СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка методического материала для учителя и школьников по успешному освоению техники исполнения народных танцев.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Разработка методического материала для учителя и школьников по успешному освоению техники исполнения народных танцев.

Просмотр содержимого документа
«Разработка методического материала для учителя и школьников по успешному освоению техники исполнения народных танцев.»

3. Разработка методического материала для учителя и школьников по успешному освоению техники исполнения народных танцев.

Процесс освоения народного танца должен основываться на опыте и методических приемах, существующих в самой традиционной культуре. Отличительными признаками педагогической системы хореографической подготовки являются специфические принципы обучения, которые подразумевают определенную этапность в овладении хореографическими элементами

Нами разработана программа занятий по народному танцу, которая состоит из отдельных тематических частей. Представим конкретные этапы обучения народному танцу школьников с учетом последовательности освоения теоретического и практического материала танцевальной культуры народов, отраженные в нашей программе.

Первый этап – ознакомление с историей возникновения танца; условиями, в которых сформировались его самобытные черты; с характером народа, определяющим пластику; с национальной музыкой и костюмами, а также танцевальными традициями народа, их сходством и различием, областными особенностями хореографии.

Второй этап – практические занятия в зале и работа над составлением этюдов с опорой на танцевальный фольклор.

Третий этап – освоение методики танцевальных движений, требующее наличие у преподавателя умение объяснить их значение и технику исполнения, что необходимо для формирования сознательного и осмысленного подхода к каждому элементу танца.

Мы представили общее содержание программы работы по народному

танцу, объединяющую педагогические и творческие начала с современными требованиями искусства хореографии.

Далее представим поурочную разработку по изучению народного танца.

Это серия уроков по изучению мордовской танцевальной культуры, рассчитанная на детей 12-13 -летнего возраста (6 класс).

Основной целью серии уроков является приобщение подрастающего поколения к танцевальной культуре родного края и формирование эстетических начал у детей (эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетических чувств).

Главными задачами являются:

1) формирование у учащихся знаний об истории возникновения мордовского танца;

2) воспитание любви и интереса к традиционной культуре мордовского народа;

3) влияние на становление эстетического чувства и художественного вкуса;

4) освоение элементов мордовской хореографии.

Ход занятий:

Первый урок « Танцевальная культура мордовского народа»

Тип урока: урок формирования новых знаний (с использованием ИКТ технологий).

Методы и приемы: объяснение, демонстрация, обсуждение.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Ход урока.

  1. Вводное слово учителя и актуализация имеющихся знаний.

Приветственное слово учителя: Сегодня мы с вами познакомимся с танцевальной культурой мордовского народа, но сначала давайте вспомним, что мы знаем о народных танцах.

Фронтальный опрос.

  1. Какие народные танцы вам известны?

  2. Какие народные танцы мы изучали?

  3. Какие характерные особенности этих танцев?


  1. Формирование новых знаний.

Для формирования новых знаний учителем используется слайдовый ряд. Они демонстрируются в определенной последовательности.

1. Текстовый слайд: тема занятия

Хореография мордвы является самостоятельным пластом духовной культуры народа. Одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа является его национально-самобытное танцевальное искусство, формирующееся на основе культурно-бытовых традиций.

2. Иллюстрированный слайд: массовая мордовская пляска.

Как и всякое искусство, мордовские народные танцы возникли в процессе труда. В них, как и в песнях, сказках, легендах, выражены лучшие черты народа, его трудолюбие и понимание прекрасного.

В мордовском танце ярко выражены чувства национальной гордости, достоинства, радости, любви, возвышенности и трагичности. Его пластика, стиль и манера исполнения передают национальный характер.

Мордовский народ с древнейших времен через пластику танца выражал многообразие чувств. Желание подражать природе, повадкам животных и птиц, передавать трудовые движения земледельцев, охотников, сборщиков плодов и трав формировало своеобразную копилку танцевальных элементов, порождаемых самой жизнью. Эти элементы, являясь формой передачи родовых традиций, средством познания мира и способом выявления разнообразных дарований, складывались в определенный язык движений традиционного национального танца, образуя в итоге своеобразную пластическую летопись.

И в наши дни в культуре мордвы бытуют хороводы-гадания, пляски-заклинания, магические танцы, детские танцевальные игры, календарные плясовые действа, свадебные пляски, переплясы и др.

3. Слайды: хороводы-гадания, пляски-заклинания, магические танцы, детские танцевальные игры, календарные плясовые действа, свадебные пляски, переплясы и др.

