СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока ОРКиСЭ по теме "В тебе рождается патриот и гражданин"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока ОРКиСЭ к учебнику: А.И. Шемшуриной «Основы светской этики» 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока ОРКиСЭ по теме "В тебе рождается патриот и гражданин"»

Проектирование урока по теме «В тебе рождается патриот и гражданин»


Учебник: А.И. Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс

Основная цель темы: формирование ценностного отношения к Родине, к её истории.

Задачи

С точки зрения учителя

Образовательные

Познакомить с понятиями «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность», «долг гражданина». Дать представление о патриотизме и гражданственности на примере конкретного жизненного примера и литературной были «От детей сорок четвёртого года».

Развивающие

Развивать речь, мышление; умение высказывать свою точку зрения, делать выводы.

Воспитательные

Воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за свою Родину.

Предмет усвоения: патриотизм, патриот, гражданин, гражданственность, долг гражданина

Тип урока: комбинированный

Ресурсы урока (средства обучения): презентация, ПК, учебник А.И. Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс

Этапы усвоения

Этапы урока, цели


Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности.

Цель: организовать начало урока; создать эмоционально-психологический настрой на урок.

Здравствуй, мир! (поднимают руки вверх) Здравствуй, друг! (поворачиваются лицом друг к другу) Здравствуй, миг! (делают шаг вперед) Здравствуй, век! (делают шаг назад) Здравствуй, добрый человек! Садитесь. Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

Подготовка к восприятию

Актуализация опорных знаний, умений.

Цель: повторить и обобщить пройденный материал.


На какой главный вопрос мы находили ответ на прошлом уроке? (С чего начинается Родина?) Что такое Родина? С чем она неразрывно связанна? (с природой, домом, семьёй, малой родиной) Слово Родина пишется в разных случаях и с маленькой буквы, и с большой. Когда мы говорим о родине, как о месте, где мы родились, тогда будем писать с…(маленькой буквы), а если мы под словом Родина подразумеваем всю нашу необъятную страну или нашу планету, то и напишем с…(большой буквы).

Учебное задание №1 Пропущенные слова

Учебная задача для учителя: проверить знания учащихся

Учебная задача для учащихся: продемонстрировать знания

Организация работы: Предлагаю выполнить задание на слайде. Вставьте слова «Родина», «родина» в пропущенные места.

1)Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля –

Это русское приволье,

Это … моя.

2) Моя … - Иркутск. 3)Планета Земля – это … всех жителей нашей планеты.

Какой вывод мы можем сделать? Родина - это то место где мы родились и живём, это родной двор и дом. Родина нас объединяет (на слайде)

Организация контроля: сверка с образцом

Посмотрите на слова и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Учебное задание № 2 Формулирование темы

Учебная задача для учителя: подвести учащихся к формулированию темы урока

Учебная задача для учащихся: сформулировать тему урока

Организация работы: на доске слова: патриот, в тебе, гражданин рождается, и. Дети формулируют тему урока (В тебе рождается патриот и гражданин)

Организация контроля: дети формулируют тему

Откроем учебники на стр.144 и проверим, правильно ли мы сформулировали тему урока. Давайте сформулируем вопросы на которые мы должны найти ответы на уроке (учащиеся формулируют вопросы). Молодцы, на слайде я вывела вопросы, на которые нам предстоит найти ответы. Как называют человека, который любит свою Родину? Что, значит, проявлять любовь к родине и как называется это качество? Может ли патриотизм проявляться в мирное время? Что такое долг гражданина? Начнем поиск ответов.

Восприятие

осмысление

Открытие нового знания.

Цель: познакомить учащихся с понятиями «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность», «долг гражданина».


