Звучит мелодия.
Учитель: Бесконечная Вселенная.… В этой завораживающей воображение бесконечности множество звезд, планет.… Но самая прекрасная планета во всей Вселенной - это наша планета Земля. Земля - наш дом. А человек в нем хозяин. Но мы не одни на нашей планете, с нами братья наши меньшие: птицы, рыбы, звери. Мы в ответе и за эту красоту, и за братьев наших меньших.
Ученица читает стихотворение:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
- Дорогие друзья! Уважаемые корреспонденты, сегодня этот урок будет не совсем обычный. Он пройдёт в виде конференции.
- Что такое конференция?
- Конференция - это собрание, совещание представителей каких-либо государств, организаций, групп людей.
1.Открытие конференции.
- Мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена теме «Земля - наш дом родной». Этот урок будет обобщением по разделу «Люби живое».
- Как вы думаете, а кто считает Землю своим домом?
- Задача нашей конференции: познакомиться с жизнью животных, их повадками, отношениями между людьми и «братьями нашими меньшими»
- А помогут нам авторы литературных произведений, которые вы прочитали по теме «Люби живое» и ваши активная работа, ваше внимание, умение слушать своих товарищей. И наши гости корреспонденты «Лесной газеты» из отделов:
Вести из леса
Рыбацкий узел
Почта
Городские новости
Сельские новости
(Ребята-корреспонденты занимают места в президиуме.)
II. «Вести из леса»
- Зимой трудно птицам и зверям. Голодно и холодно в лесу. Как пережить это тяжелое время года? Слово нашему корреспонденту «Вести из леса» . Мы услышим сейчас рассказ Виталия Валентиновича Бианки «Птицы под снегом».
( Корреспондент читает рассказ В.В.Бианки) Стая птиц под снегом»
«Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да - бух! - сорвался, и в снег по самые уши. И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес. Оказалось - целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют - и опять в снег. Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?»
- Что нового из этого сообщения узнали для себя о жизни белых куропаток?
- Они ночуют под снегом, днём вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые веточки.
Учитель – Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента? Расскажите, какие истории вам запомнились о зайчике, о глухаре.
(Дети дополняют выступление своими рассказами о животных из раздела или из энциклопедий о животных.)
Глухарь
пищу глухарь ищет в основном по земле, а если приходится лететь, то получается это у него довольно-таки тяжело. Это объясняется весом глухаря, хотя самка глухаря имеет вес намного меньше, чем самец. Самцы вырастают до 6 кг, а самки до 2 кг. Поэтому самки являются более шустрыми, хотя эта птица считается немного пугливой и слегка неуклюжей.
Название «глухарь» произошло из-за строения слуховой системы этой птицы. Он теряет слух лишь на некоторое время, это происходит в период токования, то есть во время исполнения пения, когда глухарь приоткрывает клюв, происходит надавливание одной костью черепа и закрывается слуховой проход. Его глухота приходится на руку охотникам, так как птица не слышит выстрелов.
Глухарка закладывает до 8 яиц в гнездо, яйца имеют на своей поверхности пятна бурого цвета. Высиживает она строго по дням и ровно 24 дня. Уходит с гнезда только лишь рано утром, в середине дня и вечером.
Осенью от матери сначала отделяются молодые самцы, а потом уже и самки. Зимуют глухари маленькими стайками, а при сильных морозах прячутся в сугробы и выходят только покушать. Перед зимой глухари запасаются камешками, потому что в этот период времени пища очень жесткая и грубая, а они помогают желудку переваривать пищу. Если глухарь не запасется такими камешками, то погибнет.
- зайцев можно встретить в любой стране на земле, так как они обитают по всему земному шару;
- в летнюю жару зайцам помогают спасаться от перегрева уши. Они активно выводят тепло из организма;
- во время дождя зайцы подгибают уши, чтобы в них не попадала вода и они не простудились;
- зайцы могут несколько километров подряд пружинить на своих лапках со скоростью 50 километров в час, при этом совершая немыслимы виражи. Можно сказать, что у них в лапах настоящие пружины;
- зубы у зайцев растут всю жизнь. Они стираются, когда зайцы грызут еду, но расти, никогда не прекращают;
- многие заблуждаются, полагая, что зайцы являются вегетарианцами. На самом деле эти животные едят не только капусту и морковку, но и мясо.
- живут зайцы не более 9 лет, а самцы и того меньше – около 5. Однако были зафиксированы случаи, когда заяц доживал и до 13,5 лет.
Назовите автора произведения, рассказавшего нам о зайце?
- Иван Сергеевич Соколов - Микитов «Листопадничек»
- Почему автор так назвал своё произведение?
- Охотники называют осенних зайчат листопадничками, потому что они рождаются, когда с деревьев осыпается золотой лист.
Сейчас попробуем дать характеристику зайчику из рассказа Ивана Сергеевича Соколов- Микитова.
Работа в парах.
Каждая пара получает листок с характеристикой зайца. Они должны доказать, что зайчик обладал тем или иным качеством.
Смелый - убежал из родного гнезда искать журавлиные тёплые страны.
