Разработка конспекта урока по сказке Жакова К.Ф. «Гулень на небе»
Авторы: учитель начальных классов МОУ «СОШ № » г. Инта Кузнецова О.Т.
учитель русского языка и литературы МБОУ «ООШ» пст. Иоссер Тягинова Г.В.
Тип урока: урок с применением технологии критического мышления (приема чтения с остановками)
Цель:
-создать условия для формирования нового стиля мышления, как открытость, гибкость, рефлексивность, умения осознавать и принимать различные точки зрения, выдвигать собственные предположения.
-создать условия для развития таких характеристик личности, как мобильность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Задачи:
научить школьников
- выделять причинно-следственные связи;
- понимать, как различные части информации связаны между собой;
- делать вывод о том, что автор хотел сказать этим произведением, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
Ход урока.
Первая стадия вызова.
- Ребята, какие жанры литературных произведений вы любите читать?
(сказки, стихи, рассказы, …)
-Чем сказка отличается от рассказа?
(волшебные предметы, магические числа, присказка, повторы, в каждой сказке есть мораль))
-Какие бывают сказки?
( 1. волшебные, бытовые, о животных; 2. литературные и народные).
-Чем отличается литературная сказка от народной?
(Литературные сказки создают писатели. Каждый писатель обладают индивидуальностью,
особым восприятием человеческого общества.)
- Сегодня на уроке мы будем читать литературную сказку Каллистрата Фалалеевича Жакова. Это будет не просто чтение, а чтение с остановками.
-Как вы думаете, для чего это необходимо ?
(выдвигать свои предположения,
критически оценивать новые знания,
делать выводы и обобщения,
отделять главное от существенного в тексте,
понять, что хотел автор сказать своим произведением,)
Вторая стадия - осмысление.
Начинаем чтение сказки. Чтение текста до слов « … Ен услышал его и взял на небо».
-О ком эта сказка?
-Какие ассоциации вызывает имя героя?
-Как вы думаете, чем будет заниматься Гулень на небе?
( ребята выстраивают предположения)
Продолжаем чтение сказки. Чтение текста до слов «… Так спусти меня обратно на землю, - попросил человек».
- Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
- Какие краски преобладали в том месте, где оказался Гулень? Почему автор использует такие краски?
- Что вы узнали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
- Почему наш герой попросился на землю?
- Как вы думаете, изменится ли что-то в жизни Гуленя?
( ребята выстраивают предположения)
- Как вы думаете, чем закончится сказка? Как бы вы ее закончили ?
Продолжаем чтение сказки. Чтение текста до конца.
▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
-Что удивило ленивца и позволило ему измениться?
-Как вы думаете, можно избавиться от лени, лишь побывав на небе?
Третья стадия – «рефлексия»
- Какое впечатление произвела на вас эта сказка?
- О чем эта сказка?
- Почему К. Жаков решил написать о ленивом человеке?
- Кто страдает, когда в семье есть ленивец?
- Можно ли понять автора, прочитав сказку?
- Для кого была написана эта сказка?
В качестве домашнего задания предложить учащимся написать свою сказку о ленивом человеке, ответить на вопрос «Почему отцу нельзя быть ленивым?»