СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Раннецветущие растения" интегрированный урок (окружающий мир - химия - технология)

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                          

ЦЕЛЬ:  познакомить учащихся с многообразием первоцветов,

             встречающихся на территории  Кузбасса.

 

ЗАДАЧИ:

  • воспитание бережного отношения к природе;
  • приобщение обучающихся к музыке, литературе;
  • формирование навыков работы с дополнительной литературой;
  • развитие монологической речи обучающихся, способности выступать

          перед аудиторией;

  • научить делать торцевую аппликацию;    
  • развивать глазомер, мелкую  моторику рук;
  • воспитывать терпение и аккуратность.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • мультимедиа проектор, ПК, магнитофон;
  • диск - пьеса Чайковского П.И. «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года»,  «Вальс цветов»;
  • видеофильм «Первоцветы Кузбасса»;
  • знаки «Правила друзей природы»;
  • Конституция РФ;
  • аппликация «Ландыш»;
  • крепированная бумага, картон, стержень от шариковой ручки, ножницы, клей.

Просмотр содержимого документа
«"Раннецветущие растения" интегрированный урок (окружающий мир - химия - технология)»

Раннецветущие растения

интегрированный урок: окружающий мир – экология – технология

3 класс



Интегрированный урок: окружающий мир-экология-технология. 3 класс. Раннецветущие растения


ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с многообразием первоцветов,

встречающихся на территории Кузбасса.


ЗАДАЧИ:

  • воспитание бережного отношения к природе;

  • приобщение обучающихся к музыке, литературе;

  • формирование навыков работы с дополнительной литературой;

  • развитие монологической речи обучающихся, способности выступать

перед аудиторией;

  • научить делать торцевую аппликацию;

  • развивать глазомер, мелкую моторику рук;

  • воспитывать терпение и аккуратность.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • мультимедиа проектор, ПК, магнитофон;

  • диск - пьеса Чайковского П.И. «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года», «Вальс цветов»;

  • видеофильм «Первоцветы Кузбасса»;

  • знаки «Правила друзей природы»;

  • Конституция РФ;

  • аппликация «Ландыш»;

  • крепированная бумага, картон, стержень от шариковой ручки, ножницы, клей.


ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

  1. Эпиграф:

Природа просит доброты,

Природа просит малости:

Не рвите попусту цветы –

Имейте каплю жалости.

А.А. Сторм

2. Макет лесной поляны.


Этапы урока

Время

Содержание

Приложение


Организационный момент

0,5мин

Приветствие


Слово учителя












0,5мин

Ребята!

Нет ничего прекраснее цветов,

Пришедших в палисады и жилища.

Они пришли из глубины веков,

Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

Сегодня мы будем говорить о раннецветущих

растениях нашего края, об их охране, научимся делать торцевую аппликацию.













Изучение нового материала


15мин

Учитель

Улыбнись с утра щенку, И росинке, и цветку, Пестрой бабочке в лугах, Солнцу в легких облаках. Бабочка махнет крылом, Солнце – ласковым лучом, И росинка вспыхнет, радуя Семицветной чудо - радугой. И тогда увидишь ты, Сколько в мире красоты! Обменявшись добротою, Будем мир дружить с тобою.

Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого “Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней”. Л.Н.Толстой

Как вы понимаете эти слова? (Высказывание детей)

Молодцы! Много прекрасного человеку дарит природа. Птицы, звезды, волны и узоры на морозном стекле – многие чудеса нас окружают повседневно. Но есть в живой природе создания, неразрывно связанные с человеком. Мы ими любуемся и радуемся им с самой ранней весны и до поздней осени. Без них не проходит ни один праздник.

Нет ничего прекраснее цветов,

Пришедших в палисады и жилища.

Они пришли из глубины веков,

Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

Ранней весной, когда на деревьях и кустарниках еще не распустились листья, в лесу очень много света. Почва в это время насыщена влагой. Раннецветущим растениям и нужно много света и влаги. Вот они и цветут в начале весны, хотя кое-где еще лежит снег. Тепла этим растениям требуется немного, питание получают из своих собственных «кладовых». «Кладовыми» служат утолщенные подземные части растений. Запасы накопились в них еще в прошлом году и хранились всю зиму. «Кладовые» - это корневища, луковица.

Ребята, на доске макет лесной поляны, но поляна пуста. Цветы вырваны, скоро улетят и насекомые. Поляна погибнет. Нам надо поляну спасти.

Появились на пригорке желтенькие точки,

Это солнцу улыбнулись первые цветочки.

Найдите мать – и – мачеху.

