Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 2 класса, составлена в соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976), и пунктом 20 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069),в рабочую программу внесены изменения, утвержденные приказом: Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г., регистрационный N 19644), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1644 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный N 35915)ООП НОО МБОУ «ООШ пос.Маломожайское»; примерной программой по технологии и авторской программой «Технология» Т.М. Рогозиной, И.Б. Мыловой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2012 г. – Ч.2: 192 с) образовательная программа «Перспективная начальная школа»), с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки усвоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности – целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т.д. – предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.
Программа по технологии в соответствии с требованиями стандартов предусматривает решение следующих задач:
развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, умений работать с различными источниками информации;
освоение содержания, раскрывающего роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий; – овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми и конструкторско-технологическими умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов и общественно значимых предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;
развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его для решения практических задач.
Планируемые результаты изучения курса
Личностными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;
- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека - мастера;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов (средством формирования этих действий служит технология продуктивно
художественно-творческой деятельности);
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов).
Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);
- договариваться сообща;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).
Предметные результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 2-го года обучения
Обучающиеся научатся:
• рассказывать о практическом применении природных материалов и бумаги в жизни;
• рассказывать о мастерах своего региона и их профессиях, связанных с обработкой природных материалов;
• рассказывать о профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с воздушным и водным транспортом;
• использовать информацию из словаря учебника при выполнении заданий; • работать в малых группах;
• выполнять доступные действия по самообслуживанию (подбирать материалы и инструменты для работы, пришивать пуговицы с двумя отверстиями);
• применять приемы безопасной работы с ручными инструментами: режущими (ножницы), колющими (швейные иглы);
• экономно размечать материалы на глаз, по клеткам и по линейке;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (бумаги, природных, пластических, текстильных материалов) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
• анализировать информацию из словаря;
• выполнять практическое задание с опорой на простейший чертеж;
• создавать простейшие конструкции по простейшему чертежу и по функциональным условиям.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать культурные традиции своего региона, отраженные в рукотворном мире, и уважать их; • понимать особенности проектной деятельности и осуществлять ее под руководством учителя;
• работать в малых группах.
Содержание учебного предмета
Общекультурные и общественные компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность в жизни человека
Трудовая деятельность человека осенью и весной в родном крае.
Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастеров в создании предметной среды (общее представление).
Распространённые виды профессий, связанных с использованием текстильных материалов, с воздушным и водным транспортом.
Общее представление о технологическом процессе
Подбор материалов и инструментов, рациональное размещение материалов и инструментов на рабочем месте, анализ информации из словаря учебника при выполнении задания, соотнесение результатов деятельности с образцом, работа в малых группах.
Элементарная творческая и проектная деятельность
Проектирование изделий: составление плана деятельности, определение последовательности изготовления изделия. Результат проектной деятельности – изделия «Бумажный змей» и «Модель парусника».
Самообслуживание
Несложный ремонт одежды (пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (34 ч)
Природные материалы (10 ч)
Практическое применение природного материала в жизни. Бережное отношение к природе как источнику сырья.
Растительные природные материалы: листья, веточки, семена и плоды растений, солома. Минеральные материалы: яичная скорлупа.
Подготовка растительных материалов к работе: сбор цветущих растений в сухую погоду, сортировка материалов по цвету, размеру, форме; хранение. Подготовка яичной скорлупы для работы.
Инструменты и приспособления для обработки природного материала: ножницы, кисточка для клея, карандаш, подкладная дощечка. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.
Основные технологические операции ручной обработки природного материала: разметка деталей на глаз, резание ножницами, капельное склеивание деталей и по всей поверхности, окрашивание, отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление аппликаций по рисункам.
Искусственные материалы
Пластичные материалы (2 ч)
Пластилин и его свойства: пластичность, способность сохранять форму. Инструменты и приспособления для обработки пластилина: стеки, подкладная дощечка.
Основные технологические операции ручной обработки пластилина: сплющивание (расплющивание), прижимание.
Практические работы: лепка моделей предметов живой природы (грибов), декоративных композиций по рисункам.
Бумага (9 ч)
Практическое применение бумаги в жизни. Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций, для принтера, копирка, альбомная. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина.
Выбор материала для изготовления изделия с учётом свойств по его внешним признакам. Экономное расходование бумаги при разметке: на глаз, складыванием, сгибанием, по шаблону, по клеткам, по линейке. Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – простейший чертёж, схема. Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза и сгиба). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, схеме.
Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаш простой, ножницы, фальцовка, линейка, кисточка для клея, шаблон, подкладной лист. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.
Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, надрезание, вырезание, гофрирование, сгибание, сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, кнопкой), отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление конвертов, новогодних игрушек, этикеток, гофрированных подвесок-кукол, рамок.
Текстильные материалы (5 ч)
Практическое применение текстильных материалов в жизни. Виды тканей, используемых на уроках: ткани растительного происхождения (хлопчатобумажные и льняные). Лицевая и изнаночная сторона тканей. Экономное расходование ткани при раскрое от сгиба по выкройке прямоугольных деталей.
