«Мои ученики будут узнавать новое не от меня они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи…»
Иоганн Генрих Песталоцци
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений.
Активные методы обучения предполагают групповую форму работы. Применение групповой работы требует от преподавателя знания некоторых особенностей организации данной формы работы.
Технология группового обучения
Групповая технология — это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.
Цель технологии группового обучения — создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.
Г.К.Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:
I. Подготовка к выполнению группового задания.
1. Постановка познавательной задачи (проблемы).
2. Инструктаж о последовательности работы.
3. Раздача дидактического материала по группам.
II. Групповая работа.
4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
5. Распределение заданий внутри группы.
6. Индивидуальное выполнение задания.
7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой (замечания, дополнения, уточнения и обобщения).
III. Заключительная часть.
9. Сообщение о результатах работы в группах.
10. Анализ познавательной задачи, рефлексия.
11. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.
Роли в группе
- ЧТЕЦ — читает вслух;
- СЕКРЕТАРЬ — записывает что-то от лица группы;
- ДОКЛАДЧИК (спикер) — у доски рассказывает, что решила группа;
- ПЛАНИРОВЩИК — исследует условия задачи и планирует работу;
- ХРОНОМЕТРИСТ (тайм-спикер) — следит за временем.
Чтобы избежать организационных трудностей, учителю следует:
• озвучить и согласовать с детьми правила работы в группах; • следить за соблюдением правил всеми участниками, пресекать излишние недовольства и выражение эмоций, направлять разговоры в позитивное русло; • ставить четкие и понятные временные рамки, следить за регламентом (например, поставить в классе песочные часы или выводить часы на экране, чтобы все дети могли видеть время); • уделять особое внимание детям, непринятым в классном коллективе
Правила работы в группе
- Проявляй активность.
- Слушай друга, не перебивая.
- Говори спокойно и ясно;
- Говори только по делу;
- говори по очереди;
- реагируй жестами и знаками;
- возражая или соглашаясь, смотри на говорящего;
- убедись, что в разговоре участвует каждый;
- обращайся к другу по имени.
Определены принципы формирования групп :
а) желание (дружба); б) по отношению к проблеме, к предмету; в) по уровню познавательной активности: одноуровневые — разноуровневые
Количество людей в группе
1 — 2 класс — 2-3 человека 3 — 4 класс — 4-5 человек
Важно помнить!
Выбор способа формирования групп определяется учителем в зависимости от имеющегося временного ресурса, наличия/отсутствия в классе конфликтов, сложившихся традиций групповой работы и т. д.
При определении количества обучающихся в группе целесообразно учитывать степень их подготовленности к слаженной и эффективной работе, а именно, по мере приобретения соответствующего опыта количество обучающихся в группе может увеличиваться.
Состав групп рекомендуется варьировать. В этом случае дети будут каждый раз учиться взаимодействовать и согласовывать свои действия с разными людьми и иметь больше шансов проявить себя в групповой работе иначе, нежели в предыдущей группе.
При организации групповой работы особое внимание нужно обратить!
- Жесткая регламентация времени на группообразование.
- Нормирование будущей работы.
- Четкость и внятность поставленной задачи.
- Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).
- Недопустима группа из одних только слабых учеников.
- Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить.
- Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.
- Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.
Традиционные способы деления на группы:
1. «По желанию» — т. е. учащиеся сами определяют, с кем они будут работать и объединяются в группы. Способ представляется элементарным, не требует от учителя специальной подготовки, но состав групп, как правило, одинаков.
2. «Как сидите» — т. е. группы формируются по «территориальному признаку» — вместе работают учащиеся, сидящие за одной партой; пары, сидящие за соседними партами; учащиеся, сидящие на одной колонке и т. д. (Способ экономичен по времени, не требует пересадки) Трудности метода: постоянный состав групп; привыкание учащихся; замкнутая коммуникация отдельных учащихся.
2. Приклеивание на спинки стульев до начала занятий карточек с символами или номерами групп. К примеру: обратить внимание на стикеры, которые наклеены на внутренней стороне стола. Какого он цвета? Собраться в группы.
Проблемы деления на группы
В классах бывают дети, которых никто не хочет брать в свою группу. Учитель должен не оставлять ситуацию на самотек, а обыграть ситуацию исключительно в положительном ключе. Например, остался один ребенок, которого никто не взял к себе. Можно заранее составить такие правила, что лишний участник как привилегия достанется той команде, которая выиграет в борьбе за него, то есть каждая команда выскажет свои аргументы, почему этот ученик должен быть в ней. Ученик вступает в победившую команду (здесь дети забывают о своих предпочтениях и поддаются желанию победить).
Игры на сплочение группы
Игры и упражнения на сплочение группы являются важной частью при организации групповой работы.
Цель — объединение участников группы для совместного решения поставленных задач, развитие умения выражать симпатию и уважение друг к другу.
1. «Печатная машинка»
Прежде чем вы начнете работу в группе, я хочу, чтобы вы придумали слово из 6 букв, теперь каждый произнесет одну букву из этого слова по порядку, после каждой буквы хлопок в ладоши.
Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.
Плюсы и минусы групповой работы.
Плюсы:
1Повышается учебная и познавательная мотивация.
2 Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться
неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
3 В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
4 Улучшается психологический климат в классе. Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.
Минусы:
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее
эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
1Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
2 Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
3 При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
4 Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.
Урок русского языка в 3 классе по теме: «Что такое предложение».
Упражнение 18
- Рано, из, пчёлы, ульев, вылетают.
- Птицы, и, весело, звонко, поют.
- Мошки, столбом, вьются.
- Играет, вечером, рыба, на, воде.
- На, села, чайка, воду.
- Ночь, поет, всю, соловей.
- На, ласточки, большой, высоте, летают.
- Поэт, громко, вечером, сверчки, поздно.
- Что нужно сделать, чтобы из слов каждой строки составить предложение? Как это сделать?
- Запишите заголовок и любые три составленных предложения. Разбери предложения по членам.
Урок русского языка в 3 классе по теме: «Как найти в слове окончание».
Задание . Выделите окончание в словах.
Пальто, дерево, слоны, берег, зима, сила, крыша, дом, корабль, стены, доски, леса, сон, уточка, волки, заяц.
Задание . Распределите слова в три группы по родам. Выделите окончания.
Обед, вечер, ворона, молоко, крот, лиса, день, дорога, печаль, крыша, тетрадь, море, великан, туман, утро, конверт, письмо, лето