СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. Сценарий занятия. Методические рекомендации. День Земли. 1-2 классы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие для 1-2 классов по теме "День Земли"

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. Сценарий занятия. Методические рекомендации. День Земли. 1-2 классы.»

Сценарий занятия

ДЕНЬ ЗЕМЛИ

1–2 классы

3 апреля 2023 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1–2 классов по теме «ДЕНЬ ЗЕМЛИ»




Цель: познакомить обучающихся с Днём Земли, дать первоначальные сведения об экологии, формировать грамотное экологическое поведение, представляющее собой ответственное отношение к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе и к окружающей среде.



Формирующиеся ценности: бережное отношение к природе, созидательный труд.



Планируемые результаты. Личностные:

понимать важность бережного отношения к природе и окружающей среде;

проявлять положительное эмоциональное отношение к сохранению природы и окружающей среды;

стремиться к расширению своих знаний в области экологии.



Метапредметные:

проявлять активность при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации в соответствии с учебной задачей;

строить речевое высказывание: отвечать на вопрос, выражать своё мнение, формулировать суждения, описывать иллюстрации;

участвовать в коллективном формулировании выводов по результатам обсуждения;

соблюдать правила ведения диалога.



Продолжительность занятия: 30 минут.



Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий.



Комплект материалов:

- сценарий https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/earthday-12-script.pdf

- методические рекомендации https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/earthday-12-method_recom.pdf

- видеофрагменты:

  • Самая красивая страна Россия https://rutube.ru/video/2fe411b967c5b417cd274dc9b3302825/?r=wd

  • В.И. Вернадский https://youtu.be/wpdPRYoqBFc

  • Репортаж Крыса из космоса https://youtu.be/NYV0acEjaQc

  • Репортаж Крыса с полигона https://youtu.be/xtivYegMeV8

- презентация https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/earthday-12-presentation.pdf

- комплект интерактивных заданий:

  • Разделяй! https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/earthday-14-2/index.html?back_url=/topic/45/grade/12/

  • Экология https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/earthday-14-1/index.html?back_url=/topic/45/grade/12/


Структура занятия Часть 1. Мотивационная.

В мотивационной беседе педагог акцентирует внимание обучающихся на проблемах, связанных с отходами и мусором, и подводит к мысли о необходимости заботиться о природе, отмечает, что существует опасность загрязнения планеты, и всё живое на ней может погибнуть. Так педагог побуждает к разговору о проблемах загрязнения окружающей среды и о необходимости беречь природу.

Часть 2. Основная.

Просмотр видеоматериала и организованная беседа позволяют «погрузить» младшего школьника в «воображаемую» ситуацию, чтобы её анализ приобрёл личностный смысл: что можешь сделать лично ты для сохранения природы и уменьшения количества мусора? Предложенные интерактивные задания направлены на формирование экологического поведения: осознание и принятие ряда правил.

Часть 3. Заключение.

Обобщение обсуждаемого на занятии материала и знакомство обучающихся с проектами экологической направленности.




СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ



Часть 1. Мотивационная. Учитель.

Ребята, посмотрите, я получила посылку. Давайте посмотрим, что внутри. Но до содержимого ещё надо добраться.



Педагог начинает распаковывать заранее подготовленную коробку. В коробке в бумагу, полиэтилен и другие материалы, упакован какой-то хрупкий предмет, стеклянный или фарфоровый.



Учитель.

Но как же всё это упаковали. Посмотрите сколько бумаги, полиэтилена. Я думаю, что когда ваши родители что-то заказывают, то картина очень похожая. Мы достаём вещи, которые заказали, но при этом остаётся много ненужного, то, что потом просто выбрасывается. И что происходит, если каждый человек, каждая семья что-то выбрасывает каждый день?

(Ответы обучающихся: накапливаются горы мусора и отходов.)


Учитель.

Посмотрите на фото. Если не контролировать процесс переработки, выбрасывать мусор, не соблюдая правила, то наша Земля просто задохнётся под грудами мусора. И тогда жить на нашей планете станет просто невозможно. Но мы же не хотим такого будущего? Поэтому давайте сегодня и поговорим, какие шаги каждый из нас должен делать, чтобы сохранить природу и окружающую среду.










Часть 2. Основная. Учитель.

Давайте посмотрим видео от героя: мистера Крыса.



Демонстрация видео (дикторский текст).

