ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ
Классный час
Тема: «Трудности подросткового периода»
Цели:
1. Формирование представлений о подростковом возрасте, трудностях этого периода и способах выхода из жизненных ситуаций.
2. Развитие мышления, умения анализировать и делать выводы.
3. Воспитание заботливого отношения к себе и окружающим.
Ход классного часа:
Введение в тему
Слайд 3
Добрый день, ребята. Я приветствую вас на классном часе.
Тема нашей встречи относится к вам так непосредственно, что я надеюсь заинтересовать вас сегодняшним разговором.
Задание: Посмотрите видеоролик и определите тему классного часа.
Видеоролик.
Кто герой ролика? (подросток)
О чем поет подросток? (о своих пробдемах, о трудностях подросткового возраста)
Слайд 4
Тема классного часа «Трудности подросткового периода»
Герой видеоролика перечислял свои проблемы. Я хочу спросить вас, а испытываете ли вы в своей жизни трудности.
Задание: Ответьте на вопросы анкеты «да» или «нет»
1. После ссоры с родителями вам хотелось уйти из дома
2. В школе часто возникают конфликты со сверстниками
3. Тебя заставляют одеваться так, как тебе не нравится.
4. Подростки во дворе заставляют отдавать им деньги или бьют
5. Окружающие не ценят тебя и часто придираются
Посчитайте на сколько вопросов вы ответили «да».
Испытываете ли вы трудности в своей жизни? (да)
Трудные жизненные ситуации бывают в жизни каждого из нас. Хотим мы этого или нет, но даже в самые спокойные времена человек не может пройти свой жизненный путь без встречи с трудностями.
На классном часе мы обсудим трудности подросткового возраста и попрактикуемся в поисках путей выхода из создавшихся ситуаций.
Основная часть
Слайд 5
Юридические границы возраста
Подростковый возраст:
- Малолетние подростки 6-14 лет
- Несовершеннолетние подростки 14-18 лет
К какому определению относитесь вы? (несовершеннолетние подростки)
Граница между двумя мирами
Подростковый возраст считают переходным периодом: подросток частично принадлежит к группе детей, а частично – к группе взрослых. В одних случаях к подросткам относятся как к детям, а в других – как к взрослым.
Ребенок ------- подросток ------------ взрослый
Слайд 6
Какая проблема встает в подростковом возрасте?
Задание: Выбери ответ
Окружающие его не понимают
Хочется быть взрослым, а как не знает
Взрослые контролируют каждый шаг
Особенности подросткового возраста изучают специалисты – психологи.
Психологи есть в каждой школе и их задача разрешать спорные ситуации среди школьников. Я приглашаю вас принять участие в работе семинара – практикума школьных психологов по теме «Приемы оказания психологической помощи подросткам». Вы будете участвовать в семинаре в роли психологов.
Слайд 7 Деловая игра:
Семинар – практикум по теме
«Приемы оказания психологической помощи подросткам»
Цель нашей встречи обсуждение приемов, оказания помощи подросткам в трудных ситуациях.
План работы:
Советы психологов.
Практикум по оказанию психологической помощи подростку
Разработка рекомендаций в школы
Рассмотрим первый вопрос. Советы психолога.
Уважаемые коллеги, важно понимать, что если мы не сможем вовремя помочь подростку, это может привести к разным последствиям.
Слайд 8
Задание: Подписать картинки. Последствия неумения выхода из трудных ситуаций. К каким последствиям может привести неумение выходить из сложных ситуаций. Разочарование, ссоры, уход из дома, одиночество, суицид.
Работа с картинками. Вывод: необходимо учить подростков выходить их трудных ситуаций.
Задание: Прочитать и объяснить совет. Вырази мнение – Полезен этот совет или нет, согласны вы сним?
Слайд 9
Советы психолога.
Совет №1. Определи, кто создал трудную ситуацию. Если ты сам, значит, возьми ответственность на себя и никого не вини.
Слайд 10
Совет №2. Не оставайся со своей болью один на один. Подумай, с кем ты мог бы откровенно поговорить о своем положении: одноклассник, родители, учитель, школьный психолог, друг, родственники.
В некоторых случаях можно позвонить на телефон доверия (твои имя и фамилия остаются неизвестными для консультанта):
консультант выслушает без осуждения и поддержит;
поможет тебе разобраться в своих чувствах и поступках;
поможет тебе найти свой выход из ситуации.
Инспекции по делам несовершеннолетних:
если необходимо, тебе обеспечат медицинское обследование и лечение;
немедленного прекращения насилия;
нарушил закон, об этом сообщат в милицию.
