© 2022, Левшина Анжела Дмитриевна 132 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Рассмотрено на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор МБОУ СОШ № 4
Протокол № ___________ ____________Т.В. Литвинова
от «___»__________20__г. Приказ № ________________
«___»_____________20___г.
Рабочая программа по «Литературному чтению»
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс): начальное общее 3Б класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов: 125
Уровень: базовый
(базовый, профильный)
Учитель: Левшина А.Д
Программа разработана на основе авторской программы:
Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.
УМК «Школа России»
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Литературное чтение»
В 3 классе.
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования «Школа России».
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс: 1. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2016.
2.Литературное чтение. Учебник.3 класс, сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. М.: Просвещение. 2016 г.
3.Кутявина С.В Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф. Климановой и др., 3 класс. – М: «ВАКО», 2016.
4. Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение.2016 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Федерального государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Программа предусматривает проведение традиционных занятий, занятий в нетрадиционной форме (театрализаций, путешествий, представлений творческих работ) и т.п. На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах и группах. Основными формами текущего контроля являются: устный опрос; чтение вслух; тестовые работы; самостоятельные работы; мини-проекты.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно - нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность
по другим предметам начальной школы.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения курса литературного чтения на ступени основного общего образования. В ней заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В программе содержатся сведения о видах коллективной и индивидуальной деятельности, ориентированной на формирование УУД у обучающихся.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
—овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
2.Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
4.Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.
Содержание предмета (курса) представлено в программе в виде следующих тематических разделов:
- Самое великое чудо на свете
- Устное народное творчество
- Великие русские писатели
- Поэтическая тетрадь
- Литературные сказки
- Были и небылицы
- Люби живое
- Собирай по ягодке – наберешь кузовок
- По страницам детских журналов
- Литература зарубежных стран.
Требования к результатам освоения дисциплины - овладение функциональной грамотностью; – овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста; – овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи - определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение - приобщение к литературе как к искусству слова; – приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Место учебного предмета в учебном плане:
Рабочая программа рассчитана на 136 часов. Количество часов в неделю: 4 часа . Тестов -2 Проверочных работ -3 Контрольных работ -7 Проверок техники чтения -4 Диагностических работ -2
Место учебного предмета в учебном плане:
Рабочая программа рассчитана на 136 часов. Количество часов в неделю: 4 часа . Тестов -2 Проверочных работ -3 Контрольных работ -7 Проверок техники чтения -4 Диагностических работ -2 Рабочая программа включает в себя следующие разделы: 1. Пояснительная записка 2. Учебно-тематический план 3. Содержание программы 4 . Требования к уровню подготовки обучающихся 5. Планируемые результаты освоения предмета 6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 7. Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
В 3 классе 136 ч. 34 учебных недели.
Темы учебного курса. Литературное чтение
3 класс
№ | Название темы |
|
Рабочая программа | ||
1 | Вводный урок |
|
2 | Самое великое чудо на земле |
|
3 | Устное народное творчество |
|
4 | Поэтическая тетрадь |
|
5 | Великие русские писатели |
|
6 | Литературные сказки |
|
7 | Были-небылицы |
|
8 | Люби живое |
|
9 | Собирай по ягодке - наберёшь кузовок |
|
10 | По страницам детских журналов |
|
11 | Зарубежная литература |
|
всего |
| 125 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
3 класс
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
делить текст на части, составлять простой план;
самостоятельно формулировать главную мысль текста;
находить в тексте материал для характеристики героя;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять рассказ-характеристику героя;
составлять устные и письменные описания;
по ходу чтения представлять картины, устно выражать( рисовать) то, что представили;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
6.Система оценки
достижения планируемых результатов по литературному чтению
К результатам, которые подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:
системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке;
умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
коммуникативных и информационных умений;
системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
К результатам, которые не подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:
ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
индивидуальные личностные характеристики.
