План конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема: Разделительный мягкий знак(ь). Правило написания в слове.
Цель: -вместе с детьми определить правило написания в словах разделительного мягкого знака;
-научиться находить слова с этой орфограммой из групп слов с мягким знаком;
-тренироваться в правильном употреблении разделительного ь знака.
Задачи:
– закрепить минимум знаний о написании слов с разделительным Ь знаком; - отрабатывать навыки написания изученных орфограмм в словах. – развивать мышление школьников (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание);
– продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
- развивать рефлексию (самоконтроль, взаимопроверка). - формировать потребности в новых знаниях; воспитывать интерес к изучению русского языка;
- создавать условия для воспитания коммуникативной культуры и умения учащихся работать в паре, в группе;
Используемые технологии: проблемного обучения; ИКТ.
Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый.
Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах.
Формируемые УУД:
Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).
Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
Ребята, вам сегодня предстоит сделать маленькое открытие. Связано оно с одной очень «трудолюбивой» буквой. Она не обозначает звука.
- Как вы думаете, о какой букве идёт речь? (Возникла проблема: звука не обозначают буквы «ь» и «ъ».)
- Выбрать нужную букву поможет нам минутка чистописания.
Минутка чистописания.
Запишите слоги-слияния: ля, ни, ве, рю, тё, ми.
- Дайте звуковую характеристику слогам при помощи сигнальных карточек.
(Ученики показывают схемы слога-слияния: мягкий согласный звук/гласный звук.)
- Измените запись, чтобы она соответствовала такой сигнальной карточке. (Учитель показывает карточку: зелёный квадрат, обозначающий мягкий согласный звук.)
(Ученики называют и записывают ниже сочетания: ль, нь, вь, рь, ть, мь.)
- О какой букве мы сегодня будем говорить на уроке? ( Правильно, о букве «ь».)
II. Актуализация знаний
-Что вы знаете о букве- мягкий знак? какая особенность у этой буквы
-( она не обозначает звука)
-Какую работу выполняет в русском языке буква мягкий знак?
-Указывает на мягкость предшествующего согласного
Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согласного звука.
Словарная работа
Перед вами слова с пропущенными буквами, вам нужно вставить их.
К…ньки, т...традь, учит…ль, м…рковь, п...льто, м…дведь.
Что это за слова?(словарные)
Почему их так называют? (во всех словах есть непроверяемая безударная гласная)
Взаимопроверка по образцу: смотрите на экран и соотнесите слово со своей записью. Оцените работу своего товарища.
- На какие 2 группы можно разделить?
(1.Одушевленные, неодушевленные,
2.слова с ь знаком в конце, в середине).
-Какую работу выполняет ь знак в этих словах?
-(Указывает на мягкость предшествующего согласного
Значит, где пишется ь знак-показатель мягкости?) слайд
-Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о ь, или существуют другие?
-Хотите узнать?
-Тогда за работу!
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Создание проблемной ситуации.
Давайте сейчас поиграем в игру «Назови предмет»
-с его помощью мы покупаем новые вещи…………………….деньги
-с ним легко бежать, кататься на льду……………………коньки
-мать, отец и дети……………………………семья
-это то, что остается после сруба деревьев……………..пеньки
-близкие товарищи…………………………….друзья
-Скажите, чем можно объединить эти слова? (во всех словах есть мягкий знак)
Между какими буквами они стоят? (между согласными и гласными, и между двумя согласными)
- разделите данные слова на две группы и объясните, по какому принципу вы разделили слова на группы?
Давайте сейчас уберем мягкий знак, и посмотрим, что получится. Прочтите полученные слова.
Так, что же случилось, когда мы убрали ь? (варианты ответов: слились с согласными, смягчились, разделились согласные от гласных)
В 1 столбике слова с ь- показателем мягкости. Докажите.
(Мы знаем правило, буква ь знак – показатель мягкости согл. пишется в конце слова после букв согласных и в середине слова между буквами согласных. Поэтому в словах 1 столбика ь -показатель мягкости)
А во втором…? Слова с разд. ь знаком. Докажите!
2) Постановка проблемного вопроса.
Значит в чём затруднение?
(не можем объяснить почему эти слова пишутся с разд.ь)
Сформулируйте проблему ?
(не знаем правило правописания слов с разд.ь.)
Тема: Разделительный ь знак.
ΙV. Открытие новых знаний.
Наша цель выяснить роль мягкого знака в словах, узнать для чего он необходим.
А теперь, все открыли книги, страница 31. Послушайте очень внимательно и читайте про себя правило вместе с диктором.
Словарная работа.
Полю (полоть)-улдурертир, чымчадыр
Полью (поливать, лью, лить)- суггарар
Солю (Соль)- дузаар
Солью (сливать, лить)-кудар
V.Физическая минутка.
Вперед четыре шага
Назад четыре шага
Кружится, кружится наш хоровод
Ручками похлопаем
Ножками потопаем
Плечики подвигаем
А потом попрыгаем
Я предлагаю вам провести исследовательскую работу.
Попробуйте сформулировать правило о написании разделительного мягкого знака в словах.
Исследовательская работа. Ребятам розданы карточки с
заданиями.
Деревья, лень, редька, ульи, дождь, ночью, просьба, веселье, польза, рояль, деньги, осень.
а) прочитай слова, обведи ь кружочками;
б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;
в) букву, которая написана после ь знака - подчеркни двумя линиями;
г) сделай вывод: где пишется разделительный ь знак?
Составление опоры: Разделительный мягкий знак пишется после_____________, перед гласными___________)
4) Вывод по исследовательской работе. Появление таблицы-схемы на доске.
Итак, что получилось?
- Что дала проверка?
- Предложите свои версии и попробуйте открыть новое правило, в каких случаях пишется разделительный мягкий знак.
После согласных - Разделительный ь знак - Перед гласными е, ё, и, ю, я.
Проверим наше открытие, быстренько сделав тестирование.
VI. Первичное закрепление
Тестирование
Раздать детям карточки с тестовым заданием
Поменяйтесь тетрадями, и проверьте соседа.
Игра «Приумножь слово» (резерв) с мячом
Соловей- соловьи
Воробей- воробьи
Дерево- деревья
Брат- братья
Стул- стулья
Перо- перья
Друг- друзья
VII.Рефлексия
- Какое открытие мы с вами сделали на уроке?
- Что узнали нового о Ь знаке?
Разд. Ь знак пишется в корне слова после согласных, перед гласными е, ё, ю, я, и,
если при произношении слышится звук й после согласного
Разделяет буквы гласных и буквы согласных)- 2 роль разд.ь
-Что было легко? Что было трудно?
- Какое задание было самым интересным?
- Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
Выразите цветом на конвертах свою работу на уроке.
-Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – конверт красного цвета.
- Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – конвертом синего цвета.
- Если не разобрались в теме, было не очень интересно – конверт желтого цвета.
-Хочу пожелать вам, чтобы открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.
Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен. Спасибо за совместную работу.
VIII. Домашнее задание
1. Сложный уровень
- Кто считает, что хорошо справился со всеми заданиями на уроке и может выполнить сложную работу дома- работа творческая. Вам нужно сочинить сказку о путешествии разделительного мягкого знака.
2. Средний уровень
- Кто затрудняется выполнять сложную работу, запишите 10 слов с разделительным мягким знаком
3. Базисный уровень
- Кто не достаточно усвоил учебный материал, выполняет упр.56.
- Ребята, домашнее задание вы выбираете сами.
Спасибо за урок!!!