ОКОУ «Курская школа «СТУПЕНИ»
Методическая разработка фронтального занятия учителя - логопеда, дефектолога Пеньковой С. В. для обучающихся с ОВЗ (умственной отсталостью) 2 класса по теме:
«Различение предлогов «за», «перед».
Цель: уточнить значение предлогов «за», «перед»; корригировать ошибки в употреблении предлогов «за», «перед» в устной и письменной речи; ввести предлоги «за», «перед» в активную речь обучающихся.
Коррекционно - образовательные задачи:
1). Уточнить:
а) правильное произношение предлогов «за», «перед»;
б) понимание семантического значения предлогов «за», «перед»;
в) представления учащихся о предлоге, как отдельном самостоятельном слове;
г) навык написания предлога отдельно от следующего слова.
2). Активизировать употребление усвоенных предлогов в самостоятельной речи, а также предметный и глагольный словарь (номинативный и предикативный), различные варианты формул речевого этикета.
3). Тренировать:
а) в различении предлогов «за», «перед»;
б) в развитии умения размещать предметы на плоскости по словесной инструкции;
в) в конструировании предложно-падежной конструкции по предложенной схеме-модели предложения;
г) в грамматическом оформлении речи путём овладения предложным управлением в простых распространённых предложениях;
д) в правильности, осознанности, выразительности чтения.
Коррекционно – развивающие задачи:
– развитие артикуляторных кинестезий, координации движений (синхронность артикуляционной и мелкой моторики),речевого дыхания, офтальмокинеза, межполушарного взаимодействия, темпо-ритмической организации речи;
– развитие грамматического оформления речи путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, умения связного диалогического высказывания;
– развитие речемыслительной деятельности; зрительно-пространственного восприятия, наглядно-действенного мышления; двигательной и словесно-логической видов памяти; мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения; фонематического слуха, коммуникативных навыков, метапредметных связей; положительных эмоций.
Воспитательные задачи:
– воспитывать языковую наблюдательность, учебную мотивацию, социально-этические умения, самоконтроль и произвольность своих действий, способствовать социальной адаптации в обществе.
Тип занятия: комбинированный.
Форма организации занятия: фронтальная.
Оборудование: зеркала, магнитная доска, магниты, вязаная рукавичка,демонстрационный материал предметных картиноксказочных героев в линейном ряду, ситуационная картина с объёмными предметными картинками куста, норы, сосны, предметные картинки бабы Яги, ежа, ужа, белки, демонстрационный материал с предметной картинкой и печатным материалом, схемы предлогов «за», «перед», ручки, карточки с сюжетной картинкой и графической схемой предложения, схемой предлога «перед» или «за» сюжетная картинка с горкой и отдельной предметной картинкой мальчика на магните.
План занятия
I. Подготовительная часть
1. Организационный момент. Произнесение речёвки.
2. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
3. Кинезиологическая дыхательная гимнастика. «Облако дыхания».
П. Основная часть
1.Называние местонахождения сказочного героя в линейном ряду.
2. Составление предложений по сюжетной картине с предлогами «за», «перед».
3. Прочитывание словосочетаний с предлогами «за», «перед».
4. Физкультминутка. Глазодвигательные упражнения.
5. Дифференциация предлогов и схем их обозначающих.
6. Составление предложения по сюжетной картинке и графической схеме. Запись предлога со словом, с которым он «дружит».
7. Игра в мяч «Подружи слова».
III. Заключительная часть
1. Рассказывание скороговорки.
2. Подведение итогов.
Ход занятия
I. Подготовительная часть
1. Организационный момент. Произнесение речёвки.
- Здравствуйте, дети. Встали все ровно. Произнесём нашу речёвку.
- Раз, два, три. Слушай и смотри. (Ученики хором произносят речёвку, одновременно со словами прикрывают руками уши; пальцы рук, как бинокль прикладывают к глазам.)
- Три, два, раз. Мы начнём сейчас. (Ученики садятся на свои места.)
