СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по биологии "Сердце.Работа сердца" ( 8 класс).

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок "Сердце.Работа сердца" изучается по программе 8 класса в теме "Внутренняя среда".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по биологии "Сердце.Работа сердца" ( 8 класс).»

Открытый урок по биологии в 8 классах на тему: «Строение и работа сердца.»



Задачи: 

Образовательная: 
-Рассмотреть строение сердца;
-Сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца;
-Раскрыть особенности регуляции сердечных сокращений.

Развивающая: Развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции сердца.

Воспитательная: Продолжить формирование научно-атеистического мировоззрения: на конкретных примерах научных открытий, успехов медицины.

Оборудование:
Разборная модель сердца. Таблица с изображением строения сердца, сердечного цикла, карточки- задания. Т. С. О., компьютер, проектор.


Форма проведения: комбинированный урок


На доске: 
Эпиграф –

«К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь его, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них».

Древнегреческий врач.




Ход урока.

I. Мотивационный этап (подготовка к активному осознанному восприятию темы).

Звучит тихо музыка, и на её фоне раздается «биение сердца».


Учитель: «К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь его, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них».

Это слова безымянного древнегреческого врача. О каком органе говорится в этой цитате? Правильно … о сердце.

Итак, тема нашего урока сегодня …. Давайте её сформулируем вместе и запишем в тетрадь. А сейчас послушайте стихотворение
Э. Межелайтиса “Сердце”. 

Что такое сердце?

Камень твердый?
Яблоко с багрово – красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой,
Бьется шар, на шар земной похожий? 
Так или иначе, все земное 
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.

Много произведений посвящено “сердцу”. Кто знает хоть одно из них?

М. Горький – “смелое сердце Данко”.
Вильгем Гауф – “Холодное сердце”. Джозеф Конрад "Сердце тьмы", "Сердце на ладони" Шамякин

Какое оно сердце?
“Горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое, гордое и злое, каменное, чуткое и щедрое, открытое и черствое, глухое, черное сердце и золотое, раненое, разбитое, сердце матери и сердце друга.

Какое оно мое сердце?

II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.


  • Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют – … (внутреннюю среду организма).


  • Жидкая соединительная ткань – … (кровь).


  • Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, – … (фибриноген).


  • Химические вещества содержащие готовые антитела называются – … ( лечебной сыворотка ).


  • Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – … (эритроциты).


  • Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – … (анемия).


  • Человек, дающий свою кровь для переливания, – … (донор).


  • Защитная реакция организма, например, против инфекций – … (воспаление).


  • Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – … (иммунитет).


  • Культура ослабленных или убитых микробов, вводимых в организм человека, – … (вакцина).


  • Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком, – … (антитела).


  • К органам кровообращения относятся – … (сердце и сосуды).


  • Сосуды, по которым кровь течет от сердца – … (артерии).


  • Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями – … (капилляры).


  • Путь крови от левого желудочка до правого предсердия – … (большой круг кровообращения).

  • Кровяные пластинки участвующие в свертывании крови ( тромбоциты)

  • Непрерывной ток крови по сосудам ( кровообращение)

  • Назовите органы кровообращения ( сосуды и сердце)


Задание 2 (проблемная задача– групповая работа) 


  • В одной популярной книге по физиологии образно сказано: “в каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушения и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание”. Что подразумевается под “кораблями” и “гаванями”. (Корабли – эритроциты, Гавани – красный костный мозг).


  • И.П. Павлов сказал: “в организме имеется “чрезвычайная” реакция, при которой организм жертвует какой то частью для спасения целого”. Про что это сказано? (Фагоцитоз).


  • Известно, что за сутки у человека заменяется около 25000 миллиграмм крови. Сколько крови образуется за 70 лет? (630 кг)


III. Изучение нового материала.

И так, тема нашего урока - строение и работа сердца. Сегодня мы постараемся изучить расположение , строение и работу сердца .

Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом. Действительно, всю жизнь оно перекачивает кровь из левой половины в аорту, из неё в артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращает кровь в правую половину. В нем все предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само совершенство.

За 70 лет жизни человека сердце сокращается 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром о нем говорят: сердце – это жизнь.

Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные, и по сей день. Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки «о живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. У её истоков стоял английский ученый Уильям Гарвей. Это было в 1628 году.

Наука, изучающая сердце и систему органов кровообращения, называется – кардиология.

Вопрос: Назовите органы кровеносной системы.



Сердце расположено в грудной полости за грудиной, от середины сдвинуто несколько влево, масса его около 300 грамм. Размеры сердца примерно равны сжатой в кулак кисти человека. Сердце – “середина”.

Сердце работает в течение всей жизни человека, сокращаясь 65-70 раз в минуту, нагнетая в артериальную систему около 10 тонн крови в сутки.
Оно покрыто тонкой и плотной оболочкой, образующей замкнутый мешок – околосердечную сумку или перикард.