1 ученик

Почему растению дано такое странное прозвище? А вот почему: нижняя часть его листа покрыта нежными пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и теплой, это – мать, а верхняя, наоборот, жесткая и холодная, это – мачеха. Мать-и-мачеха первое весеннее растение открытых мест, расцветающее в апреле - начале мая. Защищаясь от холода, мать-и-мачеха селится на склонах холмов и железнодорожных откосах, освещенных солнцем. Утром, в солнечную погоду, цветок раскрывается, но в пять-шесть часов вечера цветки вновь прячутся внутрь. Если же днем погода холодная и дождливая, то растение не открывает своих корзинок.

Этот цветок распускается в мае,

Белые бусинки он одевает.

Найдите ландыш и прикрепите на нашу поляну.

2 ученик

Он является лучшим цветком майского леса. Каждый цветок его кажется маленьким прозрачным кувшинчиком, перевернутым горлышком вниз. И из каждого кувшинчика льется на лужайку тонкий аромат.

3 ученик

По древнерусской легенде, царевна Волхова полюбила юношу Садко. Садко отдал свое сердце девушке полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символы чистоты, любви и боли нежного девичьего сердца. Считают, что это не ягоды, а горючие слезы, которыми ландыш оплакивает расставание с весной.

4 ученик

Маленькому серебристому цветку посвящались легенды, стихи и сказания и многие праздники. День 1 Мая называется во Франции днем ландышей. А в некоторых сказках ландыши – не что иное, как солнечные зайчики. По ночам гномы часто пользуются цветами как фонариками.

5 ученик

Лиловый, красный, голубой –

Цветет любимая пчелой

В дубраве царь-девица.

Никто другой в стране лесной

Не может, как она весной

В три цвета нарядиться.

Учитель.

О каком цветке говорится в стихотворении?

Подумайте, почему так назван этот цветок? Найдите медуницу и посадите на лесную полянку.

6 ученик

В цветах медуницы много сладкого, медового на вкус сока-нектара, поэтому и называют медуницу медуницей.

А расцветает медуница как раз в то время, когда просыпаются шмели. Цветки у медуницы окрашены по-разному. Одни – розовые, другие – фиолетовые, третьи – совсем синие. Розовыми бывают, когда только расцветут. Пройдет немного времени, и из розовых они станут фиолетовыми, а потом и синими. Такое растение, у которого разноцветные цветы, легче заметить в лесу шмелям. Листья медуницы покрыты особыми волосками и поэтому кажутся немного шероховатыми. Эти волоски, как зимняя одежда, защищают медуницу от весенних холодов.

Учитель

Но главная краса и радость леса в пору ранней весны это … Как вы думаете, ребята, какой цветок?

(ответы детей)

Учитель

Кто может найти среди цветов подснежник? 7ученик

Люди воспринимали цветы, расцветающие рядом с сугробами, как маленькое чудо: холодно, слякотно, а они уже цветут, тянутся к солнцу из-под снега.

В разных уголках России ответят по-разному. Одни скажут, что подснежник голубой, как весеннее небо, другие возразят, что он золотистый, как солнечный луч, а третьи – что белый, как снег, который не успел растаять. И все будут правы. Потому что подснежниками часто называют любые цветы, которые первыми появляются из-под снега, - порой даже прежде, чем он сойдет. Это и пролески, и хохлатки, и первоцвет, и многие другие.

Учитель

Ребята, вы правильно нашли подснежник? Посмотрите, как выглядит настоящий подснежник.

8 ученик

Выглянул подснежник

В полутьме лесной –

Маленький разведчик

Посланный весной!

9 ученик

Это маленькое растение, выпускающее ранней весной два длинных узких листа и цветочную стрелку с одним белым, изящным, как бы поникшим цветком. Его научное название - «галантус» - образовано от двух греческих слов, которое в переводе означают «молоко» и «цветок», и точно отражает цвет лепестков. Издавна подснежник считался символом надежды. Старинная легенда рассказывает, что в момент изгнания Адама и Евы из рая было холодно, шел снег, и Ева озябла. В утешение ей несколько снежных хлопьев превратились в цветки подснежника – вестника весны.


















Слайд 1 (портрет Л.Н. Толстого и высказывание «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»






















Слайд 2 («кладовые» - корневища, луковицы)














На столе листочки с загадками, иллюстрации цветов

Крепят цветок на макет поляны




Слайд 3

Мать-и-мачеха


















Ландыш крепят на макет лесной поляны




Слайд 4

Ландыш
























Медуницу крепят на макет лесной поляны











Слайд 5

Медуница





























Крепят на лесную поляну














Слайд 6 Пролески, хохлатки, первоцвет















Слайд 7

Подснежник














3 мин

Учитель

Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский свое восхищение этим чудом природы выразил в пьесе «Апрель. Подснежник».