Нитки и их назначение. Свойства ниток: цвет, прозрачность, толщина..
Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройка. Приёмы рационального и безопасного использования игл и булавок.
Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, сшивание деталей из ткани и украшение изделий ручным швом «вперёд иголку», обработка края ткани швом «через край», вышивание швом «вперёд иголку с перевивом», наматывание ниток на кольца, связывание ниток в пучок.
Практические работы: изготовление мешочков для хранения предметов, одежды для соломенных кукол, игрушек из помпонов.
Конструирование и моделирование (8 ч)
Общее представление о современном транспорте, используемом человеком в воздухе и на воде (назначение, исторические аналоги, общее представление о конструкции).
Изделие, деталь изделия.
Конструирование и моделирование несложных технических объектов по схеме и простейшему чертежу.
Практические работы: создание вертушек и моделей самолётов, динамической модели.
Учебно-тематический план |
Раздел | Кол-во часов |
Природные материалы | 10 |
Искусственные материалы Пластичные материалы | 2 |
Бумага | 9 |
Текстильные материалы | 5 |
Конструирование и моделирование | 8 |
В том числе внутрипредметный курс « В мире прекрасного» 7 часов. |
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце учебного года в форме проекта. Отметки за проект учитываются в рамках промежуточной аттестации в ходе итогового оценивания выпускника начальной школы.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Предметные результаты | Методическое обеспечение | Дата план. | Дата факт. | Примечание |
1 | Введение. Правила сбора, хранения и обработки природного материала. Использование природных материалов человеком. | 1 | Научатся: собирать цветущие растения в солнечный день; сушить, прокладывая вату под прессом, правильно, заготавливать и сохранять собранный природный материал. | с.6 | | |
2 | Курс №1. Мастерская флористики Картинки из засушенных листьев(аппликации из природных материалов). | 1 | Научатся: правильно выбирать природный материал; -создавать декоративные композиции с техникой аппликационных работ. | С.7-9 | | |
3-4 | Работа с природным материалом. Панно из засушенных растений | 1 | Научиться правильно применять инструменты при работе с природным материалом; создавать декоративное панно. | с.10-11 | | |
5 | Работа с природным материалом. Панно «Осенний букет». | 1 | Научиться правильно выбирать природный материал; -соединять детали с помощью клея; -составлять свою композицию панно «Цветочный хоровод» из осенних листьев. | с.10-11 | | |
6 | Коллекция семян и плодов. Композиция из семян «Коллекция насекомых из семян». | 1 | Научиться определять виды коллекции; -выбирать материал с учётом формы изделия; -обсуждать план организации рабочего места; -рационально размещать материал и инструменты. | с.54-57 | | |
7-8 | Курс 2 Изготовление изделия по предложенному плану. « Композиция «Подводный мир». | 2 | Научиться последовательно, изготавливать изделия по предложенному плану. | с.58-59 р.т.с.23-25 | | |
9 | Изготовление изделия по собственному плану. Композиция из семян «Аквариум с рыбкой». Проверочная работа по теме «Работаем с природными материалами» | 2 | Научиться выполнять композицию по собственному замыслу. | с.60-61 | | |
10 | Виды бумаги и её назначение. Сравнение свойств бумаги разных видов. Рисунок для этикетки. | 1 | Научиться сравнивать разные виды бумаги между собой и со структурой ткани; составлять рисунок этикетки. | с.12-13 | | |
11 1 2. | Инструменты и приспособления при работе с бумагой. Разметка сгибанием. Аппликация «Этикетка» Ось симметрии. Аппликация «Этикетка». | 1 1 | Научиться складывать бумажные заготовки; -резать ножницами по контуру; -оформлять этикетки с помощью аппликации, трафарета или штампа. | с.14-15 р.т.с.1-3 | | |
с.16-17 | | |
13 | Схема. Правила условного обозначения на схемах и чертежах. Модель «Конверт». | 1 | Научиться изготавливать изделие по чертежу. | с.18-19 р.т.с.5 | | |
14 | Разметка по шаблону. Составление плана деятельности. Разметка с помощью линейки. Рамка. | 1 | Научиться - разрезать, надрезать до определённой точки; -выполнять разметку по шаблону; - последовательно выполнять работу. | р.т.с.7 | | |
15 | Разметка развёртки. Составление плана деятельности. Разметка с помощью линейки. Соединение деталей кнопкой. Модель «Вертушка» | 1 | Научиться - разрезать, надрезать до определённой точки; -выполнять разметку по развёртке; - последовательно выполнять работу. -крепить детали кнопкой. | с.26-29 р.т.с.9-11 | | |
16 | Гофрированные подвески «Олимпийские талисманы». | 1 | Научиться -анализировать предлагаемое изделие; -определять последовательность изготовления изделия; -гофрировать заготовки из бумаги по шаблону; -выполнять разметку по клеточкам. | с.36-39 р.т.с.15-17 | | |
