Работа с одарёнными детьми: какие цели поставить и как их достичь?
Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский.
(слайд 2)
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. (слайд 3)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
(слайд 4)
Одаренность можно рассматривать как стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости...
Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов — поддержать их и помочь самореализоваться.
В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:
• возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,
• с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”. (слайд 5)
Одна из важнейших целей при работе с ОД — создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.
(слайд 6)
Основные направления по созданию оптимальных условий для развития ОД :
1. Создать систему выявления ОД:
— психолого-педагогическое исследование первоклассников;
— системное наблюдение за детьми из класса в класс,
— выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований,
— системное диагностирование психологом.
2. Организация учебного процесса:
— нестандартные уроки,
— включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины,
— работа с дополнительной литературой,
— обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания,
— предпрофильное и профильное обучение,
— выставка творческих работ
3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету
— организация исследовательской работы учащихся,
— опережающие задания творческого плана,
— участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах,
— обеспечение базового дополнительного образования:
(организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков),
— проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах,
4. Общеразвивающие мероприятия
— традиционные мероприятия в школе
— предметные декады
* Работа с ОД диктует определенные требования к личности педагога:
- желание работать нестандартно;
- поисковая активность, любознательность;
— знание психологии подростка и психологии одаренных детей;
- готовность педагога к работе с одаренными детьми.
* Работа по развитию творческих способностей может быть организована при проведении предметных декад, участие в конкурсах.
(слайд 7)
* Большую работу проводят наставники, помогая учащимся освоить азы написания исследовательских работ, с которыми они выступают на школьных, а затем и городских, и окружных конференциях . (слайд 8)
* Активизация интеллектуальной деятельности учителей и учащихся через исследовательские работы.
* Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления,— одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми. По результатам многих психологических исследований, развитие креативности учащихся происходит при обеспечении на занятиях условий, благоприятных для творчества: ( слайд 9)
создание ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых проблем (чтобы было, над чем подумать, добраться до истины, подойти к эвристическим находкам), появление все новых и более сложных вопросов, огромное желание в поисковой деятельности (найти ответы!), использование различных видов мышления, стимулирование оценкой для анализа ответов, а не для награды или осуждения, создание атмосферы понимания.
* Участие в школьных и районных художественных выставках и выставках прикладного творчества. (слайд 10)
* Создание и защита творческих проектов; (слайд 11)
* Как учить? — находить необычные нестандартные решения. (слайд 12)
Диапазон творческой задачи необычайно широк по сложности — от решения головоломки, до изобретения новой машины. Для решения этих задач нужны наблюдательность, умение анализировать, комбинировать и т. д.— все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую изюминку в деле, достичь высоких результатов. Но ведь природа не щедра на таланты, они, как алмазы, встречаются редко, однако та же природа наделила каждого ребенка возможностью развиваться. И начинать такое развитие надо не тогда, когда человек стал специалистом, а заранее. Подготовка изобретателя так же, как и подготовка спортсмена,— длительный процесс. Поэтому и начинать ее нужно как можно раньше. Как? Вводите ТРИЗ (отдельные элементы теории и методики решения изобретательных задач). (слайд 13)
*Сейчас в жизни нужны не только сами знания, сколько умение оперировать ими. Знания в головах наших часто лежат как вещи на плохом складе: навалом, без активного применения. Для того чтобы оживить их, надо научить почувствовать свои творческие возможности. (слайд 14)
Одаренность – конечно дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность – это огонь,
Не гаси, поддержи его, слышишь.
(слайд 15)
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить. (Сократ)
(слайд 16)
Просмотр содержимого документа
«Работа с одарёнными детьми»
Работа с одарёнными детьми: какие цели поставить и как их достичь?
Учитель начальных классов МБОУ Вольно-Донской СОШ
Егорова Светлана Васильевна
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшись из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский
Одарённый ребёнок
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
- Одаренность можно рассматривать как стечение трех характеристик : интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости...
Цель работы с одарёнными детьми
Одна из важнейших целей при работе с ОД- создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.
Основные направления по созданию оптимальных условий для развития ОД :
1. Создать систему выявления ОД
2. Организация учебного процесса
3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету
4. Общеразвивающие мероприятия
Организация работы с одаренными детьми:
Проведении предметных декад ,участие в конкурсах
Написание исследовательских работ, с которыми учащиеся выступают на школьных, а затем и городских, и окружных конференциях
Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления
Защита проектных работ «История Олимпийских игр»
Участие в школьных и районных художественных выставках и выставках прикладного творчества
Победитель конкурса ДПИ «Народы Дона : культура и традиции
Победители конкурса «Россыпи народного творчества»
Создание и защита творческих проектов
Защита пр Создание и защита творческих проектов
Защита проекта « Безопасный путь»
Конкурс чтецов «Русское слово»
Находить необычные нестандартные решения
Победители районного конкурса «Карусель сказок»
Призёры районного конкурса «Россыпи народного творчества»
- Вводите ТРИЗ (отдельные элементы теории и методики решения изобретательных задач).
Одаренность – конечно дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность – это огонь,
Не гаси, поддержи его, слышишь.
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить. Сократ
Спасибо за внимание!