- Прочитает тему занятия … . (Предлоги за, перед.)
Рис. 1. Печатный материал с надписью темы занятия.
Сегодня мы продолжаем работать с этими предлогами.
-У нас на занятии присутствуют гости и мы расскажем им всё, что знаем о предлогах «за», «перед», будем стараться правильно их применять.
- Какие вы знаете предлоги? (Я знаю предлоги: «в», «на», «за», «у», «с», «из», «перед».)
- Как мы их еще называем? (Мы называем их словами – «указками».)
- Почему? (Предлоги как «указка», которая куда - нибудь показывает.)
2. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
-Чтобы красиво, правильно проговаривать слова, нужно подготовить язычок. Поставьте перед собою зеркала. (Учитель-логопед надевает на правую руку рукавичку -символ язычка и становится лицом к детям.)
Рис.2. Вязаная рукавичка – символ язычка.
(Логопед произносит стихотворные строки.)
1). – «Язычок знаком вам, дети. Мы его улыбкой встретим.» (Учащиеся широко улыбаются, растягивая губы, обнажая верхний и нижний ряд зубов.)
2). - Ребята, покажите правую руку. (Работает только правая рука и язычок. Левая рука лежит на столе.)
- «Это Язычок пришёл. Он сейчас к двери пошёл.» (Ребята рот приоткрывают. Они высовывают узкий язык, тянут языком к правому уху, ребро ладони отклоняют в правую сторону. Рука и язык выполняют синхронные движения.)
3). – «Всё, что нужно, увидал и к окну он зашагал.» Повторяем последние два упражнения. (Дети тянут язык к левому уху, ребро ладони отклоняется влево.)
- Ротик закрыть.
4). – «Язычок не устаёт: тянется теперь вперёд.» (Ученики открывают рот, максимально выдвигая узкий язык изо рта. Кисть руки направлена прямо.)
5). – «В прятки поиграть он рад: отступает шаг назад.» (Ученики втягивают язык вглубь рта, кисть руки сжимают в кулак.)
- Повторяем последние два упражнения.
6). – «Говорит он: «До свиданья». Тебе машет на прощанье.» [5, cтр. 31- 40]
(Кисть ведущей руки направляется вверх-вниз. Ученики открывают рот, улыбаются, попеременно поднимают широкий язык на верхнюю губу; опускают на нижнюю.)
- Повторяем последние два упражнения.
7). - Закрыли ротик и взяли со стола карандаши. Погреем ручки.
- Молодцы. (Растирание карандаша между ладонями).
3. Кинезиологическая дыхательная гимнастика. «Облако дыхания».
- Ребята, давайте вспомним, как мы умеем правильно дышать.
(Исходное положение – стоя, руки опущены.) Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки поднимаем вверх. Медленный выдох через рот, одновременно рисуем круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза.
П. Основная часть
1. Называние местонахождения сказочного героя в линейном ряду.
Рис. 3. Демонстрационный материал предметных картинок: ежа, лисы, ужа, кота.
- Назовите картинки. (Ёж, лиса, уж, кот Леопольд.)
- Вы узнали нашего гостя - кота Леопольда из мультфильма. Помните, к чему призывал кот мышей, что он им говорил? («Ребята, давайте жить дружно!»).
- А какую вы знаете поговорку о дружбе?
- («Нет друга ищи, а нашёл - береги».)
- («Кто ругается, грубит - с тем никто не говорит».)
- Нужно уважительно относиться друг к другу.
- Наши герои выстроились в очередь в магазин игрушек. Ваша задача помочь коту Леопольду запомнить, кто за кем или перед кем стоит. Вы будете друг другу задавать вопросы, используя предлоги «перед», «за». Сейчас помогают … и … . Вы помните, что надо быть вежливыми друг к другу.
- (… , скажи, пожалуйста, за кем стоит кот?)
- (Кот стоит за ужом.)
- (Спасибо, ….)
- Теперь задаёт вопрос … .
- (… , скажи, пожалуйста, кто стоит перед лисой?)
