СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с родителями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведение совместных праздников и развлечений направленно на развитие воображения, эстетического восприятия, образного и творческого мышления, нравственных качеств личности. Так же оно в полной мере способствует всестороннему развитию ребенка, помогает преодолевать трудности, вносит радость общения в его жизнь, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания ребенка с родителями.

Просмотр содержимого документа
«Работа с родителями»

  « Организация сотрудничества педагогов и родителей в вопросах всестороннего развития личности ребенка»        Выполнил воспитатель МБДОУ № 41 «ОЛИМПИЙСКИЙ» Г. ЕНАКИЕВО Сорокина Елена Анатольевна

« Организация сотрудничества педагогов и родителей в вопросах всестороннего развития личности ребенка»

Выполнил воспитатель

МБДОУ № 41 «ОЛИМПИЙСКИЙ»

Г. ЕНАКИЕВО

Сорокина Елена Анатольевна

Цель выпускной работы:  Определить оптимальные пути организации сотрудничества педагогов и родителей в вопросах всестороннего развития личности ребенка.

Цель выпускной работы:

Определить оптимальные пути организации сотрудничества педагогов и родителей в вопросах всестороннего развития личности ребенка.

 Задачи исследования:   Рассмотреть теоретические основы организации сотрудничества педагогов и родителей в вопросах всестороннего развития личности ребенка. Раскрыть практические аспекты взаимодействия всех участников педагогического процесса в условиях ДОУ. Выявить и обосновать оптимальные пути организации сотрудничества педагогов и родителей.

Задачи исследования:

  • Рассмотреть теоретические основы организации сотрудничества педагогов и родителей в вопросах всестороннего развития личности ребенка.
  • Раскрыть практические аспекты взаимодействия всех участников педагогического процесса в условиях ДОУ.
  • Выявить и обосновать оптимальные пути организации сотрудничества педагогов и родителей.
Объект: формы и виды взаимодействия педагогов и родителей в вопросах всестороннего развития личности ребенка. Предмет: организационно-педагогические условия сотрудничества педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, психолого-педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.

Объект: формы и виды взаимодействия педагогов и родителей в вопросах всестороннего развития личности ребенка.

Предмет: организационно-педагогические условия сотрудничества педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, психолого-педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.

Этапы исследования:   Первый этап (март 2021) – поисково-констатирующий. Это этап теоретического осмысления проблемы исследования, изучения состояния ее разработанности в научно–методической литературе. Осуществлялся и анализ практического состояния проблемы, определялись теоретические и методологические основы исследования.   Второй этап (апрель 2021) – проведение опытно-экспериментальной работы. Разработка и апробация методики работы. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.   Третий этап (май 2021) – контрольно-обобщающий, на котором изучались итоги контрольного этапа экспериментальной работы, проводилась систематизация и обобщение результата, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись полученные данные исследования.

Этапы исследования:

Первый этап (март 2021) – поисково-констатирующий. Это этап теоретического осмысления проблемы исследования, изучения состояния ее разработанности в научно–методической литературе. Осуществлялся и анализ практического состояния проблемы, определялись теоретические и методологические основы исследования.

Второй этап (апрель 2021) – проведение опытно-экспериментальной работы. Разработка и апробация методики работы. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.

Третий этап (май 2021) – контрольно-обобщающий, на котором изучались итоги контрольного этапа экспериментальной работы, проводилась систематизация и обобщение результата, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись полученные данные исследования.

Раздел 1. Теоретические основы организации сотрудничества педагогов и родителей в вопросах всестороннего развития личности ребенка   1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации сотрудничества педагогов и родителей в вопросах всестороннего развития личности ребенка

Раздел 1. Теоретические основы организации сотрудничества педагогов и родителей в вопросах всестороннего развития личности ребенка

 

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации сотрудничества педагогов и родителей в вопросах всестороннего развития личности ребенка

  Первый детский сад как педагогическое учреждение был организован в 1802 году в Нью-Ланарке (Шотландия) социалистом-утопистом Р. Оуэном - так называемая «школа для малышей». Название - «детский сад» - было придумано в 1837 году педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фрёбелем, который создал учреждение для игр и занятий детей младшего возраста в городе Бад-Бланкенбурге.