Используются задания
устные и письменные;
для проектной деятельности;
для стандартизированных итоговых работ и для текущей (накопленной) оценки
для индивидуального, парного или коллективного выполнения;
комплексного характера, позволяющие оценить все умения характеризующие достижение данного результата;
комплексного характера, позволяющие в зависимости от уровня выполнения оценить достижение планируемого результата как на базовом, так и на повышенном уровне;
допускающие возможность адаптации к особенностям образовательной программы; региональным особенностям; к индивидуальным особенностям ребенка;
допускающие возможность использования справочной литературы;
задания творческого характера;
задания; направленные на укрепление здоровья, закаливание организма, разностороннее физическое развитие учащихся;
задания, направленные на духовно – нравственное развитие обучаемых.
В школе используются следующие формы оценки:
В 1 классе домашние задания не задаются. Учитель планирует свою работу так, чтобы обеспечить полноценное усвоение каждым ребенком необходимых знаний, умений и навыков только на уроке.
В 1 классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Оценки фиксируются и накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и в портфолио.
Метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно). Предметные контрольные работы (один раз в четверть - обязательно).
Используется «Алгоритм самооценки». В первом классе алгоритм состоит из 4 вопросов:
Какое было дано задание? (Учимся вспоминать цель работы)
Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)
Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)
Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)
После проведения итоговых контрольных работ по предметам и диагностик метапредметных результатов используются таблицы результатов, в которые учитель выставляет отметка за каждое из заданий в таблицу результатов. Отметки в таблицы результатов выставляются в 1 классе в виде «+» (зачет, решение задачи, выполнение задания) или «-» ( задача не решена, задание не выполнено).
Отметки выставляются по пятибалльной шкале в начале 2-ого класса после повторения изученного материала за 1 класс (3-4 недели).
Во 2-4 классах отметки выставляются по пятибалльной шкале. В 1-4 классах в конце года предусматривается выполнение комплексных контрольных работ.
Особенности организации контроля по литературному чтению
Контроль за уровнем достижений обучающихся по литературному чтению в основном проводится в форме устной оценки. В конце изучения каждого раздела обучающиеся выполняют тестовые задания в рабочей тетради по предмету в блоке «Проверим себя и оценим свои достижения» и в пособии «Итоговая аттестация». Содержание заданий тестов соответствует блокам изучения курса по литературному чтению. Тесты составлены таким образом, что показывают уровень сформированности учебных умений – воспринимать и выполнять учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания. На выполнение тестовой работы отводится 1 урок.
Оценивание тестов:
«5» - за правильное выполнение всех заданий с 1 по 11.
«4» - за правильное выполнение 9-10 заданий.
«3» - за правильное выполнение 6-8 заданий.
«2» - за правильное выполнение 5 и менее заданий.
Задание 12-ое имеет творческий характер, оценивается отдельно только правильный ответ отметкой «5».
Учёт уровневого подхода к достижению планируемых результатов.
7.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Планируемые результаты базового уровня приводятся в блоке «Выпускник научится», планируемые результаты повышенного уровня – в блоке «Выпускник получит возможность научиться».
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;
вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;
самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
писать отзыв о прочитанной книге;
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Выпускник научится:
читать по ролям литературное произведение;
использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);
создавать собственный текст на основе художественногопроизведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
способам написания изложения.
Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
отличать прозаический текст от поэтического;
распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадают с рабочей программой УМК «Школа России» и авторской программой «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова и др.
Список учебно-методической литературы.
Учебник: литературное чтение для 3 класса. /Л.Ф.Климанова. М.: Просвещение, 2019 г./
Контрольно-измерительные материалы. 3 класс. /С.В.Кутявина. М.: ВАКО, 2013 г./
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 Б класс
УМК «Школа России» ФГОС ООО
Всего 125 учебных часов (4 часа в неделю) Учитель: Левшина А. Д.
