СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. Сценарий занятия. Методические рекомендации. День народного единства. 1-2 классы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие по теме "День народного единства" в 1-2 классах

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. Сценарий занятия. Методические рекомендации. День народного единства. 1-2 классы.»

Сценарий занятия

Разговоры о важном

«День народного единства»

1-2 классы

30 октября 2023 г.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1–2 классов по теме:

«День народного единства»

Цели занятия: развитие у обучающихся российской гражданской и культурной идентичности, воспитание чувства любви и уважения к традициям своего народа, чувства единства с многонациональным народом России, формирование готовности к защите Родины; развитие деятельного ценностного отношения к историческому, культурному, религиозному наследию своего и других народов России.


Формирующиеся ценности: единство народов России, дружба, гражданственность, историческая память и преемственность поколений.


Партнер занятия: Федеральное агентство по делам национальностей


Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование различных средств воспитания: просмотр видеофрагментов, анализ текстовой информации.


Комплект материалов:


Сценарий https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/unityday2023-12-script.pdf 

Методические рекомендации https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/unityday2023-12-method_recom.pdf 

Книги, мультфильмы, фильмы https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/unityday2023-14-dop1.pdf 

Трафареты для рисования https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/unityday2023-14-dop2.pdf 

Видео:

Говорим о важном в день народного единства https://youtu.be/omVxwuP5FLE?si=yZ5QDqKK6GU7IIaG 

Государственные символы   https://vk.com/video-218644581_456239419 

Пространства и богатства от Калининграда и до Дальнего Востока https://vk.com/video-218644581_456239421

Презентация https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/unityday2023-12-presentation.pdf 


СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Мотивационный этап


Учитель: Здравствуйте, ребята. На каком языке я сейчас с вами поздоровался?

Ответы ребят


Слайд 2

Учитель: А если бы я сказал вам «сайн!» или

«маршалла!» или «дорообо!», вы бы поняли меня? А вот ребята из Бурятии, Чечни или Якутии поняли бы, потому что эти приветствия прозвучали на их родных языках.

А на каких языках России вы еще знаете приветствия?

Ответы ребят


Учитель: Как вы думаете, на скольких языках говорят школьники в нашей стране?

Ответы ребят


Слайды 3–4

Учитель: Давайте узнаем правильный ответ. В России на сегодняшний день насчитывается более 190 народностей, которые говорят на 277 языках и диалектах.


Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о народах России и их традициях, а также поговорим о сказках.


Основной этап


Слайд 5

Учитель: А кто знает, почему именно сегодня мы с вами говорим про разные народы?

Ответы ребят


Слайд 6

Учитель: Да, все верно, на этой неделе, 4 ноября, в нашей стране отмечают День народного единства. А кто знает (помнит по прошлому году) историю праздника?

Ответы ребят

Слайды 7–9

Учитель: История началась в 1598 году, когда умер русский царь Федор Иоаннович Рюрикович и не оставил наследника. Россия осталась без законного царя. Тогда разные люди пытались взойти на престол, при этом обманывая, что они из рода Рюриковичей. А в это время, используя момент, когда нет руководителя, начались внутренние восстания. Восстания привели к ослаблению России, чем и воспользовались самозванцы и поляки.

После на нашу страну напали польские интервенты.

Интервенты – те, кто вторгается на чужую территорию.


Учитель: Каждый регион, а тогда каждое княжество, без общего руководителя страны стали жить по своим правилам и в своих интересах. Это позволило врагам проще завоевывать наши земли. А что надо было сделать, чтобы победить интервентов?

Ответы ребят


Слайды 10–11

Учитель: Правильно, надо было объединиться. Тогда Кузьма Минин, который был старостой Посада, обратился к нижегородцам и предложил им объединиться и помочь Москве. И князь Дмитрий Пожарский возглавил это ополчение. 4 ноября 1612 года они прорвали оборону поляков и освободили Москву.


Учитель: Именно поэтому 4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден в 2005 году. Это праздник единения, взаимопомощи, достижения общих целей многонациональными народами нашей страны.


Можно предложить дома с родителями ознакомиться с образовательной платформой «Магия знаний: история России» https://4ноября.магиязнаний.рф и посмотреть мультфильм, созданный при поддержке Министерства просвещения РФ и Российского общества «Знание».

Слайд 12

Учитель: А как вы думаете, в чем отличие народов России? Про язык мы с вами уже сказали, а как еще можно понять, какой национальности человек перед тобой?

Ответы ребят


Учитель: Действительно, у каждого народа есть свои традиции, свои национальные блюда и свои костюмы – все это культура. Давайте посмотрим, какие особенности есть у разных народов.


Слайд 13

Учитель: Сколько в России народов – столько и национальных костюмов. Костюм – это часть народной культуры и нашей истории. Именно одежда рассказывает нам о красоте и богатстве родного края, обычаях и традициях народа.


Слайд 14

Учитель: Предлагаю вам сейчас взять трафарет костюма и, смотря на образцы, раскрасить элементы в соответствии с образцом. Но для выполнения данного задания у первого ряда есть только красные карандаши/фломастеры, у второго ряда – только черные, а третьего ряда – только синие.


Интерактивный элемент: ученикам предлагается взять трафарет и раскрасить его в соответствии с вариантами национальных костюмов, изображенных на слайде. В процессе ребятам необходимо подсказать, что для выполнения задания им надо объединиться и помочь друг другу.


Слайд 15

Учитель: Смотрите, как здорово у вас получилось. А где мы с вами можем увидеть иллюстрации с изображениями народных костюмов?

Ответы обучающихся (подвести к книгам)

Учитель: Уверен, что каждый из вас читал русские народные сказки и в иллюстрациях видел разные костюмы или элементы быта. Какие примеры сказок вы можете привести?

Ответы обучающихся


Слайд 16

Учитель: Давайте посмотрим на экран, вспомним сказочных героев и подумаем, где они живут и есть ли у них Родина?

Ответы обучающихся


Слайд 17

Учитель: На экране Хозяйка Медной горы, про которую писал Павел Петрович Бажов в сказке «Медной горы Хозяйка» Медные горы – Уральские горы (Свердловская область), Снегурочка Александра Николаевича Островского живет в Костроме, богатырь Алеша Попович живет в Ростове Великом в Ярославской области, а Малыш Кулацу в Кабардино-Балкарской Республике.


Учитель: Многие сказки похожи между собой, у них схожий сюжет, потому что часто сказки описывают отношения людей между собой, например, история про мачеху и падчерицу. Какие сказки вы можете назвать?

Ответы обучающихся


Учитель: Такой сюжет есть и в русской народной сказке «Крошечка-хаврошечка», и в татарской народной сказке «Зухра и Месяц», и в осетинской истории «Про мачеху и падчерицу», и в сказках многих других народов.


Слайд 18

Учитель: Считается, что герои сказок живут там, где происходили события, которые описываются в сказках, или там, где живет их автор. Так, детский писатель Светлана Кривошлыкова собрала всех сказочников в большую книгу

«Сказочная энциклопедия России», где вы можете познакомиться с привычными героями и точно узнаете что-то новое. А еще вы можете сочинять сказки сами. Кто любит сочинять сказки?

Ответы обучающихся


Слайд 19

Учитель: Для тех, кто думает, что не умеет сочинять сказки, Союз детских писателей и Институт воспитания разработали специальный курс, который научит вас писать сказки. Вы можете посмотреть его дома с родителями и сочинить сказку, основанную на легендах, сказаниях и истории вашего родного края и народа. А потом принести сказки в класс, мы с удовольствием их с ребятами почитаем.

Ссылка на курс https://vk.com/video/playlist/-113551114_30

Заключительный этап


Учитель: Скажите, что помогло вам сегодня выполнить мое задание?

Ответы ребят


Учитель: Думаю, что на таком простом примере вы еще раз убедились, как важно помогать друг другу. Как тот, кто с вами рядом, – сегодня это ваш одноклассник – помог вам выполнить задание, так и все люди в нашей стране должны помогать друг другу, чтобы наша Россия становилась лучше, богаче и краше. Для этого должны стараться все, независимо от того, какой они национальности и где живут.


Слайд 20

Учитель: История учит нас: поодиночке, порознь не сделать того, что можно сделать вместе. Так и в жизни бывает. Один человек посадит дерево, а все вместе – сад! Дружба объединяет людей и народы.

Дома с родителями вы можете принять участие в Большом этнографическом диктанте, который пройдет с 3 по 8 ноября на сайте https://miretno.ru .





Методические рекомендации

Разговоры о важном

«День народного единства»

1-2 классы

30 октября 2023 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к сценарию занятия в рамках проекта

«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»

для обучающихся 1–2 классов

«День народного единства»

Цели занятия: развитие у обучающихся российской гражданской и культурной идентичности, воспитание уважения к традициям своего народа и других народов, чувства единства с многонациональным народом России, формирование готовности к защите Родины; развитие деятельного ценностного отношения к историческому, культурному, религиозному наследию своего и других народов России.