Какие же движения помогают человеку передавать содержание танца? Движения эти пришли к нам из глубины веков. В те далекие времена танец имел практический, утилитарный смысл, подготавливая человека к жизнедеятельности. С течением времени, в связи с изменениями деятельного начала, танцы теряли утилитарность, их лексика постепенно утрачивала действенную, смысловую основу, а содержание приобретало иной характер – это была своеобразная эволюция хореографической лексики народных танцев. Развиваясь на протяжении многих веков, эти движения становились традиционными.

4. Иллюстрированный слайд: мордовские рукодельницы.

Содержание мордовского танца передается с помощью богатейшей палитры выразительных средств, созданных народом на протяжении веков. Пластикой рук воспроизводят движения реального трудового процесса: наматывание ниток, прядение, сучение, вышивание, полоскание и т. п. Эти движения действенного характера, выражающие конкретные элементы человеческого труда, исполняются они без усилий, как в игре.

5. Иллюстрированный слайд: мордовские плясуньи.

Основы хореографического языка, лексики национального танца составляют традиционные элементы и движения, дошедшие до нас от предков и продолжающие жить до настоящего времени. Они состоят из различного вида шагов, ходов, ударов, дробей и выстукиваний, соскоков и подскоков, разнообразных наклонов, поворотов и вращений, а также положений головы, рук, корпуса, выражающих в синтезе гармонию образа, действия и чувства.

Мы с вами познакомились с историей возникновения мордовского танца и со спецификой исполнения мордовских танцев, а теперь мы приступаем к просмотру видеоматериала.

Просмотр видеоматериала: видеоролики с исполнением мордовских танцев.

III. Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами познакомились с танцевальной культурой мордовского народа, посмотрели видеоматериал с исполнением мордовских танцев, а теперь я хочу услышать ваше мнение о мордовской танцевальной культуре.

Учащиеся высказывают свое мнение, делятся впечатлениями.

Второй урок. «Элементы традиционной мордовской хореографии».

Тип урок: урок изучения нового материала.

Оборудование: магнитола, подборка музыкальных произведений.

Методы и приемы: объяснение, демонстрация, практическая работа.

Ход урока:

  1. Актуализация прежних знаний и умений.

Проводится опрос учащихся о мордовской танцевальной культуре.

  1. Как возникли мордовские танцы?

  2. Какие чувства ярко выражены в мордовском танце?

  3. Какие мордовские танцы вы знаете?

  4. Какие движения составляют лексику хореографического языка?

2. Формирование новых знаний и умений.

1. Начинается занятие с поклона.

2. Далее все учащиеся становятся в линии в затылок друг другу и выполняют разминку для подготовки мышц к дальнейшей работе. Разминка обязательно включает в себя комплекс упражнений для работы всех групп мышц. Далее переходим к общеобразовательным упражнениям. Это разнообразные шаги, ходы, вращения, бег. Музыка подбирается в соответствии с характером и темпом исполнения упражнений.

Специфика обучения хореографии связана с систематической и большой физической нагрузкой.

3. После разминки начинаем изучать элементы танцевальных движений той национальности, которую мы изучаем в данное время. В нашем случае элементы традиционной мордовской хореографии.

Большое значение в методике преподавания имеют и специфические положения рук, которые несут в себе смысловую характеристику. Положение рук придает законченность различным позам. Кроме того, руки помогают при выполнении различных движений.

Положения рук

1. Руки разведены довольно широко в стороны; пальцы рук собраны в кулак в слегка расслабленном состоянии; большой палец, не сгибаясь, прижимается к указательному; руки опущены ладонями вниз.

2. Руки согнуты в локтях на 90 градусов и подняты вверх; пальцы плотно собраны, большой палец прижат к указательному, ладони развернуты наружу.

3. Левая рука находится на талии, а правая кисть обхватывает пальцы левой, локти поданы вперед.

4. Правая рука с пальцами, сжатыми в кулак, находится на талии ладонью вниз и наружу, левая согнута в локте, прижата к затылку ладонью вверх. Корпус немного повернут вправо.

Позиции ног

- свободная: пятки вместе, носки симметрично разведены в стороны на ширину плеч;

- вторая невыворотная: ноги расставлены в стороны на ширину стопы. Стопы расположены параллельно друг к другу;

- третья невыворотная: пятка одной ноги ставится к середине стопы другой. Носки направлены в стороны;

- четвертая невыворотная: ступня одной ноги параллельна и находится впереди другой на расстоянии стопы. Носки стоп направлены вперед;

- шестая невыворотная: стопы стоят рядом, пятки и носки сомкнуты.

