XXIII Российская научная конференция школьников «Открытие»
Секция литературоведения
Разнообразие форм психологического анализа в рассказе Теодора Драйзера «Золотой мираж»
Исследовательская работа
| Майоров Александр Денисович, обучающийся 9 класса средней школы №31 г. Ярославля Ярославской области Научный руководитель – Оводенко Юлия Васильевна, учитель русского языка и литературы средней школы № 31 г. Ярославля |
г.Ярославль, 2020 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………........................ | 3 |
Глава 1. Пейзаж и портрет как формы психологического анализа в рассказе «Золотой мираж»…….………………………………………………………………..…... | 5 |
Глава 2. Особенности внутреннего монолога как одной из важнейших форм психологического анализа в рассказе….……………………………………………….... | 7 |
Глава 3. Роль художественной детали в раскрытии авторского замысла рассказа....... | 8 |
Глава 4. Авторский комментарий как один из способов создания художественных образов в рассказе Т. Драйзера «Золотой мираж»……………………..……………….. | 9 |
Заключение………………………………………………………………………………… | 11 |
Список используемой литературы……………………………………………………...... | 12 |
Введение
Имя великого и могучего Теодора Драйзера знакомо и молодому читателю, и искушённому литературному гурману.
Юным душам необходим этот талантливый писатель, мудрый и психологически глубокий, он ненавязчиво даёт уроки женской чести, гордости, мужского благородства. Драйзер предостерегает от коварного дьявольского соблазна богатства, показывая мнимые и подлинные духовные ценности. Писатель по-отечески обращается к молодому поколению: «Вовремя остановитесь, переосмыслите свою жизнь, не становитесь жалкими жертвами пороков, не погубите душу ближнего — расплата за тяжкий грех неминуема».
Творчество Драйзера рассматривалось в отечественном и зарубежном литературоведении преимущественно с социальной и политической точки зрения. Исследовались вопросы истории создания произведений, проблемы отражения в них биографии писателя, а также критика современных Драйзеру общественных отношений. Без сомнения, подобная модель восприятия литературного наследия Драйзера ограничивала и обедняла представление о нем как о писателе и философе.
Драйзер создал в своих произведениях систему образов, с помощью которых анализировал социально-психологические характеристики личности, особенности ее сознания и подсознания. Жанр романа, безусловно, является основным в творчестве великого писателя, принесшим ему мировую славу. Мы в своей работе решили обратиться к несвойственному для Драйзера жанру рассказа. В критической и научной литературе малая проза писателя практически не освещена, хотя представляет огромный интерес как с точки зрения проблематики, так и в художественном аспекте. Определяющей чертой стиля Драйзера является сильнейшая психологическая экспрессия повествования, заставляющая исследователей его творчества говорить о многообразии форм и приемов психологического анализа в произведениях писателя. Психологический анализ – это важнейшее средство создания художественного образа героя, глубокое исследование и воспроизведение внутреннего мира персонажей, их чувств, мыслей, побуждений. Не существует единой классификации форм и приемов психологического анализа, что представляет, по нашему мнению, определенное поле для новых исследований. Тем не менее есть ряд литературоведов, пытавшихся систематизировать известные формы психологического анализа. Так Л.Я. Гинзбург пишет: «Психологический анализ осуществляется в форме прямых авторских или в форме самоанализа героев, или косвенным – в изображении их поступков, портрета, среды обитания, отдельных деталей, которые должен аналитически истолковывать сам читатель». 1 И.В. Страхов и А.Б. Есин разделяют формы психологического анализа на изображение характера «изнутри» (внутренний монолог, особенности речи персонажа, сны) и «извне» (портрет, пейзаж, авторская деталь).2 Глубина психологического анализа рассказов Т. Драйзера потрясает читателя, многообразие форм и приемов исследования внутреннего мира героев, тайных уголков их подсознания делает эти небольшие по объему произведения яркими реалистическими полотнами.
