РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация. Статья посвящена изучению иностранных языков в раннем возрасте. Использование музыки и жестов на уроках иностранного языка помогает учащимся изучать предмет лучше.
Необходимость изучения иностранного языка в раннем возрасте доказана нашими отечественными и зарубежными учеными. Ученые предлагают начать изучение иностранных языков с пяти лет. Они выдвигают веские аргументы в защиту современной нетрадиционной методической системы, ориентированной на психофизиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста (Негневицкая Е.Л., Биш И.Я., Зимняя И.А. и др.)
Изучение иностранного языка в раннем возрасте способствует развитию интереса к предмету «иностранный язык» и благотворно сказывается на математических и коммуникативных способностях детей.
Также учитывая сензитивность (чувствительность) ребенка к восприятию и воспроизведению речи, в раннем возрасте можно развить и сохранить гибкость речевого аппарата для формирования речевой способности человека в течение всей его жизни. Установлено, что в младенчестве (к 8-9 месяцам) ребенок способен правильно произносить звуки любого языка. Если он слышит речь только на одном языке, речевой аппарат настраивается на этот язык и становится «жестким». Так, только 5% приступающих к изучению иностранных языков после 12 лет и старше могут говорить без акцента.
Задача при обучении иностранному языку в раннем возрасте - увлечь детей предметом «иностранный язык» и сохранять эту увлеченность на протяжении всего курса обучения иностранному языку, используя для этого игру как основную форму деятельности ребенка 4-5 лет с сохранением ее в качестве ведущей в работе с детьми 6-7 лет. Начиная с 6 лет, они могут привлекаться к решению коммуникативно-познавательных задач.
Вторая задача - организовать общение на иностранном языке в рамках опорного коммуникативного минимума, отражающего мир детства ребенка, в котором живет он сам и его сверстники в стране изучаемого языка. Но лексический минимум должен обеспечивать ребенку возможность общения, а именно: понимать собеседника и, воздействуя на него своей речью, способность установить контакт, вступить в разговор, выйти из него. Также входит оказание помощи детям в переключении с родного языка на иностранный язык и переключение с родного языка на иностранный, привлечение речевого опыта, знаний в родном языке при овладении иностранным.
Лучше всего начинать изучение иностранных языков с 5-8 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо освоена, а к новому языку он относится сознательно. В 8 лет заканчивается сензитивный период ребенка, следовательно, если мы начнем изучение языка позже второго класса, многие преимущества возраста будут утрачены.
Многолетнее экспериментальное обучение иностранному языку в начальной школе, проводившееся коллективом лаборатории обучения иностранным языкам НИИ, подтвердило благотворное влияние предмета на детей: на их общее психическое развитие (память, внимание, воображение, мышление), на выработку у ребят способов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, на лучшее овладение родным языком, на речевое развитие детей в целом.
Родной язык - основа любого знания. Каждый язык имеет свою артикуляционную базу, включающую характерные для какого-либо языка основные положения и движения органов речи. Говоря на родном языке, учащийся может не задумываться над пониманием и движением органов речи при произнесении того или иного звука; это произнесение полностью автоматизировано.
Сопоставление родного языка с английским может способствовать совершенствованию преподавания английского языка в школе, где преподается башкирский язык. Это позволяет, например, выгодно использовать абсолютную схожесть звуков в обоих языках.
This - these - those; thing, something - anything, skating - swimming, reading - paying.
Early to bed, /Early to rise
Makes a man healthy,/ Wealthy and wise.
Are you sleeping?/Brother, John, Brother, John?
Morning belles are ringing /Ding, dung, dong!
Morning belles are ringing /Ding, dung, dong!
С другой стороны, интерференции языков можно добиться осознанием тех различий, которые существуют между родным и изучаемым языками. В английском языке отличительным признаком гласных фонем является долгота [bi] - [bi:] (to be, a bee), а также бифонемность - наличие сложных гласных.
Для предупреждения ошибок в произношении нужно знать, например, такие различия: английский [u] и башкирский [у] - схожие звуки, но [u] произносится без выпячивания губ, рот шире открывается.
При обучении иностранным языкам, на уроках я использую музыку и песню. Они могут оказать неоценимую помощь при изучении иностранного языка в школе, особенно на стадии раннего обучения. Песни, как один из видов речевого общения, являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т.к. включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. В них лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. Они способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке, на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка. Поэтому я стараюсь использовать песню не только для закрепления лексики, фонетической отработки звуков, но и для релаксации в середине или в конце урока. Песни проговариваются и сопровождаются движениями, которые помогают снимать усталость, напряженность и восстанавливают работоспособность.
Известно, что не у всех детей одинаково развит музыкальный слух, слуховая память, поэтому больше использую жесты. При введении лексики иностранного языка жесты играют роль дополнительных опор, с которыми в сознании ребенка связывается звуковая форма слова. Кроме того, в словозамещающих знаках значение слова, как правило, ясно просвечивает, что освобождает преподавателя от перевода. При этом оказываются задействованными все анализаторы, т.к. ребенок:
видит жест и догадывается о смысле обозначаемого им слова;
слышит слово;
повторяет его;
изображает его графически или пространственно (жест).
Некоторые жесты, используемые при ведении урока, показываю:
Слово «маленький» - небольшое расстояние одной рукой.
«Меня зовут» - двумя руками хлопаю по груди.
«Танцевать» - любые танцевальные движения.
«Петь» - двумя руками дирижируем.
«Спать» - склонить голову на сложенные руки.
«Летать» - взмах руками.
«Плавать» - плавательные движения.
«Бегать» - настоящий бег.
«Лазить» - двумя руками перебираем верх.
«Большой» - руками показываем большой круг.
«Долгий звук» - двумя ладонями раздвигаем в разные стороны.
Применение жестов дает хорошие результаты в обучении английскому языку.
Обучаемость - это восприимчивость к обучению. Зависит от интеллектуальных способностей человека. Слагаемые: обобщенность мыслительной деятельности, самостоятельность мышления, гибкость мыслительных процессов. Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений (кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение). Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М.Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, К.С. Лейтеса, П.И.Анохина, Н.М. Сеченова доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности развития речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Поэтому при обучении иностранным языкам использую эти упражнения. Например: поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большего, а со слов (руки в руки) второй рукой охватить весь кулачок: Вот дедушка, / Вот бабушка, / Вот папочка, / Вот мамочка, / Вот деточки мои, / А вот и вся семья.
Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения пальцев и тела. Развитию кисти рук принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков (М.М.Кольцова, Есенина, Антонова- Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. И именно в этом возрасте мы начинаем изучать иностранные языки.
Исключительно важную роль при обучении в раннем возрасте играет педагог. Если он чутко относится к ребенку, знает и учитывает его возрастные и психологические особенности, грамотно строит занятие, ребенок ощущает радость познания, урок он воспринимает как реальность.
Литература
Бибалетова М.3. Английский язык в начальной школе // Дошкольное воспитание. - 2005.- №6.
Рогова Г.В., Верещагина И. Методика обучения английскому языку. - М.: «Просвещение», 2000.
Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2001.