СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему: Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Участие в проекте сборник методических разработок  "Учим! Воспитываем! Творим!" 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые.»

Урок в 7 классе.

Тема: Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые.

Цель (задачи):

- сформировать представление учащихся о многообразии перепончатокрылых насекомых;

- закрепить и обобщить знания учащихся о многообразии насекомых;

- развивать умение работать в парах, индивидуально по карточкам, по компьютерным учебникам;

- формировать умение сравнивать и делать выводы;

- воспитывать культуру биологической речи.

Оборудование: 1) таблица «Отряды насекомых»; 2) коллекции насекомых; 3) индивидуальные карточки; 4) компьютерные диски – «Биология. Раздел зоологии», «ВВС. Насекомые»; 5) схемы, рисунки по теме урока.


План урока:

1. Актуализация знаний: работа у доски, работа по карточкам, игра «Найди пару», игра «Третий лишний», игра «Найди ошибку», работа в парах, биологический диктант, беседа по вопросам.

2. Изучение нового материала: рассказ учителя с демонстрацией рисунков и схем; запись в тетрадь основных терминов, схем; работа с электронным учебником; работа с коллекциями насекомых; работа по индивидуальным карточкам; работа в парах; сообщения учащихся; беседа.

3. Закрепление: просмотр фильма «Пчелы и муравьи»; работа по учебнику; беседа по вопросам учителя.

4. Итог урока.

5. Домашнее задание.



Ход урока:

I. Актуализация знаний.

1. Работа у доски (3 учащихся):

Игра «Найди пару». На доске названия отрядов насекомых, а на столе на цветных листиках представители этих отрядов. Ученик должен сопоставить, к какому отряду относится то или иное насекомое.

Отряды

1-й ученик

2-й ученик

3-й ученик

Жесткокрылые

Божья коровка

Майский жук

Колорадский жук

Прямокрылые

Кузнечик

Сверчок

Саранча

Стрекозы

Стрелки

Красотки

Коромысла

Чешуекрылые

Лимонница

Павлиний глаз

Аполлон

Двукрылые

Москит

Комар

Муха


Дополнительный вопрос учащимся у доски:

* Что расположено у майского жука –

1-й ученик – на голове?

2-й ученик – на груди?

3-й ученик – на брюшке?


2. Работа по карточкам (2 учащихся):

1) Какое развитие насекомых называют прямым? Назовите 2 – 3 отряда насекомых такого развития.

2) Какое развитие насекомых называют непрямым? Назовите 2 – 3 отряда насекомых такого развития.


3. Работа с классом:

Игра «Третий лишний». На листе написано три слова, одно из которых лишнее. Учащиеся должны назвать лишнее слово. Свой выбор объяснить.

1.

Кобылки

Медведки

Уховертки

Лишнее слово – уховертки (отряд), а кобылки и медведки относятся к отряду прямокрылых.

2.

Жук навозный

Клоп постельный

Долгоносики

Лишнее слово – клоп постельный, т.к. относится к отряду полужесткокрылые, а жуки и долгоносики к жесткокрылым.

3.

Капустница

Тутовый шелкопряд

Тля

Лишнее слово – тля, т.к. относится к отряду равнокрылые, а капустница и тутовый шелкопряд к отряду чешуекрылых.

4.

Пчелы

Оводы

Мошки

Лишнее слово – пчелы, т.к. это представители перепончатокрылых, а оводы и мошки – двукрылые.



Игра «Найди ошибку». На листе написан текст, а учащиеся, прочитав его должны найти ошибку и объяснить свой выбор.

1.

На голове жука находится пара сложных глаз и две пары усиков.

1 пара усиков.

2.

Жук может поворачивать голову вправо и влево.

Может наклонять голову, но не поворачивать.

3.

У насекомых 4 пары ног.

3 пары.

4.

У тараканов, жуков и бабочек развитие с полным превращением.

У тараканов развитие неполное.


4. Работа в индивидуальных тетрадях (весь класс):

Диктант «Продолжи предложение». Учитель диктует начало предложения, а учащиеся записывают окончание предложения в тетрадь.

  1. Насекомые имеют покров… (хитиновый).

  2. Крыльев у насекомых… (две пары).

  3. Насекомые имеют отделы тела… (голову, грудь, брюшко).

  4. Глаза у насекомых… (простые и сложные).

  5. Развитие у насекомых… (с полным и неполным превращением).

  6. Насекомые имеют усиков… (одну пару).

  7. У насекомых ног… (три пары).

  8. Физическая сила насекомых не соответствует их… (размерам).

  9. Свое название насекомые получили за… (характерные насечки на брюшке).

10) Класс насекомые относится к типу… (членистоногие).


5. Работа в парах.

Учащиеся меняются тетрадями и проверяют работу соседа ставя на полях при правильном ответе – «+», при неправильном – «-». Учитель читает правильные ответы, а ученики ставят на полях «+» или «-» и выставляют оценку:

- «5» - за 10 правильных ответов.

