ЧОУ ВО «ЮЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ИУБиП)»
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА на тему:
«Разработка программы развития когнитивной сферы дошкольников с помощью информационных образовательных технологий на музыкальных занятиях»
Автор: Палий Елена Васильевна
Научный руководитель: к.псх.н. Молохина Галина Анатольевна
Ростов-на-Дону
2018
Схема эмпирического исследования
МБДОУ №117
г. Ростова-на-Дону
Проблема управленческая
Эксперт НЭЛ ЮУ (ИУБиП)
Проблема психологическая
-Повышение качества дошкольного образования в соответствии с новым ФГОС ДО
-Создание определенной информационной среды в ДОУ
Формирование информационной компетентности педагогов ДОУ
Психолог ЮУ (ИУБиП)
Развитие когнитивной сферы детей дошкольного возраста с применением информационных технологий на музыкальных занятиях
Объект исследования: дети дошкольного возраста (5-7 лет)
Разработка и апробация программы по развитию когнитивной сферы дошкольников
Диагностика особенностей когнитивной сферы детей
Контрольная диагностика
Выводы, рекомендации
2
Актуальность
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников в ходе всего воспитательно–образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной учебно–познавательной, трудовой и др.).
Существующие информационные технологии дают огромные возможности для развития детей. Информационные образовательные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (речь, музыка, рисунок) следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.
3
Цель исследования:
Провести диагностику уровня сформированности когнитивной сферы дошкольников и на основе полученных данных разработать программу развития когнитивной сферы дошкольников с помощью информационных образовательных технологий на музыкальных занятиях
»
Объект исследования – дети дошкольного возраста 5-7 лет в количестве 22 человек
Предмет исследования - когнитивная сфера детей дошкольного возраста.
4
Задачи исследования:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ:
- Провести теоретический анализ работ, посвященных проблеме когнитивной сферы детей дошкольного возраста.
- Изучить отечественный и зарубежный опыт развития когнитивной сферы дошкольников с помощью информационных образовательных технологий.
МЕТОДИЧЕСКИЕ:
- Подобрать диагностический инструментарий.
- Разработать программу развития когнитивной сферы дошкольников на музыкальных занятиях с применением компьютера и интерактивного оборудования.
ЭМПИРИЧЕСКИЕ :
- Диагностика уровня сформированности когнитивной сферы дошкольников.
- Апробация и определение эффективности коррекционно–развивающей работы по развитию когнитивной сферы дошкольников с использованием информационных образовательных технологий на музыкальных занятиях.
5
Гипотеза исследования:
мы предполагаем, что применение информационных образовательных технологий на музыкальных занятиях будет способствовать повышению уровня развития когнитивной сферы дошкольников.
6
,
Методы исследования
- теоретический анализ психолого–педагогической литературы;
- психодиагностические методы (тестирование);
- методы обработки данных (статистическая обработка данных, сравнительный анализ).
Психодиагностические методики
1. «Запоминание двух групп слов».
2. Методика Пьерона - Рузера.
3. Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора).
4. Простые невербальные аналогии.
5. Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом.
7
Диагностика уровня сформированности когнитивной сферы дошкольников
Обобщенная характеристика уровня сформированности когнитивной сферы дошкольников
8
Результаты диагностики уровня зрительно-предметного восприятия
t = 3,251, ≤ 0,01
Показатели диагностики уровня зрительно-предметного восприятия в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах
9
Диагностика сформированности уровня концентрации внимания дошкольников
t = 3,645, ≤ 0,01
Показатели диагностики уровня концентрации внимания в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах
10
Диагностика скорости и объема слухоречевого запоминания дошкольников
t = 4,128, ≤ 0,01
Показатели диагностики скорости и объема слухоречевого запоминания в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах
11
Диагностика уровня установления
логических связей и отношений между понятиями у дошкольников
t = 3,053, ≤ 0,01
Показатели диагностики уровня установления логических связей и отношений между понятиями в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах
12
Диагностика уровня речевого
развития дошкольников
t = 4,237, ≤ 0,01
Показатели диагностики уровня речевого развития в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах
13
Вывод:
Для большинства детей дошкольного возраста 5–7 лет на момент первичной диагностики характерен средний и ниже среднего уровень сформированности компонентов когнитивной сферы.
Сравнительный анализ результатов исследования уровня сформированности когнитивной сферы дошкольников, занимавшихся на музыкальных занятиях с использованием информационных образовательных технологий, показал, что дети экспериментальной группы показали более высокие результаты на контрольной диагностике, чем дети контрольной группы, занимавшиеся на музыкальных занятиях по традиционной программе.
14
Вывод:
Анализ внутри групповой динамики развития когнитивной сферы у детей экспериментальной группы показал, что в результате коррекционно–развивающей работы у детей значительно повысился уровень зрительно–предметного восприятия, концентрации внимания, скорости и объема слухоречевого запоминания, уровень установления логических связей и отношений между понятиями, уровень речевого развития. У детей контрольной группы также наблюдается положительная динамика в развитии, однако в результатах первичной и контрольной диагностики значимых различий нет.
15
Программа развития когнитивной сферы дошкольников с применением информационных образовательных технологий на музыкальных занятиях
Цель программы: создание условий для развития когнитивной сферы детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности с помощью информационных образовательных технологий.
Диагностический этап: углубленное исследование уровня сформированности когнитивной сферы дошкольников с использованием диагностических методов.
Коррекционно-развивающий этап: работа, направленная на коррекцию и развитие когнитивной сферы дошкольников (восприятие, внимание, память, мышление и речь).
Аналитический этап: проведение диагностического обследования с целью проверки эффективности коррекционно-развивающей работы.
16
Результаты интеллектуальной деятельности (РИД)
Методически обоснована, разработана и апробирована программа развития когнитивной сферы дошкольников с применением информационных образовательных технологий на музыкальных занятиях
По результатам исследования подготовлены к публикации тезисы в сборник научных трудов студенческой научной конференции «Интеллектуальные ресурсы – региональному развитию. Проблемы и перспективы формирования цифровой экосистемы: экономические, правовые, социальные, технологические и психологические аспекты». 8 февраля 2018 года, Ростов-на-Дону, ЧОУ ВО «ЮЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ИУБиП)».
Предполагаемые пользователи (Заказчики) РИД: музыкальные работники и другие специалисты дошкольных образовательных учреждений, работающие с детьми.
17
Спасибо за внимание!!!
18