СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему: "Эпоха Петра 1"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эпоха Петра 1

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: "Эпоха Петра 1"»

Тема урока: Эпоха Петра1.

Цели урока:

1.Обобщить, систематизировать и проверить  знания учеников и степень усвоения материала о эпохе правления Петра I. Оценить масштаб личности самого царя. Показать взаимосвязь его внешней, внутренней и культурной политики. Подчеркнуть эпохальное значение реформ Петра I.

2.Продолжить формировать умение выделять главное, существенное; анализировать. процессе работы вам предстоит проанализировать деятельность Петра I по преобразованию России. Обобщать материал, делать выводы. Показать умение работать с различными источниками. Умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.

3.Воспитание патриотизма, любви к Родине; чувство коллективизма и сотрудничества при работе в группах.

Оборудование: Карта «Россия с конца XVII в. по 60-е годы XVIII в.», портрет Петра I, иллюстрация памятника Петру I. Презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Цель урока - Обобщить, систематизировать и проверить  знания учеников и степень усвоения материала о эпохе правления Петра I. Оценить масштаб личности самого царя. Показать взаимосвязь его внешней, внутренней и культурной политики. Подчеркнуть эпохальное значение реформ Петра I.

Воспитание патриотических чувств, любовь к Родине и гордость за народ-труженник.

Представление команд:

1 команда- капитан

2 команда- капитан

Жюри определит команду победителя, за каждый ответ вы получаете бочонок.

Задание на урок:

Дать характеристику эпохе Петра I и cоставить информационную маршрутную карту .

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлемой душой

На троне вечный был работник.

(А.С. Пушкин)

Начало славных дел Петра

Мрачили мятежи и казни.

(А.С. Пушкин)



Чтобы сделать Петра великим,

его     делают небывалым и невероятным.

Между тем  надобно изобразить его

самим собою, чтобы он сам собой стал

велик. (В.О. Ключевский)


«Антихрист!» -

Русский народ


Вступительное слово учителя: Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра 1 и значение его реформ.

 Эпоха Петра I, этого «работника на троне», неукротимая творческая энергия которого вдохновляла многих русских поэтов (вы уже знакомы с творчеством А.С.Пушкина).

Чтение наизусть отрывков из поэм Пушкина «Полтава» и «Медный всадник».

Задание классу:

  1. Определите, как Пушкин относился к Петру I?

  2. А как вы относитесь к личности и деятельности Петра I?

1. Кто он: реформатор или тиран? Сообщения о Петре 1.

Учитель обобщает:

Пушкин относился к Петру I с глубочайшим уважением. Петр стал героем его «Полтавы», «Медного всадника», «Арапа Петра Великого».

Отношение свое к преобразованиям Пушкин выразил метко и образно: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль - при стуке топора и громе пушек».

Но Пушкин всегда помнил, чьим потом и кровью оплачивались победы и успехи петровского государства. Суровый царь, по его словам, «уздой железной Россию поднял на дыбы». В течение многих  лет  высказывались  разные оценки личности и деятельности. При всей их несхожести, нельзя не согласиться с тем, что Петр I - первоклассный полководец, флотоводец, дипломат, государственный деятель, реформатор. Он верил в возможности России, его не останавливали неудачи. Самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие. Пушкин называл его «вечным работником». Столь же примечательна постоянная тяга к знаниям и обучению других. В обращении с другими был прост, но суров, порой до жестокости. В повседневной жизни был неприхотлив, хотя любил увеселения по поводу военных побед. В большом и малом он оставался натурой цельной, деятельной. В нашей истории он по праву останется Петром Великим. Действительно, это одна из самых ярких эпох отечественной истории. Традиции, особенности и привычки старой Руси менялись на глазах одного поколения. Сухопутная Русь сделалась морской державой, и не случайно «окном в Европу» стала столица империи – портовый город Санкт-Петербург. Новые времена – новые песни: медь церковных колоколов, наполнявших Москву малиновым звоном, по приказу Петра I была перелита в пушки, победный грохот которых ознаменовал рождение новой цивилизации.

(Учитель обращает внимание класса на 1-й эпиграф презентации).

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлемой душой

На троне вечный был работник.

(А.С. Пушкин)

Но, справедливости ради, надо отметить, что все реформы и новшества проводились с помощью жесточайшей эксплуатации простого народа, насильственными методами, усилением налогового бремени.

Начало славных дел Петра

Мрачили мятежи и казни.

(А.С. Пушкин)

(Зачитывается 2-й эпиграф презентации)

Сегодня на нашем обобщающем уроке мы должны вспомнить экономические, политические, социальные преобразования в Российской империи, оценить масштаб и значимость этих реформ и ответить на вопрос:

« Какое влияние оказал Петр Великий на историю России?». (Зачитывается 3-й эпиграф презентации).

Чтобы сделать Петра великим, его     делают небывалым и невероятным.

Между тем  надобно изобразить его

самим собою, чтобы он сам собой стал

велик. (В.О. Ключевский)


«Антихрист!» -

Русский народ

2.        Каждая команда получает задание в информационную маршрутную карту записать по теме:

1 команда - Экономические реформы;

2 команда – Реформы управления государством;

3 вопрос – Реформы общества (готовят обе команды вместе).  

3.Конкурс капитанов:

1.Капитаны обмениваются кроссвордами и отгадывают их.

