СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по библейской истории и христианской этике на тему "Голос совести. Совесть и раскаяние" (2 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по библейской истории и христианской этике на тему "Голос совести. Совесть и раскаяние" (2 класс)»

Класс: 2

Раздел I « Мир, наполненный любовью»

Урок № 4

Тема урока: Голос совести. Совесть и раскаяние

Тип урока: комбинированный

Методы и технологии обучения: технология развивающего обучения

Стихи из Библии: 3 Цар. 12:26-13:24

Ключевой стих: «Будьте же исполнители слова, а не слушатели только, обманывающие самих себя»( Иак.1:22)

Ключевые понятия: добро, зло, совесть, быть в ладу со своей душой и совестью, раскаяние (покаяние).

Цель урока: сформировать православные представления о совести и раскаянии в поведении и внутреннем состоянии человека.

Задачи урока: обучающая: - изучение новых знаний о православных понятиях: совесть, стыд, раскаяние;- сообщение новых фактов из Библии; - отработка речевых навыков; - изучение новой лексики; - освоение учащимися христианской позиции по отношению к совести и бессовестности, о совести и раскаянии, - формирование представления о роли покаяния в духовной жизни человека.

развивающая:- формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи,
- развивать умение сравнивать и находить различия и сходства у изучаемых объектов,
- развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение, - усвоить влияние покаяния на состояние совести; формировать у учащихся навык размышления.

воспитывающая: - воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность существования и деятельности в ученическом коллективе (критичности и самокритичности, великодушия, благородства, человечности, чуткости и гуманности, вежливости, тактичности, уважительности, скромности, дружелюбия, приветливости, стремления к взаимовыручке).

- воспитать привычку вести диалог со своей совестью, что значит, прислушиваться к голосу Бога в себе.- осознать разницу между покаянием и признанием ошибки.- способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков.


Оборудование: мультимедиа проектор, слайд со словарными определениями слов добро, зло, совесть, раздаточный материал.


Ход урока.

  1. Организация деятельности учащихся. (1,5мин)


Учитель. Ребята, я шла к вам на урок и мне повстречался почтальон Печкин. Он нес вам телеграмму с какими- то непонятными зашифрованными словами. Он просил ему помочь разобраться. ( Игра «Жили –были Со и Бес(з)» (СЛАЙД 5)


Групповая работа: (детям выдаются телеграммы со словами, в которых пропущены гласные буквы)

1 группа: расшифровка слов, которые начинаются со слога СО (сор.д.в.н.., соп.р.ж.в.н.., состр.д.н.., соч.вств.., сож.л.н..)

2 группа: расшифровка слов, которые начинаются со слога БЕС (бесс.в.стн.й, безж.л.стн.й, бесч.вств.нн.й, бесч.л.в.чн.й, бесс.рд.чн.й, безнр.вств.нн.й, беск.льт.рн.й)


  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала: актуализация знаний. (1,5 мин)

Актуализация знаний понятий «хорошо- плохо», «добро -зло»


Беседа:

Какие чувства отображают ваши слова? (Добрые - злые)

Какие из них можно назвать греховными?

С каким человеком вы бы хотели дружить? Почему?

Что мы испытываем, когда совершаем недоброе? (Стыд)

Комментарий учителя:

Слова, которые начинаются со слога Со, означают близость к чему – либо в жизни человека: беде – радости, горю – счастью.

Слова, которые начинаются со слога Без, означает отсутствие чего – либо в человеке: жалости, воспитанности.

Как вы думаете, кто или что нам подсказывает, что мы совершаем хорошее или плохое?

Давайте вместе разберёмся.

  1. Этап изучения новых знаний и способов деятельности (6 мин)

(просмотр сюжета №1 «Лунтик и его друзья» ( 14 сек.)


Озвучивание темы урока.

