СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока экологии «На пороге экологической катастрофы»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока экологии «На пороге экологической катастрофы»»



  1. Краткая аннотация:

Актуальность:

Экологические проблемы современности выходят на первое место, от них зависит само существование человечества.

Основная часть: цель, задачи, используемые методы, ресурсы:

Цель:  Сформировать представление об основных экологических проблемах современности, угрозе, которую представляют экологические проблемы для человека, путях их решения.

Задачи:

Образовательные:

1. Выявить основные виды экологических загрязнений, экологические проблемы и пути их решения, угрозу, которую представляют экологические проблемы для человека.

2. Организовать деятельность обучающихся по составлению кластеров.


Развивающие:

  1. Развивать навыки работы с различными источниками информации. Выделять сходство и различие в источниках загрязнения разных природных сред.

  2. Развивать практические умения и навыки при выполнении кластеров;

  3. Анализировать информацию, полученную из таблиц.


Воспитательные:

1.Способствовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся к обучению.

2.Продолжать воспитание экологической культуры и мышления, чувства ответственности за свое поведение в природе.

3.Продолжать воспитание толерантного поведения при работе в группе.



Используемые методы:



- мозговой штурм;

- составление кластеров;

- проблемная ситуация;

- работа в группах по подготовке проекта;

- метод проекта.



Ресурсы:

- Медиаресурсы (компьютер, колонки, мультимедийный проектор, экран и т. д.);

- Видеофильм «Экологические проблемы Земли» (3, 5 мин.)

- Презентация «На пороге экологической катастрофы».

- Список Интернет-ресурсов:


  • http://spheres.ru/


  • http://www.mediaterra.ru/project/biology

  • http://school-collection.edu.ru


  • Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru/default.asp

http://www.drofa.ru/cat/cat17.htm


  • http://bio.1september.ru/urok


  • http://www.ecosystema.ru/


  • http://wiki.ipp.ru/indexphp/





УУД, формируемые на уроке:



Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, с тем, что еще не изучено; планирование своей деятельности; оценка и выделение проблемы, мобилизация сил, преодоление трудностей, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.



Познавательные: выдвижение гипотез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, установление причинно-следственных связей, преобразование информации в кластер, моделирование, построение логической цепочки рассуждений, осознание значения экологически безопасного поведения каждого для решения проблем.


Коммуникативные: умение выступать с речью, аргументировать свое высказывание; инициативное сотрудничество в поиске новой информации; контроль, оценка действий партнера., умение отстаивать мысли, .владение монологической речью; обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.


Личностные: проявление устойчивого интереса к поиску решения проблемы, осознание своей значимости в этом мире.



Ожидаемые результаты:

Предметные:  освоение умение классифицировать виды загрязнений. Знание основных экологических проблем современности, угрозы, которую представляют экологические проблемы для человека, путей их решения.

Метапредметные: Управление своей деятельностью на уроке, совместные с преподавателем и одногруппнками действия обучающихся, навыки сотрудничества: совместные (групповые), выполняемые под руководством преподавателя. Развитие навыков работы с различными источниками информации, умения преобразовывать информацию из одной формы в другую, адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Личностные: Формировать устойчивый познавательный интерес, личностную значимость проблемы. Воспитание экологического мировоззрения,

бережного отношения к своему родному краю.


  1. Место темы в курсе (предмета).

Данный урок восьмой в теме: «Экология как научная дисциплина», всего на тему отводится девять уроков.



  1. Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС.

I.

1. Чётко определить и сформулировать для себя тему урока.

«На пороге экологической катастрофы» (Экологические проблемы современности).


2. Определить место темы в учебном курсе.

Данный урок восьмой в теме: «Экология как научная дисциплина», всего на тему отводится девять уроков.


3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.

- Экологическая катастрофа,

- экологические проблемы,

- экологическое равновесие,

- биосфера,

- атмосфера,

- гидросфера,

- литосфера,

-экологическое образование,

- экологическое сознание.


4. Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.

- экологическое равновесие,

- биосфера,

- атмосфера,

- гидросфера,

- литосфера,

-экологическое образование,

- экологическое сознание.


II.

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для обучающихся целевую установку урока.

Для себя:


Цели:

Предметные:  освоение умение классифицировать виды загрязнений. Знание основных экологических проблем современности, угрозы, которую представляют экологические проблемы для человека, путей их решения.