- (Перед лисой стоит ёж.)
- (Спасибо большое.)
(И так далее 4-5 вопросов.)
- Молодцы. Вы были вежливыми и обходительными друг к другу.
- Предлоги «за», «перед» помогли указать на место в очереди, где находился сказочный герой.
- А к нам на занятие прилетела баба Яга. Она не знает, когда мы говорим предлог «за».
- (Предлог «за» мы говорим, когда предмет находится позади другого предмета.)
- Когда мы говорим предлог «перед»?
- (Предлог «перед» мы говорим, когда предмет находится впереди другого предмета.)
2. Составление предложений по сюжетной картине с предлогами «за», «перед».
- Ребята, Баба Яга просит вас посмотреть на картину и вернуть лесных обитателей на свои места. Назовите предметы, на которые я показываю указкой. (Куст, нора, сосна, река, дупло.)
Рис. 4 Ситуационная картина с объёмными предметными картинками куста, норы, сосны.
- У меня в руках картинка бабы Яги. Сейчас я сделаю так, чтобы она летала перед рекой. (Рис.5)
- Яга летает перед чем? (Яга летает перед рекой.)
- Обратите внимание, я чётко проговариваю каждое слово, особенно предлог и конец слова, которое стоит после него и вы делайте так же. Я вернула Ягу на место, а помог мне предлог «перед».
Рис.5 Рис.6
- Надоело бабе Яге здесь летать. Сейчас я сделаю так, чтобы она летала за рекой. Яга летает за чем? (Яга летает за рекой.)
- Помог мне предлог «за». Предлоги «за», «перед» помогли мне указать на место, где находилась Баба Яга. Ребята, вы заметили, что предлоги «за», «перед» разные, противоположные.
- Пойдёт к доске … . Я называю предложение про ежа и куст. Ты ставишь картинку ежа в нужное место. Слушай внимательно: «Ёж ходит перед кустом».
- Ёж ходит перед чем? (Ёж ходит перед кустом. (Рис. 7)
- …, старайся чётко проговаривать предлог и слово, стоящее после него, особенно его конец!
- Когда мы говорим предлог «перед»? (Предлог «перед» мы говорим, когда предмет находится впереди другого предмета).
- Я составляю следующее предложение. «Ёж ходит за кустом». (Рис. 8) Поставь картинку. ( Рис. 9)
Рис. 7 Рис. 8
- Когда мы говорим предлог «за»? (Предлог «за» мы говорим, когда предмет находится позади другого предмета).
- Предлоги «за», «перед» помогли указать на место, где находится ёж. Предлоги «за», «перед» разные, противоположные.
- Теперь кто-то из вас составит предложение про ужа и нору с предлогом «за» или «перед». Составит предложение … .
- (Уж ползает за норой.)
- … выполнит задание, поставит картинку ужа в нужное место.
- Повтори предложение. (Уж ползает за норой. (Рис. 9)
- Повторим все хором! (Уж ползает за норой).
Рис. 9
- Что значит предлог «за»? (Предлог «за» значит позади.)
- Теперь кто-то из класса составит предложение про сосну и лису с одним из предлогов.
- (Лиса стоит перед сосной.)
- К доске пойдёт … . Поставь картинку, куда тебе сказали.
- Повтори предложение. (Лиса стоит перед сосной.)
- Скажем все хором! (Лиса стоит перед сосной.)
Рис. 10
(Аналогично выполняется задание про белку и дупло с одним из предлогов - рис. 11 или рис.12. Один ученик составляет предложение, а другой моделирует на объёмном плакате, манипулируя предметной картинкой белки.)
Рис. 11 Рис. 12
- Мы вспомнили, когда мы говорим предлоги «за», «перед».
- Предлоги нам нужны для того, чтобы показывать, где находится предмет.
- Я думаю, баба Яга рада правильным ответам.
3. Прочитывание словосочетаний с предлогами «за», «перед».