Обсуждение темы урока с учащимися: Как вы понимаете тему урока?( у детей на партах листочки, на которых они пишут свои ответы и прикрепляют к доске)


 Учитель. А что-же ответил Лунтику его дядюшка? (просмотр сюжета №2 «Лунтик и его друзья» ( 25 сек.)



Чтение по ролям текста по рассказу В. Сухомлинского. (текст лежит на партах)


В. Сухомлинский

Стыдно перед соловушкой

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. (сюжет №3-16 сек)Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.
— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля. — Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
— Стыдно... перед соловушкой,— тихо ответила Лида.

Аналитическая беседа по содержанию рассказа.

Возможные вопросы учителя: - Почему Лида забрала с собой мусор? -Как она объяснила свой поступок? - Давайте понаблюдаем за настроением девочки. Прочитайте, чем занималась Лида до пения соловья? - Докажите словами из текста, что настроение у Лиды изменилось. - Совершила ли Лида хороший поступок? Какой? - Можно ли сказать, что в Лиде проснулась совесть? - Почему стыдно может быть даже перед соловьём?

IV.Этап закрепления изученного (8 мин)

Учитель. Если Совесть в человеке работает, работает его душа. (сюжет № 4- 24 сек). Можно даже сказать, что Господь поручил совести 2 дела: (СЛАЙД 9)

  1. Перед выбором совесть подсказывает – можно – нельзя;

  2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Я же говорила, что нельзя! Исправься!»

Беседа

Учитель: Стыд оставляют зарубки, раны на душе, которые никогда не забываются.

Как нужно жить с совестью?(СЛАЙД 10)

Вывод: Жить с совестью нужно в ладу.

Учитель: Что нужно делать, чтобы не болеть, не стыдиться?

Давайте выработаем правило. Ваши предложения.

Надо:

  1. Слышать совесть;

  2. Слушать совесть;

  3. Поступать по её подсказкам.

Если не следовать этим правилам, что будет делать с нами совесть?

Работа в двух группах над афоризмами и пословицами.(по 3-4 на выбор) (2 мин) (СЛАЙД11)

Дети подбирают пословицы и поговорки, написанные на 2 карточках ( на одной начало поговорки или высказывания, на другой- продолжение). Объясняют, почему им понравилась именно эта пословица:

Карточка № 1

Самое главное украшение — чистая совесть. Цицерон

Чистая совесть есть постоянный праздник. Сенека

Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. Пушкин А. С.

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце. Пушкин А. С.

Совесть — лучшая нравоучительная книга…, в нее следует чаще всего заглядывать. Паскаль Блез

Закон, живущий в нас, называется совестью. Никогда не поступайте против совести. Эйнштейн А.

Совесть — это наш внутренний судья…Гольбах П.

Наша совесть — судья непогрешимый, пока мы не убили ее. Бальзак О.



Карточка № 2

  • Говори по делу, живи по совести (русская пословица)

  • От человека утаишь, от совести не утаишь.

  • Совесть без зубов, а грызет.

  • Добрая совесть — глаз Божий / глас Божий.

  • Совесть мучит, снедает, томит и убивает.

  • Есть совесть, есть и стыд; а стыда нет — и совести нет.

  • Ни бога не боится, ни людей не стыдится.

  • От человека утаишь, а от совести не утаишь.



Дети зачитывают результат работы

Возможные задания к карточке №1. Продолжите предложение словами из афоризмов. (СЛАЙД 12)

Совесть бывает … чистой

Совесть – это…. Судья, когтистый зверь, закон, нравоучительная книга.

Когда совесть молчит? Когда мы убиваем её..

Задание к карточке №2. Продолжите предложение словами из афоризмов.

Совесть бывает … доброй

Совесть – это…. Глас Божий.

Учитель. Почему нельзя поступать против совести?

Будет плохо, совесть будет мучить, не давать спать, грызть, томить, убивать,

Что сопровождает совесть? Стыд.

V. Этап применения новых знаний. Мини проектная деятельность.

Учитель: обратимся к словарям. Как же в них объясняется слово «Совесть».