В своей работе мы обратились к рассказу «Золотой мираж», имеющему и сейчас современное звучание и представляющему, с нашей точки зрения, огромный интерес для исследования с точки зрения разнообразия форм психологического анализа. В литературоведении мы не нашли серьезных исследований, связанных с анализом художественной манеры рассказов Т. Драйзера (все имеющиеся материалы раскрывают психологическую глубину романов писателя), следовательно в нашей работе мы опирались на собственное умение анализировать художественный текст с точки зрения глубины психологического анализа и особенностей художественного стиля автора.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейшей разработки проблем, связанных с механизмами формирования художественных образов. Изучение форм психологического анализа позволит выявить особенности художественной манеры Т. Драйзера.
Достоверность полученных результатов и сделанных выводов обусловлена применением следующих методов исследования: метода непосредственного наблюдения над языковым материалом, метода компонентного анализа, метода лингвистического анализа, интерпретации художественного текста.
Объектом исследования является художественный текст рассказа Т. Драйзера «Золотой мираж».
Предметом исследования – различные формы психологического анализа, участвующие в создании художественных образов в рассказе Т. Драйзера «Золотой мираж».
Цель работы: на примере анализа рассказа Т. Драйзера «Золотой мираж» попытаться исследовать такие формы психологического анализа как портрет, пейзаж, внутренний монолог, авторский комментарий, художественная деталь. Определить их роль в раскрытии внутреннего мира героев, их психологии и жизненной позиции.
Задачи:
1. Показать, что каждая из названных форм психологического анализа является «ключом» к пониманию авторского замысла.
2. Проанализировать текст рассказа т. Драйзера «Золотой мираж» с точки зрения глубины и актуальности затрагиваемых в нем проблем.
3. Убедиться, что каждая из форм психологического анализа является действенным средством создания художественных образов в рассказе и имеет свои характерные черты, позволяющие говорить об особенностях повествовательной манеры писателя.
Глава 1. Пейзаж и портрет как формы психологического анализа в рассказе «Золотой мираж»
Пейзаж в рассказе — не просто фон, на котором развиваются события, он полноправное действующее лицо, та эмоционально-философская бездна, в которой нашли свой жалкий приют герои произведения. «Надо увидеть собственными глазами, иначе не понять, до чего убог этот суровый край, скудна каменистая почва, как жалки дома, сараи, сельскохозяйственные орудия, лошади, скот и даже люди ˗ особенно люди, да и как могли бы они процветать на земле, приносящей самые жалкие плоды...» Убог, скудна, жалки — эти экспрессивные краткие прилагательные-определения в полной мере отражают бедственное положение героев и авторскую позицию. Обращаем внимание на то, что жалкие обитатели этой местности стоят у писателя в одном ряду с неодушевлёнными предметами, что ещё более подчеркивает их духовное убожество. Драйзер писал о том, что считалось запретным для искусства, писал с откровенностью, приводившей в содрогание благопристойных критиков, позволил себе вскрывать истинное содержание нравственных ценностей, высказывая суждения и оценки, повергавшие почтенную публику в состояние шока. Он говорил о трагичности судьбы рядового американца и открыто обвинял в этом социальную систему. У Драйзера отчетливо обнажены два полюса: полюс бедности и полюс богатства. Постижение сферы бедности не могло представлять для Драйзера каких-либо затруднений. Сын бедняка и сам бедняк, он знал привкус нищеты, как говорится, с младых ногтей. А нищета, как известно, обостряет все существующие проблемы, становится неизменно той страшной почвой, на которой произрастают злоба, ненависть, недоверие и даже преступление. Ощущение жестокости судьбы, интонация фатальной обреченности все более усиливается. «Заборы все развалились, держалась лишь ограда, сложенная из того никудышного камня… Сарай был заплата на заплате, и в нем у Квидера хранилась лишь одна старая повозка да кое-какой инвентарь, годный разве что на лом. Ветхие, покосившиеся закрома ежеминутно готовы были рассыпаться. Сорняк и проплешины, каменистая земля и чахлые деревья, костлявые клячи и такие же костлявые дети, а вдобавок одиночество и часто нужда – вот мир, которым он правил и о котором пекся».3 Ощущение полной разрухи, заброшенности, обреченности не покидает нас при чтении этих строк. Сколько внутренней экспрессии и авторского сопереживания в этих словах… Глаголы: « обветшал», «развалились», «рассыпаться» создают тоскливую картину полной безысходности и тлена. Глубокий эмоциональный смысл ощущается и в образных определениях: «ветхие, покосившиеся закрома», «чахлые деревья», фразеологизм «заплата на заплате» - все это в совокупности создает беспросветную картину жизни героев рассказа. «Костлявые клячи» и такие же «костлявые дети» - автор намеренно ставит в один ряд животных и людей, подчеркивая отталкивающую сущность последних. Жестокий и неумолимый приговор звучит в этих словах. Пейзаж у Драйзера остро социален. Писатель не приемлет несправедливого мироустройства, обрекающего людей на прозябание и нищету.