- Ребята, баба Яга хочет послушать, как вы умеете читать. Внимание! Вы чётко проговариваете каждое слово, особенно его конец! Сначала называем картинку, потом читаем.
- (Река).
- Что слышим в конце слова река? (Звук а.)
- Прочитаем и подумаем, как изменится слово.
Рис.13 Демонстрационный материал с предметной картинкой реки и печатным материалом.
- Вы обратили внимание, как правильно, красиво звучит конец слова «рекой»? Как только появились предлоги «за», «перед», сразу изменился конец слова. Вместо «а», стало звучать «ой». Предлог так крепко дружит со словом, которое после него стоит, что конец слова изменяется и звучит красиво, правильно!
Рис.14 Рис.15
- Назовите картинку. ( Куст.)
- В слове «куст» последний звук … («т».)
- Читаем дальше, громче называя выделенные буквы. (За кустом.)
- Появился предлог «за» и после «т» появился «ом».
- Прочитаем хором, громче называя выделенные буквы. (Перед кустом.)
- Появился предлог «перед» и после «т» появился «ом».
(Дети каждый раз называют картинку и последнюю гласную, наблюдают, как меняется конец слова с появлением предлогов «за», «перед». Ребята прочитывают индивидуально и хором, интонируя конец слова, а потом называют его.)
Рис.16 Рис.17
- Все ребята правильно прочитали словосочетания. Баба Яга теперь захочет научиться читать. Я вам напомню, что предлог «дружит» со словом, которое стоит после него. А «дружит» так крепко, что конец слова изменяется и звучит красиво, правильно!
4. Физкультминутка. Глазодвигательные упражнения.
- Ребята, баба Яга поможет провести зарядку для глаз. (Рис. 18) Мы будем наблюдать за полётом бабы Яги только глазками, не поворачивая головы. В правую вытянутую руку перед собой возьмите картинку бабы Яги.
Рис. 18. Предметная картинка бабы Яги.
- Баба Яга полетела к двери. (Рука медленно двигается вправо. Остановка.)
- Яга возвращается. (Рука возвращается.)
- Потом Яга захотела посмотреть в окно и полетела. (Картинка перекладывается из правой руки в левую вытянутую руку. Левая рука двигается влево. Остановка.)
- Баба Яга вернулась. (Картинку держат две руки вместе.)
- Яга полетела вверх. (Остановка. Полетела вниз. Остановка.)
- Баба Яга вернулась и остановилась перед вами. Положите на стол картинку и садитесь.
5. Дифференциация предлогов и схем их обозначающих.
- Ребята, мы с вами умеем обозначать предлоги схемами. Положите перед собой схемы предлогов «за», «перед». Сейчас я произнесу предложение. Вы должны услышать предлог и поднять его схему.
Рис. 19. Схема предлога «перед». Рис. 20. Схема предлога «за».
- Белка сидит перед дуплом. Баба Яга летает за рекой. Ёж ходит перед кустом. Лиса сидит за сосной. Уж ползает за норой.
- Молодцы, положите схему предлога на место.
6. Составление предложения по сюжетной картинке и предметно-графической схеме. Запись предлога со словом, с которым он «дружит».
А). Возьмите карточку, которая лежит у вас на столе. На ней волшебным способом написано предложение. Давайте «прочитаем» эти предложения, как мы это уже умеем делать. (У логопеда в руках образец).
Рис. 21. Карточка с сюжетной картинкой и графической схемой предложения, схемой
предлога «перед».
- «Прочитаем» первое предложение.
- (Ёж ходит перед кустом.)
- Назови предлог со словом, с которым он «дружит».
- (Перед кустом.)
Рис. 22. Карточка с сюжетной картинкой и графической схемой предложения, схемой предлога «за».
- «Прочитаем» предложение.
- (Яга летает за рекой.)
- Назови предлог со словом, с которым он «дружит».
- (За рекой.)
Рис. 23. Карточка с сюжетной картинкой и графической схемой предложения, схемой предлога «перед».
- (Белка находится перед дуплом.)
