| Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края |
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Задание №5
Разработка сценария родительского собрания
«Как организовать свободное время ребенка»
Подготовила студентка группы Ш-21
Старенькая Екатерина
г.Ейск
2024
Цель: способствовать формированию у родителей ответственного отношения к воспитанию детей через участие в организации свободного времени ребенка.
Добрый день, уважаемые родители!
Мы знаем время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его...
Сегодня мы с вами поговорим о свободном времени детей. У взрослого человека редко возникает проблема занятости, скорее наоборот – существует определенный недостаток свободного времени. С детьми дела обстоят немного иначе – отсутствие большого количества обязанностей делает так, что у них гораздо больше свободного времени. А от того, как ребенок проводит свое время, во многом зависит его будущее и его характер. Особенно важно обращать внимание на то, чем занимается ребенок в подростковом возрасте, и чтобы он не выбирал какие-то неприемлемые и неполезные для него занятия, необходимо проконтролировать их и предложить ему альтернативу. Очень часто в подростковом возрасте ребёнку хочется вырваться из дома, больше времени проводить на улице с друзьями. Современная улица, бесконтрольное времяпровождение, незанятость подростков являются факторами, которые могут спровоцировать противоправное поведение наших детей: курение, употребление алкоголя, хулиганские действия и т.д.
-Один мудрец (Сенека) говорил: «Не упускай ни часу, удержишь в руках сегодняшний день, меньше будешь зависеть от дня завтрашнего».
Знаете ли Вы, как ваш ребёнок проводит свободное время?
Условия проведения детьми своего свободного времени за последнее десятилетие изменилось во всех развитых странах мира. В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (прежде всего телевидения) и индивидуального досуга (компьютерные игры т.д.) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми. Главным «пожирателем» времени и взрослых, и детей стал телевизор и компьютер. Давайте рассмотрим плюсы (черпать, информацию, учиться дистанционно) и минусы телевидения и компьютера в свободном времени детей.
Если ребенок проводит слишком много времени перед экраном (будь то телевизор, видеоигры, компьютер, смартфон и планшет), у него ухудшается внимание, ослабляется концентрация и исполнительные функции, а также возрастает риск агрессивного поведения, депрессии и одиночества. И чем раньше дети начинают проводить время перед экранами, тем раньше развиваются эти проблемы.
Уважаемые родители, очень важно поощрять желание детей посещать какие-либо кружки, спортивные секции. Если вы видите, что ваш сын тянется, к примеру, к футболу, помогите ему вступить в футбольный клуб. Если ваша дочь тянется к музыке, отведите её в музыкальную школу. Очень часто в практике наблюдается пример того, что родители ставят учёбу в школе превыше всего. И это правильно, ведь образовательный процесс - это основной вид деятельности ребенка. Но родители допускают ошибку, если запрещают своему ребёнку посещать, к примеру, спортивный клуб за полученную «двойку».
Дополнительные занятия обязательно должны быть в жизни ребенка и носить разноплановый характер.
Чтобы ребенок развивался гармонично, он должен заниматься в кружковой деятельности, как минимум, в трех направлениях:
1 направление - интеллектуальное: ребенок должен учиться думать, четко и логически мыслить, у него должны быть сформированы причинно-следственные связи. Ребенок должен учиться делать выводы, уметь анализировать, принимать решения, просчитывать последствия своих решений, контролировать ситуацию вокруг себя, что происходит в его жизни. Это могут быть математические кружки: ментальная арифметика, юный физик, юный техник, основы программирования, интеллектуальные настольные игры, где нужно продумывать ходы, анализировать ситуацию и принимать решения – шахматы.
2 направление – творческое: ребенок должен развиваться творчески. Он должен быть креативным, изобретательным, находчивым. Кружки: хоровое, вокальное пение, игра на музыкальных инструментах, театральная студия (это школа жизни – мастерство перевоплощения, креативное мышление).
3 направление – спортивное: ребенок должен развиваться физически. Он должен быть активным, выносливым, крепким, здоровым. Это очень важно для будущих достижений цели. Кружки: плавание (работают все группы мышц), футбол (ловкость, умение работать в команде, стратегически мыслить), гимнастика, акробатика, танцы, единоборства.
Ребенок после школы должен быть занят делом. Если ребенку нечем заняться он «болтается» на улице, что может привести к правонарушениям или вовлечению ребёнка в антиобщественную группировку.
Перед вами на столах лежат карточки с ситуациями. Давайте прочитаем их обсудим, как надо поступить в этих ситуациях.
Ситуация №1.
«Из беседы классного руководителя и ученицы: «Я не верю, что с мамой могут быть добрые отношения. У меня самые не любимые дни – это суббота и воскресенье. Мама в эти дни меня ругает. Если бы она со мной в место того, чтобы кричать, говорила спокойно, я бы ее лучше понимала.»»
В чем вы видите причину отчуждения девочки от матери?
Что можно посоветовать матери, чтобы отношения изменились?
Ситуация № 2.