Группа « учёных» поработала над разными словарями и сейчас нам выскажет свою точку зрения. А вы выберете то определение этого слова, которое вам ближе.

(Формирование критического мышления) (СЛАЙД 13)

   Толковый словарь Владимира Даля: Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.
   Словарь по общественным наукам: Совесть — моральное осознание того, что является добром и злом.
   Словарь Ушакова: Совесть — внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение.

Учитель: Так же и в русском языке СО и ВЕСТЬ – СОпричастность Бога к твоим помыслам и делам, его осуждение или похвала, ВЕСТЬ от Бога твоей душе.

Какое определение вам по душе?

Значит, Бог всегда рядом с тобой, он подсказывает, предостерегает, переживает за нас. Когда мы не мучаемся угрызениями совести, наша душа умирает, холодеет. В нас умирает живительная частичка Бога. Поэтому такого человека во все времена называли БЕССОВЕСТНЫМ.

Совесть побуждает человека делать хорошее и избегать делать злое, сопровождая хорошие поступки чувством радости и удовлетворения, а плохие поступки – чувством стыда, страхами и душевными муками, которые часто называются «угрызениями совести».

Совесть – это……прибор….( сюжет №5 – 1 мин. 29 сек) (СЛАЙД 14)


VIII. Этап обобщения и систематизации знаний. (8 мин)


 Учитель.  Итак, мы выяснили, что совесть способна взывать к нашим чувствам и эмоциям, воле и разуму, побуждая нас поступать в соответствии с тем, что мы считаем добрым и правильным.
Кто – нибудь из вас пробовал проследить за собой, хорошо ли он пользуется дарами, данными Богом?

- А когда мы теряем то, что подарил нам Бог? - Когда не хотим делать добра себе и другим людям – не исполняем воли Божией? - А что в нас подсказывает, что хорошо, а что плохо?

Я спрашиваю, а вы отвечаете: хорошо или плохо, ПОДНИМАЯ СИГНАЛЬНЫЕ ФЛАЖКИ (лежат на партах)

Благодарить после еды? Оставлять после себя огрызки хлеба? Помогать маме убирать дом?

Обзываться плохими словами? Драться? Делиться тем, что у тебя есть? ….. и т.д.

Тот голос, который подсказывает нам, что хорошо, а что плохо – это и есть наша совесть. Это именно она подсказывает нам, что надо стыдиться дурных поступков и исправлять зло добром. Совесть – это голос Божий внутри человека. (СЛАЙД 15)

Посмотрите на пламя свечи (зажигается свечка). Совесть в нашей душе – это словно огонёк свечи. Совесть не спит – и светло в душе человека. Если мы не будем забывать о ней, будем спрашивать у совести: «Хорошо ли то, что я делаю?», то совесть наша никогда не угаснет. А если мы не будем беречь совесть (взмах руки над пламенем свечи) - станем обманывать, обзывать, грубить, будем злыми, равнодушными людьми. Что будет? (огонёк гаснет). Было в сердце светло, а что теперь? Тьма. И никто внутри нас не подскажет – как делать добро и не делать зла.

Вывод: совесть помогает человеку стать лучше, а значит, помогает прийти к Царствию Небесному.

Надо советоваться с совестью, прежде, чем начать что – то делать. В нас горит божественный огонь. Наша задача – передать его другим людям. Но если мы не будем работать над своим духом, проявлять волю, трудолюбие, терпение, то этот свет погаснет, и наша душа пропадёт, погибнет.

(СЛАЙД 16) Совесть можно возродить, воскресить раскаянием. Тогда человеку становится легко.

Учитель: Что же такое раскаяние? - То, что казалось хорошим, стало плохим.

Покаяние: согласие с криком совести - изменение душевных стремлений

Учитель: - Что просит покаяния? (Душа). - Что нужно сделать, чтобы вылечить душу, как покаяться?

Давайте продолжим вырабатывать правила. Ваши предложения.

