СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разнообразие земноводных их значения в природе и жизни человека.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Разработка урока по теме «Разнообразие земноводных их значения в природе и жизни человека»

Просмотр содержимого документа
«Разнообразие земноводных их значения в природе и жизни человека.»

Конспект урока биологии 8 класс. Тема. Разнообразие земноводных их значения в природе и жизни человека.

ЦЕЛИ:

Образовательная: обеспечить усвоение учащимися знаний о многообразии и значении земноводных.

Развивающая: развивать коммуникативность у учащихся через совместную работу.

Воспитательная: привить учащимся доброе отношение к этим животным.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с многообразием, значением земноводных и необходимостью их охраны.

  • Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с особенностями отрядов земноводных, их приспособленности к среде обитания

Развивающие:

  • организовать деятельность учащихся по развитию учебно-интеллектуальных умений и навыков: работать с текстом, критически анализировать информацию, способность её систематизировать, оценивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;

  • продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять тезисы, пользоваться предметным языком.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к животным - “Защита незаслуженно гонимых амфибий”

  • На конкретных примерах показать, что в природе нет животных вредных или полезных, каждый вид занимает определённое место в сообществе живых организмов, всё в природе взаимосвязано, каждый вид имеет ценность

  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха


Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления ЗУН

Технология: ТПФУД

Методы: 1. Словесно- логический

2. наглядно- образные

3. частично- поисковый

Формы работы: а) индивидуальная(актуализация знаний);

б) групповая(изучение нового материала);

в) индивидуальная(закрепление).

Организация деятельности на уроке: развивающее, повторение (актуализация знаний); изучение нового материала; рефлексия.

Межпредметные связи: Литература, математика, история, география.

Эпиграф урока «Земноводные или амфибии-первые позвоночные,
которые перешагнули порог водной среды обитания.
Первые завоеватели суши!
Прародители рептилий, птиц, млекопитающих, и в
конце концов, человека.»
/И. Акимушкин/
Ход работы
I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний ( Фронтальный опрос)
1.Какой класс животных мы изучали?
2.Почему он имеет такое название?
3.От каких животных произошли земноводные?
4.Когда это было?
5.Как назывались первые наземные животные?
III. Введение в тему урока. Оглашение темы и цели урока.
Земноводные- многочисленный класс позвоночных насчитывает 4000 видов. Но они очень разнообразны и поэтому ученые разделили их на 3 ряда: Безногие, Бесхвостые, Хвостатые.

У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и дети, и взрослые. Я беру на себя задачу защитить земноводных, оправдать их в глазах людей.

  • За что же люди не любят лягушек и им подобных?

  • Давайте перечислим ассоциации которые возникают у нас при соприкосновении с этими животными:

скользкие

холодные

страшные

мерзкие

неожиданно прыгают

из-за них бывают бородавки.

Задачи урока: -узнаете о многообразии и значении земноводных; -научитесь распознавать изучаемых животных . IV. Изучение нового материала. Учитель дает общую характеристику ряда Безногие земноводные. Известно 165 видов распространены в тропиках. Их червеобразное тело приспособлено к роющему способу жизни, конечности отсутствуют, глаза маленькие. Живут в группе (кольчатая червяга) или пресных водоемах (водяная червяга), рыбозмей цейлонский. Дальнейшая наша работа по изучению материала будет в группах. Каждая группа получает задание.
Группа 1.Изучить земноводных ряда Бесхвостые
Группа 2. Изучить земноводных ряда Хвостатые
Группа 3.Изучить значение земноводных в природе и жизни человека.
Вам также необходимо подобрать виды разных земноводных, чтоб засеять воображаемый террариум.
Террариум-помещение, или емкость для содержания мелких земноводных животных, чтобы проводить наблюдение за их жизнью. Ученики работают над материалом учебника.


Доклад 1 группы.(Приложение 1)
Ученица(дает общую характеристику животных ряда Бесхвостые земноводные)

Отряд Бесхвостые земноводные насчитывает около 3500 видов, распространенных на всех континентах, кроме Антарктиды
 
Их тело короткое, поскольку хвостовой отдел позвоночника превращен в единую хвостовую кость. Задние конечности развиты гораздо лучше передних, между их пальцами часто есть плавательные перепонки. Размеры бесхвостых земноводных относительно невелики: от 1,5 см (короткоголов) до 32 см (голиаф). Масса голиафа может достигать 3,25 кг.

В нашей стране распространены лягушки, жабы, квакши и жерлянки. Зеленые лягушки (например, озерная) большую часть своей жизни живут в воде, а если и выходят на сушу, то лишь на короткое время. От своих водоемов они никуда не удаляются, там они размножаются и зимуют. Бурые лягушки (остромордая и травяная) летом живут на суше и только на период размножения переходят к водоемам.

