СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом в системно-деятельностном подходе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация знакомит с некоторыми приемами работы с текстом. Данные приемы могут быть использованы практически на всех уроках

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом в системно-деятельностном подходе»

Работа с текстом в системно-деятельностном подходе Шабловская Зоя Ивановна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей№8»

Работа с текстом в системно-деятельностном подходе

Шабловская Зоя Ивановна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей№8»

Системно-деятельностный подход В педагогической практике в соответствии с содержанием ООО метапредметные образовательные результаты должны достигаться в комплексе, в системе.

Системно-деятельностный подход

В педагогической практике в соответствии с содержанием ООО метапредметные образовательные результаты должны достигаться в комплексе, в системе.

Деятельностный подход – позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путём простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности. Системно-деятельностный подход – деятельностный подход, основывающийся на общих законах теории деятельности. Теория деятельности  Г. П. Щедровицкого (социотехническая версия) Теория деятельности Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и др.(психологическая версия) Общая теория деятельности Г. П. Щедровицкого, О. С. Анисимова Теория учебной деятельности В. В. Давыдова СД-педагогика «Школа 2000 …» Л. Г. Петерсон

Деятельностный подход –

позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путём простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности.

Системно-деятельностный подход – деятельностный подход, основывающийся на общих законах теории деятельности.

Теория деятельности

Г. П. Щедровицкого

(социотехническая версия)

Теория деятельности

Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и др.(психологическая версия)

Общая теория деятельности

Г. П. Щедровицкого,

О. С. Анисимова

Теория учебной деятельности В. В. Давыдова

СД-педагогика

«Школа 2000 …» Л. Г. Петерсон

Основные цели  системно-деятельностного подхода Научить учащихся самостоятельно учиться, т.е. в будущем уметь определиться в ситуации необходимости или желания освоить новую специальность или профессию. Помочь освоить ключевые компетенции (умения), которые позволят им успешно социализироваться в современном мире. Например, формируем профессиональные компетенции.

Основные цели системно-деятельностного подхода

  • Научить учащихся самостоятельно учиться, т.е. в будущем уметь определиться в ситуации необходимости или желания освоить новую специальность или профессию.
  • Помочь освоить ключевые компетенции (умения), которые позволят им успешно социализироваться в современном мире. Например, формируем профессиональные компетенции.
Типичные приемы технологии РКМЧП Составление списка известной информации за одну минуту. Рассказ-предположение на основе ключевых слов (терминов). Перепутанные логические цепочки (систематизация и ранжирование). Верное и неверное утверждение. Графическая систематизация материала (таблицы, кластеры). Система маркировки текста (insert). Чтение с остановками. Записи по ходу чтения. Сравнительные таблицы. Написание творческих работ.

Типичные приемы технологии РКМЧП

  • Составление списка известной информации за одну минуту.
  • Рассказ-предположение на основе ключевых слов (терминов).
  • Перепутанные логические цепочки (систематизация и ранжирование).
  • Верное и неверное утверждение.
  • Графическая систематизация материала (таблицы, кластеры).
  • Система маркировки текста (insert).
  • Чтение с остановками.
  • Записи по ходу чтения.
  • Сравнительные таблицы.
  • Написание творческих работ.
«Ромашка Блума» Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?» и др. Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?» Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т. д. Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

«Ромашка Блума»

  • Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
  • Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?» и др.
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?».
  • Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
  • Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т. д.
  • Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
«Толстый и тонкий вопросы» ? ? Вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ. 1. Объясните, почему…?  2. В чем различие…?  3. Предположите, что будет, если…?  4. Дайте три объяснения, почему… Вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ. 1. Кто…?  2. Когда…?  3. Как звали…?  4. Согласны ли вы…?

«Толстый и тонкий вопросы»

?

?

Вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ.

1. Объясните, почему…? 2. В чем различие…? 3. Предположите, что будет, если…? 4. Дайте три объяснения, почему…

Вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ.

1. Кто…? 2. Когда…? 3. Как звали…? 4. Согласны ли вы…?

