Урок 3. Тема урока: «Метрические единицы длины»
Цель урока:
Образовательная:
обобщить теоретические знания по изученной теме;
научить переводить единицы измерения из одной системы в другую, включая и старинные единицы измерения длины;
формировать у учащихся мотивации к изучению предмета.
Развивающая:
получить интересную информацию о старинных единицах измерения длины;
формировать умение анализировать.
Воспитательная:
способствовать воспитанию внимательности, сосредоточенности, дисциплинированности, учить слушать друг друга и учителя.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальный опрос, индивидуальная, коллективная.
Методы обучения: словесный, репродуктивный, проблемное изучение.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, садитесь. Как обычно мы начнем урок с записи сегодняшней даты. А тему урока мы запишем позже, потому что именно вас я попрошу ее назвать, для этого вам внимательно слушать, о чем мы говорим.
Проверка домашнего задания
Проверить домашнее задание, заданное по учебнику, сверить ответы.
Ответить на вопросы учащихся, возникшие в результате выполнения домашнего задания.
Устный счет
Определите, какой знак (+, - , :, ∙) нужно поставить вместо союза «и».
1) 39 и 13 = 3 (: )
2) 240 и 40 = 6 (: )
3) 23 и 14 = 9 (- )
4) 60 и 5 = 12 ( :)
5) 150 и 10 = 15 (: )
6) 400 и 382 = 18 ( -)
7) 90 и 69 = 21 (- )
8) 18 и 9 = 27 ( +)
9) 17 и 2 = 34 ( ∙)
III. Актуализация опорных знаний.
А) повторение ранее изученного материала.
- Давайте вспомним, чем мы занимались с вами на прошлом уроке. Какую тему изучали? (измеряли отрезки)
- А что значит измерить отрезки? Найти…? (длину отрезка или по-другому расстояние между точками)
- С помощью какого инструмента? (с помощью обычной сантиметровой линейки)
- Какой единицей измерения пользовались?
Б) выявление цели деятельности учащихся.
Давайте вспомним, какие единицы измерения длины используются в математике?
(МИЛЛИМЕТР, САНТИМЕТР, ДЕЦИМЕР, МЕТР, КИЛОМЕТР…все их записать на доске в столбик)
Итак, подумайте какова тема сегодняшнего урока? (… ЕДИНИЦЫ ДЛИНЫ)
- Вы на правильном пути, но для полной записи темы нам не хватает только определить КАКИЕ единицы длины.
- Что общего в этих словах? (МЕТР)
Все знают, что такое метр. Метр – самая главная единица измерения длины. Это родоначальник большого семейства единиц, которое даже носит его имя. Откройте фарзац учебника. Вместе с метром который появился на свет всего лишь 2 столетия назад в 1791 году.. родилась система мер, с которой в принципе вы уже знакомы. Она включает сам метр и другие единицы длины, которые получаются умножением или делением на 10, 100, 1000 и т.д. Обратите внимание как эта система называется?
- Итак, какова же тема сегодняшнего урока? Запишите тему урока в тетради
Изучение нового материала
Метр - основная единица метрической системы.
1м=10дм=100см=1000мм.
1км=1000м
Рассмотреть памятку перевода из одной единицы измерения в другую.
Физкультминутка
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
Решение задач по учебнику
№ 382 (а, в, г), №383 (б, г, е), №384 (б, г, е) №385 (б, г, е), №386 (а, г, д)
Историческая справка.
Метр довольно молодая единица измерения длины, а что же было до метра?!
Не имели наши предки
Ни линейки, ни рулетки.
Но могли предмет любой
Измерять самим собой.
Ткани мерили локтями,
Землю мерили лаптями,
И имели пальцев пять –
Щели в доме измерять.
В общем, жили не тужили,
Не хлебали лаптем щей…
И всему на свете были
Люди – мерою вещей!
Как сказал древнегреческий ученый Протагор «Человек - мера всех вещей». В качестве измерительных инструментов использовались чаще всего шаг, человеческая рука или нога. Эти измерительные «приборы» были удобны тем, что они у человека всегда были при себе.
Ознакомимся с таблицей народных мер длины:
1 сажень -2м13см
1 аршин – 75см
1 локоть -46см
1 пядь -20см
1 верста -1км 70м
1 миля (старая русская) - 1км 500м
1 дюйм -2см 54мм
1 ярд -91см
Пядь - одна из самых старинных мер длины. Название происходит от древнерусского слова "пясть", т.е. кулак или кисть руки. Расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев
Локоть - древнейшая мера длины, которой пользовались многие народы мира. Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба.
Дюйм - палец (от голландского - большой). Он равен длине фаланги большого пальца.
Са́жень, или саже́нь - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины. Наименование сажень происходит от глагола сягать (досягать) - на сколько можно было дотянуться рукой. Саженей было больше десяти. «Маховая сажень» «Косая сажень» «Великая сажень» «Малая сажень » «Морская сажень» «Народная сажень» «Простая сажень»
Отрывок из сказки о Царе Салтане А.С.Пушкина:
В те поры война была
Царь Салтан, с женой простяся
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем как он далеко
Бьется долго и жестоко
Наступает срок родин
Сына Бог им дал в аршин.
- Какого роста родился будущий князь Гвидон?
2)Петр 1 родился 11 вершков в длину. Выразите его рост в см.
3)Отрывок из сказки Конек-горбунок П.П.Ершова:
Что ж он видит? -- Прекрасивых
Двух коней золотогривых
Да игрушечку-конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
- Какого роста был конёк? Какой длины уши у конька?
4)Определите “рост” человека, о котором говорят “от горшка два вершка, а уже указчик” (высоту горшка считать 25 см).
Домашнее задание
Читать, учить стр. 84.
Письменно № 382 (б, д, е), №383 (а, в, д), №384 (а, в, д) №385 (а, в, д), №386 (б, в, е).
Дополнительное задание: Найдите, в каких еще сказках упоминаются старинные меры длины.
Подведение итогов урока.
Выставление оценок за работу на уроке.
Можете верить или не верить,
Но все на свете можно измерить:
Время помогут измерить часы,
Размеры – линейка, тяжесть весы.
Есть масса приборов - для измеренья
Скорости, шума, объема, давленья.
Море измерит до дна эхолот,
Температуру – градусник.
И – при желании – каждый найдет
Величину своей радости…
Оцените свою работу на уроке.
Зеленый кружок – я все понял, могу объяснить
Жёлтый кружок – я понял, но мне нужна помощь
Красный кружок – мне пока трудно.
Спасибо за урок.