Жители Франции, Бельгии, Италии потребляют в пищу прудовую и озерную лягушку.

За научные достижения в области медицины, в частности, изучении физиологии почек и сердца лягушкам сооружены памятники в Париже и Токио.

Наша группа предлагает засеять террариум такими бесхвостыми земноводными
(Ученики дают им характеристи
ку и изображения животных прикрепляют к террариуму
а) Лягушка остромордая
б) Квакша(древесная лягушка)
в) Кумка (жерлянка)
г) Лягушка бык

Доклад 2 группы (Приложение 2)
Ученица (дает общую характеристику ряда Хвостатые) У хвостатых земноводных удлиненное тело, хвостовой отдел хорошо развит, передние и задние конечности развиты в основном одинаково, иногда задняя пара отсутствует (сирены). Длина тела от нескольких сантиметров до 1,8 м длиной, как у гигантской саламандры. Это животное обитает в реках Японии и Китая, питается рыбами, лягушками и тому подобное.

В террариум мы предлагаем поместить такие виды земноводных:
а)тритон обычный
б)тритон гребенчатый
в)большая саламандра


Доклад 3 группы (Приложение 3)
1.Значение земноводных в природе
2.Значение в жизни человека
а) Жаба обыкновенная
б) Голиаф
***Лягушки синоптики
***Охрана амфибий

VI. Обобщение и систематизация материала. Первичное закрепление материала.

Игра ,,Дальше-дальше,,
1.Где живут земноводные?
2.Это тепло-или холоднокровные животные? Когда они активны?
3.Какие отделы тела имеют?
4.Какая кожа у земноводных?
5.Какие органы движения земноводных?
6.Голова земноводных подвижна или нет?
7.Кости плечевого пояса.
8.Зачем зубы земноводным?
9.Чем заканчивается пищеварительная система земноводных?
10.Чем жаба ловит насекомых?
11.Органы дыхания?
12.Строение сердца?
13.Какой отдел головного мозга больше развит у земноводных ?
14.Орган слуха земноводных?
15.Что такое метаморфоз?

VII. Домашнее задание.

* Прочитать параграф учебника.
** Подготовить загадки, кроссворды про земноводных, оформить коллаж по земноводным, решить

*** Задача: Одна лягушка за весну и лето уничтожает 1260 вредителей сельского хозяйства. Сколько вредителей будет уничтожено популяцией лягушек численностью в 500 особей за 2 года? 


  • VIII. Итоги урока. Оценивание.

  • Что мы узнали нового на уроке?

  • С чем вы уходите с урока, по отношению земноводных?


Ответы учащихся: Охранять!

 Учитель: Охрана земноводных – дело чести. Они - часть сложной системы с названием

«Природа», а все, что входит в неё, тесно связано друг с другом.

Учитель: Нет в природе полезных и вредных, каждый важен, у каждого своя роль и место. Народная мудрость гласит: «Где родился, там и пригодился».













Приложение 1. 1.Ряд Бесхвостое земноводные Лягушка остромордая
Квакша(древесная лягушка) Кумка (жерлянка) Лягушка бык

































Приложение 2. 2.Ряд Хвостатые земноводные Тритон обычный Тритон гребенчатый Большая саламандра

Приложение 3. 1.Значение земноводных в природе

Земноводные играют значительную роль в природе, поскольку они являются звеном пищевых цепей. То есть они и сами служат пищей для ужей, рыб, ежей, водоплавающих птиц и других хищников. И сами съедают огромное количество различных беспозвоночных.

Интересно, что земноводные не едят опылителей растений, зато эти всеядные животные с удовольствием поедают мохнатых гусениц, а также насекомых, обладающих неприятным вкусом и запахом. Таким образом амфибии сдерживают чрезмерное распространение моллюсков и насекомых, причем они, в отличие от пернатых, активно трудятся в ночное время.

Многие промысловые рыбы и птицы питаются икрой земноводных, головастиками и непосредственно земноводными. Некоторые виды пушных зверей, таких как норка, хорь и выдра, питаются амфибиями, которые составляют заметную часть их рациона.


Травяная лягушка в течение лета может съесть примерно 1,2 тысячи вредителей.

Тритоны способны уничтожить большое количество личинок комаров.

Лягушки, особенно большие, достаточно вредны, так как способны поедать мальков рыб.



2.Значение в жизни человека


Амфибии полезны и для людей, поскольку способны уничтожать вредителей, которые губят культурные растения. Они защищают сельскохозяйственные растения, а значит приносят пользу человеку, помогая сберегать урожай.

Жабы, являющиеся ночными охотниками, способны съесть много слизней и ночных насекомых, которых не находят птицы. В Западной Европе практикуют выпускание жаб в парники и оранжереи с целью истребления вредителей.