- Назови предлог со словом, с которым он «дружит».
- (Перед дуплом.)
Рис. 24 Карточка с сюжетной картинкой и графической схемой предложения, схемой предлога «за».
- (Лиса стоит за сосной.)
- Назови предлог со словом, с которым он «дружит».
- (За сосной.)
Б). Запись предлога со словом, с которым он «дружит».
- Вы справились с заданием, правильно «прочитали» предложения, а теперь нужно записать предлог со словом, с которым он «дружит». Не забудьте, предлог – отдельное слово. (Дети на тех же карточках на специльно проведённой линии, ниже схемы предложения, вписывают предлог с именем существительным. Рис. 25, Рис. 26 и т. д. )
Рис. 25 Рис. 26
- Предлог «дружит» со словом, которое стоит после него. Предлог - отдельное слово, пишется раздельно с другими словами.
7. Игра в мяч «Подружи слова».
- Мы хорошо поработали, а теперь поиграем. Я буду стараться вас запутать. Я бросаю мяч и неправильно называю предлог со словом. А вы должны их подружить так, чтобы конец в слове звучал красиво, правильно. Будьте внимательными,
- Перед, стол. Скажи правильно. (Перед столом.)
- За, школа. Перед, дом. Перед, озеро. За, забор. Перед, магазин.
III. Заключительная часть.
1. Рассказывание скороговорки.
Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили играть и нам осталось вспомнить скороговорку, которую мы начали учить на прошлом занятии. Произнесём все вместе.
- «Шёл Егорка перед горкой и учил игру про норку». (Ученик выставляет предметную картинку в нужное место. Рис. 27)
Рис. 27 Демонстрационный материал сюжетной картинки с «горкой» и отдельной предметной картинки мальчика, Егорки.
- «Он учил игру про норку перед горкой и за горкой.» (Ученик выставляет предметную картинку в нужное место. Рис. 28)
Рис. 28 Демонстрационный материал сюжетной картинки и отдельной предметной картинки мальчика, Егорки, идущим за горкой.
2. Подведение итогов.
- Спасибо бабе Яге, что она пришла к нам в гости. Теперь она захочет научиться читать, писать, правильно употреблять предлоги «за», «перед». Давайте ещё раз вспомним:
- Как пишутся предлоги? (Раздельно с другими словами).
- Для чего нам нужны предлоги «за», «перед»? (Предлоги «за», «перед» нам нужны для того, чтобы показывать, где находится предмет.)
- Предлог «за» мы говорим, когда предмет находится, скажем хором, («позади другого предмета»).
- Предлог «перед» мы говорим, когда предмет находится, скажем хором, (….).
- За отличную работу медалькой награждается … . (Рис. 29)
- За правильное выполнение заданий по обучению бабы Яги медалькой награждается … . (Рис. 30)
- За активную работу на занятии награждаются … . (Рис. 31)
- Занятие окончено. До свидания.
Рис. 29 Рис. 30 Рис. 31
Литература:
Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.:Изд. «Скрипторий 2003», 2008.
Воронкова В.В. Уроки русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: Пособие для учителя. – М.: «Владос», 2003. - С.72.
Ефименкова Л. Н. Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991.- С. 239.
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. Для логопедов. – М.: Просвещение, 1991. – С. 51.
Куликовская, Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках: практ. пособие / Т.А. Куликовская. – М.: Изд. «Гном и «Д», 2004. – С. 31-40.
Мисаренко, Г.Г. Русский язык в классах компенсирующего обучения. 1 класс: учеб.пособие / Г.Г. Мисаренко. – М: ООО «Гном-Пресс», 1998. – 162с.
Моргачёва И. Н. Ребёнок в пространстве. С-П. Детство-Пресс, 2009.
Программа подготовительного класса и 1-4-х классов образовательных учреждений VIIIвида / В.В. Воронкова (и др.); под ред. В.В. Воронковой. – М.: «Просвещение», 1999. –199с.
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – Санкт-Петербург: Издательство «Акцидент», 1998.
15