- «4» - за 9 или 8 правильных ответов.

- «3» - за 7, 6, 5 правильных ответов.

- «2» - за 4 и менее правильных ответов.


II. Изучение нового материала.

На доске ватман и 9 вопросов (?). Учащиеся выходят к доске, снимают любой из листиков, отвечают на вопрос. Ответив на 9 вопросов, открывается весь ватман, на котором тема урока.

?

?

?

?

?

?

?

?

?

На ватмане: Тип Членистоногие.

Класс Насекомые.

Отряд Перепончатокрылые.


Вопросы:

Ответ – «да» или «нет». Объяснить.

1) К насекомым относятся все трахейнодышащие членистоногие, имеющие по 3 пары ног. (Да).

2) Ноги у насекомых находятся на груди и на брюшке. (Нет, только на груди).

3) У насекомых, как и у ракообразных, по 2 пары усиков. (Нет. 1 пара).

4) У всех летающих насекомых имеется по две пары крыльев. (Нет. Муха-1 пара).

5) Мухи и бабочки могут лапками передних ног пробовать раствор на вкус. (Да).

6) Все насекомые, развивающиеся из яиц, проходят стадию личинки и куколки. (Нет. У насекомых с неполным развитием стадия куколки отсутствует).

7) Взрослые насекомые дышат атмосферным воздухом. (Да).

8) У жуков ротовые органы грызущие, а у комаров – колюще-сосущие. (Да).

9) Окраска тела у божьей коровки защитная (предупреждающая). (Да).


Назвать тему урока, цели и задачи.


1. Рассказ учителя с элементами записи в тетрадь.

Известно свыше 300 тысяч видов перепончатокрылых.

Запись в тетрадь:

Дата. Тема урока – Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые.

* Две пары прозрачных крыльев (передние больше задних).

* На голове: - 1 пара усиков;

- 1 пара сложных глаз;

- 3 простых глазка.

* Ротовой аппарат – грызущий или лижущий.

* Развитие с полным превращением.

Отряд перепончатокрылые разделяют на 2 подотряда: Сидячебрюхие и Стебельчатые.

Запись в тетрадь:

Перепончатокрылые (около 300 тыс. видов).





Сидячебрюхие Стебельчатые


Пилильщики Наездники

Рогохвосты Орехотворки

Осообразные

Муравьиные

Пчелиные


1. Пилильщики – это небольшие перепончатокрылые, у которых между грудью и брюшком нет стебелька, ротовые органы грызущие. Название пилильщиков вызвано тем, что самки их имеют пилообразный яйцеклад, которым пропиливают ткани растений для откладки яиц. Т.е. яйцеклад самки напоминает пилу.

2. Рогохвосты – получили свое название за то, что самки их имеют длинный яйцеклад, твердый как рог.


3. Наездники это паразитические перепончатокрылые. Самки их разыскивают жертву, садится на неё, как бы оседлав (отсюда название – наездники) и заражает её, откладывая свои яйца. Вышедшие из яйца личинки развиваясь, поедая жертву, которая медленно гибнет. Большинство наездников – паразиты насекомых, встречаются и паразиты пауков, клещей.


4. Орехотворки. Самки орехотворок откладывают яйца в мякоть листа.


5. Осообразные. Тело осы голое или покрыто редкими волосками. Для многих ос характерна темная окраска с желтыми, оранжевыми или красными полосами и пятнами. Жало у ос без зазубрин, поэтому оса может жалить несколько раз. Среди ос много одиночных, которые устраивают гнезда в земле, на откосах в песке. К общественным осам относится всем известная обыкновенная оса, черная с желтым рисунком. Она устраивает гнездо в брошенных норках грызунов.

Одна из наиболее крупных ос – шершень. Ужаления шершней болезненны, а иногда и опасны.


Жалоносные перепончатокрылые – это всем известные осы, пчелы, шмели и муравьи. Жалоносными их называют за то, что у самок яйцеклад, втянутый в брюшко, превратился в жало – орудие защиты и нападения.


Муравьи – это жалоносные перепончатокрылые, но жало у них очень короткое, поэтому они жалить не могут. Муравьи живут большими семьями и устраивают свои гнезда самым разнообразным образом, чаще всего в земле или на её поверхности, в дуплах, старых пнях и т.д.

У муравьев сильно выражены различия между отдельными группами особей. Так, рабочие муравьи всегда бескрылы. Самцы и самки крылатые, но самки после оплодотворения сами обламывают крылья. Кроме рабочих муравьев в семьях часто имеются и солдаты. Личинки муравьев белые и безногие.



2. Работа по учебнику.

Стр. 93. Строение рабочей пчелы.

Вопрос: В чем состоит приспособленность рабочей пчелы к защите от врагов, к сбору нектара и пыльцы?


3. Работа по компьютерному учебнику.

