Сценарий праздника. Наш весёлый Сабантуй Наш веселый Сабантуй Персонажи, участвующие в празднике Ведущий в национальном татарском костюме; Батыр (богатырь) Шурале (леший) Атрибуты для игр: канат, два мешка, маты для борьбы, ложки, два яйца, ведро или глиняный горшок, пустой мешок для Шурале. ХОД ПРАЗДНИКАВедущая: - Исәнмесез, балалар! Хәлләрегез ничек? Ребята, а какой сегодня праздник? Дети: Сабантуй! Ведущая: - Правильно. На веселый Сабантуй Мы позвали всех друзей. Будем петь и танцевать, Дружно, весело играть
Ведущий: Здравствуйте, дорогие дети, уважаемые взрослые. Сегодня мы собрались на веселый праздник Сабантуй. Сабантуй-это праздник плуга, праздник труда и веселья. Он проводится после окончания весеннего сева. Этот праздник объединяет народы, поднимает наше настроение, радует и веселит. Исполняется песня на татарском языке 
Ведущий: Наступило долгожданное лето, посмотрите, сколько вокруг красок! Наша земля стала похожа на огромный цветной луг, на котором должны жить все в дружбе и мире. Инсценировка песни: «Разноцветная игра», музыка и слова Б. Савельева. Мы с утра глядим в окошко, Дождик льёт как из ведра, Дождик льёт как из ведра, Дождик льёт как из ведра. Только выручить нас может Разноцветная игра, Разноцветная игра, Разноцветная игра. Никому про наш секрет не говори, А стекляшек разноцветных набери. Ты зажмурься и три раза повернись, А теперь глаза открой и удивись! Никому про наш секрет не говори, А стекляшек разноцветных набери. Ты зажмурься и три раза повернись, А теперь глаза открой и удивись! Две обычных серых кошки Мокнут посреди двора, Мокнут посреди двора, Мокнут посреди двора. Сделать их цветными может Разноцветная игра, Разноцветная игра, Разноцветная игра. Никому про наш секрет не говори, А стекляшек разноцветных набери. Ты зажмурься и три раза повернись, А теперь глаза открой и удивись! Никому про наш секрет не говори, А стекляшек разноцветных набери. Ты зажмурься и три раза повернись, А теперь глаза открой и удивись! Для чего нужны стекляшки Рассказать уже пора, Рассказать уже пора, Рассказать уже пора. Смотришь в них, и мир раскрашен, Вот и вся наша игра, Вот и вся наша игра, Вот и вся наша игра! Никому про наш секрет не говори, А стекляшек разноцветных набери. Ты зажмурься и три раза повернись, А теперь глаза открой и удивись! Никому про наш секрет не говори, А стекляшек разноцветных набери. Ты зажмурься и три раза повернись, А теперь глаза открой и удивись!
Ведущий: Ребята, к празднику вы учили стихи на татарском языке. Кто хочет рассказать стихотворение? Дети читают стихи. Затем все вместе исполняют песню на татарском языке. (Выходят дети рассказывать стихотворения) 1 ребёнок: Бүген бездә Сабантуй - Эшләреңнең барын куй! Тизрәк йөгер мәйданга, Бәйрәм башлана анда. 2 ребёнок: Будем мы соревноваться, Будем с вами мы играть, Кто сильнее, кто быстрее, Сможем сегодня мы узнать. 3 ребёнок: Күңелле Сабан туйлары, Бүген бәйрәм, зур бәйрәм. Матур җырлар җырлый-җырлый Уйныйбыз әйлән-бәйлән. Җыр”Сабан туе”.
Появляется Батыр, он идет мимо площади бодрым шагом, что-то напевает. Ведущий: Ребята, кто это идет? Да не к нам ли на праздник? Батыр: А, вот где вы все собрались! Как красиво украшена поляна! Услышал я, что вы сегодня празднуете Сабантуй, и решил заглянуть к вам на праздник. Порадуете меня веселыми танцами да песнями? Дети: Да! Дети исполняют татарский танец затем поют русскую народную песню . Если есть дети других национальностей, можно включить мини-концерт песни и танцы других народов.  Батыр: Молодец, ребята! Здорово умеете веселиться. Только мне пора дальше идти, по своим делам. Правда, вот беда! Нес я вам к празднику подарки да торопился. Второпях заблудился. Заблудившись, не заметил, как потерял мешок с угощеньями. Ведущий: А большой мешок? Батыр: Большой, тяжелый! Эх, жаль мне подарков! Ведущий: Ребята, давайте поищем мешок! Может, он где-нибудь недалеко лежит. Дети ходят по участку в поисках мешка. Ребенок: Смотрите, смотрите! Вот он! Под кустом лежит! Все собираются вокруг мешка. Батыр: Вот хорошо, что мешок нашелся! Сейчас мы его развяжем! Ведущий: Ой, не надо! Батыр: Почему? Ведущий: Этот мешок какой-то странный. Сам собой шевелится. Мешок начинает шевелиться и подпрыгивать, пугая детей. Батыр: И, правда! Что-то странное случилось с моим мешком. Только его все равно развязать надо: двум смертям не бывать, а одной-не миновать! Развязывает мешок. Из мешка выскакивает Шурале-леший из татарских поверий. Батыр: Это что еще такое? Что за чудище лесное? Шурале: Чудище? Сам