1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс : | 6 |
Место урока (по календарно-тематическому планированию): | 2 |
Тема урока: | Культура России: Многообразие регионов |
Уровень изучения: | Базовый |
Тип урока: | урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты: |
Личностные - осознавать значимость культурного многообразия регионов России, дополнить знания обучающихся о социально-культурных процессах, сопровождавших эти явления; - понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации. - совершенствовать навыки парной, групповой работы; - осмысливать практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений; - создавать условия для развития навыков общения и совместной деятельности. |
Метапредметные - создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД; - уметь анализировать текстовую, схематическую и визуальную информацию, составлять небольшие ответы, конспекты, формулировать выводы; - самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи; - решать творческие задачи. - соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; - уметь сотрудничать с соучениками, выполнять групповую (парную) работу, осваивать основы взаимодействия в социуме (учебное сотрудничество). |
Предметные - знать причины и факты объединения земель вокруг Руси , определять основные события в истории присоединения различных регионов , понимать значение объединения культур и религий для русского народа; - уметь читать историческую карту и ориентироваться в исторических событиях; - . понимать принципы федеративного устройства России; называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают; -уметь объяснить понятия «государствообразующий народ», «титульный народ», значение словосочетания «многонациональный народ Российской Федерации» |
Оборудование: экран, ПК, проектор, атласы. Интернет- ресурсы: https://rutube.ru/video/50a381881b1a682ee35455abcceec71b/, https://yandex.ru/video/preview/5761665986089202996 , https://yandex.ru/video/preview/8870511801597731271 |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
Этапы урока | Содержание урока |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | Проверка готовности к уроку. | Приветствуют учителя. |
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап целеполагания и мотивации | Ребята, обратите внимание на экран, послушайте стихотворение. Карта России, представленная в необычном виде, и стихи помогут вам определить тему сегодняшнего разговора на уроке. Живут в России разные Народы с давних пор. Одним тайга по нраву, Другим — степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. Один черкеску носит, Другой надел халат. Одним милее осень, Другим милей весна. А Родина Россия, У нас у всех одна. Подводит ребят к выводу о том, что разговор на уроке будет о регионах России, где компактно проживают разные народы с их многообразной культурой | Определяют тему урока. Формулируют задачи с помощью учителя. Записывают тему урока в тетрадях |
Этап актуализации знаний | - Назовите народы, проживающие в России. - Сколько народов и народностей проживают в России? Обобщение Согласно данным переписи населения 2021 года, в России проживают представители более 190 народов, из них с численностью более одного миллиона человек -6: татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне. 81 % от общей численности населения составляют русские. | Отвечают на вопросы учителя |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Открытие новых знаний | 1. Работа над понятием «государствообразующий народ». введены поправки в Конституцию РФ. Поправки касались введения в статью 68 понятия «государствообразующий народ». - Что же означает понятие «государствообразующий народ». Используя, представленную на слайде информацию, определите, какой народ в России отвечает требованиям понятия «государствообразующий народ». Обобщает: Русский народ является государствообразующим народом Беседа по содержанию просмотренного | Знакомятся с понятием, анализируют каждый критерий, определяют по представленным признакам государствообразующий народ России. Выписывают понятие в тетрадь. Отвечают на вопросы |
2. Работа над понятием «титульный народ» - Как вы понимаете слово «регионы»? Обобщение: Государство условно разделено на регионы. Регион в административном аспекте – это административная единица какого-либо государства, субъект РФ. устройство России». Россия состоит из 89 субъектов, из них 24 относятся к республикам. - Найдите по карте республики и назовите их. - Давайте определим по названию республик, какие народы компактно проживают в этих республиках. - Как вы можете объяснить происхождение названий республик? Титульный народ — часть населения государства или субъекта Федерации, национальность, которая определяет официальное наименование данного субъекта. | Отвечают на вопросы учителя. Находят по атласам республики и называют их Определяют проживающие в этих республиках народы. Приходят к выводу: название республики произошло от названия народа, компактно проживающего на территории республики. Записывают определение в тетрадь. |
3. Работа над понятием «многонациональный народ РФ» Все люди, проживающие на территории нашего государства, являются равноправными гражданами. Соответственно, наши национальные отличия в данном случае являются лишь фактором нашего культурного разнообразия. Предлагаю посмотреть фрагмент видеофильма и подумать, что же означает понятие «многонациональный народ». Таким образом, Многонациональный народ РФ — это совокупность всех исторически проживающих на ее современной территории наций, этнических общностей. При этом многонациональный народ выступает как единый субъект, объединяющий всех граждан, имеющих равную правовую связь с государством независимо от национальной принадлежности, соц. положения и др. обстоятельств. | Смотрят видеофрагмент Высказывают свое мнение |
БЛОК 3. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Первичное закрепление | - С какими новыми понятиями познакомились на уроке? | Отвечают на вопросы, используя записи в тетрадях. |
БЛОК 4. Подведение итогов, домашнее задание |
Подведение итогов урока | 1.Предлагает оценить свою деятельность на уроке 2. Возвращает к поставленным задачам урока. | 1. Суммируют отметки, полученные за выполнение упражнения и теста, выводят отметку за урок. 2.Выясняют в какой степени выполнены задачи урока Делают выводы. |
Домашнее задание | Подготовить презентацию «Народы моей малой Родины» | Записывают домашнее задание |
Рефлексия | - Предлагаю послушать стихи М.И. Липкина «В единстве сила» Единая Россия, единая страна Сегодня, навеки, на все времена… Вся наша сила в единстве своём, Страну прославляем и вместе живём. Нам наши победы давались с трудом, Всегда мы все вместе боролись с врагом. Встречались невзгоды на нашем пути, Но мы всё равно продолжали идти. - Как вы понимаете строки «Вся наша сила в единстве своём.» - Согласны ли вы с мнением автора? - Мы все являемся частью многонационального народа России! Его богатая многовековая история, бесценная культура вдохновляет нас на новые свершения, дает нам силу и поддержку. Послушайте, что по этому поводу говорит наш президент В.В. Путина. | Высказывают свое мнение. |