их теме. Таким образом, осуществляется дифференциация обучения.
На уроках математики и русского языка использую дифференцированные задания трёх разных уровней сложности.
Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться. которые дали огромные возможности для того, чтобы заинтересовать детей предметом, развить их творческий потенциал.
Работа, направленная на сильных учеников, привела к тому, что слабые ученики тоже повысили планку уровня своих знаний
На уроках окружающего мира ученики всегда наиболее раскованы и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения.
По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты.
Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:
Участие в Международном дистанционном конкурсе «Олимпис», участие в международной математической интернет-олимпиаде для школьников «Осень, октябрь 2016, математика»
Участие в школьных и районных предметных олимпиадах.
Участие в научно-практической конференции лицеистов «Наш вклад в науку будущего».
Участие в городском конкурсе исследовательских работ «Я-исследователь».
Участие в областных, Всероссийских и международных интеллектуальных конкурсах («Русский медвежонок», «Кенгуру»), во Всероссийской интеллектуальной олимпиаде «Наше Наследие».
Участие в городском фестивале детского литературного творчества «Веснушки» и в конкурсе художественного чтения «Родная земля»
Участие в городском конкурсе проектов младших школьников «Эвритошка – 2017» и в городском конкурсе творческих проектов «Прогулки по Автограду».
Участие в городском конкурсе «Мама, папа, я – знающая ПДД семья!
Убеждена, что участие в конкурсах формирует такие навыки, которые необходимы современному подрастающему поколению: умение творчески подходить к решению всевозможных проблем, организовывать, а главное, успешно реализовывать свою деятельность.
Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего повышенное внимание родителей. Значение семьи является решающим. Поэтому, по итогам наблюдений и диагностики необходима дальнейшая аккуратная работа с родителями – беседа, насколько хорошо родители знают своего ребенка и привлечение их к работе со своими детьми. Важно научить их правильно относиться к своим детям, чаще общались с ним, помогали ему поверить в себя, помогали школе развить его способности; чтобы они не сломали то, что увидела школа, а поддерживали эти начинания. Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей даёт возможность решить эту проблему, так как развитию одаренности детей могут способствовать высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби.
Развитию творческих способностей детей способствует внеклассная работа вместе с родителями. Родители во время проведения в лицее «Недели труда» провели мастер-класс, урок- игру, урок-презентацию, семейные игры, конкурсе с участием родителей, праздники.