Я в космосе. Зато отсюда отлично видно нашу планету. Посмотри, какая красота! Только одна маленькая деталь портит картину. Точнее, отсюда она кажется небольшой, но на самом деле она огромная. Вот тут – в Тихом океане. Видите? Тихоокеанское мусорное пятно. Всё, что люди выбрасывают в воду, попадает сюда. Это мусорный остров посреди океана. Только отходы сюда привозят не машины, их приносит течением. В океане несколько таких островов. Но этот самый большой. То, что мы видим – это только верхушка, вся основная масса этого острова под водой, прямо как у айсберга. Учёные говорят, что здесь 350 миллионов тонн мусора. Если бы это был асфальт, его хватило бы, чтобы покрыть весь Санкт-Петербург в два слоя. Волгоград можно закатать в четыре. Такое мусорное пятно мешает солнечным лучам проникать в воду. Морские обитатели, которые живут под ним, не могут понять: день сейчас или ночь. Зато солнце светит на пластик, который лежит в этой огромной мусорной куче, от этого он начинает разрушаться и разлагаться на микропластик. И самые вредные вещества попадают прямо в воду. Рыбки, черепашки, дельфины и остальные обитатели океана даже не подозревают, какую страшную отраву едят.

Учитель. Почему каждый из нас должен заботиться о планете, на которой мы живём?

(Ответы обучающихся.)



Учитель. Больше всего в океане пакетов, много бутылок, контейнеров для еды, обёрток, одноразовых трубочек, ватных палочек. Если не заботиться о сохранении нашей планеты, то всё живое из-за загрязнения на ней может погибнуть. На планете Земля должны быть чистый воздух и чистая вода, тогда люди смогут сохранить здоровье, наслаждаться общением с природой, жить счастливо. Природа – это богатство нашей страны, посмотрим видео.



Демонстрация видео.

Природа России - наше главное богатство. Вулканы Камчатки. Байкал. Красноярские столбы. Эльбрус. Плато Путорана. Куршская коса. Озеро Эльтон. Водопад Зейгалан. Озеро Светлояр. Река Волга. Река Енисей. Леса Коми.



Учитель. Природа России уникальная и неповторима. И обязанность каждого из нас беречь и охранять её. Михаил Пришвин писал «Охранять природу – значит охранять Родину!» И даже самый маленький человек способен что-то сделать для её защиты. Что же для этого потребуется? Знать и соблюдать определённые правила.

Рассмотрите знаки, о чём они нам говорят? (Ответы обучающихся.)
















Учитель.

В лесу в любое время года нельзя шуметь, рвать цветы, рубить ветки и деревья, разводить костры в неположенном месте. Но весной особенно опасен громкий шум. Звери и птицы могут вообще покинуть гнёзда и норы, а птенцы и детёныши – погибнуть. Какие ещё правила поведения на природе вы знаете?

(Ответы обучающихся.)

Учитель.

Это несложные правила. Но если их выполнять, то каждый из вас сможет помочь природе, сохранить жизнь растениям, насекомым, птицам и животным. А теперь давайте посмотрим ещё один репортаж мистера Крыса.



Демонстрация видео (дикторский текст).

Я уже на полигоне. Правда, тут не проводят никаких испытаний, и ракет никаких не видно, да и пахнет здесь совсем не порохом. А…это же мусорный полигон. Я такое люблю. Тут можно почувствовать себя настоящим археологом. Сейчас покажу свои ископаемые. Вот пластиковая бутылка, спектральный анализ показал, что её возраст…да шучу, никакого анализа. Тут на этикетке написано: её сделали10летназад.Не очень много. Но, когда мой внук придёт сюда, чтобы вести репортаж, она всё ещё будет здесь. И если его внук окажется на этом полигоне, бутылка всё ещё будет на месте. Так 400 лет, но это не рекорд. Вот стеклянная бутылка, тут их полно. И они долгожители даже на фоне пластика. Такая бутылка разлагается больше тысячи лет. Представляете? В начале ХХХI века она всё ещё будет здесь. А теперь археологическая задачка: вот ножка от стула, а вот ветка от дерева. Что из этого всё ещё будет лежать здесь через 13 лет? Конечно, ножка. Во всём виноват слой краски, он не даёт дереву разлагаться, да и ещё выделяет токсичные вещества. И это только один полигон.

Но всё это можно заставить исчезнуть. Для этого нужно особое волшебство, и участвовать в нём должны все, кто хочет стать волшебником. Слушайте рецепт: нужно выбрасывать пластик, стекло, бумагу отдельно от пищевых отходов и неперерабатываемого мусора. Это называется: сортировать мусор. Отсортированные отходы отправляются на переработку. Там из пластика и стекла делают новые предметы, а для стульев не приходится рубить новые деревья. Настоящая магия!



Учитель. О какой магии нам рассказал мистер Крыс?

(Ответы обучающихся: о сортировке и переработке мусора.)



Учитель.

Всё верно, разделение отходов упрощает их переработку, помогает меньше загрязнять окружающую среду. Кстати, мусор и отходы – это разные понятия. Отходы – это то, что можно собрать и переработать, то есть превратить в новые вещи. Это, например, пластиковые бутылки, металлические и стеклянные банки, макулатура. А мусор – это то, что уже никогда не пригодится. Рассмотрите плакат, какие бывают отходы? Назовите.

(Ответы обучающихся.)


Учитель.

Отходы бывают органические и неорганические. К органическим относится всё, что создано природой. Это могут быть шкурки от фруктов, очистки овощей или опавшие листья. Такие отходы разлагаются за пару месяцев и от них ничего не остаётся. Из отходов можно получать энергию для заводов и городов. Переработка отходов помогает сохранять природу.

Но чтобы отходы можно было переработать, важно их сортировать. Для этого дома нужно завести второе мусорное ведёрко. Один контейнер – для смешанных отходов (остатков еды, грязного мусора и предметов гигиены). Второй контейнер – для того, что можно переработать. Например, алюминиевые банки, стеклянные бутылки и бумагу. Давайте представим такую ситуацию и выполним интерактивное задание.




Интерактивное задание №1. «Разделяй!».

Содержание задания: на экране контейнеры «Вторсырьё» (то, что можно переработать: стекло, бумага, металл, пластик) и «Смешанные отходы» (то, что нельзя переработать). Предложенные в задании отходы и мусор необходимо отсортировать по двум контейнерам: 1. синий «Вторсырьё» (то, что можно переработать) и 2. серый «Смешанные отходы» (то, что нельзя переработать). При этом среди объектов, которые нужно отсортировать, присутствуют опасные отходы (лампочка, батарейки) – при попытке поместить данные отходы в один из контейнеров, система будет их автоматически «выкидывать».

Эту группу отходов следует обсудить после выполнения интерактивного задания.

Синий контейнер «Вторсырьё»: коробка из-под обуви, стеклянная банка (чистая), тетрапак из-под сока, бутылка из-под воды с этикеткой, пластиковая бутылка из-под шампуня, чистая пластиковая упаковка из-под еды (не гофрированная), журналы глянцевые, алюминиевая банка, бумажные пакеты, одноразовая бумажная тарелка.

Серый контейнер «Смешанные отходы»: шкурка от банана, стаканчик из-под кофе, пластиковая упаковка (не гофрированная) с кусочками еды, тюбик от зубной пасты, разбитая тарелка, подарочная упаковка, скрепки/ручки, карандаши, одноразовая маска.

Опасные отходы: батарейки, лампочка. Учитель.

Какие предметы не удалось сложить в контейнеры? (Ответы обучающихся: батарейки, лампочку.)

(При необходимости можно обратить внимание детей на, казалось бы, безобидные для экологии стаканчики для кофе, на вид они кажутся бумажными, и может создаться впечатление, что они легко перерабатываются. Дело в том, что внутри таких стаканчиков очень тонкий слой полипропиленовой плёнки, который отделить от бумажной основы крайне сложно. На полигоне бумажный слой сгниёт за год, а вот пластик будет лежать тысячу лет.

Важно обратить внимание детей на то, что в контейнеры со вторсырьём необходимо помещать чистые, очищенные от остатков еды упаковки.

Важно обратить внимание детей на то, что в ручках можно менять стержень, что позволит использовать ручку ещё раз. Это пример экологического поведения.)



Учитель.

Многие люди даже не задумываются, что многие отходы опасны, поэтому их необходимо собирать и перерабатывать особым способом. К таким отходам

относятся и старые неиспользуемые батарейки. Если они попадут на полигон или свалку, то будут отравлять почву, воздух и воду вредными веществами – проще говоря, ядами. Эти отходы нужно сдавать в специальные пункты приёма.

Мы сегодня с вами уже многое узнали о том, что каждый из нас может делать для сохранения природы, поэтому давайте выполним интерактивное задание и проверим свои экологические знания.



Интерактивное задание №2. «Проверь себя». 1. Почему нельзя мусорить?

мусор – это источник излучения;

мусор загрязняет планету;

мусор некрасиво выглядит и плохо пахнет; мама отругает.