ты чудище-батырище! А я-Шурале! Самый хитрый, самый ловкий, самый красивый! (Достает зеркальце в деревянной оправе и любуется на себя. Затем с обидой обращается к присутствующим.) А вы меня не узнали! На праздник не позвали! Обидели хорошего Шурале! За это и я вам весь праздник испорчу! Подарки ваши я уже припрятал. В заветное местечко. А сейчас начну детей щекотать! Они ни в одну игру не смогут сыграть! (Бегает по участку, изображает, что хочет схватить детей.) Батыр: Ишь ты, разошелся! А ну отдавай подарки подобру-поздорову, анне то плохо тебе будет! Шурале: Мне плохо? Хи-хи-хи! Хо-хо-хо! Хе-хе-хе! Да я самый умный, самый хитрый, самый сильный Шурале! Батыр (передразнивая Шурале) : Ха-ха-ха! Хе-хе-хе! Самый сильный Шурале (Меняет интонацию на угрожающую.) Хватит тут попусту хвастаться! Давай лучше силами померяемся! В честном поединке. А ребята нас судить будут по правде и сами решат, кто здесь самый сильный и ловкий. Ведущий подает Батыру канат. Батыр кидает один конец Шурале, и они начинают перетягивать канат. Батыр явно одерживает верх, но не торопится закончить состязание-мотает Шурале на конце каната из стороны в сторону.  Шурале вскрикивает. Шурале: Ай, держите! Улетаю! Ой, спасите! Пропадаю! Наконец Батыр выпускает канат из рук, и Шурале плюхается на землю. Ведущий: Дети, кто победил? Дети: Батыр! Ведущий: Кто на празднике самый сильный? Дети: Батыр! Ведущий: А ты, Шурале, просто хвастун! Шурале (плачущим голосом) : Как же так? Я думал, что самый сильный! А Батыр меня победил! Зато я самый умный! Ведущий: Ну что ж , а мы сейчас это проверим. Отгадываем загадки Всех известных птиц черней, враг личинок и червей. В огороде словно врач, ходит важно. Это. .. (грач). Вот будильник во дворе, Будит всех он на заре. Красный гладкий гребешок. ЭтоПетя. .. (петушок). Красный спрятан корешок. Сверху виден лишь вершок. А подцепишь ловко-и в руках. .. (морковка). Небо застлано дождём. Как же мы гулять пойдём Не горюй, ведь в огороде Светит при любой погоде В деревнях, на дачах, сёлах, Наше солнышко. .. .(подсолнух)
Шурале: Уж вы меня простите, к себе на праздник возьмите! Буду вместе с вами спортом заниматься! И угощенье ваше я вам сейчас отдам. Я его вон там припрятал. (Вздыхает) . Хотел сам все съесть, да, видно,н е выйдет! Ведущий: Оставим Шурале на празднике? Дети: Да! Ведущий: Шурале, будешь с нами играть? Шурале: Буду, ой, буду! А как? Ведущий предлагает детям различные состязания-«Бег в мешках», «Бег с яйцом в ложке», «Разбей горшок с завязанными глазами».  В первых двух состязаниях участвуют команды детей. Можно формировать смешанные детско-родительские команды. Тогда участником одной из команд может быть Шурале. В игре «Разбей горшок» принимают участие отдельные дети. Ребенок выходит на линию старта. На некотором расстоянии от него устанавливается горшок. (Горшок можно заменить алюминиевым ведром.) Игроку завязывают глаза и дают в руку палку. Палку нужно кинуть вслепую, так чтобы она попала по ведру. Завершается череда соревнований борьбой, в которой принимают участие мальчики. Двое соревнующихся выходят в круг и обхватывают друг друга. По сигналу они стараются уложить друг друга на землю. Победившему присваивается звание «батыр».  Затем звучит сигнал, после которого начинается награждение детей и взрослых, участвовавших в состязаниях. Можно награждать детей и за исполнение концертных номеров. В конце праздника Ведущий, Батыр и Шурале раздают присутствующим (в первую очередь детям) сладости.
1.П68 Энциклопедия / Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. — М.: ООО “Издательство “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2002. - 103 с.: ил. – (Энциклопедия). Статья «Обычаи и праздники татар» подготовлена Уразмановой Р.К. 2. Здоровьесберегающая система школьного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий / авт.-сост. М.А. Павлова, М.В. Лысогорская. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. 3. интернет- ресурсwww.slideshare.net/RN08041992/ss-13141906#btnPrevious 4.интернет-ресурс prezentacii.com/obschestvoznanie/5843-shkola-ozornyh-urokov.html 5.Внеклассная работа п/р Варакина И.И.»Корифей» Волгоград,2008 год. 6.Справочник классного руководителя п/р Н.И Дереклеевой, Москва «Вако» 2010год 7. «Татары» Д.А.Аминов, Санкт-Петербург, 2007 год
Муниципальное образовательное учреждение «Торбаевская средняя общеобразовательная школа»
Сценарий школьного праздника «Сабантуй» Для детей 7-11 лет Разработала учитель начальных классов Трухачева Жанна Ринатовна |