А еще земноводные помогают людям тем, что уничтожают насекомых, которые являются переносчиком серьезных заболеваний. К примеру, они истребляют малярийных комаров.

В некоторых странах Азии, Европы и Северной Америки едят мясо саламандр и лягушек, и кулинары готовят с их участием шедевральные блюда. В пищу употребляют только задние конечности — обе весят от 250 до 400 гр. Остальная часть лягушки перерабатывается для корма скота.

Лягушек частенько используют ученые как лабораторных животных, и они являются для них наилучшими подопытными экземплярами.

Используются земноводные и в лабораторных исследованиях. В частности, практикуется разведение в лабораториях аксолотли — личинок американских амблистом. Над ними проводят физиологические опыты, поскольку для этих живых существ свойственно быстрое восстановление утраченных частей тела.

Жаба обыкновенная

Размеры этих амфибий обычно составляют около 10 см, однако, самые крупные представители способны достигать и 30 см в длину. Имеют очень развитые конечности (особенно задние лапы), благодаря чему способны прыгать на относительно большие расстояния. Собственно говоря, передвигаются они также прыжками, поскольку не приспособлены к ходьбе.

Жабы ведут ночной образ жизни, преимущественно. Днём же они стараются забираться в прохладные влажные места. Именно поэтому обитают они недалеко от водоёмов, предпочитая при этом болота.

Ядовитыми железами их тело покрыто для того, чтобы иметь возможность спасаться от хищных животных. Поэтому своим страшным видом жабы, вероятно, гордятся. Для них это не уродство, а лишь способ остаться в живых.

Главная польза этих небольших животных заключается в том, что они уничтожают огромное количество насекомых и моллюсков. Во-первых, это частично защищает людей от многих заболеваний, поскольку насекомые являются их переносчиками (особенно комары и мухи). Во-вторых, это частично защищает растительность садов и огородов от уничтожения моллюсками (улитками, к примеру). В-третьих, это просто улучшает жизнь людей, ведь и насекомые, и моллюски весьма неприятные животные. И хоть жабы также являются ядовитыми, от людей они стараются держаться подальше, благодаря чему с ними легко уживаться.


 


Лягушка Голиаф

Не зря эту лягушку назвали в честь библейского героя Голиафа, который имел рост под 3 метра. Лягушка голиаф считается самой большой лягушкой во всем мире. Жители тех мест, на территории которых обитает лягушка, прозвали ее “ниа-моа”, что в переводе означает “сыночка”.

Лягушка-голиаф – удивительное создание, которое привлекает внимание не только своим внушительным размером, но и своей уникальной биологией.
Вот первый поразительный факт: лягушка-голиаф (Conraua goliath) – крупнейший представитель отряда бесхвостых земноводных. Длина её тела может достигать 35 сантиметров, а вес в среднем – 3,6 килограмма!

Прям не лягуха, а бройлер в лягушачьей коже! Полная длина достигших пика взросления матёрых экземпляров с вытянутыми лапами может даже превышать 90 см, и были отдельные особи весом до 6 кг.
Эта лягушка обитает в Западной и Центральной Африке в тропических лесах, а в основном на побережьях тропических рек в самой глубине джунглей. В отличие от других лягушек, любящих болота, голиафы наоборот – предпочитают чистую воду. Кроме того, данное чудо природы не может терпеть, если температура воды ниже 22⁰С.
Как правило, они чаще всего плавают или сидят на скалах. Лягушки-голиафы очень бдительны и боязливы. У них прекрасный слух и зрение, благодаря чему они способны видеть на расстоянии 40-50 м. При малейшей опасности гигантские лягушки совершают резкий прыжок под воду. Такие вот себе стратеги внезапной решительности. По этой причине к ним очень сложно приблизиться, а тем более поймать.
Благодаря их внушительным размерам, рацион лягушек-голиафов весьма разнообразен. Они питаются различными насекомыми, грызунами, скорпионами, небольшими птицами, ракообразными и даже змеями. Такие вот повелители съедобной вселенной и чемпионы региона по уничтожению шевелящихся калорий. Лягушки предпочитают охотиться на своих жертв в ночное время суток. Лягушка-голиаф очень ловкая и быстрая пловчиха, она может легко догнать свою добычу в воде.
А на суше, завидев потенциальную добычу, голиафы совершают резкий прыжок, длина которого может достигать 3м. Затем они прижимают жертву к земле, после чего начинают заглатывать её целиком.
Серая синица, мышь, уж - всё пойдёт! А тарантула - на десерт.
Но быть такой большой - ой, как непросто! Голиафы настолько огромные, что устают, сделав всего несколько прыжков на суше. они чемпионы коротких дистанций.