Первый детский сад как педагогическое учреждение был организован в 1802 году в Нью-Ланарке (Шотландия) социалистом-утопистом Р. Оуэном - так называемая «школа для малышей». Название - «детский сад» - было придумано в 1837 году педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фрёбелем, который создал учреждение для игр и занятий детей младшего возраста в городе Бад-Бланкенбурге.

   Первым в России «детским садом» было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович (1840-1933), которое она открыла вместе с мужем в 1866 году в Петербурге, предварительно ознакомившись с работой детских садов Швейцарии. Заведение принимало в себя детей 3-8 лет, «сад» был платным. Первая отечественная «садовница» А.С. Симонович, считала, что в воспитании детей в возрасте от 3 до 8 лет семье должен помогать детский сад. Ибо воспитание детей является не частным делом, а общественной обязанностью родителей.

Первым в России «детским садом» было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович (1840-1933), которое она открыла вместе с мужем в 1866 году в Петербурге, предварительно ознакомившись с работой детских садов Швейцарии. Заведение принимало в себя детей 3-8 лет, «сад» был платным. Первая отечественная «садовница» А.С. Симонович, считала, что в воспитании детей в возрасте от 3 до 8 лет семье должен помогать детский сад. Ибо воспитание детей является не частным делом, а общественной обязанностью родителей.

В советский период проблемой сотрудничества родителей и ДОУ занимались такие выдающиеся ученые и педагоги, как: П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко В.А. Сухомлинский, И.В. Гребенников А.М. Низова, Г.И. Лёгенький Н.П. Харитонова, О.Л. Зверев

В советский период

проблемой сотрудничества

родителей и ДОУ занимались такие выдающиеся ученые и педагоги, как:

П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий,

А.С. Макаренко

В.А. Сухомлинский, И.В. Гребенников

А.М. Низова, Г.И. Лёгенький

Н.П. Харитонова, О.Л. Зверев

«Прогнозирование развития дошкольного образования в России до 2010 года», подготовленные сотрудниками Института развития дошкольного образования РАО: доктором психологических наук В.И. Слободчиковым, В.А. Петровским, С.Г. Якобсон и др.:

«Прогнозирование развития дошкольного образования в России до 2010 года», подготовленные сотрудниками Института развития дошкольного образования РАО: доктором психологических наук В.И. Слободчиковым, В.А. Петровским, С.Г. Якобсон и др.:

 Трансформация статуса единого «общественного дошкольного воспитания» в «дошкольное образование» - открытую систему, в рамках которой избирательно удовлетворяются образовательные потребности разных слоев населения за счет возникновения сети негосударственных дошкольных образовательных учреждений. Эта система более оперативно реагирует на запросы родителей и образовательного учреждения. Смена унифицированного «детского сада» разными видами и типами дошкольных учреждений для обеспечения преемственности дошкольного и общего среднего образования (центры развития, дошкольные группы на базе школ и др.) Смена типовой общей программы вариативными, инновационными разработками «сквозных», интегрированных образовательных программ и технологий, увеличение интенсивности психологического сопровождения образовательного процесса.
  • Трансформация статуса единого «общественного дошкольного воспитания» в «дошкольное образование» - открытую систему, в рамках которой избирательно удовлетворяются образовательные потребности разных слоев населения за счет возникновения сети негосударственных дошкольных образовательных учреждений. Эта система более оперативно реагирует на запросы родителей и образовательного учреждения.
  • Смена унифицированного «детского сада» разными видами и типами дошкольных учреждений для обеспечения преемственности дошкольного и общего среднего образования (центры развития, дошкольные группы на базе школ и др.)
  • Смена типовой общей программы вариативными, инновационными разработками «сквозных», интегрированных образовательных программ и технологий, увеличение интенсивности психологического сопровождения образовательного процесса.
 Сотрудничество педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через: приобщение родителей к педагогическому процессу; расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения; пребывание родителей на занятиях в удобное для них время; создание условий для творческой самореализации педагогов, детей, родителей; информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, с его воспитывающей и развивающей средой; разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