Основной шаг с каблука на всю стопу

И. п. – VI позиция ног. Руки могут быть во всех положениях.

Раз: шаг правой ногой вперед на ребро каблука.

И: правая нога переводится с ребра каблука на всю стопу, пятка левой ноги в этот момент поднимается, тяжесть корпуса переносится вперед.

Два: левая нога проводится по VI позиции вперед на ребро каблука.

И: пауза.

Движения продолжаются с левой ноги.

Особенностью этого шага является плавность перехода с каблука на всю стопу при сильно подтянутом корпусе.

Переход ног из позиции в позицию

И. п. – VI позиция ног. Руки могут быть во всех положениях.

Раз – И: правая нога с приподнятым от пола носком поворачивается в правую сторону на ребре каблука и приходит в нормальную позицию (пятки вместе).

Два – И: левая нога приводится к правой всей стопой по полу в VI позицию, одновременно делается небольшое demi plie (движение может исполняться в повороте как в правую, так и в левую сторону).

Это плавный ход и делается он за счет небольшого приседания. Корпус статичный, сильно подтянут.

Боковой ход по второй невыворотной позиции с demi plie

И. п. – VI позиция ног. Руки могут быть во всех положениях.

Раз – И: battement tendu в сторону в невыворотную вторую позицию носком ноги в пол.

Два – И: пятка правой ноги опускается на пол, фиксируя вторую невыворотную позицию ног.

Три – И: пятка левой ноги отрывается от пола, фиксируется вторая невыворотная позиция ног.

Четыре – И: левая нога подводится к правой в VI позицию по правилам battement tendu, одновременно делается маленькое demi plie.

Шаг с поворотом корпуса на 180 градусов

И. п. - VI позиция ног, правая нога согнута в колене, поднята на уровень щиколотки левой, стопа сокращена. Руки могут быть на талии или свободны.

Раз: правой ногой шаг в сторону во вторую невыворотную позицию с поворотом корпуса на 180 градусов вправо с ударом, левую ногу поднять на уровень щиколотки правой, стопа сокращена. Ноги согнуты в коленях;

И: полупальцами левой ноги удар по шестой позиции;

Два - И: движение повторяется с левой ноги влево.

Особенность этого шага в том, что корпус поворачивается в ту сторону, в которую делается шаг, а голова- в противоположную. Шаг исполняется и по второй невыворотной позиции.

Повороты на ребре каблука

И. п. - VI позиция ног, руки в горизонтальном или вертикальном статичном положении. Корпус прямой.

Раз: ноги согнуть в коленях.

И: встать на ребра каблуков, выполнить поворот корпуса на 90 градусов вправо. Ноги выпрямить;

Два - и: движение повторяется на « раз – и».

Особенность поворота заключается в том, что он может быть исполнен на 90, 180, 360 градусов и более.

Притопы

И. п. - VI позиция ног, руки свободны, корпус прямой или наклонен вперед.

Раз: правой ногой удар в шестую позицию, левая поднимается на уровень щиколотки правой, стопа сокращена;

И: левой ногой удар в шестую позицию, правую ногу поднять на уровень щиколотки левой, стопа сокращена.

Два – и: правой ногой удар по шестой позиции.

Особенность притопов заключается в том, что они исполняются только на согнутых в коленях ногах и, как правило, в конце хореографической комбинации.

Как правило, эта часть урока наиболее трудоемкая и психологически сложная для выполнения. Дети не всегда понимают, для чего нужно много-много раз повторять какие-то немыслимые движения, такие скучные и медленные. А так хочется их быстро исполнить…Для облегчения этой проблемы перед каждым движением я спрашиваю конкретного ребенка о следующем:
- Зачем следим во время исполнения, какая группа мышц должна работать, как должны работать руки и т. п. ; проанализируй, насколько правильно ты выполняешь данное движение.
Предполагаемый ответ
- Исполняем его для тренировки силы мышц, для отработки пластики рук, для растягивания связок; следим за центром тяжести корпуса. Ответы могут быть разнообразными.
Такие вот мини-опросы позволяют быстрому усвоению названий и сути исполняемого движения. Ребенок ставит перед собой конкретную задачу достичь требуемого результата, а именно: красоты исполнения упражнения, развитие эстетического восприятия собственных движений, наслаждение красотой движений, линий своего тела. Сопровождение движений яркой, образной музыкой ведет к эстетическому развитию ребенка, к гармонии музыки и художественного движения.

