| Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности. Цель: организовать начало урока; создать эмоционально-психологический настрой на урок. Здравствуй, мир! (поднимают руки вверх) Здравствуй, друг! (поворачиваются лицом друг к другу) Здравствуй, миг! (делают шаг вперед) Здравствуй, век! (делают шаг назад) Здравствуй, добрый человек! Садитесь. Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. |
| На какой главный вопрос мы находили ответ на прошлом уроке? (С чего начинается Родина?) Что такое Родина? С чем она неразрывно связанна? (с природой, домом, семьёй, малой родиной) Слово Родина пишется в разных случаях и с маленькой буквы, и с большой. Когда мы говорим о родине, как о месте, где мы родились, тогда будем писать с…(маленькой буквы), а если мы под словом Родина подразумеваем всю нашу необъятную страну или нашу планету, то и напишем с…(большой буквы). Учебное задание №1 Пропущенные слова Учебная задача для учителя: проверить знания учащихся Учебная задача для учащихся: продемонстрировать знания Организация работы: Предлагаю выполнить задание на слайде. Вставьте слова «Родина», «родина» в пропущенные места. 1)Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля – Это русское приволье, Это … моя. 2) Моя … - Иркутск. 3)Планета Земля – это … всех жителей нашей планеты. Какой вывод мы можем сделать? Родина - это то место где мы родились и живём, это родной двор и дом. Родина нас объединяет (на слайде) Организация контроля: сверка с образцом Посмотрите на слова и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Учебное задание № 2 Формулирование темы Учебная задача для учителя: подвести учащихся к формулированию темы урока Учебная задача для учащихся: сформулировать тему урока Организация работы: на доске слова: патриот, в тебе, гражданин рождается, и. Дети формулируют тему урока (В тебе рождается патриот и гражданин) Организация контроля: дети формулируют тему Откроем учебники на стр.144 и проверим, правильно ли мы сформулировали тему урока. Давайте сформулируем вопросы на которые мы должны найти ответы на уроке (учащиеся формулируют вопросы). Молодцы, на слайде я вывела вопросы, на которые нам предстоит найти ответы. Как называют человека, который любит свою Родину? Что, значит, проявлять любовь к родине и как называется это качество? Может ли патриотизм проявляться в мирное время? Что такое долг гражданина? Начнем поиск ответов. |
| Как вы думаете, как называют человека, который любит свою Родину? А что, значит, проявлять любовь к родине и как называется это качество? (Ответы детей) Мы нежно и горячо любим свою Родину. Это любовь в учебнике обозначена понятиями патриот и патриотизм. Как часто вы слышите эти слова? Кто такой патриот? А что такое патриотизм? Обратите внимание на слайд. Запишите в тетрадь определения слова патриот и патриотизм. Патриот – это человек, одушевленный патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. Достаточно ли одной любви к своему Отечеству, чтобы называться патриотом? В чем проявляется патриотизм? Найдите в учебнике ответ на данный вопрос на стр.144 4 абзац. Кого бы вы назвали патриотом России и почему? А какими слова вы можете обозначить потребность человека стоять на страже Отчизны, быть её защитником и хранителем? Что они объединяют в себе? Найдите в учебнике ответы на данные вопросы на стр.144-145 5 абзац (Это слова гражданин и гражданственность). Патриотизм советских людей проявилась в полной мере в годы ВОВ. В опасности оказалось Отечество, Родина, и миллионы патриотов встали на её защиту. В этом была не только их гражданственность, но и их долг гражданина своей страны. Ответьте мне на вопрос: кто такой гражданин и являетесь ли вы гражданами? Гражданин это человек, проживающий в определенной стране, обладающий правами и обязанностями. Гражданственность- это осознание своих прав и обязанностей по отношению к государству. Гражданский долг- долг, свойственный гражданину как сознательному члену общества. Учебное задание №3 Беседа с опорой на учебник Учебная задача для учителя: познакомить с понятиями «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность», «долг гражданина» Учебная задача для учащихся: познакомиться с понятиями «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность», «долг гражданина» Организация работы: фронтальная и индивидуальная работа Организация контроля: ответы детей Предлагаю немножко отдохнуть. Физминутка Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись, давай, дружок. Ещё попрыгай: 1, 2, 3! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз. И за парту вновь садись. |
Закрепление Применение | Закрепление новых знаний, умений Цель: закрепить полученные знания. Учебное задание № 4 Работа с военной былью «От детей сорок четвёртого года» Учебная задача для учителя: проверить усвоение пройденной темы Учебная задача для учащихся: продемонстрировать усвоение пройденной темы Организация работа: индивидуальная работа Откройте стр.146. Прочитайте военную быль, которая называется «От детей сорок четвертого года». Понравилась ли вам быль? Зачем братья приезжают к этому постаменту каждый год? (Почтить память, в знак благодарности, возможно, это их гражданский долг) Какие моменты вас взволновали, удивили, поразили? Какие чувства у вас вызвала эта быль? Можно ли назвать Василия и Антона гражданами и патриотами? Как вы думаете, зачем в учебник включили эту быль? Организация контроля: ответы на вопросы Я бы хотела вам рассказать одну историю. Послушайте её внимательно и подумайте, а может ли патриотизм проявляться в мирное время. Дмитрий Носов в 2004 году на Олимпийских играх в Афинах завоевал бронзовую медаль по дзюдо, выйдя бороться на татами со сломанной рукой. Ему стоя аплодировал переполненный зал. Дмитрий вышел биться за 3место с одной рукой. Вторую, висевшую плетью, зафиксировали врачи. Он вышел и выиграл. «Такого не бывает!» – не поверили эксперты. На вопрос: «Как можно при такой травме продолжать борьбу?» Дмитрий ответил коротко: «Я Русский». Так может ли патриотизм проявляться в мирное время? (Да) Любовь каждого человека должна проявляется не только на словах, но и на деле. Мы любим свою семью лишь просто, потому, что они у нас есть, так и Родина мы любим её за то, что она у нас есть. |
Подведение итогов | Подведение итогов. Цель: контроль за результатами деятельности. Скажите, мы ответили на все вопросы, которые сформулировали в начали урока? Что такое патриотизм? Кто такой патриот и гражданин своей страны? Что такое гражданственность? В чём заключается долг гражданина? Обсуждение и запись домашнего задания. Цель: сообщить учащимся домашнее задание и разъяснить, как его выполнять. Запишем домашние задание. Найдите пословицы, определяющие человека как гражданина и как патриота. Рефлексия Цель: сформировать умение оценивать свою работу на уроке. Что нового вы узнали на уроке? Что вас больше всего заинтересовало? Я предлагаю вам выразить своё отношение к сегодняшней теме через создание синквейна в парах. У вас на партах лежат готовые заготовки. Спасибо, ребята, за урок. Я думаю, что он затронул ваши души, и вы обязательно станете настоящими гражданами и патриотами нашей Родины. Ведь именно в такие минуты в вас действительно рождается патриот. А патриотом быть можно и в мирное время. Спасибо за отличную работу. Рада была с вами поработать. До свидание. |