Сотрудничество педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

  • приобщение родителей к педагогическому процессу;
  • расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
  • пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
  • создание условий для творческой самореализации педагогов, детей, родителей;
  • информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, с его воспитывающей и развивающей средой;
  • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
объединение усилий педагога и родителей в совместной деятельности по всестороннему развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, интересов, способностей и предшествующего опыта;   проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка;   уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения
  • объединение усилий педагога и родителей в совместной деятельности по всестороннему развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, интересов, способностей и предшествующего опыта;
  •   проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка;
  •   уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения
 Принципы организации совместной работы педагогов и родителей:   Открытость детского сада для семьи; Сотрудничество педагогов и родителей в вопросах воспитания и образования  детей; Создание пространственной предметно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к всестороннему развитию личности в семье и ДОУ; Мониторинг и диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Принципы организации совместной работы педагогов и родителей:

  • Открытость детского сада для семьи;
  • Сотрудничество педагогов и родителей в вопросах воспитания и образования  детей;
  • Создание пространственной предметно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к всестороннему развитию личности в семье и ДОУ;
  • Мониторинг и диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
  Формы взаимодействия  педагогов и родителей:   Традиционные:  коллективные  индивидуальные Нетрадиционные

Формы взаимодействия педагогов и родителей:

Традиционные:

коллективные

индивидуальные

Нетрадиционные

Комплекс педагогических задач, направленных на развитие творческой индивидуальности ребенка и формирование положительной концепции личностного «я»:   приобщать детей к основам художественной и коммуникативной культуры через обучение разным видам деятельности; формировать уверенность в своих силах; укреплять физическое и психическое здоровье детей; учить уважать мнение сверстников и окружающих людей; воспитывать интерес к истории своей семьи, своего народа, своей Родины; создавать социокультурное пространство для развития у ребенка эстетического отношения к окружающему миру; поддерживать у родителей интерес к проведению совместных мероприятий.

Комплекс педагогических задач, направленных на развитие творческой индивидуальности ребенка и формирование положительной концепции личностного «я»:

  • приобщать детей к основам художественной и коммуникативной культуры через обучение разным видам деятельности;
  • формировать уверенность в своих силах;
  • укреплять физическое и психическое здоровье детей;
  • учить уважать мнение сверстников и окружающих людей;
  • воспитывать интерес к истории своей семьи, своего народа, своей Родины;
  • создавать социокультурное пространство для развития у ребенка эстетического отношения к окружающему миру;
  • поддерживать у родителей интерес к проведению совместных мероприятий.
Досуговые мероприятия осуществляются в дошкольном учреждении по ряду важных причин:   подготовка к празднику является отличным катализатором для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Дошкольники разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а с целью показать собственное мастерство родителям на празднике, да еще получить за это презенты, которые занимают не последнее место в мотивации ребенка. праздник наглядно демонстрирует родителям, чему обучился их ребенок за последние несколько месяцев посещения дошкольного учреждения. У родителей появляется возможность приобрести представление о том, какие у ребенка отношения с коллективом и с другими детьми. праздник дает возможность родителям сопоставить умения собственного малыша с умениями сверстников, и, возможно, отметить какие-то проблематичные моменты, над которыми следует потрудиться дома.

Досуговые мероприятия осуществляются в дошкольном учреждении по ряду важных причин:

  • подготовка к празднику является отличным катализатором для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Дошкольники разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а с целью показать собственное мастерство родителям на празднике, да еще получить за это презенты, которые занимают не последнее место в мотивации ребенка.
  • праздник наглядно демонстрирует родителям, чему обучился их ребенок за последние несколько месяцев посещения дошкольного учреждения. У родителей появляется возможность приобрести представление о том, какие у ребенка отношения с коллективом и с другими детьми.
  • праздник дает возможность родителям сопоставить умения собственного малыша с умениями сверстников, и, возможно, отметить какие-то проблематичные моменты, над которыми следует потрудиться дома.
Требования, которые необходимо учитывать при организации совместных семейных праздников:   обращать внимание на то, чтобы содержание праздников включало работу с детьми по вопросам здоровья, воспитания и развития, что позволяет сформировать у родителей представление о необходимости всестороннего развития личности ребёнка; показать родителям такое содержание работы с детьми, которое они могут осуществить в домашних условиях; включать в сценарий праздника игровые задания для детей и их родителей; не допускать нравоучений в адрес родителей; избегать соревновательных ситуаций между участниками мероприятий; демонстрировать в работе с детьми и родителями следующее: профессиональные качества: заинтересованность, искреннее и доброжелательное отношение ко всем присутствующим.

