Рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма»
Урок литературы в 6 классе
Мусийко О.Н.
Библейская заповедь гласит: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будешь на земле».
Константин Георгиевич Паустовский
(1892 - 1968 )
Исаак Ильич Левитан (1860 - 1900)
Задание: зачитать начальные строки рассказа. Паустовский говорил, что пейзаж печален, когда печален человек.
Левитан Исаак Ильич. «Хмурый день»
Исаак Ильич Левитан. "Сумерки"
Исаак Ильич Левитан. «Осень»
Нестеров Михаил Васильевич (1862 – 1942)
Михаил Васильевич Нестеров. «Весенний пейзаж»
Михаил Васильевич Нестеров. «Осенний пейзаж»
Задание.
Сконструируйте предложение, сравнив эти образы. ( Подобно тому как доцветал и никак не мог доцвести и осыпаться одинокий подсолнечник у забора, …..)
Исследование: определите значение слова «ОСТОРОЖНО», его оттенки.
4 задание: найдите в тексте предложения с этим словом. Что оно означает в этих предложениях?
1- отношение Тихона к Катерине Петровне: он боится растревожить Катерину Петровну, чем-то помешать, нарушить ее покой.
1 – почтарь Василий. Молодой человек. Уважительно относится к старой женщине, хочет помочь ей.
3 – Катерина Петровна словно боится спугнуть запах. Воспоминание, перебирая деньги.
5 задание: зачитать пейзажи, обратить внимание на глаголы.
Задание. Выстроить цепочку глаголов.
Родных много, а мать роднее всего.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Без матери и отца изба не красна.
Добрая мать добру и учит.
Родная земля — матушка, чужая — мачеха.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Материнское сердце в детках.
Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
Какое из предложенных предложений лучше всего выражает основную мысль рассказа и могло бы послужить названием уроку?
За добро плати добром, не будь пустельгой.
Зарубки на сердце.
Письменная работа «Способы характеристики Насти».
План
1. Портрет, сравнение с Сольвейг.
2. Значение имени «Настя».
3. Отношение Насти к людям:
- к художнику;
- к мастеру;
- к деду и его картинам.
4. Как воздействует искусство на Настю?
5. Какие чувства выражаются во внутренних монологах Насти?
6. Отношение к Насте других людей.
7. Какие факты свидетельствуют, что совесть у Насти пробудилась?
8. С какой целью вводится в рассказ образ молодой учительницы?
9. Какова авторская оценка?
. ДЗ (по выбору)
- Художественный пересказ одного из эпизодов текста.
2. Нарисовать словесно обложку к рассказу «Телеграмма».
3. Объяснить значение одной из пословиц о матери и материнской любви.