Метапредметные: Управление своей деятельностью на уроке, совместные с преподавателем и одногруппниками действия обучающихся, навыки сотрудничества: совместные (групповые), выполняемые под руководством преподавателя. Развитие навыков работы с различными источниками информации, умения преобразовывать информацию из одной формы в другую, адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Личностные: Формировать устойчивый познавательный интерес, личностную значимость проблемы. Воспитание экологического мировоззрения,

бережного отношения к своему родному краю.


Задачи:

Образовательные:

  1. Выявить основные виды экологических загрязнений, экологические проблемы, угрозу, которую представляют экологические проблемы для человека, и пути их решения.

  2. Организовать деятельность обучающихся по составлению кластеров.


Развивающие:

  1. Развивать навыки работы с различными источниками информации. Выделять сходство и различие в источниках загрязнения разных природных сред.

  2. Развивать практические умения и навыки при выполнении кластеров;

  3. Анализировать информацию, полученную из таблиц.


Воспитательные:

1.Способствовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся к обучению.

2.Продолжать воспитание экологической культуры и мышления, чувства ответственности за свое поведение в природе.

3.Продолжать воспитание толерантного поведения при работе в группе.


Для обучающихся:

-Обозначить экологические проблемы современности,

-выявить причины их возникновения,

-угрозу, которую представляют экологические проблемы для человека,

-предложить пути решения этих проблем.



III.

1. Спланировать учебный материал.

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

- Узнавание нового материала (просмотр видеоролика, просмотр презентации);

- Воспроизведение (просмотр презентации, беседа);

- Применение знаний в новой ситуации (составление кластеров);

- Применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям (подготовка проектов).


3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

IV.

Выяснить, над какими конкретно УУД в настоящий момент необходимо работать обучающимся.

Этапы урока и вид деятельности

Формируемые УУД


1. Организационный. Проверка подготовленности к уроку.

Включение в ритм работы, готовность к уроку.

2. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке целей, мотивирование на изучение новой темы.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, с тем, что еще не изучено; планирование своей деятельности..

Познавательные: выдвижение предположения, Коммуникативные: обмен знаниями для принятия эффективных решений.

Личностные: проявление устойчивого интереса к поиску решения проблемы.


3.Первичное усвоение новых знаний.

Просмотр презентации, совместное с преподавателем составление кластера «Экологические проблемы – угроза существованию человека».


Регулятивные: планирование деятельности, постановка цели работы, мобилизация сил, преодоление трудностей.

Познавательные: выдвижение гипотез, Коммуникативные: умение выступать с речью, аргументировать свое высказывание.

Познавательные: выдвижение гипотез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации; преобразование информации в кластер.

4. Первичное закрепление.

Самостоятельное составление кластера «Какие меры необходимо предпринять, чтобы избежать экологической катастрофы?»;

просмотр презентации.


Регулятивные: планирование деятельности, постановка цели работы, мобилизация сил, осознание и оценка того, что уже известно, с тем, что подлежит, преодоление трудностей.

Познавательные: установление причинно-следственных связей .

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске новой информации.

5. Домашнее задание.

Проверка степени усвоения материала, самостоятельная работа обучающихся.

Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные: моделирование,, построение логической цепочки рассуждений.

Личностные: проявление собственной идентичности.

6. Рефлексия.

Проверка позиции, личностного отношения

Познавательные: осознание значения экологически безопасного поведения каждого для решения проблем.

Личностные: осознание своей значимости в этом мире.


V. Разработать структуру урока.


VI. Определить способ оценки результатов урока и рефлексии обучающимися хода урока и результатов собственной деятельности.

Спланировать контроль за деятельностью обучающихся на уроке.


VII. Разработать домашнее задание, ориентированное на создание обучающимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока.


VIII. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.


  1. Технологическая карта урока по теме:

    • этапы урока (занятия) и вид деятельности;

    • ресурсы этапа;

    • деятельность обучающихся на этапе;

    • форма организации учебной деятельности;

    • содержание материала;

    • формируемые УУД (для преподавателей).


Этапы урока и вид деятель-ности

Ресурсы этапа

Деятель-ность обучаю-щихся на этапе

Фор-ма орга-низа-ции учеб-ной дея-тель-ности

Содержание материала

Формиру-емые УУД


1. Организа-

ционный. Проверка подготовленности к уроку.

Учеб-ный кабинет.

Приветствие преподавателя, настраиваются на изучение экологии.

Проверка подготовленности к уроку.

Внешняя готовность обучающихся к уроку, мотивация для восприятия нового материала (1 минута).

Включение в ритм работы, готовность к уроку.

2. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке целей, мотивирование на изучение новой темы.

Медиаресурсы: (компьютер, колонки, мультимедийный проектор, экран и т. д.);

-видеофильм «Экологические пробле-мы Земли», тетради.

Обучающиеся просматривают видеоролик, отвечают на вопросы преподавателя, с его помощью формулируют тему и цели урока, оформляют запись в тетради.

Бесе-да

Преподаватель: 

Предлагаю вашему вниманию просмотр видеоролика, сюжет которого и определит тему нашего урока.

Просмотр видеоролика “Экологические проблемы” (4 минуты)

Преподаватель: 

Как вы считаете, о чем будет наш с вами сегодняшний разговор?

Тема, которой мы посвятим наш урок актуальная, жизненно-важная для всего живого на нашей планете. Я надеюсь, что после этого урока многие из вас по – иному посмотрят на окружающий нас мир.

Обучающиеся: дают ответ.

Преподаватель: 

Верно, именно об экологических проблемах мы сегодня и будем вести рассказ.

Попытаемся сформулировать цели урока.

Обозначить экологические проблемы современности, выявить причины их возникновения, угрозу, которую представляют экологические проблемы для человека, предложить пути решения этих проблем.


Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, с тем, что еще не изучено; планирование своей деятельности..

Познавательные: выдвижение предположения, Коммуникативные: обмен знаниями для принятия эффективных решений.

Личностные: проявление устойчивого интереса к поиску решения проблемы.


3.Первичное усвоение новых знаний.

Просмотр презентации, совместное с преподавателем составление кластера «Экологические проблемы – угроза существованию человека».


Медиаресурсы: (компьютер, колонки, мультимедийный проектор, экран и т. д.);

Компьютерная презентация.

Обучающиеся, передавая глобус по очереди продолжают фразу “Для меня Земля – это…”,

просматривают презентацию, отвечают на вопросы преподавателя, совместно с преподавателем составляют и заполняют кластер.

Мозговой штурм;

Составле-ние кластера

Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Всегда, в любое время суток,
Он нам открыт в жару и стынь.
Входя в него, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
СергейСмирнов


Мозговой штурм

Преподаватель: Ребята, передавая глобус, продолжите фразу: “Для меня Земля – это…”

Начну я. Для меня Земля – это живая планета, на которой есть жизнь.

Глобус передается об-ся по кругу, ребята по очереди высказывают свое мнение.

Преподаватель: Из ваших высказываний можно понять, что вы очень трепетно относитесь к нашей планете, понимая ее значимость в жизни каждого из нас.


Все жизненные ресурсы – воздух, воду, пищу, значительную часть энергетических и строительных ресурсов человек берет из биосферы. В биосферу же сбрасывает отходы – промышленные и бытовые. Долгое время такой тип деятельности человека не нарушал экологического равновесия в биосфере. Но в последнее столетие, расширяя промышленную деятельность, человечество все активнее вторгалось в живой мир Земли. В настоящее время на Земле не осталось ни одного участка суши или моря, где не обнаружены следы деятельности человека. Деятельность человека оказывает такое заметное действие на биосферу, что это приводит к серьезным экологическим проблемам.


Вопрос 1: Что такое экологические проблемы?(Слайд 1,2)

Вопрос 2: Какие экологические проблемы современности вы знаете?

(Слайд 3 ).

(Ответы обучающихся)

  • Загрязнение атмосферы

  • Загрязнение гидросферы

  • Загрязнение литосферы

  • Истребление животных

  • Исчезновение растений и т.д.



Составляем кластер.

(Приложение 1).


В каждом из пяти овалов мы должны будем написать, какую угрозу для человека представляет каждая из этих экологических проблем.(Опорный конспект с информацией)


Слайд 4,5,6. Уничтожение животных.

Вопрос 3. Какую угрозу для человека представляет эта экологическая проблема?


Слайд 7,8. Уничтожение растений.

Вопрос 4. Какую угрозу для человека представляет данная экологическая проблема?


Слайд 9. Загрязнение воды.

Вопрос 5. Какую угрозу для человека представляет данная экологическая проблема?


Слайд 10. Загрязнение атмосферы.

Вопрос 6. Какую угрозу для человека представляет данная экологическая проблема?


Слайд 11. Загрязнение почвы.

Вопрос 7. Какую угрозу для человека представляет данная экологическая проблема?


У нас с вами получился такой кластер:

«Экологические проблемы – угроза существованию человека».

Слайд 12.

(Приложение 2).

Регулятивные: планирование деятельности, постановка цели работы, мобилизация сил, преодоление трудностей.

Познавательные: выдвижение гипотез, Коммуникативные: умение выступать с речью, аргументировать свое высказывание.

Познавательные: выдвижение гипотез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации; преобразование информации в кластер.

4. Первичное закрепление.

Самостоятельное составление кластера «Какие меры необходимо предпринять, чтобы избежать экологической катастрофы?»;

просмотр презентации.



Медиаресурсы: (компьютер, колонки, мультимедийный проектор, экран и т. д.);

Компьютерная презентация.

Обучающиеся просматиривают презентацию, отвечают на вопросы преподавателя, самостоятельно составляют кластер.

Проблемная ситуация, самостоятельная работа.

Преподаватель: если не решать эти проблемы, то они могут привести к глобальному экологическому кризису или экологической катастрофе. Возникает закономерные вопросы "Что же необходимо сделать уже сейчас? Есть ли пути выхода из сложившейся ситуации?" Как вы думаете?

Заполните по аналогии с предыдущим кластер:

«Какие меры необходимо предпринять, чтобы избежать экологической катастрофы?»

В каждом из пяти овалов вы должны будете написать, какие меры необходимо предпринять, чтобы избежать экологической катастрофы.

Слайд 15.

(Приложение 3).

Самостоятельная работа.

Проверка.

Слайд 16.

Преподаватель: Все наши предложения выполнимы сегодня? Как вы думаете? (Да)

Слайд 17,18.: 

Итак, человеку сегодня необходимо не только экологическое образование, но и экологическое сознание. Экологическое сознание означает чувство ответственности за природу перед обществом и перед самой природой. Оно не приходит сразу, его надо воспитывать в себе и окружающих.

Тест(презентация).

Регулятивные: планирование деятельности, постановка цели работы, мобилизация сил, осознание и оценка того, что уже известно, с тем, что подлежит, преодоление трудностей.

Познавательные: установление причинно-следственных связей .

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске новой информации.

5. Домашнее задание.

Проверка степени усвоения материала, самостоятельная работа обучающихся.

Учебный кабинет, тетради.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

Метод проекта.

Подготовить проект по группам:

1 группа – «Экологическое состояние воздуха в посёлке Тарасовском».

2 группа - «Экологическое состояние водных объектов в посёлке Тарасовском».

3 группа - «Экологическое состояние почвы в посёлке Тарасовском»

(на на листах указываю целенаправленно сайты,библиотека).

Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные: моделирование,, построение логической цепочки рассуждений.

Личностные: проявление собственной идентичности.

6. Рефлексия.

Проверка позиции, личностного отношения

Медиаресурсы: (компьютер, колонки, мультимедийный проектор, экран и т. д.);

Компьютерная презентация

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Беседа

Слайд 19.

Преподаватель:

Какие чувства вызвал у вас, наш сегодняшний разговор?

• Обиду

• Жалость

• Тревогу

• Досаду

• Возмущение

  • Надежду

• Ответственность

• Уверенность


А. Малахов “Берегите себя, своих близких” и так хочется добавить “Природа была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в ее жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для нее деталь. Она для него все. А потому: не вреди!” (из “Экологического манифеста”).

Познавательные: осознание значения экологически безопасного поведения каждого для решения проблем.

Личностные: осознание своей значимости в этом мире.



  1. Самоанализ урока.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
Данный урок восьмой в теме: «Экология как научная дисциплина», всего на тему отводится девять уроков. По типу урока - это урок открытия нового знания.

В содержание урока я включила элементы обучения универсальным учебным действиям: тема и цели урока определялись совместно с обучающимися, исходя из соответствующей проблемной ситуации. 

Необходима мотивация, побуждающая обучающихся к вступлению в деятельность. Помня об этом, я  продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации обучающихся. Создание мотивационного поля прослеживается практически на каждом этапе урока, т. к. тема урока очень актуальна, затрагивает каждого, поэтому ни один обучающийся не остаётся пассивным.
На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. 
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Содержание учебного материала представлено наглядно (видеофильм, презентация, кластеры), прослеживается связь с жизнью, наблюдается интеграция содержания учебного материала в жизненные ситуации.

Формы организации деятельности обучающихся на уроке активные, фронтальные, индивидуальные и групповые (при подготовке домашнего задания).

На уроке использованы продуктивные методы и приемы деятельности, предполагающие включение обучающихся как субъектов деятельности на всех этапах урока.

Используемые методы:

- мозговой штурм;

- составление кластеров;

- проблемная ситуация;

- работа в группах по подготовке проекта;

- метод проекта.


Я подобрала учебные задания разного уровня, целью которых является:

- Узнавание нового материала (просмотр видеоролика, просмотр презентации);

- Воспроизведение (просмотр презентации, беседа);

- Применение знаний в новой ситуации (составление кластеров);

- Применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям (подготовка проектов).


Урок был построен в соответствии с планом.

1. Организационный момент. Проведена проверка подготовленности обучающихся к уроку, мотивация для восприятия нового материала.

2. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности. После просмотра видеоролика обучающиеся подводятся к формулированию темы и постановке целей урока, содержание представленного в видеоролике материала мотивирует их к дальнейшей учебной деятельности.

3. Первичное усвоение новых знаний. Мозговой штурм: “Для меня Земля – это…” активизирует работу обучающихся, побуждает задуматься о значимости затронутой темы.

Просмотр презентации с попутным выявлением наиболее значимых экологических проблем современности и совместным с преподавателем составлением кластера «Экологические проблемы – угроза существованию человека» требует от обучающихся умения анализировать, обобщать, трансформировать представленную информацию в кластеры.

4. Первичное закрепление. Обучающиеся уже самостоятельно составляют кластер «Какие меры необходимо предпринять, чтобы избежать экологической катастрофы?».

5. Домашнее задание. Подготовить проект по группам:

1 группа – «Экологическое состояние воздуха в посёлке Тарасовском».

2 группа - «Экологическое состояние водных объектов в посёлке Тарасовском».

3 группа - «Экологическое состояние почвы в посёлке Тарасовском».

Обучающиеся самостоятельно в группах собирают материал об экологических проблемах своей малой родины – посёлка, в котором они живут, т. е. применяют знания в незнакомой ситуации, используют творческий подход к полученным знаниям.

6. Рефлексия. Проверка позиции, личностного отношения к проблеме, осознание обучающимися значения экологически безопасного поведения каждого для решения проблем, своей значимости в этом мире.


Структура урока соответствовала общей цели, цели урока достигнуты.











ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


Составляем кластер:


1. Уничтожение животных


3.

Загрязнение атмосферы







ЧЕЛОВЕК





2.

Уничтожение растений

4.

Загрязнение почвы




5.

Загрязнение воды
















ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


«Экологические проблемы – угроза существованию человека».


3.

Изменение климата; резкое увеличение глазных и раковых заболеваний, а также болезней, связанных с ослаблением иммунной системы человека и животных, повышение окислительной способности атмосферы, коррозия металлов и т.д.






1.

Недостаток качественной белковой пищи, исчезновение одних видов животных и чрезмерное распространение других, возможно, опасных для человека.












ЧЕЛОВЕК




4.

Сокращение плодородных земель, голод, увеличение раковых заболеваний и заболеваний, связанных с повышенной радиацией.

2.

Уменьшение доли кислорода в воздухе, изменение климата.







5. Ежегодное увеличение количества эпидемических вспышек острых кишечных инфекционных заболеваний, вирусного гепатита; во многих районах мира не хватает пресной воды для питья, орошения, промышленного производства.



















ПРИЛОЖЕНИЕ 3.









1. Организационный. Проверка подготовленности к уроку.


Преподаватель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Приготовьте тетради по экологии и ручки. Отключите свои телефоны, чтобы они не мешали нам с вами работать.

(Внешняя готовность обучающихся к уроку, мотивация для восприятия нового материала (1 минута).



2. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке целей, мотивирование на изучение новой темы.


Преподаватель: 

Вы все знаете, что 2017 год в России объявлен годом экологии. Проводятся различные мероприятия, конкуры, выставки, нацеленные на экологическое образование каждого из нас.

Тема, которой мы посвятим наш урок актуальная, жизненно-важная для всего живого на нашей планете. Я надеюсь, что после этого урока многие из вас по – иному посмотрят на окружающий нас мир.

Поэтому, предлагаю вашему вниманию просмотр видеоролика, сюжет которого и определит тему нашего урока.

Просмотр видеоролика “Экологические проблемы” (4 минуты)

Преподаватель: 

Как вы считаете, о чем будет наш с вами сегодняшний разговор?

Обучающиеся: дают ответ.

Преподаватель: 

Верно, именно об экологических проблемах мы сегодня и будем вести рассказ. (Слайд 1) Запишите в тетрадях сегодняшнее число и тему нашего урока.

А теперь давайте попытаемся сформулировать цели урока. (Слайд 2)

Обозначить:

- экологические проблемы современности;

-выявить причины их возникновения, угрозу, которую представляют экологические проблемы для человека;

-предложить пути решения этих проблем.




3.Первичное усвоение новых знаний.

Просмотр презентации, совместное с преподавателем составление кластера «Экологические проблемы – угроза существованию человека».

(Слайд 3)

Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Всегда, в любое время суток,
Он нам открыт в жару и стынь.
Входя в него, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Сергей Смирнов




«Мозговой штурм»

Преподаватель: Ребята, передавая глобус, продолжите фразу: “Для меня Земля – это…”

Начну я. Для меня Земля – это живая планета, на которой есть жизнь.

Глобус передается об-ся по кругу, ребята по очереди высказывают свое мнение.

Преподаватель: Спасибо, из ваших высказываний можно понять, что вы очень трепетно и с любовью относитесь к нашей планете, понимая ее значимость в жизни каждого из нас.

Все жизненные ресурсы – воздух, воду, пищу, значительную часть энергетических и строительных ресурсов человек берет из биосферы. В биосферу же сбрасывает отходы – промышленные и бытовые. Долгое время такой тип деятельности человека не нарушал экологического равновесия в биосфере. Но в последнее столетие, расширяя промышленную деятельность, человечество все активнее вторгалось в живой мир Земли. В настоящее время на Земле не осталось ни одного участка суши или моря, где не обнаружены следы деятельности человека. Деятельность человека оказывает такое заметное действие на биосферу, что это приводит к серьезным экологическим проблемам.

Скажите,

Вопрос 1: Что такое экологические проблемы? (Слайд 4)




Это изменение природной среды

в результате деятельности человека,

ведущее к нарушению структуры и функционирования природы.

Запишите в тетрадях определение.

Вопрос 2: Какие экологические проблемы современности вы знаете?

(Ответы обучающихся)

  • Загрязнение атмосферы

  • Загрязнение гидросферы

  • Загрязнение литосферы

  • Истребление животных

  • Исчезновение растений и т.д

Давайте составим кластер №1 по экологическим проблемам, которые вы назвали. Составляем кластер.

(Приложение 1).


Первый кластер мы составили, отложите его в сторону и возьмите кластер №2. (Слайд 5-11 ).

В каждом из пяти овалов мы должны будем написать, какую угрозу для человека представляет каждая из экологических проблем, которые мы с вами озвучали. В этом нам с вами поможет презентация. (Опорный конспект с информацией)


Слайд 5,6. Уничтожение животных.

Вопрос 3. Какую угрозу для человека представляет эта экологическая проблема? Нам поможет Инна, Надя. (заполняем кластер)


Слайд 7,8. Уничтожение растений.

Вопрос 4. Какую угрозу для человека представляет данная экологическая проблема? Нам поможет Вика, Таня (заполняем кластер)



Слайд 9. Загрязнение воды.

Вопрос 5. Какую угрозу для человека представляет данная экологическая проблема? Нам поможет Лена (заполняем кластер)



Слайд 10. Загрязнение атмосферы.

Вопрос 6. Какую угрозу для человека представляет данная экологическая проблема? Нам поможет Зоя. (заполняем кластер)



Слайд 11. Загрязнение почвы.