Легкомысленный - побежал, не подумав о последствиях.
Боязливый - в хатке у бобров было темно, сыро, можно было замёрзнуть, побоялся прыгать в холодную воду.
Решительный - решился научится плавать
Беспокойный - переживал о старой матери. О своём тёплом гнездышке. Не давал никому покоя.
Пара отвечает:
Мы считаем….
III. «Рыбацкий узел»
Учитель - Слово для выступления предоставляется корреспонденту .., представителю отдела «Рыбацкий узел».
1. – Сегодня я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущих полуводный образ жизни.
Речной бобр – крупный грызун, достигает 30-32 кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобры прекрасно плавают и ныряют, имеют ряд особенностей, связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Между пальцами задних конечностей имеется плавательная перепонка, хвост широкий, плоский, покрыт роговыми чешуйками.
Ондатра завезена и выпущена в угодьях России в 1927 году. Родина ее – Северная Америка.
Ондатра ведет полуводный образ жизни, живет в норах, устраиваемых в берегах водоемов, где имеется водная растительность. Вход в нору ее скрыт под водой. Если нору вырыть нельзя, то она строит хатку из корневищ и стеблей водных растений, скрепляя их илом. Приносит два помета за лето, по 4-7 детенышей в каждом. Питается рогозом, камышом, стрелолистом, тростником и другими водными растениями.
Ондатра дает красивый ценный мех.
Учитель – Кто хочет дополнить выступление? Расскажите о речных обитателях.
(Рассказы детей.)
Выдра
Выдра еще один представитель семейства куньих. Встретить ее можно практически в любой части света, не встречается она только на некоторых островах, в Австралии и Антарктиде. Выдра очень умное животное, обладающее многими навыками и способностями для выживания в своей среде обитания. Чтобы выжить, зверькам приходится многому учиться, а иногда и преодолевать большие расстояния. Особенности строения тела – это одно из главных оружий, помогающих выдре выжить. Об этих и других интересных фактах про выдру вы узнаете в этой статье.
Выдры хорошо ныряют и могут оставаться под водой до 2-х минут.
Живут выдры преимущественно в лесных реках и реже встречаются в прудах или озерах.
Свои норы выдры строят в зарослях возле рек с входными отверстиями под водой.
Зимой из-за недостатка пищи выдры часто кочуют, проходя в день от 15 до 20 км по снегам и льдам.
На суше выдры могут развивать скорость до 30 км в час.
Выдры прекрасно видят как на суше, так и под водой благодаря механизму, который регулирует искривления кристаллика.
Чтобы поймать добычу в мутной воде, выдра пользуется вибриссами, осязая все, что находится возле нее.
Выдра настолько азартный охотник, что порой ловит рыбы больше, чем может съесть.
Черепахи.
Сейчас на нашей планете насчитывается около 230 видов черепах. Интересно, что эти пресмыкающиеся встречаются на всех континентах, кроме Антарктиды.
Крупнейшая современная черепаха – кожистая. Она обитает во всех морях и океанах, за исключением самых холодных. Самая большая кожистая черепаха, пойманная человеком, весила 916 кг и имела размеры около 3 м. Средние особи имеют длину тела 1,5-2 м, а весят примерно полтонны.
Самая маленькая черепашка на Земле – это крапчатая. Длина ее тела составляет 8-10 см.
У этих пресмыкающихся есть свой собственный праздник – Всемирный день черепах. Он отмечается 23 мая.
Черепах принято считать очень медлительными существами. Однако это верно лишь отчасти: морские кожистые черепахи способны развивать в своей родной стихии скорость до 35 км/ч. Также кожистые черепахи отличные ныряльщики, способные заплывать на глубину до 1,2 км.
Черепахи могут жить более 150 лет. Рекордсменом является черепаха по кличке Джонатан, живущая на острове Святой Елены. Ей сейчас 182 года. Кстати, примерный возраст черепахи можно определить по годовым кольцам на ее панцирных щитках.
Работа в группах.
Задание: вставьте пропущенные слова, восстановив текст, и узнаете, кого ещё можем отнести к речным обитателям
« Первыми заметили Пика большие……………………. …………….
Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады. Что не могут прикончить разом мышонка: боялись с лёта разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду, и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась………………………… Она ждала, когда …………………….. скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать её страшных зубов.(Ответ: белые чайки, щука, чайки)
Проверка: зачитывает один из группы.
- Откуда этот отрывок?
- «Мышонок Пик» В.Бианки.
- Виталий Валентинович Бианки побывал в экспедициях в самых разных уголках страны и везде изучал природу. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки» в 1927 г впервые напечатана «Лесная газета», которая превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей.
(показать книгу «Лесная газета»)
- Но вернёмся к главному герою мышонку Пику.
- Назовите эпизоды, которые вас заставили поволноваться за мышонка:
Чуть не убил мальчик
Чуть не склевали чайки
Чуть не поймала щука, птица: рыболов-скопа, змея, жулан.
Чему научился мышонок во время своего путешествия?