Голиафы обладают способностью удерживаться на мокрых и скользких камнях посредством плавательных перепонок на задних конечностях. Большие и сильные лапы помогают им противостоять даже бурным течениям.
Размножаются они во время сухого сезона. Менее чем за одну неделю самка может отложить около 10 000 яиц-икринок. Головастики появляются на свет приблизительно через 70 дней. Их средняя длина составляет 8 мм, но уже спустя полтора месяца головастики вырастают до 5 см.
Самки немного превосходят самцов по габаритам. Средняя продолжительность жизни этих легушачьих цариц – около 15 лет, а максимальный возраст – 21 год.
А ещё один интересный факт - они застенчивые молчуньи. Почему? Да просто - аппарат производства звуков полностью начисто отсутствует.

На сегодняшний день лягушки-голиафы признаны исчезающим видом, поскольку их регулярно отлавливают браконьеры. Кроме этого, сокращение популяции происходит вследствие активной вырубки лесов. Туристы, желая полакомиться их мясом, ловят лягушек на спиннинг. Для некоторых аборигенов Западной Африки голиафы являются настоящим лакомством. А вот племена байел и фанга наоборот – считают, что охотиться на таких лягушек нельзя. Священное табу.





***Лягушки синоптики

Блестящий «синоптик» - лягушка. Она располагает тонкой и чуткой системой определения малейших атмосферных изменений. Этой особенностью лягушки давно пользуются африканские племена. Местные жители заметили, что перед началом сезона дождей древесные лягушки выходят из воды и взбираются на деревья для метания икры. Если «прогноз» лягушек окажется близким к расчётному икра высохнет и потомство погибнет. Но ошибки в лягушачьем предвидении бывают крайне редко. Дело в том, что у лягушки кожа легко испаряет влагу. В сухой атмосфере кожа быстро обезвоживается, поэтому лягушка, если дело идёт к теплу сидит в воде. В сырую пагоду, когда собирается дождь, она вылезает на поверхность : обезвоживание ей не грозит .

В качестве живых барометров могут выступать и лягушки. Если лягушка сидит в воде — дождя не будет. Даже если и тучи на небе, все равно дождь не пойдет. А если лягушки вылезают из воды, прыгают вдоль берега — ждите дождя. Такое поведение лягушек связано с особенностями их кожи, которая способна пропускать извне воду и растворённый в ней кислород [4].Если погода хорошая и воздух сухой, кожа у лягушек обезвоживается, высыхает, и это им вредит. Поэтому в сухую погоду лягушки отсиживаются в воде. А когда воздух становится влажным, что бывает перед дождём, обезвоживание лягушкам не грозит, и они вылезают из воды.


***Охрана амфибий


В последние десятилетия резко интенсифицировался процесс сокращения численности или даже исчезновения целых популяций и видов земноводных, что наблюдается практически во всех регионах мира. Причинами этому служит ряд антропогенных факторов, среди которых:
— урбанизация (исчезновение водоемов по причине застройки);
— обезлесение;
— загрязнение водоемов (земноводные особенно чувствительны к загрязнению нефтью, нефтепродуктами и пестицидами);
— порча нерестовых водоемов из-за перевыпаса скота;
— изменение гидрологического режима водоемов (в основном по причине осушения и строительства плотин);
— активная автомобилизация (гибель под колесами автомобилей);
— перепромысел (по большей части незаконный вылов для использования в народной медицине);
— увеличение уровня ультрафиолетового излучения;
— интродукция чужеродных видов.
Первоочередными способами сохранения земноводных служат законодательные меры и территориальная охрана.
В Красную книгу России занесены всего 8 видов земноводных: кавказская жаба (Bufo verrucosissimus), камышовая жаба (Bufo calamita), кавказская крестовка (Pelodytes caucasicus), сирийская чесночница СPelobates syriacus), тритон Карелина (Triturus karelinii), обыкновенный тритон Ланца (Triturus vulgaris lantzi), малоазиатский тритон (Triturus vittatus ophryticus), уссурийский когтистый тритон (Onychodactylus fischeri). В региональных Красных книгах представлено гораздо большее число видов.
На территории России охране земноводных уделяется особое внимание, среди них Государственный природный заповедник «Нургуш», Астраханский государственный природный биосферный заповедник, Дарвинский государственный природный биосферный заповедник и др.
В практике охраны земноводных особое внимание необходимо уделять поддержанию качества среды их обитания. Так, при застройке городов следует сохранять нетронутыми пруды и небольшие озера, вдоль дорог устанавливать ограждения, сокращать объемы использования пестицидов и агрохимикатов, соблюдать режим водоохранных зон.
На данный момент все более перспективным становится искусственное разведение земноводных с последующим расселением в естественные местообитания.

Конец формы