Полиция:
нарушил закон, привлечет его к ответственности;
при необходимости обратится в суд для лишения родительских прав;
может обратиться в суд по поводу изъятия ребенка из семьи;
если ребенка нужно срочно забрать из семьи, поместит его в приют, больницу или интернат;
родителям и опекунам сообщит об обращении только с согласия ребенка.
Слайд 11
Совет№3. Переступи через свой страх перед родительским гневом. Ты его заслужил, и с этим ничего не поделаешь. Гроза проходит, и вновь сияет солнце. В любом случае, родители тебя любят.
Слайд 12
Совет №4. Если тебя обзывают, издевательски высмеивают. – не нужно опускаться до ответной грубости. Ответная грубость, прогулы не помогут, а осложнят твое положение. В ответ на грубое, унизительное замечание спокойно, сдержанно, исключительно вежливо скажи, что такое обращение оскорбляет твое человеческое достоинство, является психическим насилием и нарушает твои права. Покажи себя зрелым, знающим свои права человеком. Если такой способ не поможет, стоит обратиться за помощью к взрослым.
Слайд 13
Совет №5. Найди себе увлечение, дополнительное занятие, где ты будешь получать удовольствие, где ты будешь успешным. Этим занятием может быть рисование, спортивные игры, чтение книг, изготовление поделок или сочинение музыки.
Слайд 14
Совет №6. Овладей приемами самоуспокоения.
Не забывай также о старых, проверенных способах, помогающих успокоиться. Если чувствуешь, что вот-вот сорвешься, наговоришь глупостей, начнешь швыряться тетрадками, оскорбишь окружающих и сильно повредишь самому себе - закрой глаза, сделай три глубоких вдоха, сосчитай до десяти. Не сжимай кулаки, наоборот, расслабь кисти рук и встряхни ими. Когда острый момент пройдет, сможешь спокойно обдумать ситуацию. Не бойся быть любезным и благодарным. Открыто проявляй искренние чувства.
Видеосюжет «Советы психолога»
Физминутка. Музыкальная релаксация, дыхательная гимнастика.
Видеосюжет «Музыкальная релаксация «Лес»
Вывод: таким образом мы обсудили приемы оказания помощи подросткам в трудных ситуациях.
Слайд 15
Переходим ко второму вопросу. Практикум по оказанию психологической помощи подростку
Задание: познакомиться с ситуацией и дать рекомендации подростку.
При ответе используйте опорные предложения.
В данной ситуации вам не нужно……………………………………………
Потому что……………………………………………………………………
Мы советуем……………………………………………………………………..
1. В школе учитель ко мне постоянно придирается, постоянно делает замечания. Я считаю, что веду себя хорошо. Я решил в школу не ходить, я не виноват. (Сергей)
2. Дома родители употребляют спиртное, в квартире грязно и не приготовлена еда. Это происходит несколько дней. Я не хочу идти домой. Что мне делать? (Марина)
3. В классе ко мне придираются одноклассники, дразнят меня, обзывают. Я очень стараюсь с ними подружиться, но получается плохо и я тоже начинаю с ними ругаться. Я хочу учиться спокойно. Что мне делать? Дайте совет.(Людмила)
4. Мои друзья во дворе курят и пьют алкоголь. Мне всегда предлагают, а если я отказываюсь, то смеются и дразнят «маменькиным сынком». Чтобы не портить с ними отношения, я иногда курю и выпиваю с ними. Но мне это не нравится. Что мне делать? (Антон)
5. В школе нас заставляют ходить в определенной одежде делового стиля. Волосы должны быть причесаны, косметикой краситься нельзя. Мне не нравиться так одеваться и я хожу накрашенная и не причесана. В школе классный руководитель меня ругает. Портится настроение. Я хочу так ходить, но слушать наставления мне не хочется. Что мне делать? Дайте совет.(Наталья)
(Обсуждение ситуаций)
Слайд 16
Переходим к третьему вопросу. Разработка рекомендаций для подростков.
Задание: Составить советы подростку , опираясь на опорные фразы.
1. Подростки! В трудных жизненных ситуациях ты должен знать, что есть люди, которые тебя выслушают – это…………………………………………………………
2. Ты сам по себе человек. Не нужно идти на поводу……………………………….
И не стоит делать того, что навредит ……………………………………………….
3. Думай о том, что впереди тебя ждет взрослая жизнь. Готовься к ней:……………
…………………………………………………………………………………………….
Спасибо вам за работу. Я желаю вам как можно меньше трудностей на жизненном пути. А если такие будут, что бы вы смогли достойно выйти из этих ситуаций.
Слайд 17
Рефлексия
Семинар заканчивает свою работу. Уважаемые ребята, я хотела бы услышать ваши комментарии по работе семинара.
Задание: Продолжи предложение
На семинаре я у знал …..
Мне понравилось, что ………..
Я думаю, что подростки должны………….