Этап формулирования темы урока и постановки учебной задачи. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний. 8 минут | 1.Учитель зачитывает эпиграф к уроку «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов.» Лоренс Питер Задает вопрос: «О чём же будет наш урок?» 2. Учитель обращает внимание учеников на слова на доске (производство, распределение, обмен, блага, потребление, деньги, технологии, натуральное и товарное хозяйство, производители и потребители, производительность труда) Давайте сформулируем задачи урока, используя эти слова. 3. Учитель предлагает выразить свое настроение, опасения и ожидания на урок на «фруктовом дереве». | 1.Учащиеся уточняют и формулируют тему урока (фронтальный опрос). Отвечают на поставленный вопрос, применяя знания, полученные ранее. 2. Учащиеся поочередно выбирают и объясняют значимость предложенных слов о экономике. Вместе с учителем ставят задачи урока. 3.Учащиеся выражают свое настроение на начало урока на фруктовом дереве с помощью яблок и лимонов. | Личностные: самомотивация: определение конкретной сферы познавательных интересов в рамках заявленной темы. Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи Коммуникативные: Умение обосновывать и высказывать собственное мнение в форме связного ответа. Познавательные: Анализировать (выделять главное). Определять понятия. | Опрос Беседа. |
Этап усвоения новых знаний и первичное закрепление знаний. 25 минут Физкультминутка 1 минута | 1.Учитель предлагает ответить на вопрос: Каковы стадии движения экономических благ? Показывает и комментирует по презентации или с помощью иллюстраций на стр. 67 стадии производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. 2.Учитель предлагает закрепить полученные знания, решением задач. (Метод «Экспертиза») Задача 1. Иван приобрёл в книжном магазине необходимые учебники. Этот пример иллюстрирует 1) распределение 2) обмен 3) производство 4) потребление. Задача 2. К какому виду экономической деятельности относится продажа товаров в магазине? 1) производству 2) распределению 3) обмену 4) потреблению
Что движет людьми, когда они создают экономические блага? Что необходимо для создания благ? Учитель объясняет проблему выбора в условиях постоянно растущих человеческих потребностях и ограниченности ресурсов. Задача 3. Вам необходимо сделать рациональный выбор при покупке продуктов питания на ужин для 4 человек, имея ограниченный бюджет 500 руб. Каждый продукт имеет свою стоимость, вы выбираете нужные, на ваш взгляд, и подсчитываете стоимость. После выполнения задания учитель подводит итог, что взрослым приходится каждый день осуществлять рациональный выбор, имея ограниченный финансовые ресурсы. (используя материал стр. 82) Комментирует ответы. 3. Учитель кратко рассказывает о натуральном и товарном хозяйстве и организует работу по заполнению рабочего листа к уроку с использованием текста учебника стр 69. Натуральное хозяйство | Товарное хозяйство | Положительные черты и особенности | Недостатки | Положительные черты и особенности | Недостатки | | | | | Организует устную проверку. Учитель задает вопрос: у многих семей в нашей стране есть дача, на которой выращивают что-то для себя или приусадебный участок, можно ли считать такое хозяйство натуральным? В чем разница? Физ.минутка 4. Учитель предлагает встать тем ребятам, кто совершает покупки, затем, тем кто что-то производит или выращивает сам, пожав руки друг другу. 5. Учитель подводит к пониманию того, что на рынке существуют два основных участника экономических отношений: производитель и потребитель. Просмотр фрагмента мультфильма «На рынке корову старик продавал». Учитель подводит к к проблемному вопросу - В чем заинтересованы производители и потребители на рынке товаров и услуг, производя и потребляя экономические блага? Учитель в простой форме формулирует закон спроса и закон предложения (в зависимости от цены товара, ожиданиях) Подводит учащихся к пониманию того, что экономика – не просто наука об использовании ограниченных ресурсов, но наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов. Она является неотъемлемой частью современной жизни. (возвращаясь к эпиграфу урока) | 1.Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. 2. В парах в течение 3 минут решают поставленные задачи Ответ учеников: потребности. Ресурсы. Решают практическую задачу в парах. 3. Заполняют рабочий лист индивидуально. Затем идет коллективная проверка. Отвечают на поставленный вопрос. Делаются выводы о типах хозяйства и их значимости в современном мире. 4. Выполняют разминку. 5. Учащиеся обсуждают вопрос в парах. Затем заполняют кластер на ватмане о факторах рационального поведения участников экономической жизни. Обсуждение. Делают выводы. | Личностные: выявление собственного отношения к проблеме. Регулятивные: планирование, прогнозирование исследовательской деятельности; выбор комфортного алгоритма исследовательской работ; в сотрудничестве с учителем, классом решение учебной задачи. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; умение анализировать текст. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение интегрироваться в парах сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; формулировать собственное мнение и отстаивать позицию. Познавательные: Ставить перед собой цель. Устанавливать причинно-следственные связи. Использовать и понимать информацию, представленную в виде иллюстраций. Обобщать, делать выводы. | Беседа Решение задач Работа с текстом Работа в парах |
Рефлексия. 4 минуты | Учитель организует рефлексию с целью выявления впечатлений учащихся, ожиданий и опасений. Учитель предлагает желающим пройти тестирование по теме на портале «Российской электронной школы» (http://resh.edu.ru/subject/lesson/2929/train/#174827 ) Учитель побуждает учащихся к аналитическому оцениванию собственного впечатления от урока и своих результатов. Метод «Фруктовое дерево». Сравнивает с деревом на начало урока. | Решают тест. Учащиеся вещают фрукты на дерево. При выборе лимона объясняют, что не получилось на уроке.
| Личностные: формирование оценки проблем семьи и брака на основе сформированных личностных ценностей; формирование самооценки и взаимооценки, осознание обучающимися своей учебной деятельности Регулятивные: контроль, оценка, коррекция собственных действий (и внимания). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, чувства в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: Строить логическое рассуждение. Обобщать, делать выводы на основе аргументации | Тестирование. Анализ работы |
Домашнее задание и выставления оценок 5 минут | 1. Учитель объявляет и комментирует отметки. 2. Учитель задает домашнее задание: п. 8; творческое задание №8 стр 72 и сочинение-рассуждение: «Экономика в моей жизни». Сочинение направлено на углубление размышлений о важности экономики для общества, и формулирования более полных выводов по теме. | 1. Учащиеся выдвигают предложения по оцениванию работы на уроке. 2. Записывают домашнее задание в дневник. | Регулятивные: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка. | |