2. Птенцы гнезда Петрова. (на слайде портреты с номерами).

4 Конкурс: Историческая викторина -презентация : 

1.Назовите фамилию Петра? ( Романов).

2. Как звали отца Петра? ( Алексей Михайлович).

3.Назовите даты Северной войны (1700-1721).

4.Когда был основан Петербург? (1703г)

5.Назовите архитектурные постройки Санкт-Петербурга сохранившиеся с Петровской эпохи? (Петровские ворота, Петропавловский собор,12 коллегий, кунцкамера, летний Дворец Петра, Кикины палаты).

6.Какие внешнеполитические задачи удалось решить Петру?

(Выход в Балтийское море, престиж России)

7.Почетный титул Петра I, преподнесенный ему Сенатом в 1721 г. (император)

  1. Друг и сподвижник Петра, незнатного происхождения. (Меньшиков)

9.Документ, где определялись чины и порядок прохождения по службе (военной и гражданской). – (Табель о рангах.)

  1. Первая печатная русская газета (Ведомости)

  2. Глава коллегии- (президент)

  3. Великий русский поэт, автор поэмы о Петре I. (Пушкин)

  4. Правительствующий орган, созданный Петром в 1711 г. (Сенат).

5 конкурс: Исторический диктант: Чья команда быстрее?

1.Экспорт

З- крестьяне, принадлежащие заводам


2. Ассамблея

Г- государственные учреждения, введенные вместо приказов

3. Абсолютизм

В- власть ничем и никем не ограниченная

4. Коллегия

Б- торжественный прием гостей в    знатных домах

5.Синод

Д- духовная коллегия для управления церковными делами


6.Прибыльщик

Ж- ввоз иностранных товаров


7. Импорт

Е- человек, придумывающий, с чего бы взять дополнительный налог, взыскать пошлину


8. Посессионные  рабочие

А- вывоз отечественных товаров


6 конкурс: Литературный конкурс.

Слово учителю: (Показывает в презентации иллюстрацию памятника Петру Великому)

- Ребята, как известно, мысль воздвигнуть памятник Петру Великому принадлежит императрице Елизавете Петровне. Но эта идея осуществилась при Екатерине II. Памятник сооружал Этьен-Морис Фальконет (Фальконе). Для возведения памятника в деревне Лахте под Петербургом был найден огромный камень Гром. Торжественное открытие памятника состоялось в августе 1782 года.                                                                                

В то время было написано стихотворение писателем В.Г. Рубаном:

Нерукотворная здесь Росская гора,

   Вняв гласу Божию из уст Екатерины,

                 Пришла во град Петров чрез Невские пучины

И пала под стопы Великого Петра.

«Петру Первому – Екатерина Вторая» - такие слова выбиты на постаменте знаменитого памятника. Вам было дано задание за день до игры составить свою подпись к памятнику. (Победитель получает 3 балла).

Подводится общий итог игры,

7.«Выводы по теме «Эпоха Петра Великого». После подсчета баллов, определяется победитель.

Заключительное слово учителя: Многие историки  справедливо предостерегают от переоценки революционных преобразований Петра I. Реформы сопровождались резким ростом налогового бремени, усилением крепостной зависимости, феодального гнета, огромными жертвами.

         Но нельзя недооценивать, что Россия в первой четверти XVIII века ликвидировала отставание от передовых стран Европы в экономике, резко возросла мануфактурная промышленность, созданы новые отрасли, широко развернулась внешняя и внутренняя торговля. Произошло усовершенствование государственного аппарата, оформилась абсолютная монархия. Большие перемены произошли в культурной жизни.

Закончить наш урок я хочу словами российского историка М.П. Погодина: «Петр Великий сделал много для России. Смотришь и не веришь, считаешь и не досчитаешься. Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться с места, не можем оборониться ни в одну сторону без того, чтобы он везде не встретился с нами: дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье, - все он, все он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу.».

        Вывод: Проводя реформы, нужно помнить, ради кого они проводятся, думать об интересах всего общества, а не узкой группировки.

Заключение: Жюри подводит итоги. Учащиеся анализируют работу каждого учащегося и учитель выставляет оценки.

Комментирует домашнее задание: На выбор: письмо в прошлое от царя Петра Великого или простого человека.



Рефлексия:

1.Какая задача была поставлена в начале урока?

2.Что понравилось на уроке?

3.Что показалось наиболее сложным?



























Информационная маршрутная карта к повторительно-обобщающему уроку по теме «Эпоха Петра 1».


Фамилия, имя учащегося _____________________________________________________


  1. Кто он: реформатор или тиран?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Рефоры Петра 1: Экономические-__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реформы общества-__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________












3. Исторический диктант:

1.           экспорт

В- власть ничем и никем не ограниченная

2.          ассамблея

Б- торжественный прием гостей в    знатных домах

3.   абсолютизм

Е- крестьяне, принадлежащие заводам


4.  коллегия

Ж- человек, придумывающий, с чего бы взять дополнительный налог, взыскать пошлину

5            Синод

З- ввоз иностранных товаров


6.   прибыльщик

Г- государственные учреждения, введенные вместо приказов



7.        импорт

Д- духовная коллегия для управления церковными делами



8.     посессионные                  рабочие

А- вывоз отечественных товаров




1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8-



4.«Выводы по теме «Эпоха Петра Великого».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________