СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого внеклассного мероприятия по истории и русскому языку на тему: "День славянской письменности и культуры"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого внеклассного мероприятия, которое я провела как учитель истории, совместно с учителем русского языка в начале своей педагогической деятельности. С фото

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого внеклассного мероприятия по истории и русскому языку на тему: "День славянской письменности и культуры"»

Министерство образования и науки Украины







Внеклассное мероприятие

по истории и русскому языку


на тему:


«Славянская письменность

и культура»














г Перевальск

Славянская письменность


Цель классного часа: познакомить учащихся с возникновением славянской письменности, с первыми создателями славянской письменности, привить любовь к родному языку, истории.

Оформление кабинета: портреты Кирилла и Мефодия, рушники, надписи, презентация Power Point.


УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ: Здравствуйте дорогие ребята и гости.


УЧИТЕЛЬ РУССКОГО: В славянских государствах, широко отмечается День славянской письменности и культуры. Для многих народов славянских государств объединяющим фактором является православная религия и связанная с ней духовная сфера и культура.


УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ: Истоки славянской письменности возвращаются к Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, которые принесли на славянскую землю письменность, тем самым приобщили многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре.

Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года.


УЧИТЕЛЬ РУССКОГО: С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удаётся различать сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Как же возникли наши буквы? Как возник у каждого народа его родной язык.

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ: У славянской письменности удивительное происхождение, благодаря доставшимся нам от предков летописям, житиям святых и другим повествовательным и археологическим источникам, знают о начале славянской грамоты. Мы не только знаем время появления славянской азбуки, но и имена творцов славянской письменности и их жизнеописание.


УЧИТЕЛЬ РУССКОГО: Среди древнейших памятников письменности особое место занимают жизнеописания создателей славянской грамоты святых Кирилла и Мефодия.


УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ: О начале славянской письменности узнаём мы из главной русской летописи – «Повести временных лет». Там говорится о том, как однажды славянские князья отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами:


ИНСЦЕНИРОВАНИЕ:

Действующие лица: посол, царь Михаил, Кирилл и Мефодий


ПОСОЛ: Земля наша не крещена, и нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, поэтому мы не знаем ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые могли бы нам рассказать о книжных словах и о их смысле».


УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ: Тогда вызвал Царь двух учёных братьев Кирилла и Мефодия.


ЦАРЬ МИХАИЛ: Позовите Кирилла и Мефодия.

Выходят Кирилл и Мефодий

МЕФОДИЙ: Я, Мефодий и брат мой Константин, в пострижении названный Кириллом, родились мы в городе Солуни на берегу Эгейского моря в Греции.


КИРИЛЛ: Отец наш занимал высокий пост помощника управителя города, мать была славянка, мы знали хорошо греческий и славянские языки.

Кирилл: Мефодий правил славянским княжеством много лет и увидел много беспорядка и сменил стремление к земной тьме на мысли о Небе. И пошёл на Олимп, где живут святые отцы, постригся в монахи, исполнял все правила монашеской жизни.


МЕФОДИЙ: Кирилл тоже удалился в монастырь на гору Олимп ко мне, к брату своему. Но не удалось Кириллу находиться в уединении, его посылали в соседние страны.


ЦАРЬ: Философ Кирилл, никто другой не сможет помочь славянам, кроме тебя. Знаю, что ты утомлён, но тебе надо туда идти, возьми с собой брата – Мефодия.

Кирилл: Тело моё утомлено, и я болен, но пойду туда с радостью, если есть у них буквы для их языка.


ЦАРЬ: И так, Кирилл и Мефодий составьте же азбуку и затем переведите на славянский язык священные книги.

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ: Ребята, Кирилл и Мефодий рассказали нам о том, что они ушли на гору Олимп молиться. А что же это за гора такая? Где она находится?

(ученики отвечают: гора Олимп находится в Греции. В древнегреческой мифологии Олимп — священная гора, место пребывания богов во главе с Зевсом.)

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ: Давайте узнаем о жизни создателей славянской письменности немного побольше.

1 УЧЕНИЦА: Братья Кирилл и Мефодий выросли в знатной семье. Мефодий был старшим из семи братьев, Константин – самым младшим. Мефодий был военным и являлся правителем одного из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, это дало ему возможность научиться славянскому языку.

Будущие славянские просветители получили хорошее воспитание и образование. Константин с детства отличался высокими умственными способностями. Он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии, где изучал античную литературу. Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, получив за свой ум прозвание Философ. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь на гору Олимп к своему брату Мефодию, чтобы молиться.


2 УЧЕНИЦА: Однако не удавалось Константину долго проводить время в уединении. Как лучшего проповедника веры, его часто посылали в соседние страны для участия в диспутах.

Вся жизнь Константина была наполнена частыми трудными, испытаниями и напряженной работой. Это подорвало его силы, и в 42 года он сильно заболел. Незадолго перед кончиной он принял монашество с именем Кирилл и скончался в 869 году. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы Римского поддержки в главном своем деле – распространении славянской письменности. Мефодий пережил брата на 16 лет. Он продолжал великое дело – перевод на славянский язык Священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа.


ЧТЕЦ:

Слава вам, братья, славян просветители,

Церкви Славянской святые отцы!

Слава вам, правды Христовой учителя,

Слава вам, грамоты нашей творцы.

Будьте ж славянству звеном единения.

Братья святые: Мефодий, Кирилл!

Да осенит его дух примирения

Вашей молитвой пред Господом сил!


УЧИТЕЛЬ РУССКОГО: Мы чтим сегодня святых Кирилла и Мефодия, давших память нашему слову, зримость русской речи. В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности “славянских стран учителям... " Когда за буквой буква ложится на бумагу, нам ещё ярче открывается красота и глубина родимого языка.

