Пояснительная записка
1.1 Общая характеристика предмета
Программа внеурочной деятельности «Изостудия» составлена на основе
1.Закона «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4.Примерной программы воспитания и социализации учащихся (начальное общее образование).
5. Примерной программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010
6. Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С. Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Программа является модифицированной.
Программа относится к общекультурному направлению и рассматривается как одна из ступеней эстетического воспитания и является неотъемлемой частью всего образовательного процесса в лицее. Данная программа предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами художественной деятельности учащихся являются:
- художественное восприятие,
- информационное ознакомление,
- изобразительная деятельность,
- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – также выполняют творческие задания, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение учащихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (учащиеся, родители, педагоги);
учащимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
допускается переход учащихся из одной группы в другую (по возрасту).
Возрастная группа учащихся:
Программа ориентирована на учащихся 1 класса.
Количество часов
Программа рассчитана 1 кл – 33 ч. и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю.
Продолжительность одного занятия:
в 1 классе - 35 минут
Цели и задачи реализации программы:
Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.
Задачи:
воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
техническая – осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Формы работы: Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества учащихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда учащихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Основные методы и технологии:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
Предоставление учащемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми учащимися.
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Объекты творчества учащихся имеют значимость для них самих и для общества.
Учащимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с учащимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Ожидаемые образовательные результаты в рамках ФГОС.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные результаты:
осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
1.3 Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 1-го класса
Учащиеся должны знать:
названия основных и составных цветов;
понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
изобразительные основы декоративных элементов;
материалы и технические приёмы оформления;
названия инструментов, приспособлений.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
пользоваться материалами.
Содержание учебного предмета
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
Программа состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть:
Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме
Заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира.
Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира.
Практическая часть представлена в учебно-тематическом планировании.
Календарно – тематическое планирование
Кружка «Волшебная кисточка»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание занятия | | |
1 | «Знакомство с королевой Кисточкой» | 1 | Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.) | | |
2 | «Что могут краски?» | 1 | Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга. | | |
3 | «Изображать можно пятном» | 1 | Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно». | | |
4 | «Изображать можно пятном» | 1 | Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку | | |
5 | «Осень. Листопад» | 1 | Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников. | | |
6 | «Силуэт дерева» | 1 | Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры. | | |
7 | «Грустный дождик» | 1 | Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. | | |
8 | «Изображать можно в объёме» | 1 | Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. | | |
9 | Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!» | 1 | Наблюдение за окружающим: неживой природой, людьми, жизнью животных и птиц. Обсуждение увиденного. | | |
10 | «Красоту нужно уметь замечать» | 1 | Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. | | |
11 | «Узоры снежинок» | 1 | Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами. | | |
12 | Рисуем дерево тампованием | 1 | Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов. | | |
13 | «Зимний лес» | 1 | Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши. | ![]() | |
14 | «Портрет Снегурочки» | 1 | Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Урок – игра: общение по телефону. | | |
15 | «К нам едет Дед Мороз» | 1 | Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону | | |
16 | «Снежная птица зимы» | 1 | Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция | | |
17 | «Дом снежной птицы» | 1 | Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг. | | |
18 | «Ёлочка – красавица» | 1 | Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала. | | |
19 | «Кто живёт под снегом» | 1 | Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору). | | |
20 | «Красивые рыбы» | 1 | Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала | | |
21 | «Мы в цирке» | 1 | Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. | | |
22 | «Волшебная птица весны» | 1 | Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка. | | |
23 | «Моя мама» | 1 | Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи. | | |
24 | «Цветы и травы» | 1 | Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы.– гномики». | | |
25 | «Цветы и бабочки» | 1 | Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь. | | |
26 | «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика» | 1 | Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. | | |
27 | «Моя семья» | 1 | Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о своей семье. | | |
28 | «Веселые фигуры» | | Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. | | |
29 | «Домашние питомцы» | 1 | Рисование натюрморта | | |
30 | «Победителям – Слава! | 1 | Творческая работа. Беседа о великом Дне 9 мая, о героизме защитников родины в дни ВОВ. | | |
31 | «Весенняя клумба» | 1 | Тёплая палитра. Гуашь. Рисование первых весенних цветов. | | |
32 | «Веселая игра» | 1 | Урок-игра. Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о любимых играх. | | |
33 | «Лето, здравствуй!» «Маленькая галерея» | 1 | Фантазия. Творческая работа. Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев | | |
Список учебно-методической литературы:
Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.
1