Описание внешности персонажа играет огромную роль в художественном произведении, отражая его душевное состояние и личностные характеристики, став одним из важнейших способов психологического анализа. Портрет в рассказе Т. Драйзера представляет собой синтез психологических, личностных и социальных характеристик. Главный герой рассказа, человек умственно ограниченный, невежественный, до крайней степени униженный нищетой, вынужден влачить жалкое существование.
В очень лаконичном, но точном и зримом портрете Квидера автор подчеркивает его звериную, животную сущность: «Жёсткая борода, его редкие волосы стояли торчком, узловатые пальцы впивались в рукоятку плуга, словно птичьи когти. Как затравленная крыса, Квидер настороженно озирался и хорохорился». Сравнение у Драйзера необычайно зримо и живописно. Оно носит в рассказе глубокий оценочный характер. Неоднократно на протяжении всего повествования автор сравнивает своего героя с хищной птицей. Почтенный отец семейства – воплощение зла и невежества, в темной душе его нет места для жалости, он никого не любит и одержим лишь желанием убежать от своей проклятой семьи, продав землю и заполучив все деньги. «Он помедлил, дрожа от мучительной жадности, потом его жесткие, узловатые пальцы стиснули бумажки, точно когти ястреба, хватающего добычу. Чувство совести неведомо этому человеку: он одержим страхом лишиться вожделенной суммы. Драйзер показывает страшный распад личности героя, презревшего все нравственные законы. «Он больше походил на голодную птицу, чем на человека, - желтый, худой, какой-то одичавший. С течением времени безумие все больше овладевает сознанием несчастного старика, он уже не может адекватно оценивать происходящее: «Квидер смотрел на присутствующих бессмысленным взглядом, он совсем растерялся, мысли его путались, и он не в силах был ни осознать происходящее, ни сопротивляться». Этот человек жалок, читатель осознает его обреченность в последней сцене рассказа: «Он лежал скрученный и связанный, как петух, которого везут на базар». Автор показывает нам, что зло может породить только зло. Квидер, не сумевший заложить в душах своих детей доброе начало, жестоко наказан судьбой: его собственные отпрыски готовы уничтожить отца за незначительную сумму денег. Неуемная алчность Квидера, словно страшная эпидемия, поражает души его близких. Только сильные духом, верящие в добро и творящие его каждодневно, способны противостоять безысходности. Но у таких людей есть стержень, есть незыблемые убеждения и страстное желание остаться человеком даже в невыносимых, тяжелых обстоятельствах. Драйзер показывает, к чему приводит бездуховность, убеждая читателя в том, что в жизни всегда рядом со страстью к обогащению стоит зловещее преступление.