Научился находить себе пищу, лазить отлично.
Благодаря мужеству, храбрости, силе воли устоять перед опасностями Пику удалось выжить в своём путешествии.
IV. «Почта»
Учитель – Слово корреспонденту из отдела «Почта».
Корреспондент – Я вам хочу зачитать жалобы, которые пришли в наш адрес. Определите, о ком идет речь, и какую пользу оно приносит.
Жалоба 1
Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что?
Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то.
Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая.
(Здесь говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.)
Жалоба 2
На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, кА ко нас. не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.
(Это о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная. Уничтожает вредных насекомых.)
Учитель – Ребята, в защиту кого вы хотели бы выступить сегодня?
А я хотел бы выступить в защиту кукушки. Кукушка - единственная из всех птиц, которая подкладывает яйца в чужие гнезда и никогда не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает? Кукушка - птица насекомоядная и к тому же прожорливая. И главное - она поедает больших и мохнатых гусениц. А кукушата их есть не могут. Вот их и выкармливают другие птицы. Подкладывая яйца в другие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.
- О материнстве, о преданности и жертвенной любви матери слагают стихи и песни. Какие пословицы о материнской любви вы знаете?
Работа в группах. Составить пословицы.
- Всякой матери свое дитя мило.
- Материнское сердце не знает покоя.
- Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
- При солнышке светло, при матери добро.
- Нет милее дружка, чем родная матушка.
V. «Городские новости»
– Я корреспондент городских новостей. И хочу прочитать вам письмо мальчика.
Какого жука я в лесу повстречал!
Он топал, как бык, и рогами качал.
И очень серьезным и грозным он был –
Я даже дорогу ему уступил.
Мне имя его неизвестно пока,
Но я не забуду лесного жука.
Я в городе в библиотеку пойду,
Жука моего по рисункам найду.
Узнаю, где водится, как он живет,
Зачем ему крылья и что он жует.
И будут страницы, как травы, шуметь,
И будут как птицы трамваи звенеть.
Я всем расскажу про жука своего,
Как славно, что я не обидел его!
– Не напомнило ли вам это письмо какие-то истории?
В.Л. Дуров «Наша Жучка». Мальчику пришлось выполнять страшное задание. Был очень рад, что Жучка осталась жива. С тех пор он полюбил животных, а когда вырос, стал воспитывать зверей и учить их, то есть стал дрессировщиком.
Это был Владимир Леонидович Дуров.
Он обходился со своими животными ласково, терпеливо, приучая к себе, за удачно выполненный трюк обязательно угощал каким-нибудь лакомством. Он много лет мечтал о своём собственном театре, где главными артистами будут не люди, а звери. Он приобрёл в Москве дом, поселил в нём своих животных, устроил зал для выступлений перед публикой. Назвал всё это «Уголок Дурова». Владимир Леонидович Дуров внимательно наблюдал за животными, изучал их повадки. И для ребят создал книгу «Мои звери»
– В каких рассказах вы встретились с материнскими инстинктами животных?
(В. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку». В Астафьев. «Капалуха».)
VI. «Сельские новости»
– А вот корреспондент «Сельских новостей» привел с собой помощников.
Мальчик:
Мотылек, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живешь?
Что ты ешь? Что ты пьешь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всем.
Мотылек:
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров.
Мне еда и питье – ароматы цветов.
Но живу я недолго – не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!
Корреспондент – Ребята, я слышал про мальчика, который обменял дорогую игрушку самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажете ли мне, кто этот мальчик и откуда он?
(Это Дениска из рассказа В. Драгунского «Он живой и светится».)
- А кто знает, почему светится светлячок? Пока ученые выдвинули только два предположения, почему в темноте светлячки светятся.
Одна из гипотез состоит в том, что этот свет является защитным механизмом насекомых, который отпугивает ночных птиц и хищников, охотящихся на них. Некоторые жуки защищаются яркой окраской, другие - резкими звуками, а у светлячков сложился такой защитный яркий свет. Свечение светлячков привлекает особей противоположного пола.
Сообщение
VII. Итоги конференции
Учитель – Наша конференция подходит к концу. Скажите, чему вас научили писатели, их рассказы? О чем заставили задуматься?
(Они научили нас видеть живое вокруг себя. Все хотят жить!)
Здесь уместно вспомнить слова Михаила Михайловича Пришвина:
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища охранять - их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.
(слова Пришвина прочитать по группам)
9. Рефлексия
Ресурсный круг
- Что вы увидели, что вы услышали, что почувствовали на конференции?
- Давайте передавая слово по кругу обратимся к людям Земли с просьбой:
- Не рвите полевые цветы, …
Ученица:
Берегите землю. Берегите.
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
М. Дудин
Конференция закачивается песней, которую поют все.
Не дразните собак,
Не гоняйте кошек.
Не жалейте для птиц
Ни зерна, ни крошек!
И тогда воробей,
Ля, ля, ля, ля,
Песенкой разбудит.
А царапать и кусать,
Ля, ля, ля, ля,
А царапать и кусать
Вас никто не будет…