Денотатный граф – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия Люди с помощью языка договариваются благодарят рассуждают устанавливают за помощь законы о мудрых вещах с другими людьми Тема урока: «Язык и общение»

Денотатный граф – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия

Люди

с помощью языка

договариваются

благодарят

рассуждают

устанавливают

за помощь

законы

о мудрых вещах

с другими людьми

Тема урока: «Язык и общение»

Чтение с остановками  Чтение – это, прежде всего, диалог. Диалог с самим собой. Текст не должен быть знаком учащимся. Текст заранее делится на части. Задания и вопросы к тексту формулируются с учетом иерархии уровней познавательной деятельности (по Б. Блуму).

Чтение с остановками

Чтение – это, прежде всего, диалог. Диалог с самим собой.

  • Текст не должен быть знаком учащимся.
  • Текст заранее делится на части.
  • Задания и вопросы к тексту формулируются с учетом иерархии уровней познавательной деятельности (по Б. Блуму).
Дневники Форма двухчастного дневника Форма трёхчастного дневника Цитата Комментарии Цитата Комментарии. Вопросы к учителю Почему эта цитата привлекла ваше внимание

Дневники

  • Форма двухчастного дневника
  • Форма трёхчастного дневника

Цитата

Комментарии

Цитата

Комментарии.

Вопросы к учителю

Почему эта цитата привлекла ваше внимание

Бортовой журнал Что мне известно по данной теме? / Предположения Что нового я узнал из текста? / Новая информация Список известной информации и ее систематизация. Ответы на вопросы учителя. Ключевые слова.

Бортовой журнал

Что мне известно по данной теме? / Предположения

Что нового я узнал из текста? / Новая информация

  • Список известной информации и ее систематизация.
  • Ответы на вопросы учителя.
  • Ключевые слова.
Стратегия «Фишбоун»

Стратегия «Фишбоун»

Приём «Зигзаг»

Приём «Зигзаг»

Приём «Чтение, суммирование прочитанного в парах» Вопросы Доклад

Приём «Чтение, суммирование прочитанного в парах»

Вопросы

Доклад

Стратегия создания текста I. Инвентаризация. Записываем все, что сможем записать по данному поводу. Размещаем рисунки, схемы, фотографии, обрывки фраз. II. Составление чернового варианта. III. Правка. IV. Саморедактирование. V. Публикация (презентация).

Стратегия создания текста

I. Инвентаризация. Записываем все, что сможем записать по данному поводу. Размещаем рисунки, схемы, фотографии, обрывки фраз.

II. Составление чернового варианта.

III. Правка.

IV. Саморедактирование.

V. Публикация (презентация).

Социо-игровое задание РАФТ Р ОЛЬ А УДИТОРИЯ Ф ОРМА Т ЕМА Ход работы: Выбор темы, роли, аудитории, формы. Обсуждение выбранных параметров в группе, паре. Письмо. Правка. Читка в «писательском кресле». Работа в группах.

Социо-игровое задание РАФТ

Р ОЛЬ А УДИТОРИЯ Ф ОРМА Т ЕМА

Ход работы:

  • Выбор темы, роли, аудитории, формы.
  • Обсуждение выбранных параметров в группе, паре.
  • Письмо.
  • Правка.
  • Читка в «писательском кресле».
  • Работа в группах.
буктрейлер Буктрейлер – это короткий видеорассказ о книге на 2-3 минуты. Он может быть создан в формате презентации, постановочного видео или с использованием современных спецэффектов и анимации. Это новый жанр рекламно- иллюстративного характера, объединяющий литературу, визуальное искусство и электронные интернет-технологии.

буктрейлер

Буктрейлер – это короткий видеорассказ о книге на 2-3 минуты. Он может быть создан в формате презентации, постановочного видео или с использованием современных спецэффектов и анимации. Это новый жанр рекламно-

иллюстративного характера, объединяющий

литературу, визуальное искусство и электронные интернет-технологии.

Спасибо за внимание!  Успехов в работе!

Спасибо за внимание! Успехов в работе!