17 | Соединение гофрированных деталей с помощью клея и подвешивание их на нитке. Подвески «Новогодние игрушки». | 1 | Научиться: -соединять гофрированные детали с помощью клея; -вклеивать петельки между деталями; -подвешивать на нитке. | с.40 | | |
18-19 | Курс №3 Воздушный транспорт Модель «Планёр». Разметка по клеткам деталей самолёта. Проверочная работа по теме «Работа с пластическими материалами» | 2 | Научиться: -создавать модели планёров из бумаги; -соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке планёра под контролем учителя. | с.30-32 р.т.с.13 | | |
20 | Мозаичная аппликация из бумаги. | 1 | Научиться выполнять композицию в технике мозаичной аппликации -рационально использовать материалы | с.46-47 р.т.с.19-21 | | |
21 | Курс №4 Обработка текстильного материала | 1 | Научиться выкраивать и вырезать детали по разметке; сшивать их ручным швом; выполнять швы «змейка», «верёвочка», «цепочка», «роспись», «через край»; | | | |
22 | Мешочек для всякой всячины | 1 | пришивать пуговицы; оформлять изделие вышивкой и пуговицами. | с.41-43 с.44-45 | | |
23-24 | Проверочная работа « Работа с текстильными материалами» Техника работы с яичной скорлупой. Сувенир «Пасхальное яйцо». | 2 | Научиться сравнивать бумагу и ткань по основным свойствам; оформлять сувенир из яичной скорлупы; | с.50-53 | | |
25 | Техника оригами. Изготовление изделий по чертежу. Динамическая модель «Птицы» Курс 5 Конкурс проектов «Весенняя Регата». Модель «Парусник». | 1 | Научиться выполнять работу по чертежу; работать в технике оригами. | с.62-63 | | |
26 | 1 | Научиться выполнять работу по чертежу; собирать детали в конструкцию; проверять изделие в действии. | | | |
27 | Изделия из пластичных материалов. Грибы из пластилина. | 1 | Научиться моделировать композицию из массы для моделирования | с.20-21 | | |
28 | Курс 6 Композиция «Космос». | 1 | Научиться моделировать композицию из пластилина | с.22-23 | | |
29 | Этапы проектирования. Конкурс проектов «Бумажный Змей» | 1 | Научиться проектировать модель по этапам, анализировать объекты труда, называть основные модели «бумажного змея», оформлять модель и проверять её в действии | с. 33-35, 75 | | |
30-31 | Проверочная работа по теме « Работаем с бумагой» Конкурс проектов «Весенняя Регата». Модель парусника для весенней регаты | 2 | Научиться выполнять работу по чертежу; собирать детали в конструкцию; проверять изделие в действии. | с.66-69 р.т.с.27-31 | | |
32 | Обработка текстильного материала (наматывание ниток на шаблон). Декоративное оформление игрушек. Моделирование по теме «Весёлый зверинец». | 1 | Научиться работать с шаблонами; наматывать нитки на кольца; декоративно оформлять помпоны в игрушки | с.64-65, 75 | | |
33 | Курс №7. Мастерская конструирования и моделирования. Плавающие и летающие модели. Игрушки. | 1 | Научиться выполнять работу по чертежу; собирать детали в конструкцию; проверять изделие в действии. | | | |
34 | Промежуточная аттестация | 1 | | | | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно- методическом комплекте «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). — М.: Академкнига/ Учебник
2. Рагозина Т.М., Гринева А.А., Кузнецова И.Л. Технология. 2 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.
3. Рагозина Т.М. Технология. 2 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник.
4. . Рагозина Т.М. Технология. 2 класс:Тетрадь для самостоятельных работ. . — М.: Академкнига/Учебник.
5.ЭФУ
6.Простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами, нож канцелярский макетный с металлической направляющей лезвия, линейка пластмассовая или металлическая 25—30 см, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник пластмассовый с углами 90 градусов, простые карандаши марки ТМ и 2М, циркуль (не «козья ножка»!), шило, игла швейная и для вышивания с удлиненным ушком и для вышивания по канве, булавки с колечком, нитевдеватель, пустой стержень шариковой ручки, кисти для работы с клеем и красками, стека, подставка для инструментов, дощечка для выполнения работ с ножом и шилом, дощечка для лепки.
Материалы для изготовления изделий: бумага (цветная мелованная двухсторонняя, офисная для аппликаций, калька, копирка, писчая, альбомная, газетная, ватманская, гофрированная, само- клеящаяся, крепированная), картон (цветной, гофрированный); лоскутки хлопчатобумажной, льняной, шерстяной (сукно, драп) ткани, вельвет; нитки швейные, мулине, пряжа для вязания, узкая и широкая тесьма, тонкий шнур, фурнитура (пуговицы, бусинки, бисеринки); пластилин, масса для моделирования, глина, пластическая масса из соленого теста, фольга, цветная проволока в изоляции; природные материалы (засушенные листья, цветущие растения, стебли, веточки, семена и плоды растений, шишки, желуди, скорлупа грецких орехов, яичная скорлупа); утилизированные материалы (пластмассовые разъемные упаковки-капсулы, емко- сти, банки из жести, упаковочная тара из пенопласта), наборы «Конструктор».
5