№ урока | Тема урока | Количество часов, отведенное на изучение раздела (модуля, темы) | Дата | Форма контроля по завершению изучения данной темы | Учебные пособия и оборудование | Домашнее задание | |||||
по плану | по факту | ||||||||||
| Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) | ||||||||||
1 | Вводный инструктаж по т/б Введение. Знакомство с учебником. | 1 | 1 неделя |
|
| Литературное чтение. Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. сост. Л.Ф.Климанова и др.- М.: Просвещение, 2019 г. Интерактивное учебное пособие по чтению | т. с. 3 | ||||
| Самое великое чудо на свете (4 ч) | ||||||||||
2 | Знакомство с названием раздела: «Самое великое чудо на свете». Выставка «Моя любимая книга» | 1 | 1 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 4 – 5, сообщение | ||||
3 | Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. | 1 | 1 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 6 - 7, задание | ||||
4 | Первопечатник Иван Фёдоров. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. | 1 | 2 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 8 – 12, задание 2 | ||||
5 | Урок-путешествие в прошлое. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Самое великое чудо на свете». | 1 | 2 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | т. с. 9 – 10 | ||||
| Устное народное творчество (14 ч) | ||||||||||
6 | Знакомство с названием раздела: «Устное народное творчество» Конкурс скороговорок «Говорунишки» | 1 | 2 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | т. с. 14 | ||||
7 | Русские народные песни. Обращение к силам природы. |
| 2 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. |
| ||||
8 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 1 | 3 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 14 – 16, задание | ||||
9 | Произведения прикладного искусства. Гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 1 | 3 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 17, наизусть | ||||
10 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Деление текста на части. |
| 3 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. |
| ||||
11 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Иллюстрации И. Билибина к сказке | 1 | 3 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 18 – 19, задание 2 | ||||
12 | Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый волк». Особенности волшебной сказки. | 1 | 4 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. |
| ||||
13 | Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый волк». Деление текста на части. Составление плана. | 1 | 4 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. |
| ||||
14 | Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый волк». Характеристика героев сказки. Экскурсия в школьную библиотеку | 1 | 4 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 20 – 21, рисунок | ||||
15 | Русская народная сказка «Сивка- Бурка». Деление текста на части. Составление плана сказки. | 1 | 4 неделя |
|
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | с. 22 – 27, задание 6 | ||||
16 | Русская народная сказка «Сивка- Бурка». Характеристика героев сказки. | 1 | 5 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. |
| ||||
17 | Художники-иллюстраторы. Васнецов и Билибин. | 1 | 5 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 22 – 27, задание 9 | ||||
18 | КВН. Устное народное творчество. | 1 | 5 неделя |
|
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | с. 28 – 39, задание 11 | ||||
19 | Проэкт. Сочиняем волшебную сказку | 1 | 5 неделя |
|
|
|
| ||||
| Поэтическая тетрадь 1 (11 ч) | ||||||||||
20 | Знакомство с названием раздела: «Поэтическая тетрадь1». Прогнозирование содержания раздела. Конкурс тематических газет «Кто много читает, тот много знает»
| 1 | 6 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 32 | ||||
21 | Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | 1 | 6 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. |
| ||||
22 | Русские поэты ХΙХ-ХХ века. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». | 1 | 6 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 60 – 61, задание | ||||
23 | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». Звукопись, её художественно-выразительное значение. | 1 | 6 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 62, задание 4 | ||||
24 | Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья» | 1 | 7 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. |
| ||||
25 | А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». Картины природы. | 1 | 7 неделя |
|
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | с. 65, задание 3 | ||||
26 | И.С. Никитин «Полно, степь моя…». Подвижные картины природы. | 1 | 7 неделя |
|
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | с. 66 – 67, задание 4 | ||||
27 | И.С. Никитин «Встреча зимы». Олицетворение как приём создания картины природы.
| 1 | 7 неделя |
|
|
|
| ||||
28 | И.З.Суриков «Детство». Сравнение как средство создания картины природы. | 1 | 8 неделя |
|
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | с. 68 – 71, задание 7 | ||||
29 | И.З.Суриков «Зима». Беседа на тему «Поэты моего города» | 1 | 8 неделя |
|
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | с. 72 – 75, задание 4 | ||||
30 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Поэтическая тетрадь1». | 1 | 8 неделя |
|
|
| т. с. 34 | ||||
| Великие русские писатели (24 ч) | ||||||||||
31 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | 8 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 84 – 85, сообщение | ||||
32 | А. С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» Беседа о жизни и творчестве А. С. Пушкина | 1 | 9 неделя |
|
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | с. 86, задание 2 | ||||
33 | А. С. Пушкин. «В тот год осенняя погода…» | 1 | 9 неделя |
|
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | с. 86 – 87, наизусть | ||||
34 | А. С. Пушкин. «Опрятней модного паркета…» | 1 | 9 неделя |
|
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | с. 7, задание 3 | ||||
35 | А. С. Пушкин «Зимнее утро». | 1 | 9 неделя |
|
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | с. 88 – 89, задание 3 | ||||
36 | А. С. Пушкин «Зимний вечер». | 1 | 10 неделя |
|
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | с. 90 – 91, задание 4 | ||||
37 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Тема сказки. События сказочного текста.
| 1 | 10 неделя |
|
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | с. 92 – 107, выразительное чтение | ||||
38 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. | 1 | 10 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 107 – 129, задание 8 | ||||
39 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки. | 1 | 10 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 92 – 129, наизусть отрывок | ||||
40 | И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. | 1 | 11 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 132 – 133, задание 2 | ||||
41 | И. А. Крылов «Мартышка и Очки». | 1 | 11 неделя |
|
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | с. 134 – 135, задание 6 | ||||
42 | И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна». | 1 | 11 неделя |
|
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | с. 136 – 137, задание 6 | ||||
43 | И. А. Крылов «Ворона и лисица». Игра – викторина по басням И.А. Крылова | 1 | 11 неделя |
|
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | с. 137 – 139, задание 7 | ||||
44 | Инсценировка басен И.А.Крылова. | 1 | 12 неделя |
|
|
| с. 142 – 143, сообщение | ||||
45 | М. Ю. Лермонтов. Статья Воскобойникова | 1 | 12 неделя |
|
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | с. 144 – 145, задание 3 | ||||
46 | М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…».. | 1 | 12 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 146 – 147, задание 4 | ||||
47 | М. Ю. Лермонтов. Лирические стихотворения "Утес". | 1 | 12 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. |
| ||||
48 | М. Ю. Лермонтов. Лирические стихотворения "Осень" Онлайн экскурсия «Дом музей М. Ю. Лермонтова» |
| 12 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. |
| ||||
49 | Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя). | 1 | 13 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 150 – 151, сообщение | ||||
50 | Л. Н. Толстой «Акула». | 1 | 13 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 152 – 156, задание 6 | ||||
51 | Л. Н. Толстой «Прыжок». | 1 | 13 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 156 – 159, задание 6 | ||||
52 | Быль Л. Н. Толстого. «Лев и собачка». | 1 | 13 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 160 – 162, задание | ||||
53 | Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»
| 1 | 14 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 162 – 163, задание 2 | ||||
54 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Великие русские писатели». | 1 | 14 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 166, задание 17 | ||||
| Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) | ||||||||||
55 | Знакомство с названием раздела: «Поэтическая тетрадь 2». Н.А.Некрасов Стихотворения о природе Беседа на тему : «200-летие со дня рождения великого русского писателя Николая Алексеевича Некрасова» | 1 | 14 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | т. с. 43 | ||||
56 | Н.А.Некрасов Стихотворения о природе. Средства художественной выразительности. |
| 14 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. |
| ||||
57 | Н.А. Некрасов. Повествовальное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | 15 неделя |
|
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | с. 168 – 170, наизусть по выбору | ||||
58 | К.Д.Бальмонт «Золотое слово». Выразительное чтение стихотворения. | 1 | 15 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 170 – 172, задание 3 | ||||
59 | И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы». Выразительное чтение стихотворений. | 1 | 15 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 173 – 175, наизусть по выбору | ||||
60 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Поэтическая тетрадь2». | 1 | 15 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | т. с. 44 | ||||
| Литературные сказки (8 ч) | ||||||||||
61 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | 16 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 180 – 181, рисунок | ||||
62 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Просмотр мультфильмов по мотивам сказок Дмитрия Мамина - Сибиряка | 1 | 16 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 182, задание | ||||
63 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». | 1 | 16 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 183 – 187, задание 5 | ||||
64 | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 1 | 16 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 188 – 195, задание 6 | ||||
65 | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки. | 1 | 17 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 188 – 195, задание 7 | ||||
66 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 1 | 17 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 196 – 208, задание 9 | ||||
67 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 1 | 17 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 196 – 208, задание 10 | ||||
68 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литературные сказки». | 1 | 17 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 211, задание 6 | ||||
| Были-небылицы (10 ч) | ||||||||||
69 | Знакомство с названием раздела: «Были-небылицы». Прогнозирование содержания раздела. Игра «Сочиняем небылицу» | 1 | 18 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 4 – 11, задание 3 | ||||
70 | М.Горький «Случай с Евсейкой». | 1 | 18 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 4 – 11, задание 5 | ||||
71 | М.Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения – основной приём описания подводного царства. | 1 | 18 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 12 – 24, задание 2 | ||||
72 | М.Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. | 1 | 18 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 12 – 24, задание 4 | ||||
73 | К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. | 1 | 19 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. |
| ||||
74 | К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. | 1 | 19 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 12 – 24, задание 5 | ||||
75 | К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Характеристика героев. | 1 | 19 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 25 – 41, задание 3 | ||||
76 | А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения. | 1 | 19 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 25 – 41, задание 4 | ||||
77 | А.И.Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана. Выставка рисунков на лучшую иллюстрацию к пройденным произведениям | 1 | 20 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 25 – 41, задание 7 | ||||
78 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Были - небылицы». | 1 | 20 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 44, задание 9 | ||||
| Поэтическая тетрадь 1 (6 ч) | ||||||||||
79 | Знакомство с названием раздела: «Поэтическая тетрадь 1». Прогнозирование содержания раздела. | 1 | 20 неделя |
|
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | с. 46 – 49, наизусть по выбору | ||||
80 | Саша Чёрный. Стихи о животных Средства художественной выразительности.. | 1 | 20 неделя |
|
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | с. 50 – 51, задание 4 | ||||
81 | А.А. Блок «Ветхая избушка». «Сны». Картины зимних забав. | 1 | 21 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. |
| ||||
82 | А.А. Блок «Ворона». Средства художественной выразительности для создания образа. | 1 | 21 неделя |
|
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | с. 51 – 54, задание 7 | ||||
83 | С.А. Есенин «Черёмуха». Выразительное чтение стихотворения Составление кроссворда на тему «Средства художественной выразительности» | 1 | 21 неделя |
|
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | с. 55 – 56, наизусть | ||||
84 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Поэтическая тетрадь 1». | 1 | 21 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | т. с. 64 | ||||
| Люби живое (16 ч) | ||||||||||
85 | Знакомство с названием раздела: «Люби живое». Прогнозирование содержания раздела. М.Пришвин «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. | 1 | 22 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 58 – 59, задание 6 | ||||
86 | М.Пришвин «Моя родина». Сочинение на основе художественного текста.
| 1 | 22 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 60 – 67, задание 5 | ||||
87 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Определение жанра произведения. |
| 22 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. |
| ||||
88 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Листопадничек – главный герой произведения. | 1 | 22 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 60 – 67, задание 7 | ||||
89 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Творческий пересказ: дополнение содержания текста. | 1 | 23 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 68 – 70, задание 3 | ||||
90 | В.И.Белов «Малька провинилась». Главные герои рассказа. Онлайн экскурсия по дому музею В. И. Белова
| 1 | 23 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 70 – 72, задание 2 | ||||
91 | В.И.Белов «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. | 1 | 23 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 73 – 82, задание 6 | ||||
92 | В.В.Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе глав. | 1 | 23 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 73 – 82, задание 8 | ||||
93 | В.В.Бианки «Мышонок Пик». Рассказ о герое произведения. | 1 | 24 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 83 – 97, задание 3 | ||||
94 | Б.С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения. | 1 | 24 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 83 – 97, задание 7 | ||||
95 | Б.С. Житков «Про обезьянку». Пересказ. | 1 | 24 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. |
| ||||
96 | В.П. Астафьев «Капалуха». | 1 | 24 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 83 – 97, задание 8 | ||||
97 | В.П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения. | 1 | 25 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 98 – 102, задание 9 | ||||
98 | В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». | 1 | 25 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 102 – 106, задание 1 | ||||
99 | В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. Беседа о нравственности в пройденных сказках и рассказах | 1 | 25 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 102 – 106, задание 2 | ||||
100 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Люби живое». | 1 | 25 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 106, задание 3 | ||||
| Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) | ||||||||||
101 | Знакомство с названием раздела: «Поэтическая тетрадь2». Прогнозирование содержания раздела. | 1 | 26 неделя |
|
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | с. 110 – 111, наизусть по выбору | ||||
102 | С.Я.Маршак «Гроза днём». Заголовок стихотворения. С.Я.Маршак «В лесу над росистой поляной…». Выразительное чтение.
| 1 | 26 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 112 – 113, задание 3 | ||||
103 | А. Л. Барто «Разлука». «В театре». Выразительное чтение. Беседа на тему «115 лет со дня рождения русской детской поэтессы Агнии Львовны Барто» | 1 | 26 неделя |
|
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | с. 113 – 115, задание 4 | ||||
104 | С.В.Михалков «Если». Выразительное чтение. | 1 | 26 неделя |
|
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | с. 116 – 117, задание 3 | ||||
105 | Е.А. Благинина «Кукушка». «Котёнок». Выразительное чтение. Наши проекты. Проект: «Праздник поэзии». | 1 | 27 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | с. 118 – 119, наизусть по выбору | ||||
106 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Поэтическая тетрадь 2». | 1 | 27 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | С. 122, задание 6 | ||||
| Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (12 ч) | ||||||||||
107 | Знакомство с названием раздела: «Собирай по ягодке -наберёшь кузовок». Прогнозирование содержания раздела. | 1 | 27 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | С. 124 – 128, задание 5 | ||||
108 | Б.В. Шергин «Собирай по ягодке -наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. | 1 | 27 неделя |
|
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | С. 129 – 136, задание 8 | ||||
109 | А.П. Платонов «Цветок на земле». Особенности речи героев. Чтение по ролям. | 1 | 28 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | С. 137 – 143, задание 3 | ||||
110 | А.П. Платонов «Ещё мама». Особенности речи героев. Чтение по ролям.
| 1 | 28 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | С. 144 – 153, задание 5 | ||||
111 | М.М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа.
| 1 | 28 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | С. 144 – 153, задание 7 | ||||
112 | М.М. Зощенко «Золотые слова». Особенности юмористического рассказа.
| 1 | 28 неделя |
|
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | С. 154 – 164, задание 4 | ||||
113 | М.М. Зощенко «Великие путешественники».Главная мысль произведения. | 1 | 29 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. | С. 154 – 164, задание 7 | ||||
114 | М.М. Зощенко «Великие путешественники». Восстановление порядка событий. | 1 | 29 неделя |
|
| компьютер, проектор, учебник. |
| ||||
115 | Н.Н.Носов «Федина задача». Особенности юмористического рассказа. Познавательная беседа «Тайное послание детям от Николая Носова» | 1 | 29 неделя |
|
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | С. 164 – 169, задание 5 | ||||
116 | Н.Носов «Телефон». Анализ заголовка. | 1 | 29 неделя |
|
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | С. 170 – 172, задание | ||||
117 | Урок-конкурс. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». Знакомство с названием раздела. Проект "Стихи Победы" | 1 | 30 неделя |
|
|
| Т. С. 84 | ||||
| По страницам детских журналов (8 ч) | ||||||||||
118 | Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». | 1 | 30 неделя | 30.04 |
| компьютер, проектор, учебник. | С. 175 – 178, задание 2 | ||||
119 | Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». | 1 | 30 неделя | 11.05 |
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | С. 179 – 181, С. 181 – 183, задание 3 | ||||
120 | Г. Остер «Вредные советы». | 1 | 30 неделя | 1205 |
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | С. 183 – 184, задание | ||||
121 | Г. Остер «Как получаются легенды». Выставка «По страницам детских журналов» | 1 | 31 неделя | 14.05 |
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | С. 184 – 186, задание 3 | ||||
122 | Р. Сеф «Весёлые стихи». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «По страницам детских журналов». | 1 | 31 неделя | 17.05 |
| Эл.приложение компьютер, проектор, учебник | С. 186 – 188, наизусть С. 88 | ||||
| Зарубежная литература (8 ч) | ||||||||||
123 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Древнегреческий миф. Храбрый Персей. | 1 | 31 неделя | 18.05 |
| компьютер, проектор, учебник. | С. 190 – 199, задание 3 | ||||
124 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 1 | 31 неделя | 19.05 |
| компьютер, проектор, учебник. | Прочитать сказки Г. Х. Андерсена | ||||
125 | Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса) | 1 | 32 неделя | 21.05 |
| компьютер, проектор, учебник. |
|