« Организация сотрудничества педагогов и родителей в вопросах всестороннего развития личности ребенка»
Выполнил воспитатель
МБДОУ № 41 «ОЛИМПИЙСКИЙ»
Г. ЕНАКИЕВО
Сорокина Елена Анатольевна
Цель выпускной работы:
Определить оптимальные пути организации сотрудничества педагогов и родителей в вопросах всестороннего развития личности ребенка.
Задачи исследования:
- Рассмотреть теоретические основы организации сотрудничества педагогов и родителей в вопросах всестороннего развития личности ребенка.
- Раскрыть практические аспекты взаимодействия всех участников педагогического процесса в условиях ДОУ.
- Выявить и обосновать оптимальные пути организации сотрудничества педагогов и родителей.
Объект: формы и виды взаимодействия педагогов и родителей в вопросах всестороннего развития личности ребенка.
Предмет: организационно-педагогические условия сотрудничества педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, психолого-педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.
Этапы исследования:
Первый этап (март 2021) – поисково-констатирующий. Это этап теоретического осмысления проблемы исследования, изучения состояния ее разработанности в научно–методической литературе. Осуществлялся и анализ практического состояния проблемы, определялись теоретические и методологические основы исследования.
Второй этап (апрель 2021) – проведение опытно-экспериментальной работы. Разработка и апробация методики работы. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.
Третий этап (май 2021) – контрольно-обобщающий, на котором изучались итоги контрольного этапа экспериментальной работы, проводилась систематизация и обобщение результата, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись полученные данные исследования.
Раздел 1. Теоретические основы организации сотрудничества педагогов и родителей в вопросах всестороннего развития личности ребенка
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации сотрудничества педагогов и родителей в вопросах всестороннего развития личности ребенка
Первый детский сад как педагогическое учреждение был организован в 1802 году в Нью-Ланарке (Шотландия) социалистом-утопистом Р. Оуэном - так называемая «школа для малышей». Название - «детский сад» - было придумано в 1837 году педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фрёбелем, который создал учреждение для игр и занятий детей младшего возраста в городе Бад-Бланкенбурге.
Первым в России «детским садом» было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович (1840-1933), которое она открыла вместе с мужем в 1866 году в Петербурге, предварительно ознакомившись с работой детских садов Швейцарии. Заведение принимало в себя детей 3-8 лет, «сад» был платным. Первая отечественная «садовница» А.С. Симонович, считала, что в воспитании детей в возрасте от 3 до 8 лет семье должен помогать детский сад. Ибо воспитание детей является не частным делом, а общественной обязанностью родителей.
В советский период
проблемой сотрудничества
родителей и ДОУ занимались такие выдающиеся ученые и педагоги, как:
П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий,
А.С. Макаренко
В.А. Сухомлинский, И.В. Гребенников
А.М. Низова, Г.И. Лёгенький
Н.П. Харитонова, О.Л. Зверев
«Прогнозирование развития дошкольного образования в России до 2010 года», подготовленные сотрудниками Института развития дошкольного образования РАО: доктором психологических наук В.И. Слободчиковым, В.А. Петровским, С.Г. Якобсон и др.:
- Трансформация статуса единого «общественного дошкольного воспитания» в «дошкольное образование» - открытую систему, в рамках которой избирательно удовлетворяются образовательные потребности разных слоев населения за счет возникновения сети негосударственных дошкольных образовательных учреждений. Эта система более оперативно реагирует на запросы родителей и образовательного учреждения.
- Смена унифицированного «детского сада» разными видами и типами дошкольных учреждений для обеспечения преемственности дошкольного и общего среднего образования (центры развития, дошкольные группы на базе школ и др.)
- Смена типовой общей программы вариативными, инновационными разработками «сквозных», интегрированных образовательных программ и технологий, увеличение интенсивности психологического сопровождения образовательного процесса.
Сотрудничество педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, детей, родителей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, с его воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- объединение усилий педагога и родителей в совместной деятельности по всестороннему развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, интересов, способностей и предшествующего опыта;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения
Принципы организации совместной работы педагогов и родителей:
- Открытость детского сада для семьи;
- Сотрудничество педагогов и родителей в вопросах воспитания и образования детей;
- Создание пространственной предметно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к всестороннему развитию личности в семье и ДОУ;
- Мониторинг и диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Формы взаимодействия педагогов и родителей:
Традиционные:
коллективные
индивидуальные
Нетрадиционные
Комплекс педагогических задач, направленных на развитие творческой индивидуальности ребенка и формирование положительной концепции личностного «я»:
- приобщать детей к основам художественной и коммуникативной культуры через обучение разным видам деятельности;
- формировать уверенность в своих силах;
- укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- учить уважать мнение сверстников и окружающих людей;
- воспитывать интерес к истории своей семьи, своего народа, своей Родины;
- создавать социокультурное пространство для развития у ребенка эстетического отношения к окружающему миру;
- поддерживать у родителей интерес к проведению совместных мероприятий.
Досуговые мероприятия осуществляются в дошкольном учреждении по ряду важных причин:
- подготовка к празднику является отличным катализатором для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Дошкольники разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а с целью показать собственное мастерство родителям на празднике, да еще получить за это презенты, которые занимают не последнее место в мотивации ребенка.
- праздник наглядно демонстрирует родителям, чему обучился их ребенок за последние несколько месяцев посещения дошкольного учреждения. У родителей появляется возможность приобрести представление о том, какие у ребенка отношения с коллективом и с другими детьми.
- праздник дает возможность родителям сопоставить умения собственного малыша с умениями сверстников, и, возможно, отметить какие-то проблематичные моменты, над которыми следует потрудиться дома.
Требования, которые необходимо учитывать при организации совместных семейных праздников:
- обращать внимание на то, чтобы содержание праздников включало работу с детьми по вопросам здоровья, воспитания и развития, что позволяет сформировать у родителей представление о необходимости всестороннего развития личности ребёнка;
- показать родителям такое содержание работы с детьми, которое они могут осуществить в домашних условиях;
- включать в сценарий праздника игровые задания для детей и их родителей;
- не допускать нравоучений в адрес родителей;
- избегать соревновательных ситуаций между участниками мероприятий;
- демонстрировать в работе с детьми и родителями следующее: профессиональные качества: заинтересованность, искреннее и доброжелательное отношение ко всем присутствующим.
Алгоритм подготовки к семейным праздникам:
- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
- - консультации для родителей;
- - составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
- - распределение ролей взрослых;
- - изготовление пригласительных билетов;
- - подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
- - составление памятки-помощницы для родителей и для детей;
- - индивидуальные встречи и консультации;
- - изготовление атрибутов, пособий.
Развлечения имеют немного другую классификацию.
По форме организации:
- музыкально-тематические вечера;
- развлечения зрелищного характера;
- концерты детской художественной
самодеятельности;
- вечера-забавы;
- спортивные развлечения.
По характеру подготовки и проведения:
- подготовлены взрослыми;
- подготовлены детьми;
- подготовлены детьми и взрослыми.
Оптимальные пути организации сотрудничества педагогов и родителей:
- использование развивающих технологий, методов и приемов, обеспечивающих плодотворное взаимодействие всех участников педагогического процесса;
- создание развивающей предметно-пространственной среды учреждения, отвечающей индивидуальным интересам и потребностям дошкольника;
- становление доверительных и партнерских отношений с родителями;
- вовлечение семьи в единое образовательное пространство;
- обеспечение преемственности воспитания в семье и в дошкольном образовательном учреждении;
- содействие в возрождении и сохранении традиций народной педагогики;
- оказание поддержки в овладении родителями психолого-педагогической культурой, гуманистическим подходом к ребёнку.
Вывод:
Проведение совместных праздников и развлечений направленно на развитие воображения, эстетического восприятия, образного и творческого мышления, нравственных качеств личности. Так же оно в полной мере способствует всестороннему развитию ребенка, помогает преодолевать трудности, вносит радость общения в его жизнь, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания ребенка с родителями.