«Ребенок пытается поговорить с отцом, но тот увлеченно смотрит футбол, не слушает ребенка. Мама разговаривает по телефону, отмахивается от сына. Мальчик уходит на улицу, где встречает подростков, которые ему «сочувствуют» и предлагают «забыть» о проблемах с помощью принятия алкоголя.»
Известный отечественный педагог К. Д. Ушинский более 100 лет назад писал, что «У человека портится голова, сердце и нравственность, если он не знает, чем ему занять день». С мыслями К. Д. Ушинского перекликаются мысли не менее известного советского писателя А. М. Горького, который говорил, что на день надо смотреть, как на маленькую жизнь, надо проверять, чем богата эта жизнь.
Способны ли наши дети смотреть на день, как на маленькую жизнь?
Чем ученик может заполнить свое свободное время, во многом зависит от нас с вами –взрослых: проведет ли его с пользой для себя и или будет искать весьма сомнительные развлечения.
Родители должны быть в курсе, ненавязчиво контролировать ребёнка.
Чтобы не стать в дальнейшем ребенку врагом номер один, мы всегда
стараемся прислушиваться к тому, что дети говорят и чего хотят. Это
первостепенная истина, которая позволит вам не только грамотно
организовать досуг ребенка, но и достичь полного благоденствия в семье.
Для того, чтобы ребенок всегда чувствовал привязанность и любовь
родителей, им необходимо хотя бы один или два часа проводить вместе с
детьми. Как утверждают психологи, когда дети и родители вместе играют,
слушают песни, даже смотрят телевизор, они проникаются всеобъемлющим
чувством семейственности и всепоглощающей любви. Это положительно
сказывается, как на укреплении внутрисемейных отношений, так и на
построении взаимного понимания между двумя поколениями.
А сейчас я предлагаю разделиться по группам. Я раздам кружки разного цвета. Сформируйте две группы по цвету. Одна группа - родители, другая группа — дети.
Я предлагаю вам из предложенного набора разных видов деятельности выбрать 5 наиболее традиционных для вас и ваших детей.
Для родителей: спать, занятие спортом, чтение, телевизор, компьютер, хобби, общение с детьми, встречи с друзьями, домашние дела, отдых с детьми.
Для детей: общение с друзьями, телевизор, компьютер, общение с родителями, отдых совместно с родителями, занятие спортом, посещение кружков, ничего не делать, слушать музыку, спать.
Давайте, посмотрим, есть ли точки соприкосновения?
Как видим точки соприкосновения есть, но их мало, так как те занятия, которые совпали — спать, смотреть телевизор, компьютер, как правило, не являются совместным проведением свободного времени, и я вам предлагаю вместе с вами составить памятку по совместному времяпровождению с детьми.
Лишь от вас зависит, будет ли взаимодействие с вашими детьми ярким, плодотворным или наоборот. Кем станет ваш ребенок? Как вы будете проводить с ним свободное время. Как занять свободное время ребенка – это индивидуальная задача каждого родителя.
Семья – своеобразная педагогическая академия. Если досуг в семье проводится примитивно - это сказывается и на ребенке. Проявится не сразу – через много лет. Если семья отстает от века, она воспитывает себе подобного отстающего.
Отсюда и важнейшая родительская задача – учить отдыхать.
Наше собрание подошло к концу. Спасибо, что пришли!
Рекомендации для родителей и детей по совместному времяпрепровождению:
Поощрять посещение ребёнком дополнительных занятий (кружки, секции, факультативы).
Привлекать ребёнка к чтению книг.
Контролировать ненавязчиво, как проводит свободное время ребёнок.
Родителям находить время, чтобы проводить его с ребёнком.
Привлекать ребёнка к домашним делам, к собственным увлечениям.
Опираться на сильные стороны ребёнка, избегать подчёркивания промахов ребёнка.
Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребёнку.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
АНКЕТА
Уважаемые родители!
Данное исследование предполагает изучение потребностей, связанных с улучшением организации свободного времени Ваших детей.
1. Есть ли у Вашего ребенка возможность заниматься внеурочной деятельностью?
* да
* нет
2. Считаете ли Вы, что внеурочная деятельность помогает учащимся адаптироваться в процессе взаимодействия с учителями и сверстниками?
* да, безусловно
* нет, не считаю
* затрудняюсь ответить
3. Какие направления внеурочной деятельности Вам кажутся наиболее привлекательными?
* спортивно-оздоровительное,
* духовно-нравственное,
* социальное,
* общеинтеллектуальное,
* общекультурное
4. Какие формы организации внеурочной деятельности более всего устраивают Вас и Вашего ребенка?
* экскурсии,
* кружки,
* секции,
* олимпиады,
* соревнования,
* поисковые и научные исследования,
* общественно полезные практики
5. Развитию каких способностей Вашего ребенка Вы хотели уделить особое внимание в процессе внеурочной деятельности:
* организаторские
* хореографические
* творческие
* актерские
* импровизаторские
* режиссерские
* музыкальные
5. Занимается ли Ваш ребенок в кружках или секциях вне школы?
* нет
* занимается в спортивной секции
* занимается в кружке
* занимается в музыкальной школе