Глава 2. Особенности внутреннего монолога как одной из важнейших форм психологического анализа в рассказе
Внутренний монолог у Драйзера представляет собой своеобразное слияние авторской речи и непосредственно мыслей Квидера. Это одна из интереснейших особенностей стиля писателя.
«Только одно тревожило Квидера, очень тревожило: мысль о злобном, жестокосердном его семействе — упрямый Дод, нескладёха Джейн и сварливая Эмма, его дражайшая супруга, уж наверно, захотят получить свою долю этих сказочных благ, они даже могут отнять у него все, как есть, и придется ему по-прежнему влачить самое жалкое существование. Они ведь куда упрямей и сильней его. Он становится стар, даже немощен, годы тяжкого труда отняли у него силу. А жена всю жизнь только и делала, что насмехалась и глумилась над ним — сейчас он ни о чем другом вспоминать не желал. Да и сын ничуть не лучше. Дочь — та совсем его не любит, считает неудачником и лодырем...». Целая гамма чувств: одиночество, обида, сознание своего бессилия и страх, животный страх за возможное богатство, который буквально парализует героя, делает его затравленным и жалким. Квидер мечется, не находя выхода, не сомневаясь в том, что его близкие поведут себя недостойно и жестоко по отношению к нему. И за всем этим ненависть, нескрываемая, оглушающая, страшная. Этот несчастный человек и сам не сознает своим темным умом, в каком ужасающем жизненном тупике он находится. Писатель показывает трагическую судьбу героя, с которым происходит страшное — распад личности, полная деградация. Весь внутренний монолог окрашен интонацией смятения, паники, что говорит о болезненности сознания, неустойчивости, болезненности психики героя.
Как мы уже сказали, авторский комментарий и «несказанное слово» в рассказе Драйзера сливаются воедино, что придает повествованию еще большую экспрессию: «Но хоть думал Квидер много, он не сказал ничего, ибо в его отупевшем, худосочном мозгу в эти минуты зарождался и расцветал великий, потрясающий замысел. У него будут деньги, богатство, благополучие - шутка сказать! Не гнуть больше спину, не обливаться потом в летнюю жару, вдоволь мечтать, сложа руки, жевать табак сколько душе угодно, жить в городе, поглядеть на белый свет! Подумать только!» Из этих слов мы понимаем стремления героя, ничто так явно не раскрывает сущность человека как его мечта. А мечта Квидера – обмануть свою семейку, сбежать от них и никогда не вспоминать более. Мы наблюдаем полный распад во взаимоотношениях Квидера с женой и детьми. Ни сомнений, ни сожаления нет в его исстрадавшейся душе: «Если и были когда-нибудь в этой семье любовь и согласие, они давно сгинули в затхлой атмосфере озлобленности и нищеты. Разве кто-нибудь из них сделал для него хоть что-нибудь? Ничего. А теперь они, конечно, захотят получить свою долю. Как же быть? Что делать?» Герой мечется, одержимый идеей не делиться с семьей деньгами, сомнения не мучат его, нравственные понятия отсутствуют у этого человека. Страх довлеет над ним, делая существование старика невыносимым. Даже маленькая ложь опасна, жертвой ее становится сам лжец.
Глава 3. Роль художественной детали в раскрытии авторского замысла рассказа
Картина изображаемого мира в рассказе «Золотой мираж» складывается из отдельных художественных деталей, помогающих раскрыть идейно-нравственное звучание произведения и авторский замысел. Под художественной деталью мы будем рассматривать мельчайшую изобразительную или выразительную подробность: отдельную вещь, элемент портрета, психологическое движение. 4Будучи элементом целого художественного полотна, деталь сама по себе является микрообразом. Можно выделить детали внешние и психологические. Внешние детали подразделяются на портретные, пейзажные и вещные. Психологические детали погружают нас во внутренний мир человека, это отдельные душевные.
Обратимся же непосредственно к тексту рассказа. Само название рассказа представляет собой образ-символ и несет глубокую философскую нагрузку.