Стенки сердца имеют три слоя: 

эпикард – наружный серозный слой, покрывает сердце (срастается с перикардом); 

миокард – средний мышечный слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей (каждое мышечное волокно содержит 1-2 ядра, множество митохондрий);

эндокард – внутренний слой (из эпителия). 
Учащиеся записывают в тетрадь:


перикард – околосердечная сумка


эпикард

миокард стенка сердца

эндокард


Каково строение сердца?

Ученики работают с учебником стр 80 , рис 41.

ИКТ см экран

Ответ:

Сердце состоит из четырех камер- двух предсердий и двух желудочков - левого и правого. Правая и левая часть разделены сплошной перегородкой. Предсердия и желудочки сообщаются между собой.

1. На границе между ними имеются створчатые клапаны.

Для чего нужны здесь клапаны?

-Клапаны пропускают кровь только в сторону желудочков из предсердия, препятствуя обратному кровотоку. Благодаря этому кровь может двигаться только в одном направлении.

В левой части – двухстворчатый клапан, в правой – трёхстворчатый клапан.

ИКТ СМ экран

2.

Но между желудочками и артериями находятся полулунные клапаны.

Какую они выполняют работу?

Ответ:

Полулунные клапаны направляют кровь из желудочков в артерии и также обеспечивают ток крови в одном направлении.


Сделаем вывод- как строение сердца связано с его функциями?


Итог: стенки желудочков толще стенок предсердий, так как выполняют большую работу.

. Дело в том, что левому желудочку приходится перегонять кровь через все тело, а это длинный и тяжелый путь, требующий больших усилий. Правый желудочек, перегоняющий кровь только через легкие, выполняет сравнительно небольшую работу. Это один из примеров приспособления органа к условиям его деятельности.

Физминутка


Упражнения для глаз: 


Движения вправо, влево (5-6 раз)


Движения вниз, вверх (5-6 раз)


Быстро поморгать



Упражнения для улучшения мозгового кровообращения:


Вращение головой (5-6 раз)


Наклоны вперед, назад (5-6 раз)





(Рассказ учителя с элементами беседы и рассуждения)

Учитель: А знаете ли вы, что

- сердце человека за сутки перекачивает около 10 000 литров крови. Работа, которую выполняют желудочки равна 180 000 кдж. Такую работу выполняет подъёмный кран, поднимая груз в 1 тонну на высоту пятиэтажного здания.



Постановка проблемного вопроса:

возникает вопрос:

почему сердце работает без видимой усталости? Чем обеспечивается высокая работоспособность сердца в течение всей жизни?

Сердце работает непрерывно в течение всей жизни человека, перекачивая кровь.

Посмотрим видеофрагмент.




Различают три фазы сердечной деятельности.

Сердце ритмически сокращается. Сокращение сердца вызывает перекачивание крови из предсердий в желудочки и из желудочков в кровеносные сосуды, а также создает разницу давления крови в артериальной и венозной системе, благодаря которой кровь движется. Фаза сокращения сердца обозначается как систола, а расслабления — как диастола.

Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящий во время одного сокращения сердца. Длится оно менее 1 секунды. 


Фазы сердечной деятельности:
1.Сокращение предсердий – систола предсердий – длиться около 0,1 сек. При этом желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты. 
2.Сокращение желудочков – систола желудочков – длиться около 0,3 сек, при этом предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты. (Сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови – затекать в предсердие), кровь устремляется в легочную артерию и аорту. 
3.Полное расслабление сердца – сердечная пауза или диастола, – длиться около 0,4 сек. 

Работаем с текстом и заполняем таблицу.

Оптимальный режим работы сердца: предсердия работают 0,1 сек., а 0,7 отдыхают. Желудочки работают 0,3 сек., а 0,5 сек. отдыхают. 

Самостоятельная работа (заполнить таблицу “сердечный цикл”).


Фазы сердечного цикла


Продолжительность фаз (сек)


Положение клапанов


Движение крови


1. Сокращение предсердий (систола)

2. Сокращение желудочков (систола)

3. Пауза. Расслабление предсердий и желудочков (диастола).


0,1 сек.



0,3 сек.

0,4 сек.


Створчатые – открыты.
Полулунные – закрыты.

Створчатые – закрыты.
Полулунные – открыты.

Створчатые – открыты.
Полулунные – закрыты.


предсердие – желудочек

желудочек – предсердие

вены – предсердие, желудочек 


Чем обусловлено высокая работоспособность сердца?

Итог:

учащиеся делают вывод :

что ритмичность работы сердца , чередования разных фаз деятельности позволяет сердцу сохранять рабочую активность в течение всей жизни. . Интервала между сокращениями достаточно для восстановления работоспособности сердечной мышцы.


4. Автоматизм сердца.

Ребята , а знаете ли вы ,что Сердце способно самопроизвольно сокращаться вне организма.

А.А. Кулябко (1902 г.) оживил сердце трёхмесячного ребёнка, погибшего от пневмонии, через 20 часов после смерти.

С.С. Брюхоненко – через 100 часов и также в 1925 г. он создал аппарат искусственного кровообращения.