Как вы думаете, как называют человека, который любит свою Родину? А что, значит, проявлять любовь к родине и как называется это качество? (Ответы детей) Мы нежно и горячо любим свою Родину. Это любовь в учебнике обозначена понятиями патриот и патриотизм. Как часто вы слышите эти слова? Кто такой патриот? А что такое патриотизм? Обратите внимание на слайд. Запишите в тетрадь определения слова патриот и патриотизм. Патриот – это человек, одушевленный патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. Достаточно ли одной любви к своему Отечеству, чтобы называться патриотом? В чем проявляется патриотизм? Найдите в учебнике ответ на данный вопрос на стр.144 4 абзац. Кого бы вы назвали патриотом России и почему? А какими слова вы можете обозначить потребность человека стоять на страже Отчизны, быть её защитником и хранителем? Что они объединяют в себе? Найдите в учебнике ответы на данные вопросы на стр.144-145 5 абзац (Это слова гражданин и гражданственность). Патриотизм советских людей проявилась в полной мере в годы ВОВ. В опасности оказалось Отечество, Родина, и миллионы патриотов встали на её защиту. В этом была не только их гражданственность, но и их долг гражданина своей страны. Ответьте мне на вопрос: кто такой гражданин и являетесь ли вы гражданами? Гражданин это человек, проживающий в определенной стране, обладающий правами и обязанностями. Гражданственность- это осознание своих прав и обязанностей по отношению к государству. Гражданский долг- долг, свойственный гражданину как сознательному члену общества.

Учебное задание №3 Беседа с опорой на учебник

Учебная задача для учителя: познакомить с понятиями «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность», «долг гражданина»

Учебная задача для учащихся: познакомиться с понятиями «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность», «долг гражданина»

Организация работы: фронтальная и индивидуальная работа

Организация контроля: ответы детей

Предлагаю немножко отдохнуть.

Физминутка

Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись,  давай, дружок. Ещё попрыгай: 1, 2, 3! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз. И за парту вновь садись.

Закрепление

Применение

Закрепление новых знаний, умений

Цель: закрепить полученные знания.

Учебное задание № 4 Работа с военной былью «От детей сорок четвёртого года»

Учебная задача для учителя: проверить усвоение пройденной темы

Учебная задача для учащихся: продемонстрировать усвоение пройденной темы

Организация работа: индивидуальная работа

Откройте стр.146. Прочитайте военную быль, которая называется «От детей сорок четвертого года». Понравилась ли вам быль? Зачем братья приезжают к этому постаменту каждый год? (Почтить память, в знак благодарности, возможно, это их гражданский долг) Какие моменты вас взволновали, удивили, поразили? Какие чувства у вас вызвала эта быль? Можно ли назвать Василия и Антона гражданами и патриотами? Как вы думаете, зачем в учебник включили эту быль?

Организация контроля: ответы на вопросы

Я бы хотела вам рассказать одну историю. Послушайте её внимательно и подумайте, а может ли патриотизм проявляться в мирное время. Дмитрий Носов в 2004 году на Олимпийских играх в Афинах завоевал бронзовую медаль по дзюдо, выйдя бороться на татами со сломанной рукой. Ему стоя аплодировал переполненный зал. Дмитрий вышел биться за 3место с одной рукой. Вторую, висевшую плетью, зафиксировали врачи. Он вышел и выиграл. «Такого не бывает!» – не поверили эксперты. На вопрос: «Как можно при такой травме продолжать борьбу?» Дмитрий ответил коротко: «Я Русский». Так может ли патриотизм проявляться в мирное время? (Да) Любовь каждого человека должна проявляется не только на словах, но и на деле. Мы любим свою семью лишь просто, потому, что они у нас есть, так и Родина мы любим её за то, что она у нас есть.

Подведение итогов

Подведение итогов.

Цель: контроль за результатами деятельности.

Скажите, мы ответили на все вопросы, которые сформулировали в начали урока? Что такое патриотизм? Кто такой патриот и гражданин своей страны? Что такое гражданственность? В чём заключается долг гражданина?

Обсуждение и запись домашнего задания.

Цель: сообщить учащимся домашнее задание и разъяснить, как его выполнять.

Запишем домашние задание. Найдите пословицы, определяющие человека как гражданина и как патриота.

Рефлексия

Цель: сформировать умение оценивать свою работу на уроке.

Что нового вы узнали на уроке? Что вас больше всего заинтересовало? Я предлагаю вам выразить своё отношение к сегодняшней  теме через создание синквейна в парах. У вас на партах лежат готовые заготовки.

Спасибо, ребята, за урок. Я думаю, что он затронул ваши души,  и вы обязательно станете настоящими гражданами и патриотами нашей Родины. Ведь именно в такие минуты в вас действительно рождается патриот. А патриотом быть можно и в мирное время.  Спасибо за отличную работу. Рада была с вами поработать. До свидание.