СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока. Это многих славный путь… по стихотворению Н.А.Некрасова «Школьник»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. Это многих славный путь… по стихотворению Н.А.Некрасова «Школьник»»

Родился Н. А. Некрасов  в местечке Немирове подольской губернии в семье дворянина. Детские годы прошли в селе Грешнево, расположенного неподалёку от города Ярославля, на левом берегу большой русской реки – Волги.

Родился Н. А. Некрасов в местечке Немирове подольской губернии в семье дворянина.

Детские годы прошли в селе Грешнево, расположенного неподалёку от города Ярославля, на левом берегу большой русской реки – Волги.

Детские годы оставили глубокий след в сознании Некрасова. Здесь он впервые столкнулся с разными сторонами жизни народа, здесь был свидетелем жестоких проявлений крепостничества: бедности, насилия, произвола, унижения человеческого достоинства

Детские годы оставили глубокий след в сознании Некрасова. Здесь он впервые столкнулся с разными сторонами жизни народа, здесь был свидетелем жестоких проявлений крепостничества: бедности, насилия, произвола, унижения человеческого достоинства

В произведениях Н.А. Некрасова дети тянутся к знаниям, желают учиться.  В стихотворении «Школьник»  автор изображает измученного мальчика в лохмотьях, но с книгой в руке, предвещая ему путь известного ученого и поэта Ломоносова.

В произведениях Н.А. Некрасова дети тянутся к знаниям, желают учиться.

В стихотворении «Школьник» автор изображает измученного мальчика в лохмотьях, но с книгой в руке, предвещая ему путь известного ученого и поэта Ломоносова.

У Некрасова множество стихов, посвященных жизни деревенских ребятишек. При этом дети представлены в произведении как разумные, смелые , сильные личности, безгрешные души. Они просты и открыты, доверчивы и смышлены, и в то же время не по годам мудры.

У Некрасова множество стихов, посвященных жизни деревенских ребятишек. При этом дети представлены в произведении как разумные, смелые , сильные личности, безгрешные души. Они просты и открыты, доверчивы и смышлены, и в то же время не по годам мудры.

Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью оттого, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране. Однако поэт до самой смерти верил в силу духа русского народа, считая, что это важное качество рано или поздно позволит простым крестьянам стать настоящими хозяевами жизни и распорядиться тем, что имеют, по совести.
  • Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью оттого, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране. Однако поэт до самой смерти верил в силу духа русского народа, считая, что это важное качество рано или поздно позволит простым крестьянам стать настоящими хозяевами жизни и распорядиться тем, что имеют, по совести.
В центре произведения – оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идет в соседнее село, чтобы сесть за парту приходской школы. Стихотворение построено в форме монолога, в котором автор обращается к своему юному спутнику, хотя и не ждет от него никаких ответов. Скорее, он хочет объяснить случайному собеседнику, что старания его родителей, отдавших последние деньги на обучение сына, не пропадут даром.
  • В центре произведения – оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идет в соседнее село, чтобы сесть за парту приходской школы. Стихотворение построено в форме монолога, в котором автор обращается к своему юному спутнику, хотя и не ждет от него никаких ответов. Скорее, он хочет объяснить случайному собеседнику, что старания его родителей, отдавших последние деньги на обучение сына, не пропадут даром.
Некрасов рисует перед крестьянским мальчишкой достаточно идиллическую картину, которую, тем не менее, подкрепляет фактами, и пророчит незнакомцу большое будущее. Возможно, он сможет повторить путь Ломоносова, этого «архангельского мужика», который «по своей и божьей воле стал разумен и велик».
  • Некрасов рисует перед крестьянским мальчишкой достаточно идиллическую картину, которую, тем не менее, подкрепляет фактами, и пророчит незнакомцу большое будущее. Возможно, он сможет повторить путь Ломоносова, этого «архангельского мужика», который «по своей и божьей воле стал разумен и велик».
Автор убежден, что каждому человеку в жизни выпадает шанс изменить свою судьбу, однако далеко не все могут им воспользоваться. Поэтому поэт призывает сельского мальчонку не робеть, так как именно знания открывают перед ним все двери. Не исключено, что его юный собеседник сможет добраться до Москвы, и станет учиться в университете, чтобы впоследствии принести своей стране гораздо большую пользу, чем избалованные дворянские отпрыски, которых поэт считает холодными, тупыми и напыщенными.
  • Автор убежден, что каждому человеку в жизни выпадает шанс изменить свою судьбу, однако далеко не все могут им воспользоваться. Поэтому поэт призывает сельского мальчонку не робеть, так как именно знания открывают перед ним все двери. Не исключено, что его юный собеседник сможет добраться до Москвы, и станет учиться в университете, чтобы впоследствии принести своей стране гораздо большую пользу, чем избалованные дворянские отпрыски, которых поэт считает холодными, тупыми и напыщенными.
Люди из народа, прославивших Отчизну своими делами: Михаил Васильевич Ломоносов

