Разработка урока по литературе
7 класс
Тема урока: А.П.Чехов «Хамелеон» 7 класс
Подготовила:Учитель русского языка и литературы СОШ им.Кычана Жакыпова
Чолпонбек кызы Айгуль
Тема урока: А.П.Чехов «Хамелеон»
Цель урока:
Образовательная: Познакомить с творчеством писателя, дать характеристику образам рассказа,организовать деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественного произведения.
обучающие: организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем;
Развивающая: развивать способность логического мышления, расширить словарный запас,способствовать развитию навыка анализа художественного произведения, в том числе и сопоставительного; развивать умение строить суждение на конкретном материале; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением; давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования;
Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом правовых, этических, духовно-нравственных аспектов ее распространения, воспитывать сознательную дисциплину в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками, воспитать чувство любви к произведениям писателя;
Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, анализ и самооценка ответов
Оборудование: учебник, портрет писателя,карточки,проектор(СЛАЙДЫ).
Метод: Интерактивный.
Ход урока:
I. Орг.момент.
II.Опрос пройденного материала.
1.Вопросы:
Когда и где родился А,П.Чехов?
Кто были его родители?
Где учился будущий писатель?
Какие произведения он написал?
Когда и где умер писатель?
Героями рассказов Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. События, о которых рассказывает писатель, тоже бытовые. Иногда рассказ представляет собой бытовую сценку. Но бытовая сценка для Чехова – это лишь повод , чтобы поговорить о вполне серьезных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.
3.Игра «Выбери поэта».
Учащиеся выбирают карточку,в которой написано имя поэта,дают характеристику и читают стихотворение.
И.А Крылов «Квартет»,
А .С.Пушкин «Осень»
М.Ю.Лермонтов «Бородино»
Н.А.Некрасов «Школьник»
III. Новая тема:
1.а)Хамелеон - ящерица, которая меняет цвет в зависимости от условий.
а) Хамелеон –человек,который,приспосабливаясь к обстановке,легко меняет своё поведение,взгляды,симпатии.
Ошибка! Не указано имя файла.
Чтение и анализ рассказа «Хамелеон»
Что лежит в основе сюжета рассказа?
Выявите особенности композиции рассказа.
Как представлена экспозиция рассказа?
Кто является участником происходящих событий?
Какое событие произошло?
Можно ли назвать ситуацию комической?
2Показ Слайда.
4.Работа над заданиями к тексту.Проанализировать речь и поведение Очумелова, когда он узнает что собака «генеральская».Почему Чехов назвал Очумелова хамелеоном?
Учащиеся из рассказа узнают, как один и тотже человек может быть таким разным,грубым, злым,трусливым лицемерным.
Ошибка! Не указано имя файла.
5.Показ слайдов.Показать учащимся картинки с изображениями ящериц, которые меняют свой облик в зависимости от условий.
Ошибка! Не указано имя файла.
Чехов высмеивал всё, что мешало жить честно и справедливо: наглость сильных и заискивание слабых, трусость, грубость и равнодушие.
В его в произведениях горькая насмешка и грустное раздумье.
Это происходит и с Очумеловым, когда ему сообщают, что укусившая Хрюкина собачка не чья-нибудь, а самого генерала Жигалова.
Вроде бы смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя.
Персонажи Чехова образуют пёструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьёзных философских вопросов.
Кульминация как таковая, по сути, отсутствует.
От появления Очумелова и до его ухода «со сцены» развитие событий идёт словно по кривой, волнистой линии.
Ошибка! Не указано имя файла.
В чеховских рассказах важен финальный аккорд, который позволяет иначе взглянуть на происходящее.
Можно предположить, что Чехов смеется над Очумеловым. Но это до конца не прояснит авторскую позицию.
Объектом чеховской иронии становится и сам Хрюкин, и толпа, смеющаяся над ним.
В чеховском сатирическом рассказе парадоксально сочетается комическое и драматическое,грустное и смешное.
IY.Закрепление
Учащиеся делятся на две группы и выполняют задания.
Задание:
1.Объясните значение слова «Хамелеон».Проанализировать тон и речь Очумелова,когда речь идет о собаке.
Учащиеся отличают грубость,неуважительное отношение Очумелова к окружающим людям, которые ниже его по положении в обществе.
Задание 2.
Проанализировать речь и поведение Очумелова когда он узнает,что собака«генеральская»
Задание 3.
Какими мы видим толпу людей в начале и в финале рассказа?
Толпа на базарной площади– это те же очумеловы и хрюкины.
Задание 4
Какую основную деталь выделяет Чехов в портрете Очумелова?
Основная деталь в лице Очумелова –шинель.
Это символ принадлежности и власть имущим.
Задание 5.
Какие качества людей высмеивает А.П.Чехов в рассказе «Хамелеон»?
Он высмеивает в лице Очумелова и Хрюкина подхалимство,трусость,грубость.
Задание: 6
Можно ли назвать рассказ современным?
Этот рассказ можно назвать современным,потому что и сейчас мы можем встретить таких людей,которым присущи эти качества.
Задание 7.
Какие слова подобрал автор в своем эпиграфе?
Чехов подобрал антонимы к словам глубокое-мелкое, великое-ничтожное,трагическое смешное.
Игра:
«Качества человека»
Смелый - трусливый
Искренний - лицемерный
Скромный - хвастливый
Добрый - злой
V. Подведение итогов. Оценка знаний учащихся.
VI. Домашнее задание: Написать сценарий драматургического представления по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон».