СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка программы развития когнитивной сферы детей с использованием информационных технологий на музыкальных занятиях

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение современных информационных технологий на музыкальных занятиях позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным,решать познавательные творческие задачи с опорой на наглядность

Просмотр содержимого документа
«Разработка программы развития когнитивной сферы детей с использованием информационных технологий на музыкальных занятиях»

ЧОУ ВО «ЮЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ИУБиП)» ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ  БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА  на тему:   «Разработка программы развития когнитивной сферы дошкольников с помощью информационных образовательных технологий на музыкальных занятиях» Автор: Палий Елена Васильевна Научный руководитель: к.псх.н. Молохина Галина Анатольевна Ростов-на-Дону 2018

ЧОУ ВО «ЮЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ИУБиП)»

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА на тему:

«Разработка программы развития когнитивной сферы дошкольников с помощью информационных образовательных технологий на музыкальных занятиях»

Автор: Палий Елена Васильевна

Научный руководитель: к.псх.н. Молохина Галина Анатольевна

Ростов-на-Дону

2018

Схема эмпирического исследования МБДОУ №117 г. Ростова-на-Дону Проблема управленческая Эксперт НЭЛ ЮУ (ИУБиП) Проблема психологическая -Повышение качества дошкольного образования в соответствии с новым ФГОС ДО -Создание определенной информационной среды в ДОУ Формирование информационной компетентности педагогов ДОУ Психолог ЮУ (ИУБиП) Развитие когнитивной сферы детей дошкольного возраста с применением информационных технологий на музыкальных занятиях Объект исследования: дети дошкольного возраста (5-7 лет) Разработка и апробация программы по развитию когнитивной сферы дошкольников Диагностика особенностей когнитивной сферы детей Контрольная диагностика Выводы, рекомендации 2

Схема эмпирического исследования

МБДОУ №117

г. Ростова-на-Дону

Проблема управленческая

Эксперт НЭЛ ЮУ (ИУБиП)

Проблема психологическая

-Повышение качества дошкольного образования в соответствии с новым ФГОС ДО

-Создание определенной информационной среды в ДОУ

Формирование информационной компетентности педагогов ДОУ

Психолог ЮУ (ИУБиП)

Развитие когнитивной сферы детей дошкольного возраста с применением информационных технологий на музыкальных занятиях

Объект исследования: дети дошкольного возраста (5-7 лет)

Разработка и апробация программы по развитию когнитивной сферы дошкольников

Диагностика особенностей когнитивной сферы детей

Контрольная диагностика

Выводы, рекомендации

2

Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников в ходе всего воспитательно–образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной учебно–познавательной, трудовой и др.).  Существующие информационные технологии дают огромные возможности для развития детей. Информационные образовательные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (речь, музыка, рисунок) следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка. 3

Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников в ходе всего воспитательно–образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной учебно–познавательной, трудовой и др.).

Существующие информационные технологии дают огромные возможности для развития детей. Информационные образовательные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (речь, музыка, рисунок) следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.

3

Цель исследования: Провести диагностику уровня сформированности когнитивной сферы дошкольников и на основе полученных данных разработать программу развития когнитивной сферы дошкольников с помощью информационных образовательных технологий на музыкальных занятиях » Объект исследования – дети дошкольного возраста 5-7 лет в количестве 22 человек Предмет исследования - когнитивная сфера детей дошкольного возраста. 4

Цель исследования:

Провести диагностику уровня сформированности когнитивной сферы дошкольников и на основе полученных данных разработать программу развития когнитивной сферы дошкольников с помощью информационных образовательных технологий на музыкальных занятиях

»

Объект исследования – дети дошкольного возраста 5-7 лет в количестве 22 человек

Предмет исследования - когнитивная сфера детей дошкольного возраста.

4

Задачи исследования: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ: Провести теоретический анализ работ, посвященных проблеме когнитивной сферы детей дошкольного возраста. Изучить отечественный и зарубежный опыт развития когнитивной сферы дошкольников с помощью информационных образовательных технологий. МЕТОДИЧЕСКИЕ: Подобрать диагностический инструментарий. Разработать программу развития когнитивной сферы дошкольников на музыкальных занятиях с применением компьютера и интерактивного оборудования. ЭМПИРИЧЕСКИЕ : Диагностика уровня сформированности когнитивной сферы дошкольников. Апробация и определение эффективности коррекционно–развивающей работы по развитию когнитивной сферы дошкольников с использованием информационных образовательных технологий на музыкальных занятиях. 5

Задачи исследования:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ:

  • Провести теоретический анализ работ, посвященных проблеме когнитивной сферы детей дошкольного возраста.
  • Изучить отечественный и зарубежный опыт развития когнитивной сферы дошкольников с помощью информационных образовательных технологий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ:

  • Подобрать диагностический инструментарий.
  • Разработать программу развития когнитивной сферы дошкольников на музыкальных занятиях с применением компьютера и интерактивного оборудования.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ :

  • Диагностика уровня сформированности когнитивной сферы дошкольников.
  • Апробация и определение эффективности коррекционно–развивающей работы по развитию когнитивной сферы дошкольников с использованием информационных образовательных технологий на музыкальных занятиях.

5

Гипотеза исследования:  мы предполагаем, что применение информационных образовательных технологий на музыкальных занятиях будет способствовать повышению уровня развития когнитивной сферы дошкольников. 6

Гипотеза исследования:

мы предполагаем, что применение информационных образовательных технологий на музыкальных занятиях будет способствовать повышению уровня развития когнитивной сферы дошкольников.

6

,  Методы исследования  теоретический анализ психолого–педагогической литературы; психодиагностические методы (тестирование); методы обработки данных (статистическая обработка данных, сравнительный анализ). Психодиагностические методики 1. «Запоминание двух групп слов». 2. Методика Пьерона - Рузера. 3. Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора). 4. Простые невербальные аналогии. 5. Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом. 7

,

Методы исследования

  • теоретический анализ психолого–педагогической литературы;
  • психодиагностические методы (тестирование);
  • методы обработки данных (статистическая обработка данных, сравнительный анализ).

Психодиагностические методики

1. «Запоминание двух групп слов».

2. Методика Пьерона - Рузера.

3. Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора).

4. Простые невербальные аналогии.

5. Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом.

7

Диагностика уровня сформированности когнитивной сферы дошкольников Обобщенная характеристика уровня сформированности  когнитивной сферы дошкольников 8

Диагностика уровня сформированности когнитивной сферы дошкольников

Обобщенная характеристика уровня сформированности когнитивной сферы дошкольников

8

Результаты диагностики уровня зрительно-предметного восприятия t = 3,251,  ≤ 0,01 Показатели диагностики уровня зрительно-предметного восприятия в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах 9

Результаты диагностики уровня зрительно-предметного восприятия

t = 3,251, ≤ 0,01

Показатели диагностики уровня зрительно-предметного восприятия в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах

9

Диагностика сформированности уровня концентрации внимания дошкольников t = 3,645,  ≤ 0,01 Показатели диагностики уровня концентрации внимания в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах 10

Диагностика сформированности уровня концентрации внимания дошкольников

t = 3,645, ≤ 0,01

Показатели диагностики уровня концентрации внимания в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах

10

Диагностика скорости и объема слухоречевого запоминания дошкольников t = 4,128,  ≤ 0,01 Показатели диагностики скорости и объема слухоречевого запоминания в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах 11

Диагностика скорости и объема слухоречевого запоминания дошкольников

t = 4,128, ≤ 0,01

Показатели диагностики скорости и объема слухоречевого запоминания в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах

11

Диагностика уровня установления логических связей и отношений между понятиями у дошкольников t = 3,053,  ≤ 0,01 Показатели диагностики уровня установления логических связей и отношений между понятиями в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах 12

Диагностика уровня установления

логических связей и отношений между понятиями у дошкольников

t = 3,053, ≤ 0,01

Показатели диагностики уровня установления логических связей и отношений между понятиями в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах

12

Диагностика уровня речевого развития дошкольников t = 4,237,  ≤ 0,01 Показатели диагностики уровня речевого развития в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах 13

Диагностика уровня речевого

развития дошкольников

t = 4,237, ≤ 0,01

Показатели диагностики уровня речевого развития в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах

13

Вывод: Для большинства детей дошкольного возраста 5–7 лет на момент первичной диагностики характерен средний и ниже среднего уровень сформированности компонентов когнитивной сферы. Сравнительный анализ результатов исследования уровня сформированности когнитивной сферы дошкольников, занимавшихся на музыкальных занятиях с использованием информационных образовательных технологий, показал, что дети экспериментальной группы показали более высокие результаты на контрольной диагностике, чем дети контрольной группы, занимавшиеся на музыкальных занятиях по традиционной программе. 14

Вывод:

Для большинства детей дошкольного возраста 5–7 лет на момент первичной диагностики характерен средний и ниже среднего уровень сформированности компонентов когнитивной сферы.

Сравнительный анализ результатов исследования уровня сформированности когнитивной сферы дошкольников, занимавшихся на музыкальных занятиях с использованием информационных образовательных технологий, показал, что дети экспериментальной группы показали более высокие результаты на контрольной диагностике, чем дети контрольной группы, занимавшиеся на музыкальных занятиях по традиционной программе.

14

Вывод: Анализ внутри групповой динамики развития когнитивной сферы у детей экспериментальной группы показал, что в результате коррекционно–развивающей работы у детей значительно повысился уровень зрительно–предметного восприятия, концентрации внимания, скорости и объема слухоречевого запоминания, уровень установления логических связей и отношений между понятиями, уровень речевого развития. У детей контрольной группы также наблюдается положительная динамика в развитии, однако в результатах первичной и контрольной диагностики значимых различий нет. 15

Вывод:

Анализ внутри групповой динамики развития когнитивной сферы у детей экспериментальной группы показал, что в результате коррекционно–развивающей работы у детей значительно повысился уровень зрительно–предметного восприятия, концентрации внимания, скорости и объема слухоречевого запоминания, уровень установления логических связей и отношений между понятиями, уровень речевого развития. У детей контрольной группы также наблюдается положительная динамика в развитии, однако в результатах первичной и контрольной диагностики значимых различий нет.

15

Программа развития когнитивной сферы дошкольников с применением информационных образовательных технологий на музыкальных занятиях Цель программы: создание условий для развития когнитивной сферы детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности с помощью информационных образовательных технологий. Диагностический этап: углубленное исследование уровня сформированности когнитивной сферы дошкольников с использованием диагностических методов. Коррекционно-развивающий этап: работа, направленная на коррекцию и развитие когнитивной сферы дошкольников (восприятие, внимание, память, мышление и речь). Аналитический этап: проведение диагностического обследования с целью проверки эффективности коррекционно-развивающей работы. 16

Программа развития когнитивной сферы дошкольников с применением информационных образовательных технологий на музыкальных занятиях

Цель программы: создание условий для развития когнитивной сферы детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности с помощью информационных образовательных технологий.

Диагностический этап: углубленное исследование уровня сформированности когнитивной сферы дошкольников с использованием диагностических методов.

Коррекционно-развивающий этап: работа, направленная на коррекцию и развитие когнитивной сферы дошкольников (восприятие, внимание, память, мышление и речь).

Аналитический этап: проведение диагностического обследования с целью проверки эффективности коррекционно-развивающей работы.

16

Результаты интеллектуальной деятельности (РИД) Методически обоснована, разработана и апробирована программа развития когнитивной сферы дошкольников с применением информационных образовательных технологий на музыкальных занятиях По результатам исследования подготовлены к публикации тезисы в сборник научных трудов студенческой научной конференции «Интеллектуальные ресурсы – региональному развитию. Проблемы и перспективы формирования цифровой экосистемы: экономические, правовые, социальные, технологические и психологические аспекты». 8 февраля 2018 года, Ростов-на-Дону, ЧОУ ВО «ЮЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ИУБиП)». Предполагаемые пользователи (Заказчики) РИД: музыкальные работники и другие специалисты дошкольных образовательных учреждений, работающие с детьми. 17

Результаты интеллектуальной деятельности (РИД)

Методически обоснована, разработана и апробирована программа развития когнитивной сферы дошкольников с применением информационных образовательных технологий на музыкальных занятиях

По результатам исследования подготовлены к публикации тезисы в сборник научных трудов студенческой научной конференции «Интеллектуальные ресурсы – региональному развитию. Проблемы и перспективы формирования цифровой экосистемы: экономические, правовые, социальные, технологические и психологические аспекты». 8 февраля 2018 года, Ростов-на-Дону, ЧОУ ВО «ЮЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ИУБиП)».

Предполагаемые пользователи (Заказчики) РИД: музыкальные работники и другие специалисты дошкольных образовательных учреждений, работающие с детьми.

17

Спасибо за внимание!!! 18

Спасибо за внимание!!!

18