Формирующиеся ценности: единство народов России, патриотизм, гражданственность, историческая память и преемственность поколений, дружба.

Основные смыслы:
  1. Россия – многонациональная страна с богатым культурным наследием и разнообразным этническим составом.

  2. Богатство России заключается не только в разнообразии природы, наличии полезных ископаемых, но и создается трудом ее народов. Дружба народов позволяет сохранять независимость и процветать нашей Родине. Единство традиционных духовно-нравственных ценностей лежит в основе российской культуры, которую необходимо сохранять.

  3. День народного единства – это день героизма и мужества многонационального народа России. Сила России – в единстве народа, в уважении традиций, религий всех народов страны, в готовности народа России защищать ее независимость. Пока мы едины – мы непобедимы.

Личностные:
  1. Развитие чувства российской гражданской идентичности, уважения к традициям своего народа и народов России, патриотизма.

  2. Осознание причастности к многонациональному народу Российской Федерации, российской культурной идентичности.

  3. Формирование готовности к защите Российского государства, неприкосновенности его территории, способности сохранять и защищать историческую правду.

Метапредметные:
  1. Анализ содержания различных информационных источников.

  2. Активное участие в обсуждении предложенных вопросов и проблем, представление и обоснование своей точки зрения.

  3. Грамотная работа с текстовой информацией, определение главной мысли, понимание содержания.

Партнер занятия: Федеральное агентство по делам национальностей

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа с использованием видеоконтента, фрагментов стихотворений, презентации.

Комплект материалов:

  • Сценарий https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/unityday2023-12-script.pdf 

  • Методические рекомендации https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/unityday2023-12-method_recom.pdf 

  • Книги, мультфильмы, фильмы https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/unityday2023-14-dop1.pdf 

  • Трафареты для рисования https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/unityday2023-14-dop2.pdf 

  • Видео:

  • Говорим о важном в день народного единства https://youtu.be/omVxwuP5FLE?si=yZ5QDqKK6GU7IIaG 

  • Государственные символы   https://vk.com/video-218644581_456239419 

  • Пространства и богатства от Калининграда и до Дальнего Востока https://vk.com/video-218644581_456239421

  • Презентация https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/unityday2023-12-presentation.pdf 

Занятие состоит из трех этапов:

  • Мотивационно-целевой этап: приветствие, познавательная беседа.

  • Содержательный этап (основной): беседа, просмотр видеороликов.

  • Рефлексивный (заключительный) этап: беседа.

Общие рекомендации

На занятии важно формировать у обучающихся способность определять свою российскую гражданскую идентичность в многонациональном российском обществе; сознавать своё единство с многонациональным народом России, общность духовно-нравственных ценностей, передающихся культурой народов России, понимать, что дружба народов обеспечила независимость и процветание Российского государства.

Для «Разговоров о важном» в 1–2 классах учителю необходимо актуализировать идею о том, что единство народов России помогает преодолевать трудности, сохранять ее независимость, поэтому граждане России должны быть готовы к защите Родины.

Структура занятия
    1. Мотивационно-целевой этап

В начале занятия, на этапе мотивации, учитель знакомит обучающихся со словами приветствия на языках народов России. В процессе познавательной беседы важно подчеркнуть, что русский язык понятен всем жителям нашего государства. Русский язык позволяет нам общаться, помогать друг другу, дружить. При сохранении многообразия языков и культур народов России, наше государство является единым. Мы говорим на одном – русском – языке и имеем общие духовно-нравственные ценности.

    1. Основной этап

На занятии «День народного единства» необходимо обратить внимание обучающихся на то, что сила России – в единстве ее многонационального народа, в уважении традиций и религий своего народа и других народов страны. Всех россиян объединяют общие традиционные российские духовно-нравственные ценности – человек, добро, любовь, вера, справедливость, патриотизм, гражданственность, дружба, традиционные семейные ценности, языки, культура, религии народов России.

Вопросы к занятию:
    • На скольких языках говорят школьники в нашей стране? Сколько народностей проживает на территории России? (На территории нашей страны проживает более 190 народностей, они говорят на 277 языках и диалектах. Важно отметить, что в Основном законе нашего государства – Конституции – закреплено, что наш народ является многонациональным. Это означает богатство культур и традиций российского народа, которое граждане РФ должны оберегать и преумножать.)

    • Знаете ли вы, какие народы и народности проживают в вашем регионе?

На занятии необходимо обратиться к исторической основе Дня народного единства, показать значение подвига Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

    • 4 ноября отмечается День народного единства. Что произошло 4 ноября 1612 года? (Народное ополчение под руководством Минина и Пожарского освободило Москву от польских захватчиков, что положило начало возрождению русского государства после Смутного времени.)

