I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | – Запишите тему урока: «Лидеры Западной Европы». – Как вы понимаете значение слова «лидер»? – Если сравнивать по количеству населения, какую страну можно назвать лидером? – По количеству городов? – По объёмам добычи золота? – Итак, если потребуется назвать наиболее развитое западноевропейское государство, какое у нас будет противоречие, проблема? – Какой возникает вопрос? | Лидер – лицо, идущее первым. – Наибольшее количество населения проживало во Франции (15–20 млн. человек) – Наибольшее количество городов имела Германия. – Единственная страна из представленных, которая в огромных количествах завозила золото из колоний, – это Испания. – По этим данным это невозможно. Каждая страна является лидером в определённой сфере. –Какую из стран Западной Европы можно считать наиболее развитой? | Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).
Коммуникативные УУД 1. Умение работать в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки.
|
III. Актуализация знаний. | – Что нам необходимо вспомнить, чтобы ответить на вопрос сегодняшнего урока?
– Как вы думаете, какие критерии мы можем использовать для определения лидерства той или иной страны в Западной Европе?
– Как Реформация и контрреформация изменили жизнь в европейских странах? | – Вспомнить понятия, изученные на прошлых уроках. – Определить, кого и почему можно считать лидером. – Насколько успешно в ней идет разрушение аграрного общества и формирование нового. |
IV. Планирование деятельности. | – Что нам необходимо сделать, узнать, чтобы определить, какие страны являются лидерами? Чтобы легче было ответить на вопрос, нам необходимо воспользоваться таблицей. Кроме этого, необходимо разделиться на группы. | – Ознакомиться с фактами их истории и сравнить с признаками разрушения аграрного общества, выяснить, какие из них наблюдаются, а какие нет. |
|
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | 1. Судьба Испании Вопрос дополняет работу с таблицей. – С помощью конкретных фактов из текста докажи, что в Испании в XVII веке замедлился процесс разрушения аграрного общества. – Какими причинами ты можешь это объяснить? – Как мы можем ответить на основной вопрос урока? 2. Франция: от религиозных войн к абсолютизму Вопрос дополняет работу с таблицей. – С помощью конкретных фактов из текста докажи, что Франция при Генрихе IV и кардинале Ришелье сделала шаги к абсолютизму. – Какие факты, на твой взгляд, свидетельствуют о разрушении аграрного общества во Франции при Генрихе IV и Ришелье? – Какой вывод мы можем сделать по проблеме урока? 3. «Король-солнце» Вопрос дополняет работу с таблицей. – помощью конкретных фактов определи и докажи свою позицию: при Людовике XIV во Франции ускорился процесс разрушения аграрного общества или нет? – Как мы можем ответить на основной вопрос урока? | |
|
Возможный вариант заполнения классом таблицы «Разрушение аграрного общества во Франции и Испании». | Промышленность, рост городов, рыночное хозяйство | Разрушение сословий. Борьба за равноправие | Снижение влияния знати. Демократические выборы, парламенты | Снижение влияния церкви. Распространение образования | Франция | + Выделял деньги из казны на строительство мостов, новых мануфактур, новых дорог – Заметно повышались налоги | | + Представители буржуазии, которые поддерживали короля, могли высказывать свои пожелания и просьбы королю + Король отстранил от участия в королевском совете феодальную власть + Губернаторов-феодалов (знать) заменили королевские чиновники – Заметно повышались налоги без учёта мнения подданных | + В 1598 году был издан Нантский эдикт (католицизм – господствующая религия, гугенотам разрешалось свободно молиться, проповедовать свою веру) – При Ришелье ограничено распространение грамотности среди крестьян + Была издана первая газета во Франции, которая оправдывала действия кардинала | Испания | + Приток золота привёл к росту цен, многие разорившиеся крестьяне уходили в город, это привело к росту городов – 90% населения страны были заняты в сельском хозяйстве – Многие представители гонимых религий уезжали, а это были купцы, банкиры, мануфактуристы – Не сложился единый рынок | | + Сословные собрания – кортесы | – Преследовали протестантов и мусульман – Была развита инквизиция | |