Люди из народа, прославивших Отчизну своими делами:

Михаил Васильевич Ломоносов

Одного из голодных, оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при этом Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришел пешком в Москву из далекой северной деревни. Долго жил впроголодь, бедствовал и все же учился. Прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским ученым, сделавшим много научных открытий.

Одного из голодных, оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при этом Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришел пешком в Москву из далекой северной деревни. Долго жил впроголодь, бедствовал и все же учился. Прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским ученым, сделавшим много научных открытий.

«Школьник»

«Школьник»

- Ну, пошел же, ради бога! Небо, ельник и песок – Невеселая дорога...  - Эй, садись ко мне, дружок!  Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь... Не стыдися! что за дело?  Это многих славный путь .

- Ну, пошел же, ради бога!

Небо, ельник и песок –

Невеселая дорога...

- Эй, садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь...

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь .

  Вижу я в котомке книжку. Так учиться ты идешь... Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош.  Знаю: старая дьячиха Отдала четвертачок, Что проезжая купчиха Подарила на чаек.

Вижу я в котомке книжку.

Так учиться ты идешь...

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха Подарила на чаек.

 Или, может, ты дворовый Из отпущенных?.. Ну, что ж! Случай тоже уж не новый – Не робей, не пропадешь!

Или, может, ты дворовый

Из отпущенных?.. Ну, что ж!

Случай тоже уж не новый –

Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,  Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик.   Не без добрых душ на свете– Кто-нибудь свезет в Москву, Будешь в университете – Сон свершится наяву!  Там уж поприще широко: Знай работай, да не трусь... Вот за что тебя глубоко  Я люблю, родная Русь!

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете–

Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете –

Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:

Знай работай, да не трусь...

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,  Не погиб еще тот край,  Что выводит из народа  Столько славных то и знай,  - Столько добрых, благородных,  Сильных любящих душой,  Посреди тупых, холодных  И напыщенных собой !

Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай, - Столько добрых, благородных, Сильных любящих душой, Посреди тупых, холодных И напыщенных собой !

 Словарная работа  котомка (устар.) - сумка , носимая за плечами  грош - старинная монета в две копейки , четвертачок (устар.) - 25 копеек  дьячиха-жена дьячка - низшего церковного служителя  дворовый - домашняя прислуга в помещичьем доме  не робей – не бойся

Словарная работа котомка (устар.) - сумка , носимая за плечами грош - старинная монета в две копейки , четвертачок (устар.) - 25 копеек дьячиха-жена дьячка - низшего церковного служителя дворовый - домашняя прислуга в помещичьем доме не робей – не бойся

 Играйте же, дети! Растите на воле!    На то вам и красное детство дано,    Чтоб вечно любить это скудное поле,    Чтоб вечно вам милым казалось оно.    Храните своё вековое наследство,   Любите свой хлеб трудовой -    И пусть обаянье поэзии детства    Проводит вас в недра землицы родной!  Н.А. Некрасов  

Играйте же, дети! Растите на воле!

 

На то вам и красное детство дано,

 

Чтоб вечно любить это скудное поле,

 

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

 

Храните своё вековое наследство,

 

Любите свой хлеб трудовой -

 

И пусть обаянье поэзии детства

 

Проводит вас в недра землицы родной!

Н.А. Некрасов

 

Вывод: крестьянские дети стремились выбраться из нищеты, бесправия, выбрать другой путь, нежели их родители и судьба Ломоносова - яркий тому пример. То есть у детей была тяга к знаниям, и они проявляли упорство для достижения поставленных целей. В этом и заключена идея стихотворения

Вывод: крестьянские дети стремились выбраться из нищеты, бесправия, выбрать другой путь, нежели их родители и судьба Ломоносова - яркий тому пример. То есть у детей была тяга к знаниям, и они проявляли упорство для достижения поставленных целей.

В этом и заключена идея стихотворения "Школьник", где образ дороги переходит в образ жизненного пути, "славного пути" и "широкого поприща".