Уместно процитировать слова известного японского поэта Дамаки Курихара:
Мираж-убийца,
Как ловко обманул ты обессиливших,
Что так самозабвенно
Тебе хотели верить...
Мираж — обманчивый призрак. В рассказе Драйзера призрак золота, призрак богатства окончательно разрушает личность героев, ввергая их в пучину взаимной ненависти и злобы. Этот призрак еще сильнее обнажает все язвы их мучительного существования.
Яркую вещную деталь мы встречаем на страницах рассказа, когда одержимый страхом разоблачения несчастный старик думает о том, как защитить себя от сильного и жестокого сына, готового на все ради денег. Отец и сын становятся «двойниками» по силе ненависти, беспринципности и безнравственности: «Квидер старший не раз менял тайник, одно время даже носил деньги при себе. Как-то он нашел старый, ржавый нож, спрятал его на груди, не расставался с ним ни днем, ни ночью, и ему снились дурные сны». 5 Мы понимаем, что герой при первой же угрозе воспользуется страшным оружием, его ничто не остановит.
В основе рассказа — образ пустыша — цинковой руды, которая в большом количестве находится на земле Квидера. Сам главный герой и не подозревает, насколько ценен его бесполезный пустыш, который становится образом-символом, символом злой усмешки судьбы, символом бесплодных надежд. Философская наполненность этой важнейшей детали очевидна. Жизнь Квидера пуста и бессмысленна, не озарена ни любовью, ни верой в Бога. Он сам пустыш, одинокий, жалкий и трусливый, способный на подлость и ложь. И все его усилия оказываются пустыми, более того, приводят героя к самому печальному концу.
Глава 4. Авторский комментарий как один из способов создания художественных образов в рассказе Т. Драйзера «Золотой мираж».
Авторский комментарий у Драйзера неразрывно связан с модальностью текста, то есть с ярко выраженным отношением автора к сообщаемому, с его нравственной позицией. Образ автора – сквозной образ в произведении, его глубинный связующий элемент, пронизывающий текст единым сознанием, единым мироощущением. Л.Н. Толстой писал: «Цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое, есть самобытное отношение автора к предмету изображения». У Драйзера в рассказе – это открытый, оценочный, предельно эмоциональный строй речи. Личностное начало в повествовании ярко выражено, мы наблюдаем синтез гуманистического пафоса и обличительных интонаций. « С минуту он стоял пошатываясь, не зная, что делать, что подумать, что сказать. Согбенный, иссушенный и изглоданный лишениями, он весь дрожал при мысли, что стоит только захотеть – и богатство у него в руках, - и в то же время терзался сознанием, что из-за его ошибки, совершенной по неведению, оно, чего доброго, ускользнет. Его темный ум, помутившийся в одиночестве, изнемогал, подавленный внезапным даром судьбы. Все перепуталось у него в голове, точно весь мир перевернулся вверх дном». Внутреннее смятение героя, целая гамма чувств: от недовольства собой до жуткого страха лишиться богатства – терзают этого униженного нищетой несчастного старика. Перед нами великолепный пример синтеза психологии героя и его социального положения. И все это дается через нравственную призму: писатель не приемлет поклонения золотому тельцу, мираж внезапно свалившегося богатства призрачен и обманчив, неминуемо ведет к трагедии: «Он будет бороться, он лучше умрет. И, одинокий среди безмолвных полей, измученный душой и телом, Квидер неотступно думал о своем богатстве, и ему чудилось, что он уже владеет им и должен его защищать». Автор фиксирует патологические изменения в сознании Квидера: одиночество и страх совершают свое пагубное дело, он становится болезненно мнителен в постоянном ожидании подвоха. «На Квидера в эту минуту страшно было смотреть. Окончательно выведенный из равновесия разоблачением, которого и ждал и боялся, он обезумел от ярости, страха, от сознания, что совсем запутался и теперь у него нет выхода. Больше всего ошеломило его, что этот человек его так бессовестно обманул, а а теперь сам же на него нападает. И вдобавок жена и сын теперь знают, какой он жадный, все время о себе и заботился, - это приводило его в ужас». Авторский комментарий имеет свои преимущества в плане изображения внутреннего мира героев. Это именно та художественная форма, которая позволяет автору без всяких ограничений вводить читателя в мир души персонажей и показывать его глубоко. Для автора нет тайн – он знает о своих героях все, может проследить внутренние процессы, объяснить причинно-следственные связи между мыслями, переживаниями и поступками. Голос автора и внутренний голос героя сливаются воедино – это, как мы уже отмечали, интереснейшая особенность художественной манеры Драйзера. Личность в произведении Драйзера вынуждена вести борьбу за возможность реализовать свои желания, но, осуществив их, личность либо трагически погибает, либо утрачивает духовность. В исследовании вопроса эгоистических желаний личности писатель во многом следовал идеям А.Шопенгауэра. Писатель, формируя в своих произведениях модели человеческой личности, передает бездуховность современного ему американского общества, когда эфемерная «американская мечта» стала заменять собой и религию, и нравственные принципы.
