Работа социального педагога
с семьей учащегося в условиях закрытого учреждения.
Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Но перед семьей наших воспитанников остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «Родители - ребенок». Эти семьи зачастую не выполняют свои воспитательские функции: не способствуют успешной социализации детей, обеспечению психологического комфорта, эмоционального благополучия ребенка.
Социальная диагностика семей учащихся 2 отряда, определение типа семьи по различным классификациям, позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день полную семью имеют 9% учащихся, это всего 3 человека, 81% (29) учащихся воспитывались в неполных семьях.
По уровню дохода семьи распределяются следующим образом:
№ | Характеристика семейного достатка | 2016 г. |
1 | Работают оба родителя | 6% |
2 | Работает одна мать | 56% |
3 | Работает один отец | - |
4 | Родители безработные | 31% |
5 | Проживают в бараках и общежитиях | 3% |
6 | Обеспеченная семья | 3% |
7 | Средние условия жизни | 47% |
8 | Семья живет ниже черты бедности | 41% |
97% семей – это конфликтные семьи; именно в недрах таких семей скрываются источники алкоголизма, наркомании, криминальные отношения, неврозы и психические расстройства.
Особенности семейной дезадаптации
№ | Характеристика семейного микросоциума | 2016 г. |
1 | Семьи, где пьют оба родителя | 9% |
2 | Семьи, где злоупотребляет спиртным один из родителей | 34% |
3 | Семьи, где родители употребляют наркотики | 0% |
4 | Семьи, где один из родителей лишен родительских прав | 3% |
5 | Семьи, где родители лишены родительских прав | - |
6 | Семьи, где родители находятся в заключении | - |
7 | Семьи, где родители ранее были судимы | 9% |
8 | Имеют судимость другие родственники | 19% |
По типу детско-родительских отношений:
№ | Тип взаимоотношений | Последствия в формировании личности | 2016 г. |
1 | Гиперпротекция (протекция - опека) Слепое обожание, мелочная опека, потакание всем желаниям, ребенок – центр семьи, неоправданная идеализация его родителями. | Торможение социализации, несамостоятельность, инфантильность, эгоизм, своеволие, упрямство, капризность, ложь, завышенная самооценка. | 0% |
2 | Гиперпротекция (авторитарное воспитание) Чрезмерная опека, запреты как система воспитания, чрезмерная требовательность, жестокость в обращении, излишняя строгость, постоянные нотации, грубость в проявлениях родительской власти. | Проблемы в социализации, подавленные желания, неуверенность в себе, страх, коварство, мстительность, обидчивость, озлобленность, попадание в зависимость к более сильным сверстникам, приспособленчество, угодничество, заниженная самооценка. | 3% |
3 | Гипопротекция (безнадзорность). Аморальный пример родителей, полная бесконтрольность, безнадзорность, ребенок как объект постоянных ссор – каждый из родителей стремится привлечь его на свою сторону. | Признание только физической силы, формирование антисоциального идеала, оправдание собственных недостатков, скепсис, злость, агрессивность, лицемерие, приспособленчество, неверие в будущее, недисциплинированность, разочарование, недоверие к взрослым, уход в себя (секс, наркотики), стремление огородиться от окружающих. | 97% |
Однако, несмотря на эти обстоятельства, педагоги училища, как никогда заинтересованы в максимально полном использовании «воспитательного» потенциала семьи.
Социальный фронт семьи – сильнейший фактор формирования личности ребенка. Его влияние нельзя исключить или не учитывать.
В обязанность социального педагога входит контроль за своевременным отправлением писем родителям или лицам их заменяющих:
Список обязательных писем:
1. Извещение о местонахождении ребенка. Письмо содержит информацию о педагогах, закрепленных за подростком, номера телефонов, адрес учреждения с подробным описанием того, как можно доехать до спецучилища.
2. Перечень запрещенных продуктов питания, в случае отправления посылки.
3. Письмо о запрете перевода денежных средств на чужие банковские карты и номера телефонов.
4. Согласие на проведение психолого-медико педагогического обследования ребенка.
При первичной беседе с ребенком, ставлю для себя цель собрать как можно больше информации о значимых для ребенка людях. Примерные вопросы для беседы:
Кто в большей степени принимал участие в твоем воспитании?
К кому чаще обращался за советом, помощью в трудную минуту?
К кому ты сможешь обратиться за помощью, кто поддержит тебя и станет опорой после освобождения?
Важным этапом в разговоре является выяснение номеров телефонов родителей, лиц их заменяющих и близких родственников.
Иногда возникает необходимость «напоминать» родителям, о существовании их ребенка, о том, что ему необходимо чувствовать их поддержку и любовь. Рассказываю по телефону или при личной встрече об особенностях деятельности воспитанника в стенах образовательного учреждения, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах. Однако необходимо помнить об основном правиле взаимодействия с родителями – уважение, которое не должно исключаться никакими обстоятельствами, даже фактами недостойного, неправильного поведения родителей. Родители должны видеть в педагоге, работающем с их ребенком, человека авторитетного, знающего и способного найти решение в любой, самой сложной ситуации.
Подобная работа способствует корректировке семейного воспитания – именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей, радоваться их успехам, гордиться).
На данный момент, практически все дети отряда имеют родительскую поддержку в виде телефонных переговоров, посылок, денежных переводов, личных встреч.
Нельзя не сказать о факторах, тормозящих развитие сотрудничества социальных педагогов с родителями:
- низкая общая и педагогическая культура;
- недооценка роли сотрудничества в воспитательном процессе;
- отсутствие должного внимания к воспитанию детей;
- субъективный подход к оценке поведения и черт характера ребенка;
- переоценка своих воспитательных возможностей;
- безответственность в вопросах воспитания детей;
- аморальность в поведении.
Анализируя опыт взаимодействия с семьями учащихся, можно выделить следующие типы сотрудничества:
- деятельно – продуктивный, характеризующийся большой ответственностью и заинтересованностью жизнью ребенка;
- разумно – согласованный, характеризующийся пониманием задач воспитания, стремлением действовать согласованно, однако реализация задач сдерживается рядом субъективных причин (недостаточность опыта, знаний, низкая педагогическая культура);
- декларативно – согласованный, характеризующийся внешней согласованностью, но внутренней разобщенностью воспитательных усилий педагогов и родителей;
- конфликтный - характеризующийся отсутствием открытости, стремления идти навстречу в решении воспитательных задач, относительно своего ребенка, взаимные упреки, обвинения, но таких семей, к счастью не много.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Список литературы
1. Васильева Э.К. Семья и ее функции. – М., 1988. – 464 с.
2. Шубина А.С. «Педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей» // журнал «Семейная психология и семейная терапия»-№ 4, 2006 г.
3. Шнейдер А.Б. Психология семейных отношений. – М., 2000. – 550 с.