Вопрос 7. Какую угрозу для человека представляет данная экологическая проблема? Нам поможет Наташа. (заполняем кластер)


У нас с вами получился вот такой кластер, который называется:

«Экологические проблемы – угроза существованию человека». Слайд 12.

(Приложение 2).






4. Первичное закрепление.

Самостоятельное составление кластера «Какие меры необходимо предпринять, чтобы избежать экологической катастрофы?»;


(Слайд 13) Преподаватель: если не решать эти проблемы, то они могут привести к глобальному экологическому кризису или экологической катастрофе. Возникает закономерные вопросы "Что же необходимо сделать уже сейчас? Есть ли пути выхода из сложившейся ситуации?" Как вы думаете?

Заполните по аналогии с предыдущим кластер №3:

«Какие меры необходимо предпринять, чтобы избежать экологической катастрофы?»

В каждом из пяти овалов вы должны будете написать, какие меры необходимо предпринять, чтобы избежать экологической катастрофы.

Слайд 14.

(Приложение 3).

Самостоятельная работа.

Закончили заполнять кластер и давайте проверим, что же получилось.

Какие меры необходимо предпринять, чтобы избежать уничтожения животных? (Об-ся по желанию дают ответ).Спасибо.

Какие меры необходимо предпринять, чтобы избежать уничтожения растений? (Об-ся по желанию дают ответ).Спасибо.

Какие меры необходимо предпринять, чтобы избежать загрязнение атмосферы? Почвы? Воды? ? (Об-ся по желанию дают ответ).Спасибо.

У вас получился вот такой, примерно, кластер.

Слайд 15.

Преподаватель: Все наши предложения выполнимы сегодня? Как вы думаете? (Да)

Итак, человеку сегодня необходимо не только экологическое образование, но и экологическое сознание. Экологическое сознание означает чувство ответственности за природу перед обществом и перед самой природой. Оно не приходит сразу, его надо воспитывать в себе и окружающих.Только, если человек будет экологически воспитан и образован, человесество и окружающий мир может избежать экологической катастрофы.

А сейчас давайте выполним небольшой тест по нашей сегодняшней теме. (Тест). Закончили выполнять работу. Посмотрите на экран и проверьте сами себя и выставьте оценки. (Слайд 16)

Выставление оценок


Тест

1.Факторы, вызывающие загрязнение окружающей среды, связанные с деятельностью человека, называют

1) ограничивающими

2) антропогенными

3) биотическими

4) абиотическими

2. Какой антропогенный фактор может привести к увеличению численности популяции зайцев в лесу?

1) рубка деревьев

2) отстрел волков и лисиц

3) вытаптывание растений

4) разведение костров

3.Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют

1) абиотическими

2) биотическими

3) экологическими

4) антропогенными

4.Антропогенные факторы — это:

1. формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов;

2. совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания;

3. совокупность естественно-природных особенностей существования организмов и антропогенных воздействий.







Эталон ответов

1 - 2

2 – 2

3 - 3

4 - 1







5. Домашнее задание.(Слайд 17)

Проверка степени усвоения материала, самостоятельная работа обучающихся.

Запишите д.з. в тетрадях.

Подготовить проект по группам:

1 группа – «Экологическое состояние воздуха в посёлке Тарасовском».

2 группа - «Экологическое состояние водных объектов в посёлке Тарасовском».

3 группа - «Экологическое состояние почвы в посёлке Тарасовском»

Для выполнения этого задания я указала вам на листах сайты, где вы можете найти всю необходимую вам информацию.

(на на листах указываю целенаправленно сайты (taradmin.rusite-map.html, ektor.rupages/mon1.asp?id=50&idr=1, greenologia.rueko-problemy/goroda/rostov-na), библиотека.

6. Рефлексия.

Проверка позиции, личностного отношения


Преподаватель:

Какие чувства вызвал у вас, наш сегодняшний разговор?(Слайд 18)

• Обиду

• Жалость

• Тревогу

• Досаду

• Возмущение

  • Надежду

• Ответственность

• Уверенность

(Слайд 19)

А. Малахов “Берегите себя, своих близких” и так хочется добавить “Природа была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в ее жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для нее деталь. Она для него все. А потому: не вреди!” (из “Экологического манифеста”).

(Слайд 20)