2. Куда отправляется мусор, который нельзя перерабатывать? в мусорку;

дворнику; в космос;

на полигоны.



3. Что делают люди для борьбы с отходами? строят перерабатывающие заводы;

сбрасывают мусор в океан; открывают полигоны; зовут супермена.



4. Какие бывают виды отходов? хорошо и плохо пахнущие; природные и неприродные;

органические и неорганические; красивые и некрасивые.



5. Что относится к органическим отходам? шкурки от бананов;

носки;

банка из-под газировки; использованная салфетка.



6. Зачем дома нужно иметь второе мусорное ведёрко? чтобы дольше не выносить мусор;

чтобы собирать стеклянные бутылки; чтобы поставить его в комнате; чтобы сортировать отходы.



7. Зачем сортировать отходы? чтобы они обретали вторую жизнь; чтобы «убить» время;

чтобы выбросить;

чтобы больше уместилось в мусорное ведро.



8. Зачем нужны перерабатывающие заводы? чтобы сжигать отходы;

чтобы превращать отходы в новые вещи; чтобы хранить там отходы;

чтобы заводов было больше.






Часть 3. Заключительная.

Учитель. Какие же шаги мы можем и должны делать, чтобы сохранить нашу Землю чистой?

(Ответы обучающихся.)



Учитель. Зелёные леса, цветущие поля, синие моря, океаны и голубые реки, слегка окутанные дымкой облаков. Всё это кажется с высоты хрупким, как прозрачное стекло. Рассмотрите фотографии, какие чувства они у вас вызывают?

(Ответы обучающихся.)















Учитель.

Природа Земли – нежна и ранима. Её нужно беречь от пожаров, от мусора, от безжалостного отношения людей. И помогает нам в этом экология, наука об изучении взаимоотношений живых организмов, об образе жизни людей и их связях со средой обитания. Слово «экология» происходит от греческого слова «ойкос» – дом. Наш дом – планета Земля, и каждый человек своей деятельностью оказывает огромное влияние на окружающий его мир – этот вывод сделал Владимир Иванович Вернадский, великий русский учёный. Посмотрим видео.



Демонстрация видео (дикторский текст).

Владимир Иванович Вернадский – великий русский мыслитель и учёный. Он родился 12 марта 1863 года в Петербурге, и всю свою жизнь он посвятил изучению природы, её ресурсов и возможностей. В его работах звучит очень важная мысль: человек тоже часть природы, и его деятельность влияет на окружающий мир, поэтому важно не только использовать ресурсы, но и восполнять их, беречь и охранять окружающиймир, природу Земли. ВладимирИванович создал современное учение оживойоболочке Земли –обиосфере. Многозанималсяпроблемамиэкологии и стремился к тому, чтобы обеспечить потребности общества, сохраняя природу и ресурсы.



Учитель.

И для того, чтобы привлечь внимание каждого человека к экологическим проблемам и защите окружающей среды, жители России и других стран мира в апреле отмечают праздник День Земли. А ещё в нашей стране много экологических инициатив. Рассмотрите фотографию, о какой акции она рассказывает? Знаете ли вы о ней?

(Ответы обучающихся)














Учитель.

Цель акции «Миллион – Родине!» – это сбор макулатуры у населения, что даёт возможность производителям бумаги экономить древесное сырьё, а жителям планеты — её ресурсы. Каждая тонна переработанной макулатуры спасает 10 деревьев.

Вы можете рассказать об этом своим родителям и друзьям, и тогда мы все вместе будем беречь Землю.



Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.



Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных,



Лишь на ней одной цветут, Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.



Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету! (Аким Я.Л.)



Для дополнительного материала педагог может использовать онлайн-уроки экологии об осознанном потреблении, обращении с отходами и сохранении здоровья нашей планеты https://school.reo.ru/.




Методические рекомендации

ДЕНЬ ЗЕМЛИ

1–2 классы

3 апреля 2023 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1–2 классов по теме «ДЕНЬ ЗЕМЛИ»




Цель: познакомить обучающихся с Днём Земли, дать первоначальные сведения об экологии, формировать грамотное экологическое поведение, представляющее собой ответственное отношение к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе и к окружающей среде.



Формирующиеся ценности: бережное отношение к природе, созидательный труд.



Планируемые результаты. Личностные:

– понимать важность бережного отношения к природе и окружающей среде;

– проявлять положительное эмоциональное отношение к сохранению природы и окружающей среды;

– стремиться к расширению своих знаний в области экологии.



