Мастер-класс «Работа с текстом»
М.М. Бахтин (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете или интернете, SMS-сообщение, заявление о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы. Сегодня на моем мастер классе мы тоже будет работать с текстом.
Сегодня я в виде практикума попытаюсь донести до вас, как можно сделать так, чтоб дети в интересной и хаотичной форме смогли познакомиться с текстом.
Сначала вам нужно разделиться на 4 группы. Перед вами текст «ртуть», а на доске таблица, где вы будете делать свои пометки. Для начала, попытайтесь найти в тексте самое длинное предложение и в 1 столбик запишите количество слов в предложении. (19).
Теперь нужно найти самое длинное слово и записать количество букв(14), далее самое короткое слово(2). Следующий столбик-сколько точек в тексте. (11) Последний- сколько БУКВв НЕПОНЯТНОМ слове?(9, 6); Сколько слов, которые начинаются на букву П? ( ).
Теперь взгляните на таблицу, если есть несогласия, то посоветуясь, придите к одному мнению.
Особо подчеркнём, что такое непритязательное, поверхностное знакомство создает очень благоприятные условия для дальнейшего углубленного изучения содержания напечатанного.
В таком случае возможна «бесцельная» манипуляция, блуждание, по ходу которой ученикам в незнакомом и пугающем тексте начинают открываться хорошо знакомые стороны. Впечатление незнакомого проходит.
Теперь мы вам раздаем те же тексты, но уже часть текста отсутствует. Ваша задача- дополнить текст на основе поверхностного знакомства с текстом. Оценку выставляем на таблице.
Возвращаемся к тексту. Теперь мне важно, насколько хорошо ученики поняли содержание текста. Для этого я могу задать вопросы по содержанию текста.
Сами по себе задания, казалось бы, не вызывают сомнений в готовности учителя к уроку. Но уже первое запланированное задание может не заинтересовать учеников. В ответах они могут быть лаконичны и равнодушны. Не реагируя на пассивность класса, мы можем продолжать задавать вопросы, вытягивая из учеников запланированные ответы, не обращая внимания на насильственный характер такого «мертвого» общения. Видимость урока обеспечивается. Ученики, как обычно, замкнуты, пассивны. Они не поднимают рук, неохотно перелистывают страницы, прячут глаза. Те, кого вызывает учитель, встают с места очень медленно.
В этом случае можно умело использовать следующий прием: «Шапка» вопросов», в своё время подробно разработанное А.П.Ершово. .
Каждый участвующий бросает в «шапку» три записки, на каждой из которых им был записан вопрос (по литературному или изобразительному тексту). На каждой записке свой тип вопроса:
1. Вопрос, проверяющий знание текста.
2. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать (по тексту).
3. Вопрос по выяснению другого мнения о тексте и сравнению его со своим.
___Отвечают на вопросы все ученики. Для этого они подходят к «шапке» и вынимают одну из бумажек. И возвращаются на место для подготовки.
___Во время выполнения задания хорошо и доступно для детей раскрывается понятие «интересного» и «неинтересного» как самого вопроса, так и ответа на него. Поэтому данное задание имеет своеобразную связь с художественным воспитанием.
Приложение 1
Ртуть
Разлитая ртуть начинает медленно испаряться. Ртуть в виде пара пагубно действует на живые организмы и постепенно развивается тяжелое хроническое отравление. Крошатся и выпадают зубы, выпадают волосы, человек чахнет. Процесс действия смертельной болезни очень напоминает туберкулез.
Когда жидкая ртуть проливается на стол или пол, ее надо тщательно собрать и нейтрализовать. Ртуть в виде больших капель собирают на бумажку, маленькие собирают медным прутиком- с медью она образовывает амальгаму. Еще лучше сделать так: капли ртути собирать металлическим стержнем, предварительно охлажденным «сухим льдом» - тогда ртуть примерзает к холодному металлу. Ртуть, которая закатилась в щели, нейтрализуют химическим способом.
Древние греки и римляне использовали ртуть для очистки золота, знали о токсичности ее соединений, в частности сулемы.
Приложение 2
Амальга́ма (ср.-век. лат. amalgama — сплав) — жидкие или твёрдые сплавы ртути с другими металлами. Также амальгама может быть раствором ведущих себя аналогично металлам ионных комплексов (например, аммония).
Сулема. сулемы, мн. нет, ж. [от латин. sublimis – высокий]. Сильно ядовитый белый порошок хлорной ртути, употр. в технике и медицине.