СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка по литературе за 7 класс Тема урока: А.П.Чехов Хамелеон

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка по литературе за 7 класс Тема урока: А.П.Чехов Хамелеон»

Разработка урока по литературе

7 класс  

   

          

    Тема урока: А.П.Чехов «Хамелеон» 7 класс

 

Подготовила:Учитель русского языка и литературы СОШ им.Кычана Жакыпова

Чолпонбек кызы Айгуль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

 

 

   Тема урока: А.П.Чехов «Хамелеон»

 

Цель урока:

 

Образовательная: Познакомить с творчеством писателя, дать характеристику образам рассказа,организовать деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественного произведения. 

обучающие: организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем;   

Развивающая: развивать способность логического мышления, расширить словарный запас,способствовать развитию навыка  анализа художественного произведения, в том числе и сопоставительного; развивать умение строить суждение на конкретном материале; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением; давать устный ответ на вопрос по тексту произведения,  в том числе  с использованием цитирования;

Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к  литературе через работу с текстом;  воспитывать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом правовых, этических, духовно-нравственных аспектов ее распространения, воспитывать сознательную дисциплину в решении  поисковых задач при сотрудничестве в коллективе  со сверстниками, воспитать чувство любви к произведениям писателя;

Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, анализ и самооценка ответов

Оборудование: учебник, портрет писателя,карточки,проектор(СЛАЙДЫ).

Метод: Интерактивный.

                            

          Ход урока:

 

I. Орг.момент.

II.Опрос пройденного материала.

1.Вопросы:

Когда и где родился А,П.Чехов?

Кто были его родители?

Где учился будущий писатель?

Какие произведения он написал?

Когда и где умер писатель?

 

 

 

Героями рассказов Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. События, о которых рассказывает писатель, тоже  бытовые. Иногда рассказ представляет собой бытовую сценку. Но бытовая сценка для Чехова – это лишь повод , чтобы поговорить о вполне серьезных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.

3.Игра «Выбери поэта».

Учащиеся выбирают карточку,в которой написано имя поэта,дают характеристику и читают стихотворение.

И.А Крылов «Квартет»,

А .С.Пушкин «Осень»

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Н.А.Некрасов «Школьник»

 

 

III. Новая тема:

 

1.а)Хамелеон - ящерица, которая меняет цвет в зависимости от условий.

а) Хамелеон –человек,который,приспосабливаясь к обстановке,легко меняет своё поведение,взгляды,симпатии.

 

 

Ошибка! Не указано имя файла.

 

 Чтение и анализ рассказа «Хамелеон»

Что лежит в основе сюжета рассказа?

Выявите особенности композиции рассказа.

Как представлена экспозиция рассказа?

Кто является участником   происходящих событий?

Какое событие произошло?

Можно ли назвать ситуацию комической?

2Показ Слайда.

4.Работа над заданиями к тексту.Проанализировать речь и поведение Очумелова, когда он узнает что собака «генеральская».Почему Чехов назвал Очумелова хамелеоном?

Учащиеся из рассказа узнают, как один и тотже человек может быть таким разным,грубым, злым,трусливым лицемерным.

 

Ошибка! Не указано имя файла.

 

5.Показ слайдов.Показать учащимся картинки с изображениями ящериц, которые меняют свой облик в зависимости от условий. 

 

Ошибка! Не указано имя файла.

 

 

Чехов высмеивал всё, что мешало жить честно и справедливо: наглость сильных и заискивание слабых, трусость, грубость и равнодушие.

В его в произведениях горькая насмешка и грустное раздумье. 

 

Это происходит и с Очумеловым, когда ему сообщают, что укусившая Хрюкина собачка не чья-нибудь, а самого генерала Жигалова.

Вроде бы смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя.

    Персонажи Чехова образуют пёструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьёзных философских вопросов.

Кульминация как таковая, по сути, отсутствует. 

От появления Очумелова и до его ухода «со сцены» развитие событий идёт словно по кривой, волнистой линии.

 

 

Ошибка! Не указано имя файла.

 

 

 

 

 

 

В чеховских рассказах важен финальный аккорд, который позволяет иначе взглянуть на происходящее. 

Можно предположить, что Чехов смеется над Очумеловым. Но это до конца не прояснит авторскую позицию. 

Объектом чеховской иронии становится и сам Хрюкин, и толпа, смеющаяся над ним.

В чеховском сатирическом рассказе парадоксально сочетается комическое и драматическое,грустное и смешное.

 

IY.Закрепление

Учащиеся делятся на две группы и выполняют задания. 

Задание:

1.Объясните значение слова «Хамелеон».Проанализировать тон и речь Очумелова,когда речь идет о собаке.

Учащиеся отличают грубость,неуважительное отношение Очумелова к окружающим людям, которые ниже его по положении в обществе.

Задание 2.

Проанализировать речь и поведение Очумелова когда он узнает,что собака«генеральская»

Задание 3.

Какими мы видим толпу людей в начале и в финале рассказа?

Толпа на базарной площади– это те же очумеловы и хрюкины.

Задание 4

Какую основную деталь выделяет Чехов в портрете Очумелова?

Основная деталь в лице Очумелова –шинель.

Это символ принадлежности и власть имущим.

Задание 5.

Какие качества людей высмеивает А.П.Чехов в рассказе «Хамелеон»?

Он высмеивает в лице Очумелова и Хрюкина подхалимство,трусость,грубость.

Задание: 6

Можно ли назвать рассказ современным?

Этот рассказ можно назвать современным,потому что и сейчас мы можем встретить таких людей,которым  присущи эти качества.

Задание 7.

Какие слова подобрал автор в своем эпиграфе?

Чехов подобрал антонимы к словам глубокое-мелкое, великое-ничтожное,трагическое смешное.

 

Игра:

«Качества человека»            

Смелый                       -      трусливый

Искренний                  -      лицемерный

Скромный                   -    хвастливый

Добрый                        -     злой

                               

V. Подведение итогов. Оценка знаний учащихся.

VI. Домашнее задание: Написать сценарий драматургического представления по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон».