СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рассказ М. М. Зощенко "Ёлка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рассказ М. М. Зощенко "Ёлка"»

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Дзержинский педагогический колледж»



Выполнила: студентка группы ПНК-3Б

Севрюкова Елена







Конспект урока по литературному чтению

на тему «Рассказ М. М. Зощенко Ёлка»







Место проведения: МБОУ «СШ №12»

Дата: 02.02.21

Учитель: Кулагина Е.В.

Методист: Политова М.В.



Дзержинск – 2021

Тип урока: открытие новых знаний

Класс: 4

Цель: познакомить учеников с рассказом М. М. Зощенко «Ёлка».

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить знания детей об авторе М. М. Зощенко.

  • Познакомить с рассказом М. М. Зощенко «Ёлка».

Развивающие:

  • Развивать умение работать с текстом.

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательный интерес.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знают биографию М. М. Зощенко.

  • Знают рассказ «Ёлка».

Метапредметные:

Познавательные:

  • Умеют работать с текстом.

Коммуникативные:

  • Умеют слышать и слушать друг друга.

Регулятивные:

- сохраняют учебную задачу в течении урока

Личностные:

- Проявляют интерес к чтению.


План занятия:

1. Орг. момент (1м)

2. Первичный синтез (26м)

3. Вторичное восприятие текста (10м)

4. Вторичный синтез (5м)

5. Подведение итогов. Рефлексия (2м)

6. Информирование о ДЗ (1м)


Ход урока:


Этапы фрагмента урока

Образовательные задачи этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации учебной деятельности

Дидактические средства, Интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные


Личностные

1.Орг. момент

Настроить детей на Активную работу на уроке.

Речь учителя.

- Ребята, садитесь. Давайте начнём наш урок литературного чтения.

Слушают учителя






Фронтальная



КУУД:

Умение слушать и слышать.



2. Первичный синтез


Речь учителя.

Рассказ.


- Есть одна мудрая белорусская пословица: «Тот не человек, кто думает только о себе, а тот человек, кто думает о людях»

- Какой же её смысл? Чему учит эта пословица?

Эту пословицу мы можем смело отнести к автору М. М. Зощенко

Зощенко Михаил Михайлович (1894 — 1958), русский писатель сатирик, мастер коротких юмористических рассказов.

Михаил Зощенко появился на свет 10 августа 1894 г. в Санкт-Петербурге.

Отец писателя — Михаил был художником, а мать Елена — актрисой.

О своём детстве Зощенко впоследствии писал в цикле рассказов для детей: «Галоши и мороженое», «Ёлка», «Бабушкин подарок», «Не надо врать».

Еще в детском возрасте Миша Зощенко пытался что-то писать.

В возрасте 8 лет, он уже сочинял стихи, а в 13 лет написал свой первый рассказ.

В восемь лет Мишу отвели в гимназию. Учился Зощенко неважно, и особенно по русскому языку, на экзамене он даже получил единицу за сочинение!

Вскоре началась Первая мировая война и Зощенко решает идти на военную службу.

Вскоре М Зощенко встречается с Корнеем Чуковским, который ведет литературную студию. В этой студии Михаил начал вырабатывать свой стиль, благодаря которому его произведения приобрели огромную популярность.

Свой первый сборник рассказов Зощенко опубликовал в 1921 году, а уже через 10 лет он был автором более 50-ти книжек!

Они раскупались мгновенно, а сам Зощенко становится одним из самых известных и читаемых писателей в Советской России.

Высоко ценили творчество Зощенко писатели — Чуковский, Горький, А.Толстой, Маршак…

В тяжёлый период писатель сосредоточил силы на написании рассказов для детей. Они публикуются в журналах Чиж и Ёж. Эти рассказы вошли в сборник Леля и Минька. Спустя несколько лет вышел второй сборник рассказов для детей, названный «Самое главное».

Когда началась Великая Отечественная война (1941) пойти на фронт Зощенко не мог из-за болезни сердца.

Весной 1943-го Зощенко приехал в Москву, где работал в журнале Крокодил.

До 1956 не вышло ни одной книги Зощенко. Чтобы не голодать известный писатель вынужден работать сапожником. В последние годы жизни писатель занимался переводами, работал в журналах ‘Крокодил’ и ‘Огонек’.


1. Ребята, в каком городе родился Михаил Зощенко?

2. Кем были его родители?




3. Назовите несколько рассказов, написанные М. Зощенко.







4. Сколько писателю было лет, когда он написал свой первый рассказ?

5. В каких журналах печатали рассказы для детей Михаила Зощенко?




- Вы очень хорошо слушали биографию писателя, раз смогли ответить на все вопросы. Молодцы!

- Откроем учебники на странице 49. Все нашли рассказ «Ёлка»? Мы должны его прочитать, но при чтении нам могут попасться не знакомые слова. Давайте сейчас узнаем их значение:

Пастила (пастилки) – традиционное лакомство Древней Руси. Пастила - сладкое блюдо русской кухни.

Длинновязая – высокая.

Церемониться - проявлять излишнюю мягкость, стеснение.

Золотушный - больной золотухой, а также вообще истощенный, покрытый сыпью (устар.)


-Приготовьте простой карандаш и отметьте начало текста. Таким образом в процессе чтения мы будем отмечать части рассказа. Теперь приступим к чтению.

1 Часть Чтение учителя («В этом году мне, ребята, сорок лет…»)

- С какого возраста Михаил стал понимать что такое елка и ждать с нетерпением праздника?

2 Часть Читает ученик1 («Она мне однажды сказала…»)

- Чем украшали ёлку в рассказе?










- Как вы считаете, правильно ли поступили ребята?


3 Часть Читает ученик2 («Я хотел зареветь, но в этот момент пришли гости…»)

Читает ученик3 («И я рассердился на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой,,,»)

- Мама наказала Лёлю и Миньку или защищала? Докажите словами из текста

- Как поступили гости?


- Почему?










4 Часть Чтение учителя («Но вдруг в комнату вошёл наш папа…»)

- Как папа главных героев отнёсся к этой ситуации?









- От чьего лица повествуется рассказ?


– Что ты думаешь о поведении Лёли и Миньки?

- Герои делали так, потому что были: жадными, завистливыми, жестокими, неспособными правильно оценить то, что они делали, добрыми, отзывчивыми, смелыми?






Ответы детей










































































- Санкт-Петербург

- Художником и актрисой

- «Галоши и мороженое», «Ёлка», «Бабушкин подарок», «Не надо врать»

- 13 лет


- «Чиж и Ёж», «Крокодил», «Огонек»



























- С 5 лет





- Разноцветные бусы, флаги, фонарики, Золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.










- Мама их защищала


- Ушли с праздника

- Потому что с их точки зрения Лёля и Минька поступили не правильно




- Он велел им лечь спать и сказал, что на следующий день отдаст все игрушки гостям

- От лица автора.



Фронтальная

Презентация



КУУД:

Умение слушать и слышать.



3. Вторичное восприятие текста


Беседа


Физ. Минутка

1. Ходьба на месте

2. Потянулись

3. Смотрим глазками в разные стороны, поморгали

4. Смотрим вверх и вниз, поморгать

5. Зажмурились и открыли глазки

6. Наклоны корпуса в разные стороны


- А сейчас мы с вами составим план этого произведения. Напоминаю, что каждую часть мы отмечали простым карандашиком. Давайте про себя ещё раз прочитаем первую часть. У кого-то уже есть предложения как мы озаглавим эту часть?

-Давайте запишем это название в тетрадь.



- Прочитайте про себя вторую часть. Теперь я слушаю ваши предложения по названию части.



-Запишем. Прочитайте третью часть, какое название ей подойдёт лучше всего?

-Запишите это название. Ну и последняя четвёртая часть. Прочитайте про себя. Ваши предложения.


- Какие слова в рассказе ты считаешь главными?

– Что автор хотел сказать этими словами? Запишем их в тетрадь.

Выполняют упражнения











- «В ожидании праздника»




- «Тайный поступок Лёли и Миньки»


-«Праздник испорчен»


-«Урок на всю жизнь»


-«Такое воспитание губит моих детей… и они умрут в одиночестве.»;

-«И за все эти тридцать лет я … сравнительно весёлый и добродушный.»


Презентация



КУУД:

Умение слушать и слышать.

Умение выражать свои мысли.




4. Вторичный синтез


Речь учителя,

Беседа

- Что значит «думать о других»? Всегда ли вы думаете о других? Приведите пример, когда твои мысли были подтверждены поступками.

- Если бы тебе пришлось писать письмо Миньке и Лёле, своим товарищам по классу на тему «Что значит думать о других и о себе», то какими мыслями вы хотели бы поделиться в этом письме?

Отвечают на вопросы




КУУД:

Умение слушать и слышать.



5. Подведение итогов. Рефлексия



Обеспечить подведение итогов урока, анализ и оценку качества работы на уроке

Речь учителя

-Итак, ребята, наш урок подходит к концу.

- Поднимите руки те, кто считает что на уроке работал хорошо и доволен своей работой.

- Хорошо вижу. Теперь поднимите руки те, кто считает что могли работать на уроке лучше.

- Опускайте руки. Поднимите руки те, кто считает что нужно ещё поработать над этой темой или не совсем хорошо её поняли.

- Что полезного вы узнали сегодня на уроке?

-кому понравилось творчество М. Зощеноко?

Активно принимают участие в рефлексии


Фронтальная


Самооценка

КУУД:

Умение слушать и слышать.


РУУД:
Самоконтроль


6. Информирование о ДЗ

Обеспечить понимание содержания домашнего задания

Речь учителя

-Ваше домашнее задание: пересказ рассказа М.М. Зощенко «Ёлка» по плану в тетради.

- Урок закончен.

Записывают ДЗ