    • Какую роль сыграли князь Дмитрий Пожарский и староста Кузьма Минин в организации народного ополчения? (Кузьма Минин обратился к нижегородцам и предложил объединиться, чтобы помочь освободить Москву от иностранных захватчиков. Князь Дмитрий Пожарский, полководец, возглавил это ополчение. 4 ноября 1612 года воины народного ополчения прорвали оборону поляков и освободили Москву. При обсуждении событий важно обратить внимание обучающихся на словосочетание «народное ополчение», то есть народ ополчился, встал стеной на защиту своей Родины.)

    • Что символизирует праздник День народного единства? (Это праздник единения, взаимопомощи, достижения общих целей многонациональным народом нашей страны. Праздник был учрежден в 2005 году.)

    • Каждый народ, кроме языка, отличается своей культурой. Что такое культура? (Культура складывается веками и передается из поколения в поколение. Это традиции и обычаи, язык, народное творчество.)

    • Как можно понять, какой национальности человек перед тобой? каждого народа есть свои традиции, свои национальные блюда и свои костюмы. Костюм – это часть народной культуры и нашей истории. Именно одежда рассказывает нам о красоте и богатстве родного края, знакомит с обычаями и традициями народа.)

    • Какие русские народные сказки вы знаете? Назовите героев и их характерные черты. (Обсуждение ответов обучающихся)

– Сказки разных народов похожи: у них схожий сюжет или герои. Зачастую в сказках описываются отношения людей между собой, например, история про мачеху и падчерицу. Какие сказки с участием мачехи и падчерицы вы знаете? (Русская народная сказка «Крошечка-хаврошечка», татарская народная сказка «Зухра и Месяц», осетинская история «Про мачеху и падчерицу» и сказки других народов).

– На чем строится хороший коллектив? (Уважение,

хорошее общение и дружба важные составляющие любого коллектива. Как сегодня одноклассник помог выполнить задание, так и все люди в нашей стране должны помогать друг другу, чтобы наша Россия становилась лучше, богаче и краше. Для этого должны стараться все, независимо от того, какой они национальности и где живут.)

Важнейшим выводом занятия является: День народного единства – это день героизма и мужества народа, отстоявшего свою свободу и независимость, праздник, объединивший весь многонациональный народ России. История учит нас: поодиночке, порознь не сделать того, что можно сделать вместе. Один человек посадит дерево, а все вместе – сад! Дружба объединяет людей и народы. Основа дружбы народов России – общность духовно-нравственных ценностей.

Во время обсуждения вопросов учитель выступает в качестве модератора, направляя беседу и подводя обучающихся к основным ценностно-смысловым выводам.

    1. Заключительный этап

Учитель организует обсуждение по итогам занятия с целью обобщения результатов беседы и получения эмоционального отклика от обучающихся.

Примерные вопросы для беседы:

Что помогло вам сегодня выполнить мое задание?


Какой самый важный вывод вы сделали для себя на занятии? Остались ли у нас вопросы без ответов? Если да, то какие?

О чем по теме занятия вы хотели бы еще узнать? Довольны ли вы своим участием в занятии?

День народного единства олицетворяет силу нашего государства. Наша сила – при многообразии традиций и религий народов России в единении вокруг общих целей и готовности вместе защищать Родину, сохранять и преумножать богатство нашей страны.

Интеграция с учебными предметами:

Литературное чтение: сравнительный анализ сказок разных народов о мачехе и падчерице, закрепление знаний о героях русских народных сказок и их характерных чертах.

Окружающий мир: понятие Россия – наша Родина, Россия – многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи. классный школьный коллектив, ценность дружбы, согласия, взаимной помощи, семейные ценности и традиции, родословная.

Изобразительное искусство: изготовление эскизов традиционных костюмов народов.

Постразговор

Создание выставки эскизов традиционных костюмов народов России.

Проведение выставки рисунков «Подвиг народного ополчения 1612 года».

Посещение экскурсий региональных краеведческих музеев с целью знакомства с историей региона (муниципалитета), с традициями народов, проживающих в регионе (муниципалитете).

Участие в праздничном концерте, посвященном Дню народного единства (с участием представителей различных народов, проживающих на территории региона: народные песни, народные танцы, инсценировка народных сказок и обрядов).

Дополнительные ценностно-смысловые линии

Знакомство с традициями народов России, уважение к их культуре, понимание значения дружбы в жизни человека и государства, сохранение исторической памяти и культурного наследия, осознание своего единение с народом России.