Постановка проблемного вопроса: почему сердце такой живучий орган?


Попробуем ответить на этот вопрос. Оказывается, сердце способно самопроизвольно ритмически сокращаться под воздействием импульсов, возникающих в самой сердечной мышце, независимо от внешних воздействий. Эта способность сердца называется автоматизмом сердца. (Учащиеся записывают определение в тетрадь).

Автоматизм сердца- это его способность сокращаться под влиянием импульсов зарождающихся в нем самом.

Слабые биоэлектрические сигналы распространяются по всему телу. Их запись называется электрокардиограммой.

На работоспособность сердца влияет и особенность строения сердечной мышцы. (Волокна поперечно-полосатой сердечной мускулатуры способны быстро сокращаться, имеют много митохондрий). Кроме этого, венечные (коронарные) сосуды сердца обеспечивают снабжение сердца кислородом и питательными веществами.


Итог: учащиеся делают вывод, что высокая работоспособность сердца обеспечивается особенностями строения сердечной мышцы, автоматизмом сердца, ритмичностью работы, дополнительным кровоснабжением сердца.




Сообщение уч-ся:


Достижения в области кардиологии

3.08.1903 г. А.А. Кулябко – оживил сердце ребенка спустя 20 часов после его смерти.


  • проф. С.С. Брюхоненко – оживил через 100 часов. 

  • 1948 г. Бакулев провел операцию на митральном клапане.

  • Первую удачную пересадку человеческого сердца произвел 3 декабря 1967 года Кристиан Барнард (ЮАР).

    1961 г. создание института сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева.

  • На данный момент ведущим кардиохирурргом страны является Лео Бокерия, который и работает в центре Бакулева.

  • Несколько дней назад в центре прошла уникальная и очень сложная операция на сердце против мерцательной аритмии, которую провели ведущие кардиохирурги без скальпеля, используя холод. Эта операция считается сложнее чем пересадка сердца

    IV. Обобщение и систематизация знаний.

    1. Задание. Термины и понятие (сопоставление). 


  • Перикард – околосердечная сумка;


  • Эпикард – наружный серозный слой;


  • Миокард – средний мышечный слой;


  • Эндокард – внутренний слой;


  • Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца, “гладкие воздухоносители”, “воздушные жилы”;


  • Аорта (греч) – “прямая артерия”;


  • Капиляры (лат) – “капилярис” – “волосной”;


  • Предсердие сердца (лат) – “атриум” – “передний двор”;


  • Желудочки – мускульные образования – проталкивают кровь по артериальному пути;


  • Клапан (нем) – “клаппе” – “крышка, заслонка, закрывание просвета”;


  • Сердце – “середина”;


  • Кардиология – раздел медицины, изучающий строение, функции и заболевания сердечно-сосудистой системы, а так же разрабатывающий методы их диагностики, лечения и профилактики. 


2. Задание. Тест (взаимопроверка).


Вопросы


Варианты ответов


А


Какие клапаны находятся между желудочками и предсердиями?


1


Полулунные клапаны


Б


Как называются сосуды, по которым движется кровь от сердца?


2


Артерии


В


Какая камера сердца наибольшей толщины?


3


Усиливают работу сердца


Г


Какие клапаны находятся между левым желудочком и аортой, правым желудочком и легочной артерией?


4


Перикард


Д


Как называются сосуды, по которым движется кровь к сердцу?


5


Три 


Е


Чему способствуют адреналин и соли кальция?


6


Левое предсердие


Ж


Какова роль парасимпатического отдела Ц. н. с.?


7


Створчатые клапаны


З


Какая камера выбрасывает кровь в легочную артерию?


8


Уменьшает частоту и силу сокращений


И


Чем окружено сердце?


9


Вены


К


Что снабжает сердечную мышцу кровью?


10


Сонная артерия


Л


Сколько отделов в сердце?


11


Автоматизм


М


Число фаз сердечного цикла?


12


Левый желудочек


Н


Сокращение предсердий


13


Диастола


О


Сердечная пауза 


14


Систола


П


Способность сердца ритмически сокращаться 


15


4



IV. Стадия размышления и рефлексии.

А теперь, используя знания полученные сегодня на уроке, давайте выполним следующие задания:

1. фазы сердечного цикла (интерактивное задание на диске).

Вопросы: Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось? Запомнилось? Какие выводы сделали?

И в заключение урока, я хочу вам раздать небольшие памятки «Здоровое сердце».



Литература:

М.И. Залусский.«Занимательная анатомия» ,Росмэн, 1998г.

Джуан Стивен «Странности нашего тела. Занимательная анатомия.»

Н.Ю. Буянова «Я познаю мир. Медицина.» Москва, 2002г.

Урок на тему: «Строение и работа сердца», Кулькова Т.С., учитель биологии МБОУ СОШ № 1

Урок на тему "Сердце" Сопол.К.Т, учитель анатомии, г. Ставрополь, СШ № 11.

Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиены человека. М.: Просвещение, 1989;