Вопрос на карточке.


III. Закрепление.


1. Просмотр фильма «ВВС. Жизнь насекомых. Муравьи».


2. Сообщение учащегося на тему «Жизнь пчелиной семьи».

Выступление сопровождается мультимидийной презентацией.


БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЧЕЛ

Медоносные пчелы принадлежат к отряду перепон­чатокрылых класса насекомых.

Главной особенностью жизнедеятельности медонос­ных пчел является то, что за миллионы лет своего су­ществования они приобрели способность жить, размно­жаться и производить мед только в условиях специаль­ным образом организованного сообщества — пчелиной семьи.

При этом пчелиная семья представляет собой не про­сто массу одинаковых насекомых, а своего рода кол­лектив, каждый член которого выполняет свои специ­фические обязанности. В то же время ни одна из групп особей внутри семьи не может существовать независи­мо от других.


Слайд№2

Состав пчелиной семьи

В состав пчелиной семьи входят:

  • матка,

  • рабочие пчелы;

  • трутни;

  • расплод.

Матка и рабочие пчелы являются женскими особями. Трутни представляют собой мужские особи. В семье пчел обычно находится только одна матка. Трутни живут в пчелиной семье лишь в летнее время. Количественный состав сильной, большой семьи мо­жет достигать шестидесяти-восьмидесяти тысяч пчел, а масса ее — шести-восьми килограммов, а иногда дохо­дит и до десяти килограммов.

В слабой семье насчитывается от десяти до пятнад­цати тысяч пчел.


Все основные органы рабочих пчел приспособлены к выполнению многообразных трудовых обязанностей.

К таким органам относятся:

  • хоботок;

  • медовый зобик;

  • корзинки на задних ножках (обножки);

  • крылья;

  • железы, вырабатывающие молочко;

  • восковые зеркальца;

  • жало.

Длинным хоботком рабочие пчелы добывают не­ктар из цветков.

Медовый зобик представляет собой резервуар для пе­реноски нектара и воды.

Корзинки на задних ножках предназначены для сбора и транспортировки цветочной пыльцы.

Хорошо развитые крылья служат не только для по­лета, но и для вентилирования ульев.

Железы, вырабатывающие молочко, производят пищу для кормления матки и личинок.

Восковые зеркальца выделяют воск для постройки сотов.

Жало представляет собой оружие пчел для защиты от врагов. Жало медоносных пчел, в отличие от других перепончатокрылых, имеет зазубрины; его нельзя выта­щить из раны, поэтому, ужалив врага, пчела погибает, так как вместе с жалом выдираются ее внутренности.

Распределение обязанностей среди рабочих пчел за­висит от их возраста и природных условий.

На 2—3-й день после выхода из ячейки они выполня­ют первую в своей жизни работу по чистке ячеек сотов. С 3—5-го дня жизни пчелы совершают короткие вы­леты из улья для освобождения от кала.

Пчелиный мед — высококачественный диетический продукт питания и лечебное средство от многих бо­лезней.

Среди цветочных медов различают липовый, гре­чишный, клеверный, подсолнечниковый, кипрейный и другие. Химический состав меда зависит от вида медонос­ных растений, климатических условий, в которых эти растения произрастают, и способа товарной обработки меда.

Использование меда в медицине

Пчелиный мед способствует профилактике и лече­нию сердечно-сосудистых и легочных, нервных, про­студных, кожных, глазных заболеваний, а также зажив­лению ран.

Применяется также в косметике.

Мед лучше принимать два-три раза в день за пол­тора-два часа до еды или через три часа после приема пищи.

Мед полезен детям и пожилым людям, нередко стра­дающим пониженным обменом веществ.

Он рекомендуется выздоравливающим после тяже­лых операций.

С медом пьют чай, подают мед к блинам и оладьям.

3. Решение задачи.

Задача: Чтобы выработать 100 г меда, пчела должна посетить примерно 1 000 000 цветков. Чтобы собрать 1 кг. меда, пчеле нужно принести 120 – 150 тыс. взятков нектара. За каждым взятком она летит 3 км. Сколько километров необходимо пролететь пчеле, чтобы собрать 1 кг меда?


Решение:

1 взяток – 3 км.

На 1 кг – 120 – 150 тыс. взятков.

  1. 120 * 3 = 360 (км).

  2. 150 * 3 = 450 (км).

Ответ: чтобы собрать 1 кг меда пчела пролетает от 360 до 450 километров.

А если цветы находятся на 3 километра от улья, то пчеле необходимо пролететь туда и обратно. В этом случае нужно полученный ответ умножить на 2 (обратный путь).


IV. Итог урока.

Выставление оценок.

Что узнали нового?


V. Домашнее задание.

§ 19. Сообщения по темам:

  1. Одомашненные насекомые.

  2. Насекомые, приносящие ущерб человеку.

  3. Болезни человека, переносимые насекомыми.