Требования, которые необходимо учитывать при организации совместных семейных праздников:

  • обращать внимание на то, чтобы содержание праздников включало работу с детьми по вопросам здоровья, воспитания и развития, что позволяет сформировать у родителей представление о необходимости всестороннего развития личности ребёнка;
  • показать родителям такое содержание работы с детьми, которое они могут осуществить в домашних условиях;
  • включать в сценарий праздника игровые задания для детей и их родителей;
  • не допускать нравоучений в адрес родителей;
  • избегать соревновательных ситуаций между участниками мероприятий;
  • демонстрировать в работе с детьми и родителями следующее: профессиональные качества: заинтересованность, искреннее и доброжелательное отношение ко всем присутствующим.
Алгоритм подготовки  к семейным праздникам:    выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов; - консультации для родителей; - составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей; - распределение ролей взрослых; - изготовление пригласительных билетов; - подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен); - составление памятки-помощницы для родителей и для детей; - индивидуальные встречи и консультации; - изготовление атрибутов, пособий.

Алгоритм подготовки к семейным праздникам:

  • выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
  • - консультации для родителей;
  • - составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
  • - распределение ролей взрослых;
  • - изготовление пригласительных билетов;
  • - подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
  • - составление памятки-помощницы для родителей и для детей;
  • - индивидуальные встречи и консультации;
  • - изготовление атрибутов, пособий.
Развлечения имеют немного другую классификацию.  По форме организации:  - музыкально-тематические вечера; - развлечения зрелищного характера; - концерты детской художественной  самодеятельности; - вечера-забавы; - спортивные развлечения.  По характеру подготовки и проведения: - подготовлены взрослыми; - подготовлены детьми; - подготовлены детьми и взрослыми.

Развлечения имеют немного другую классификацию.

По форме организации:

- музыкально-тематические вечера;

- развлечения зрелищного характера;

- концерты детской художественной

самодеятельности;

- вечера-забавы;

- спортивные развлечения.

По характеру подготовки и проведения:

- подготовлены взрослыми;

- подготовлены детьми;

- подготовлены детьми и взрослыми.

Оптимальные пути организации сотрудничества  педагогов и родителей:   использование развивающих технологий, методов и приемов, обеспечивающих плодотворное взаимодействие всех участников педагогического процесса; создание развивающей предметно-пространственной среды учреждения, отвечающей индивидуальным интересам и потребностям дошкольника; становление доверительных и партнерских отношений с родителями; вовлечение семьи в единое образовательное пространство; обеспечение преемственности воспитания в семье и в дошкольном образовательном учреждении; содействие в возрождении и сохранении традиций народной педагогики; оказание поддержки в овладении родителями психолого-педагогической культурой, гуманистическим подходом к ребёнку.

Оптимальные пути организации сотрудничества педагогов и родителей:

  • использование развивающих технологий, методов и приемов, обеспечивающих плодотворное взаимодействие всех участников педагогического процесса;
  • создание развивающей предметно-пространственной среды учреждения, отвечающей индивидуальным интересам и потребностям дошкольника;
  • становление доверительных и партнерских отношений с родителями;
  • вовлечение семьи в единое образовательное пространство;
  • обеспечение преемственности воспитания в семье и в дошкольном образовательном учреждении;
  • содействие в возрождении и сохранении традиций народной педагогики;
  • оказание поддержки в овладении родителями психолого-педагогической культурой, гуманистическим подходом к ребёнку.
 Вывод:    Проведение совместных праздников и развлечений направленно на развитие воображения, эстетического восприятия, образного и творческого мышления, нравственных качеств личности. Так же оно в полной мере способствует всестороннему развитию ребенка, помогает преодолевать трудности, вносит радость общения в его жизнь, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания ребенка с родителями.

Вывод:

Проведение совместных праздников и развлечений направленно на развитие воображения, эстетического восприятия, образного и творческого мышления, нравственных качеств личности. Так же оно в полной мере способствует всестороннему развитию ребенка, помогает преодолевать трудности, вносит радость общения в его жизнь, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания ребенка с родителями.