Ребята, как вы думаете, почему маленький цветок выбран Чайковским символом пробуждения? Какие картинки вы представили?





Слушание пьесы Чайковского «Апрель. Подснежник»


4мин

Учитель

Коротка, но прекрасна жизнь первых весенних цветов. В июне их уже нигде не увидишь. Заснули, ждут весну маленькие луковички, корневища, клубни. Зимой они продолжают расти под снегом, и ко времени появления первых проталин им остается только раскрыть свои яркие лепестки.

Растения исчезают из-за чрезмерной «привязанности» и «любви» к ним со стороны человека. Побывав на лоне природы, отдыхающие стремятся принести домой букет дикорастущих растений попышнее. Многие растения в букетах быстро вянут, их выбрасывают, не донеся до дома, а ведь без цветков невозможно обсеменение растений.

Так почему же ландыш, медуница, мать-и-мачеха, подснежник исчезают с «лица» земли? (ответы детей)

Запомните, ребята, правило: «Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком».

10 ученик

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Учитель

Каждый человек не на словах, а на деле должен показать свою доброту, заботу, любовь к природе. «Я должен над цветами наклониться, не для того, чтоб рвать или срезать, а чтоб увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать»































Знаки Правила Друзей природы Приложение 1,2























Слайд 8 Весенние цвет


Физкультминутка

1мин

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Только нам не спится –

Будем мы трудиться.



2 мин

Учитель

Чтоб пустыни нагрянуть не смели, Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери, охраняются змеи, Охраняются даже цветы!

Проблемой охраны растительного мира занимаются многие учреждения: ботанические институты АН, ботанические сады и дендрарии, заказники государственного и местного значения.

Одна из форм охраны редких и исчезающих видов – создание Красной книги.

А кто, ребята, знает, что это за книга? Почему она так называется?

(ответы детей)

Полностью она называется так: «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений». Ее обложка красного цвета. И выбран он не случайно. Ведь красный цвет – светофор тому пример – сигнал тревоги, опасности.

Ландыш, медуницу, мать-и-мачеху, подснежник запрещено собирать и переносить из леса в сады. Пройдет более 15 лет, прежде чем на месте вырванных с корнем цветов появятся новые луковицы. В 58 статье Конституции РФ говорится о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
















Слайд 9

Красная книга России,

Красная книга

Кузбасса






















Конституция РФ





Закрепление


3 мин

А сейчас вы посмотрите видеофильм о раннецветущих растениях, первоцветах Кузбасса

Видеофильм «Первоцветы Кузбасса»



1 мин

Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?

(ответы детей)

Ведь недаром говорится:"Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!"

Дерево, цветок, трава и птица не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

- Ребята! Давайте пообещаем не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают, радуют людей своим запахом и ярким нарядом.









Макет лесной поляны с цветами

Изготовление торцевой аппликации


15 мин

А если вы хотите подарить цветы своим родным, то мы с вами сделаем аппликации своими руками. И эти цветы никогда не завянут, и будут радовать ваших родных. Сегодня сделаем торцевую аппликацию «Ландыш».

а) подготовка рабочего места;





б) правила работы с ножницами;



в) показ работы.

Учитель

Посмотрите на наши изделия. В какой технике они выполнены? Это обычная аппликация? Что общего в этих экспонатах?

Веточки оклеены бумажными трубочками. Разворачиваем трубочку – и что же мы видим? Да, это маленький квадратик из тонкой бумаги. Потренируемся делать такие трубочки. Возьмите бумагу и отрежьте от нее кусочек. Разверните его ленточкой и нарежьте на глаз квадратики из этой ленточки. Берем один квадратик в руку, другой рукой ставим на его центр стержень от шариковой ручки. Скручиваем квадрат, не торопясь, в трубочку. Трубочка с донышком называется торцом. Намажем на веточке место для одного цветочка. Быстро скручиваем торцовку и ставим на клей. Постарайтесь очень быстро вынуть стержень, а то он приклеится. Наклейте несколько цветочков на веточку. Вырежьте листочек и приклейте. Наша аппликация готова.

г) самостоятельная работа



Заготовки листьев, стебля ландыша, крепированная бумага, ножницы, клей, стержень от шариковой ручки Приложение 3



Таблица «Правила работы с ножницами»


Образец аппликации

Приложение 4





























Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского


0,5мин

Выставка готовых работ


Домашнее задание

0,5мин

Нарисуйте рисунки, плакаты по охране растений


Итог

1мин

Понравилось вам занятие или нет? Почему? Что узнали и чему научились?

Крепят смайлы


Схема урока