Выводы
Каждая форма психологического анализа обладает разными познавательными, изобразительными и выразительными возможностями, раскрывающими нравственно-философскую сущность образов героев и проблематику произведения.
Повествование от третьего лица дает широкие возможности для включения в ткань произведения разных приемов психологического изображения: внутренних монологов, пейзажа, портретов героев. Слияние авторского комментария и речи персонажей как одна из особенностей художественной манеры Т.Драйзера.
Разнообразие вещных и психологических деталей делает авторское повествование художественно насыщенным и нравственно убедительным.
Рассказ Т.Драйзера «Золотой мираж» представляет собой синтез нравственно-психологических, философских и остросоциальных проблем.
Список используемой литературы
Анисимов И.И. Путь, проложенный Драйзером // Живая жизнь классики. -М.: Наука, 1974.-518с.
Анисимов И.И. Теодор Драйзер и Америка // Современная американская литература, М: Гослитиздат, 1950.
Апресян Р.Г. Свобода // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2001, т.З.-С. 502.
Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западно-европейской литературе. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Универсальная книга, 2000. - 511 с.
Батурин С. С. Т. Драйзер. М.: Молодая гвардия, 1975. - 333 с.
БатуринС.С. Портреты американских писателей: Л.Стеффенс, Дж.Лондон, Т.Драйзер. М.: Художественная литература, 1979. - 422 с.
Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе / Л.Я.Гинзбург. – М.: INTRADA, 1999. – 415 с.
Драйзер Т. Рассказы – М.: Просвещение, 2008.- с. 200.
Гудонене, В. Искусство психологического повествования (от Тургенева к Бунину) / В.Гудонене. – Вильнюс: Изд. Вильн. гос. ун-та, 1998. – С. 8–119.
Есин, А.Б. Психологизм русской классической литературы: Кн. для учителя / А.Б.Есин. – М.: Просвещение, 1988. – С. 51–64.
Страхов, И.В. Психологический анализ в литературном творчестве: пособ. для студ. / В 5 ч. / И.В.Страхов. – Саратов: Изд. Сарат. ун-та , 1973–1976.
1 Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе / Л.Я.Гинзбург. – М.: INTRADA, 1999. – 415 с.
2 Страхов, И.В. Психологический анализ в литературном творчестве: пособ. для студ. / В 5 ч. / И.В.Страхов. – Саратов: Изд. Сарат. ун-та , 1973–1976.
3 Драйзер Т. Рассказы – М.: Просвещение, 2008.- с. 50.
4 Есин, А.Б. Психологизм русской классической литературы: Кн. для учителя / А.Б.Есин. – М.: Просвещение, 1988. – С. 51–64.
5 Драйзер Т. Рассказы – М.: Просвещение, 2008.- с. 60.