Комлева Е.И., Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 18, г. Нижний Тагил, Свердловская область
Работа с родителями.
Форма работы: совместный урок с родителями.
1 класс
Тема: Дар
Цель: социокультурное наполнение категории «дар»
Задачи:
1. Развитие способности ценить дары, данные человеку свыше. Достижение социокультурного результата: прочувствованное восприятие.
2. Воспитание заботливого отношения друг к другу, родителям и окружающим.
3. Развитие общения в группе, ориентация на заимопонимание.
Оборудование: наглядность, учебник «Азбука Истоков» Е.Ю.Давыдовой, И.А.Кузьмина, Г.И.Комлевой, страничка из «Моей первой книги», инструменты для работы с глиной, глина.
Ход урока:
1. Вступительная беседа.
- Тема сегодняшнего урока «Дар». Посмотрите внимательно на слово, что вы замечаете? (В нем 2 слова дар и рад).
- Составьте предложения со словами «дар» и «радость».
(Дар приносит всем радость,…)
- Сегодня мы попробуем ответить на вопросы: что такое дар?, какие есть бесценные дары? И как человек должен принимать их?
- О каком великом даре, который дается человеку, говорится в этих словах?
Я родился – и к вам пришла радость,
Я родился – и вы обрели бесценный дар,
Я родился – и дом наполнился любовью,
Я родился и вам дано утешение.
(- О великом даре жизни. Дар иметь детей, дар любви, дар радости).
Основной этап
Ресурсный круг
- А что еще человеку дается свыше в дар? Ресурсный круг (дети, родители).
Посмотрите, человеку много чего дано в дар от бога, но человек не всегда знает, что с этим делать, как распорядиться этими дарами.
Сейчас я предлагаю выполнить работу в группе, т.е. в паре родитель + ребенок – заполнить страницу «Моей первой книги. Как ее заполнять, все инструкции вы найдете на листочке.
Задания для группы
1. Что для человека является великим даром? Обведи в овал свое решение.
жизнь речь
семья машина
модная одежда талант
добро любовь
родина веселые развлечения
здоровье
2. Что бы ты хотел еще дополнить?
________________ _________________
________________ _________________
3. Какие дары ты считаешь для себя самыми ценными?
________________ __________________
________________ __________________
________________ __________________
4. Что тебе дано в дар свыше? Каким даром обладаешь ты?
________________ _________________
________________ _________________
5. Когда человеку дается великий дар, как он должен себя вести? Что делать? Зачеркни лишнее на твой взгляд.
- радоваться
- быть благодарным
- использовать этот дар
на пользу другим
- злиться
- использовать его, чтобы возвыситься над другими людьми
- насмехаться над менее одаренными и слабыми
- впадать в уныние.
После работы в группах опрос :
- Что для вас не является великим даром?
- Какие дары вы дополнили?
- Самые ценные дары на ваш взгляд?
- Каким даром обладаете вы?
- Что должен делать человек, если он одарен свыше?
Откройте с.20-21 Азбуку. Мы познакомимся с произведением Ф.М.Достоевского «Дар».
- Каким бесценным даром обладал мальчик в этом стихотворении?
Чтение стихотворения учителем или учениками.
ДАР
Крошку-ангела в сочельник
Бог на землю посылал:
Как пойдешь ты через ельник, —
Он с улыбкою сказал, —
Елку срубишь, и малютке
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дай, как память обо Мне».
И смутился ангел-крошка:
«Но кому же мне отдать?
Как узнать, на ком из деток
Будет Божья благодать?»
«Сам увидишь», — Бог ответил.
И небесный гость пошел.
Месяц встал уж, путь был светел
И в огромный город вел.
Всюду праздничные речи,
Всюду счастье деток ждет...
Вскинув елочку на плечи,
Ангел с радостью идет...
Загляните в окна сами, —
Там большое торжество!
Елки светятся огнями,
Как бывает в Рождество.
И из дома в дом поспешно
Ангел стал переходить,
Чтоб узнать, кому он должен
Елку Божью подарить.
И на улице встречает
Ангел крошку, — он стоит,
Елку Божью озирает, —
И восторгом взор горит.
«Елка! Елочка! — захлопал
Он в ладоши. — Жаль, что я
Этой елки недостоин
И она не для меня...
Но снеси ее сестренке,
Что лежит у нас больна.
Сделай ей такую радость, —
Стоит елочки она!
Пусть не плачется напрасно!»
Мальчик ангелу шепнул.
И с улыбкой ангел ясный
Елку крошке протянул.
И тогда каким-то чудом
С неба звезды сорвались
И, сверкая изумрудом,
В ветки елочки вплелись.
Елка искрится и блещет, —
Ей небесный символ дан;
И восторженно трепещет
Изумленный мальчуган...
И, любовь узнав такую,
Ангел, тронутый до слез,
Богу весточку благую,
Как бесценный дар, принес.
Ф.М. Достоевский
Работа над текстом
- Какому ребенку бог велел ангелу подарить праздничную елочку?
(зачитайте)
- Почему ангел подарил эту елочку мальчику, который считал, что
он ее не достоин?
- Что за бесценный дар принес ангел богу? (весточку благую)
- Что за весточку благую? (что на земле есть любовь, милосердие,
добро, забота, чуткость, сострадание).
- А какие настоящие бесценные дары может сделать обычный
человек другому? (жизнь,
- А какой человек способен делать дары другому? (добрый, любящий…)
Ангел-хранитель в стихотворении Достоевского «Дар» - принес счастье и радость в семью маленького мальчика. Сегодня мы попробуем все вместе сделать символ ангела-хранителя, который дается нам тоже свыше. Этот колокольчик – символ принесет в вашу семью мир и согласие, радость и счастье, так как в него вы вложили тепло ваших рук и сердец, любовь и добро. (Работа с глиной).
Рефлексия
После того, как работа закончена, ученик или учитель читает стихотворение, держа в руке уже готовую фигурку ангела.
Научи меня молиться,
Добрый Ангел, научи.
Уст твоих благоуханьем
Чувства черствые смягчи!
Да во глубь души проникнут
Солнца вечные лучи,
Да в груди моей забьется
Благодатных слез ключи!
(держит, готова поделиться и звенит, передает всем по очереди).
Ангел наш, звони, звони,
Счастье, радость нам неси!
Сейчас каждый из нас позвонит в колокольчик Ангела и скажет, что бы он мог принести в дар своим близким, дорогим людям.
А наш добрый Ангел поможет нам в этом, даст нам силы справиться с трудностями и принесет любовь и радость.
6
Комлева Е.И., Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 18, г. Нижний Тагил, Свердловская область