Надо:

  1. Согласиться с голосом совести;

  2. Пересмотреть свои поступки мысли;

  3. Раскаяться, покаяться;

  4. Вымолить прощение у Бога.

Учитель:

1) Как можно понять, что твоё раскаяние принято Богом?

- Чувство радости, легкости, желание всем делать добро, всех любить.

IX. Этап контроля и самоконтроля (5 мин)

В истории нашего православного народа есть примеры того, как совесть и раскаяние влияли на судьбы людей. 

БИБЛЕЙСКИЕ ПРИМЕРЫ ДЕЙСТВИЯ СОВЕСТИ (можно оба сюжета, если есть время, можно один , а второй оставить как домашнее задание)

(СЛАЙД 17 )Сюжет …. «История о Закхее – сборщике налогов»

«Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо».

Учитель: раскаялся ли Закхей? В чём?

- Мытарь Закхей был глубоко тронут любовью и милостью Иисуса Христа. В ответ он сделал то, к чему давно побуждала его совесть: возместить убытки всем, кого он обидел и обобрал, движимый своею алчностью: Лука 19:1-8

Чему учит эта притча? Если человек искренне раскаялся, его надо простить, как Иисус.

Учитель: в чём Сила покаяния? Давайте рассмотрим икону «Отречение Петра» и посмотрим следующий сюжет.(. Об отречении Петра) (СЛАЙД 18)

История отречения Петра

В ночь, когда Иисус был предан, апостол Петр, под давлением страха, отрекся от Христа, но, услышав пение петуха, вспомнил предсказание Господа и, обличаемый совестью горько заплакал: Матфея 26:75 «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько».

Комментарий учителя к сюжету. Беседа с учениками.




X.Этап рефлексии (6 мин)



Корабль жизни ( на доске)


Учитель. Чтобы лучше понять, как важно беречь совесть, представим жизнь человеческую в виде моря. Оно может быть спокойным, может штормить. Человека можно сравнить с кораблём, несущимся по волнам. Этот кораблик, - душа человеческая. (СЛАЙД 19)

Кого мы поместим на кораблике? Что есть в душе человека? ( на партах лежат заготовки, дети зачитывают их)

- Ум, чувства, воля, желания.

Куда плывёт кораблик? Ведь не всё равно, для чего живёт человек?

- Пристань «Царство небесное».

Как найти путь к этой пристани?

Господь дал Заповеди - они указывают пути к счастью человека, то есть а Царствию Небесному. Почему? Они указывают, предупреждают человека: если нарушишь заповеди, совершишь плохой поступок, будет рана на душе. Как светофор на дороге предупреждает нас: если пойдёшь на красный свет, можешь погибнуть. Заповеди, как маяки, которые указывают дорогу кораблю (нашей душе).

Маяк указывает дорогу, но идти по пути корабль должен сам Капитан, стоящий у штурвала, должен правильно вести свой корабль. Это похоже на то, что происходит в душе человека. Я могу знать Заповеди Божьи, но я могу их и не выполнять. Именно я сам принимаю решение: поступать так или иначе. Именно я направляю свою волю – силу души – на те или иные поступки, дела. Вот почему наше Я на этой картинке представлено в виде капитана, а воля - в виде штурмана.

Что помогает капитану обнаружить, что корабль сошёл с правильного пути, курса?

- Компас.

А есть ли такой компас в человеческой душе?

- Это совесть.

Если мы нарушаем заповеди, то совесть говорит в нас. Как?

- Становится тяжело на душе.

- В таких случаях говорят: «Совесть гложет». О совести есть много пословиц и поговорок, загадок: «Беззуба, а с костьми сгложет?».

- Совесть помогает человеку исправиться угрызениями совести.

Наличие совести свидетельствует о Боге Творце, Который при создании человека, сотворил его по Своему образу и подобию (Бытие 1:27), вложив в его сердце Свой Святой Закон (способность различать добро и зло) и стремление поступать по истине.