Именно с принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Явились в Русской земле учителя из Болгарии – продолжатели дела Кирилла и Мефодия. Азбука, употребляемая в современном церковно-славянском языке, называется Кириллицей, в память святого КИРИЛЛА.

Славянская азбука была составлена на основе греческой, существенно изменив ее. Были созданы две азбуки – глаголица и кириллица. Изначально существовало твердое убеждение, что только три языка являются достойными для богослужения и написания церковных книг (древнееврейский, греческий и латинский). А позже и славянский язык был признан достойным.

Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма.


УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ: В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое.

Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.

Самый древний и самый простой способ письма появился, как считается, еще в палеолите – «рассказ в картинках» - картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка.

В 4 – 3 тысячелетиях до н.э. в Древнем Шумере, в Древнем Египте, а потом и в Древнем Китае возник другой способ письма: каждое слово передавалось рисунком, иногда конкретным, иногда условным. Например, когда речь шла о руке, рисовали кисть руки, а воду изображали волнистой линией. Такие египетские рисунки греки называли иероглифами.

Чрезвычайным достижением человеческой цивилизации стало так называемое слоговое письмо, которым начали пользоваться в 3-2 тысячелетиях до н.э. (Слоговым письмом до сих пор пишут в Индии, в Эфиопии).

Следующим этапом на пути упрощения письменности стало звуковое письмо, когда каждому звуку речи соответствует свой знак.

От финикийцев – жителей восточного побережья Средиземного моря, буквенно-звуковое письмо перешло к грекам. Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО: Знаете ли вы, как возникла русская письменность? Если не знаете, то мы можем вам рассказать. Но ответьте сначала на такой вопрос: чем отличается азбука от алфавита?

Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):

АЗБУКА: АЗ + БУКИ

а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:

АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.

Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?

Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука — “дочка” греческого алфавита.

Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.


(Сцена о буквах Кириллицы). (Буквы танцуют).


ВАНЯ: Ты кто?

1 БУКВА: Я – Ижица

Ваня: А ты?

2 БУКВА: Я – Фита

Ваня: А ты?

3 БУКВА: Я – Ять

4 БУКВА: Я – Юс малый

Ваня: Такие они красивые и веет от них стариной, и мне жалко, что они исчезли из нашего письма.

БУКВА 1: Что ты горюешь, Ваня?

Ваня: Мне грустно, что вы исчезли и никому уже не нужны.

Буква 2: Что значит исчезли? Что значит не нужны! Вот это что? (указывает на старую лампу)

Ваня: Лампа.

Буква 3: Она чья?

Ваня: Она такая старая, бабушка говорила, что её мама, заправив керосином, при её свете писала дедушке письма на фронт.

Буква 4: Она старая? Старая. Ненужная?

Ваня: - Да.

Буква 1: Но ведь мама её не выкидывает. Почему?

Ваня. Потому что она память тех времён, она хранит отзвук дальних лет, тепло рук предков.

БУКВА 1: Так же и мы. Мы – память прошлого.

Буква 2: Нас писали и Пушкин, и Лермонтов, и Ломоносов и читали те, кто были прежде Вас, сыны и дочери Отчизны, её история и слава.

Буква 3: Светом грамоты мы освещали их жизнь. Мы остались в душе народа. Мы не исчезли, поэтому не печалься о нас, Ваня.

Буква 4: Ты найдёшь нас не только в старинных книгах. Мы живы в Церкви. Там – в святом писании – мы храним дух веры.


уходят


УЧИТЕЛЬ РУССКОГО: В XXI столетия немыслимо представить современную жизнь без книг, газет, указателей, потока информации, а прошлое - без упорядоченной истории, религию - без священных текстов... Появление письменности стало одним из самых важных открытий на долгом пути развития человечества. Как вы уже поняли, становление письменности - очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Славянская письменность, наследницей которой является наше современное письмо, встала в этот ряд уже более тысячи лет назад, еще в IX веке нашей эры.


УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ: Проходит время, человек меняется, иной становится его одежда, облик. Но душой, сердцем он - тот же. Раньше мы ездили на лошадях, а теперь летаем на самолётах и ракетах… И пишем не гусиным пером, а авторучкой… и даже на компьютере.

Но дух народа, рождённый нами жив!

Не печальтесь! Когда дерево теряет листья, ему не больно! Сила деяния Кирилла и Мефодия велика и бессмертна, как родной язык!


УЧИТЕЛЬ РУССКОГО: И так, ребята, чему же посвящено было наше сегодняшнее мероприятие?

Отвечают дети


УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ: А сейчас, мы узнаем, насколько хорошо вы усвоили услышанное и увиденное сегодня. Поможет нам в этом викторина.


УЧИТЕЛЬ РУССКОГО: Назовите имена создателей славянской письменности? (Кирилл и Мефодий)


УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ: Из какой русской летописи мы узнаем о начале славянской письменности?


УЧИТЕЛЬ РУССКОГО: Что такое пиктография?


УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ: Какой алфавит является одним из первых на Земле? (финикийский)


УЧИТЕЛЬ РУССКОГО: Почему нашу азбуку называют «дочкой» греческого алфавита? 9многие наши буквы Кирилл и Мефодий взяли из греческого, поэтому они и с виду на них похожи)


УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ: Молодцы, ребята! Теперь вы будите знать когда и кто создал нашу азбуку, имена людей, которые сделали большой вклад в развитие славянской культуры.


УЧИТЕЛЬ РУССКОГО: Спасибо за урок!

7