Метапредметные:

– проявлять активность при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации в соответствии с учебной задачей;

– строить речевое высказывание: отвечать на вопрос, выражать своё мнение, формулировать суждения, описывать иллюстрации;

– участвовать в коллективном формулировании выводов по результатам обсуждения;

– соблюдать правила ведения диалога.



Продолжительность занятия: 30 минут.



Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий.

Комплект материалов:

- сценарий https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/earthday-12-script.pdf

- методические рекомендации https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/earthday-12-method_recom.pdf

- видеофрагменты:

  • Самая красивая страна Россия https://rutube.ru/video/2fe411b967c5b417cd274dc9b3302825/?r=wd

  • В.И. Вернадский https://youtu.be/wpdPRYoqBFc

  • Репортаж Крыса из космоса https://youtu.be/NYV0acEjaQc

  • Репортаж Крыса с полигона https://youtu.be/xtivYegMeV8

- презентация https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/earthday-12-presentation.pdf

- комплект интерактивных заданий:

  • Разделяй! https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/earthday-14-2/index.html?back_url=/topic/45/grade/12/

  • Экология https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/earthday-14-1/index.html?back_url=/topic/45/grade/12/



Структура занятия Часть 1. Мотивационная.

В мотивационной беседе педагог в игровой форме акцентирует внимание обучающихся на проблемах, связанных с отходами и мусором, и подводит к мысли о необходимости сохранения природы, отмечает, что существует опасность загрязнения планеты, и всё живое на ней может погибнуть. С целью погружения в тему педагог моделирует ситуацию с получением посылки. Затем педагог начинает распаковывать заранее подготовленную коробку. В коробке в бумагу, полиэтилен и другие материалы, упакован какой-то хрупкий предмет, стеклянный или фарфоровый.

Так педагог побуждает к разговору о проблемах загрязнения окружающей среды и необходимости бережного отношения к природе. Цель мотивационной беседы – создать эмоциональный фон для успешного принятия обучающимися последующей информации об экологических проблемах.



Часть 2. Основная.

Основная часть занятия начинается с репортажа героя, представляющего экологическую проблему: образование мусорного пятна в океане. Видеоматериал позволяет на доступном уровне донести до обучающихся проблему сохранения окружающей среды. Последующая беседа позволяет «погрузить» младшего школьника в «воображаемую» ситуацию, чтобы её анализ приобрёл личностный смысл: что можешь сделать лично ты для сохранения природы и уменьшения количества мусора? Для этого важно знать определённые правила и соблюдать их в жизни.

Дальнейшая беседа поможет обучающимся понять, для чего необходимо сортировать отходы, и чем отличаются отходы от мусора. Визуализация (плакат) поможет учителю объяснить ребятам, что отходы делятся на органические и неорганические. Обучающиеся узнают, как правильно их сортировать для дальнейшей переработки. Эта беседа поможет младшим школьникам осознать для чего нужно правильно сортировать отходы, и понять, что переработка отходов помогает сохранять природу.

Интерактивное задание по сортировке отходов познакомит школьников ещё с одной категорией отходов – опасные отходы. Учитель должен объяснить ребятам, чем так опасны эти отходы, и почему их нужно не выбрасывать в контейнеры, а сдавать в специальные пункты приёма. Педагогу желательно уточнить адреса пунктов приёма в своём населённом пункте и ознакомить с ними обучающихся.

Завершается основная часть занятия выполнением интерактивного теста, что позволит обобщить полученные знания по теме занятия.



Часть 3. Заключение.

В заключение занятия педагог организует обобщающую беседу и помогает обучающимся ответить на вопросы: почему каждый из нас должен заботиться о планете? Какие шаги мы можем и должны сделать, чтобы сохранить нашу Землю чистой? Представленные фотографии позволяют обучающимся почувствовать, насколько прекрасна и уникальна наша планета, и в то же время нежна и ранима. Педагог знакомит обучающихся с проектом экологической направленности «Миллион – Родине!», в котором ребята могут принять участие вместе с родителями. Эмоциональным завершением занятия станет прослушивание стихотворения Акима Я. Л. «Есть одна планета-сад». Педагог может заранее распределить стихотворные строки между обучающимся или прочитать их сам.

Для дополнительного материала педагог может использовать онлайн-уроки экологии об осознанном потреблении, обращении с отходами и сохранении здоровья нашей планеты – https://school.reo.ru/



При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться: -тема занятия;

ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями; любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.