Вера является важной частью духовной жизни и необходимым компонентом нашего спасения (Ефесянам 2:8). «Кораблекрушение веры» – это величайшая трагедия. Посему Господь и предупреждает нас о необходимости хранить чистую совесть, чтобы не потерпеть крушение веры и не потерять спасение.

На доске вы видите корабль. Он плывёт по морю жизни. Чтобы корабль не утонул, нужно на его палубу взойти с чистой совестью, с хорошими помыслами, делами, поступками. На ваших партах лежат билеты на этот корабль. Нужно написать на нём своё хорошее дело, хорошее качество характера. Тогда ты пассажир. И мы отправимся с Богом в путь.

Дети по очереди подходят, читают свои записи. Прикрепляют свой билетик к кораблю.

Учитель: Эти хорошие дела и качества не дадут утонуть нашему кораблю.

Выводы:

  • Совесть – это способность различать добро и зло,

  • Совесть помогает человеку сделать осознанный выбор в пользу добра.

  • Чистая совесть – залог духовного и физического здоровья!

  • Чистая совесть является источником внутренней радости и покоя,

  • Совесть есть голос Божий. 

  • Совесть и раскаяние следуют друг за другом.

  • Без покаяния нет прощения ни людского, ни Божьего.

  • Раскаяние и покаяние требуют активного, искреннего действия от человека.


X. Этап информации о домашнем задании (2 мин

Творческие задания на выбор по желанию :

  1. Просмотреть сюжет и ответить на вопрос « Как мы лишаемся совести? Что ее уничтожает?»

  2. работа с карточками № 1 и 2.

Карточка № 1

  • Душа разрывается

  • Душа не лежит

  • Душа не на месте

  • Душа поёт

  • На душе легко

  • В душе ангелы поют

  1. О каких поступках человека могут свидетельствовать эти высказывания? (Плохих и хороших)

  2. Наши плохие и хорошие поступки отражаются на чём? (На состоянии души и духа)

Карточка № 2

  • Падать духом – воспрянуть духом

  • Душа болит – душа поёт

  • Душа не лежит – душа в душу

  • Камень на душе – камень с души свалился

  • Плевать в душу – войти в душу

  • Кривить душой – с открытой душой

  • Душа не на месте – отдыхать душой

  1. Когда человек испытывает такие разные состояния? (Делает плохое или хорошее).

  2. Что помогает человеку изменить состояние души? (Совесть – раскаяние).

ВЫВОДЫ (2 мин)

Учитель

-Нужно всячески заставлять совесть говорить, вернее, надо заставлять себя слышать и слушаться ее, потому что она-то не молчит никогда, она говорит постоянно, хотя и тихо, а это мы ее не слушаем. Надо каяться. -

Святые отцы называют совесть зеркалом нашего послушания Воле Божией, исполнения заповедей Божиих: «Совесть да будет тебе зеркалом твоего повиновения; и сего для тебя довольно».

Всем нам надо одно помнить: самое главное это - хранение совести по отношению к Богу, ибо есть только Бог и ……..(зачитыается стих) (слайд 20)

ИМЕНЕМ СОВЕСТИ

Какие б ни грозили горести
И где бы ни ждала беда,
Не поступайся только совестью
Ни днем, ни ночью, никогда!

Ведь каждый, ну буквально каждый,
Коль жить пытался похитрей,
Встречался в жизни не однажды
С укором совести своей.

Мы вправе жить не по приказу
И выбирать свои пути.
Но против совести ни разу,
Вот тут хоть режьте, скажем сразу,
Нельзя, товарищи, идти!

Нельзя ни в радости, ни в горести,
Ни в зной и ни в колючий снег.
Ведь человек с погибшей совестью
Уже никто. Не человек!

Но тот глупец - кто совесть потеряет,
Ведь он понять не сможет никогда,
Что при рождении, одна даётся
совесть,
Даётся Богом раз и навсегда..."