3. Подведение итогов

- Сегодня на уроке мы с вами выучили основные положения рук, ног и познакомились с традиционными движениями мордовского танца. Я надеюсь, что эти знания вам пригодятся в будущем, так как мы с вами должны сохранять и развивать танцевальную культуру нашего народа.

Поклон.

Третий урок. «Изучение танцевального этюда с элементами традиционной мордовской хореографии».

Тип урока: урок формирования знаний и совершенствования умений.

Оборудование: магнитола, подборка музыкальных произведений.

Методы и приемы: объяснение, демонстрация, практическая работа.

Ход урока

  1. Актуализация прежних знаний.

Проверка знаний: 1. Показать положения рук в мордовском танце.

2. Показать позиции ног в мордовском танце.

3. Продемонстрировать танцевальные элементы.

2. Совершенствование знаний и умений.

1. Начинается занятие с поклона.

2. Далее все учащиеся становятся в линии в затылок друг другу и выполняют разминку для подготовки мышц к дальнейшей работе. Разминка обязательно включает в себя комплекс упражнений для работы всех групп мышц. Далее переходим к общеобразовательным упражнениям. Это разнообразные шаги, ходы, вращения, бег. Музыка подбирается в соответствии с характером и темпом исполнения упражнений.

3. После разминки повторяются движения, выученные на прошлом уроке.

Постепенно, достигая правильного исполнения, дети получают огромную радость, движения не становится просто механической работой, а особым материалом, из которого можно придумывать новые различные комбинации, позволяющие проявить себя как творческую личность.

4. Затем переходим к изучению комбинаций, этюдов.

3. Подведение итогов

Сегодня на уроке мы с вами разучили танцевальный этюд. Теперь мы с вами не только познакомились с отдельными элементами традиционной мордовской хореографии, но и научились танцевать эти элементы под музыку.

Поклон.

Четвертый урок. «Составление этюдов с элементами традиционной мордовской хореографии».

Тип урока: урок совершенствования знаний и умений с элементами творчества.

Оборудование: магнитола, подборка музыкальных произведений.

Методы и приемы: объяснение, демонстрация, практическая работа, творческое задание.

Ход урока.

  1. Актуализация прежних знаний.

Проверка знаний: 1. Показать положения рук в мордовском танце.

2. Показать позиции ног в мордовском танце.

3. Продемонстрировать танцевальные элементы.

4. Исполнить танцевальный этюд.

2. Совершенствование знаний и умений.

1. Начинается занятие с поклона.

2. Далее все учащиеся становятся в линии в затылок друг другу и выполняют разминку для подготовки мышц к дальнейшей работе. Разминка обязательно включает в себя комплекс упражнений для работы всех групп мышц. Далее переходим к общеобразовательным упражнениям. Это разнообразные шаги, ходы, вращения, бег. Музыка подбирается в соответствии с характером и темпом исполнения упражнений.

3.Затем повторяем выученный этюд и переходим к индивидуальному самостоятельному заданию.

4. Индивидуальное самостоятельное задание: с помощью традиционных элементов мордовской хореографии сочинить этюд ( имитация трудового процесса, хоровод, пляска).

Дается определенное время (5-10мин) для выполнения задания.

5. Учащиеся показывают этюды собственного сочинения или группами, или по одному (соло).

3. Подведение итогов.

Сегодня на уроке вы показали свое мастерство не только в исполнении этюдов, но и в их сочинении. Молодцы!

Выставление оценок.
Завершается урок поклоном.

После таких уроков невольно замечаешь, как твои воспитанники более чутко начинают относиться к культуре своего народа, начинают интересоваться обычаями и традициями. Но самое главное– они пытаются все свои полученные знания и эмоции нести до своих сверстников, родителей, друзей. И делают это с удовольствием.

Планируя занятия по народному танцу, педагог должен учитывать четыре главных направления в работе, без которых невозможно достичь "звучания" музыки в движениях:

- основное направление - совершенствование восприятия музыкального искусства через осознание его драматургии; воспитание у детей способности тонко чувствовать музыку, умения передавать в жестах, движениях стиль произведения определенной эпохи;

- формирование пространственных ориентиров, развитие пространственного мышления и воображения;

- совершенствование навыков основных движений, выполняемых под музыку в разных музыкальных размерах: - 2/4, 3/4, 4/4, 3/8;

- обучение элементам танца; выполнение творческих заданий с использованием знакомых танцевальных "па", подбором пластики, жестов в соответствии с характером музыкального произведения.

Таким образом, впечатления, полученные от движения под музыку на уроках ритмики (через подключение к музыкальной памяти - памяти мышечной), остаются на всю жизнь.