I.Организационный II. Проверка домашнего задания. III. Основной этап. IV. Аналитическая беседа. V. Рефлексия. | Организовать условия для осознанной работы учащихся. Ответить на вопросы, поставленные ранее. Обеспечить совместную деятельность, способствовать принятию целей урока. Организовать дискуссию. Решить проблемную ситуацию, используя дифференцированный подход к учащимся. Предложить посмотреть и обсудить фрагмент фильма. Показать современное звучание проблемы. | Приветствие, пожелание плодотворной работы. Организация учебной деятельности. Создание условий для работы с текстом. Вопросы: - Троекуров и Верейский. Кто более неприятен и жесток? - Как к Верейскому отнеслась Маша? - Как Троекуров и Верейский относятся к Дубровскому? Викторина: “Узнай героя по цитате”: 1. – Если когда-нибудь, - сказал он ей нежным и трогательным голосом, - если когда-нибудь несчастие вас постигнет и вы ни от кого не будете ждать ни помощи, ни покровительства, в таком случае обещаетесь ли вы прибегнуть ко мне, требовать от меня всего – для вашего спасения? 2. Долго плакала бедная девушка, воображая все, что ожидало её, но бурное объяснение облегчило её душу. Вопрос: - Вы догадались, о ком сегодня будем говорить? Совместное с детьми целеполагание. Вопросы: - Ребята, Пушкин нарушил хронологическую, временную последовательность событий. Для чего он это сделал? - Как называется определенный порядок частей повествования? - Как вы думаете, о чем мы будем говорить? - Сравните, как Владимир относится к Маше и как Верейский к ней относится. Предложить рассмотреть иллюстрацию Б.М.Кустодиева на слайде. К какому эпизоду можно её отнести? Посмотрите сценку “Встреча в саду” Маши и Владимира и ответьте на вопросы: - Почему Маша медлила, не сразу обратилась за помощью к Дубровскому? - Какая Маша? - А какой, по-вашему, Дубровский? Обратимся к толковому словарю. Узнать значение слов благородный и честь. - Почему же Маша не приняла свободы из рук благородного Дубровского? Общение с учениками. Направляющая функция. Вопросы: - Любила ли Маша Дубровского? - Кто она: жертва обстоятельств или типичная девушка того времени? Предложить вжиться в образы Маши и Владимира. Вопросы: - Владимир, за какие качества ты любишь Машу? - Что ты почувствовал, когда Маша отказалась принять твою помощь? - А ты, Маша, почему все-таки к Владимиру обратилась за спасением? - Ты сожалеешь, что отказалась ехать с Дубровским? Показ иллюстрации картины Пукирева “Неравный брак”. Вопрос Маше: - Будешь ли ты счастлива, Маша? Вопросы классу: - Что помешало счастью Владимира и Маши? - Почему Дубровский уезжает? - Почему автор не оставил Дубровского во главе бунтующих крестьян? Просмотр эпизода фильма о наказаниях в России. Вопросы: - Что ожидает бунтовщиков? - Дубровский испугался наказания? - Какова главная мысль произведения? Создает условия для обобщения полученной информации и для личного осмысления. Вопрос: - Каким принципам верен Дубровский? Предлагаю вам продолжить предложение: - Я теперь многое понял… - Я не все понял… Домашнее задание. Мини-сочинение: Какой была бы жизнь героев, если бы они поженились? Или Разбойничал ли бы Дубровский сейчас, в наше время? Оценки за урок. | Психологически настраиваются на урок, слушают учителя. Отвечают на вопросы, анализируют, работают с текстом(маркировка текста), зачитывают эпизоды. Узнают Дубровского и Машу. Участвуют в целеполагании. Ответы: - Чтобы было интереснее…, чтобы легче понять поступки героя… - Композиция. - Об отношении Владимира к Маше. - Ученики сравнивают и приходят к выводу, что Дубровский волнуется, когда Маша рядом, а Верейский старается не обращать внимания на чувства Маши. Свидание в беседке. - Скрытная, замкнутая, живет в выдуманном мире, рожденном прочитанными романами. - Любящий, добрый, благородный. Работают со словарем. - Она обвенчана… - Верна данному слову… - Не преступит клятву. Фронтальная работа. Ответы учеников. Вживание в роль. Отвечает ученик в роли Владимира: - За внутреннюю красоту, чистоту. Отвечает ученица в роли Маши: - Так как только у него богатый духовный мир. Он честен и смел. Ответ ученицы. Ответы: - Машу он потерял, месть оказалась ненужной. - Жить нужно правильно, разбоем и грабежами жить нельзя. - Идея в том, что нужно жить правильно, главные человеческие ценности – это добро, честь, справедливость, любовь, верность слову, великодушие. Носителями этой идеи являются Владимир и Маша. - Принципам чести. | Создание доброжелательной атмосферы и делового настроя. Коммуникативные УУД. Умение отбирать нужный материал. Регулятивные УУД. Контроль и коррекция. Познавательные УУД. Коммуникативные УУД Регулятивные УУД. Управление своей деятельностью. Познавательные УУД. Коммуникативные УУД. Знать терминологию, свободно излагать свои мысли. Коммуникативные УУД. Умение отбирать материал для характеристики героев. Познавательные УУД. Работа с информацией Регулятивные УУД. Умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. Коммуникативные, познавательные УУД. Коммуникативные УУД. Регулятивные УУД. Управление деятельностью. Инициативность и самостоятельность Умение давать нравственную оценку поступкам. Коммуникативные УУД. Познавательные УУД. Строят рассуждения. Коммуникативные и личностные УУД. Формулируют собственное мнение. | |