Практическая работа.
Трудовое обучение 5 класс
Тема урока: Материаловедение. Краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях.
Цель урока:
ознакомить с сырьем хлопчатобумажных и льняных тканей, процессом изготовления тканей в текстильном производстве,
систематизировать и углубить знания учащихся о производстве пряжи и тканей;
ознакомить со способами отделки тканей;
Научить определять направление нитей основы и утка́, полотняное переплетение, лицевую и изнаночную стороны тканей.
способствовать воспитанию трудовой активности,
Раздаточный материал: образцы тканей, инструкционные карты, таблицы, лупы, клей, линейки, карандаши.
Наглядность: коллекции: «Хлопок» и «Лен», лоскуты хлопчатобумажных и льняных тканей, ножницы, плакаты и схемы получения ткани в текстильном производстве.
Методы обучения: коммуникативно-диалоговый, частично поисковый.
Формы организации познавательно-трудовой деятельности учащихся: фронтальная, частично-поисковая, индивидуальная.
Ход урока
1. Организационный момент.
1. Приветствие
2. Проверка учащихся и готовности к уроку.
3. Рефлексия.Настрой на работу. Ситуация успеха. Прием «Я хочу пожелать тебе на уроке».
2. Теоретическая часть.
2.1. Актуализация темы.
Вступление учителя: - Вы знаете, мы с вами живем в удивительное время, время изобилия во всем. Сколько разных вещей можно купить, сколько интересных игрушек, какие замечательные книги выпускают типографии, а сколько одежды - на любой вкус.
- А как бы нам позавидовал первобытный человек, который все свое имущество носил на себе. Он все что-то придумывал, пробовал делать. И выживал.
- А что случилось бы, если бы вы оказались на необитаемом острове, без одежды и запасов пищи? Смогли бы вы себя обслужить? Например, изготовить одежду, приготовить пищу.
Ответ: Нет!
- А знаете почему? Потому что не хватает знаний! Но это можно исправить.
- На ваших партах лежат кусочки тканей, можете определить, из чего они изготовлены, как изготовлены, являются эти ткани натуральными, или это химические волокна. Какие волокна лучше, химические или натуральные, какими свойствами они обладают?
Ответ: Нет
- Сегодня, мы будем изучать новую тему, новый раздел «Материаловедение». Знания, полученные на уроке, помогут вам ответить на многие вопросы.
Тема урока: Классификация текстильных волокон. Хлопчатобумажные и льняные ткани, их свойства. Раздел "Материаловедение".
- Обратите внимание на план изучения темы и сформируйте цели нашего урока:
ПЛАН
1. Швейное материаловедение.
2. Волокно. Краткие сведения о текстильных волокнах. (Презентация).
3. Классификация текстильных волокон (таблица учебника, презентация).
4. Производство ткани (Презентация).
5.Свойства тканей из натуральных волокон растительного происхождения (Презентация).
6.Основные процессы отделки ткани.
2.2. Сообщение новых знаний.
Материаловедение - изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий
Все волокна подразделяются на натуральные и химические.
Натуральные волокна могут быть растительного происхождения, животного и минерального. Сегодня мы ознакомимся с натуральными волокнами растительного происхождения.
Продолжите предложения:
Широко применяются в быту ткани...
Их них шьют... Одежду, белье…
Различные виды тканей используют при изготовлении множества вещей, необходимых в нашей повседневной жизни.
Выступают обучающиеся с опережающими заданиями: Проект по теме «Хлопок. Лен» (Презентация проектов)
Хлопчатник – это однолетнее растение древовидной формы. Сырьем для хлопчатобумажных тканей является волокна, расположенные в семенах хлопчатника. Семена размещаются в коробочке хлопчатника. Длина волокна 6 – 52 мм. Наилучшим считается хлопок с длинным, тонким, прочным волокном. Природный цвет волокон хлопка белый или кремовый, но встречаются бежевый, зеленый и др. Волокна хлопка горят ярко – желтым пламенем, образуя серый пепел. Во время горения ощущается запах жженой бумаги. (Коллекция)
Хлопчатник выращивают в южных странах (Киргизия, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан и др.).
Хлопчатобумажные ткани прочные, они гигиеничны, легки, имеют достаточный срок службы. Они удобны в носке, легко стираются и утюжатся.
Лен это однолетнее травянистое растение. Существуют несколько видов льна: лен – долгунец, лен – кудряш. Для получения волокон выращивают лен – долгунец. Стебель его прямой, высотой до 1 м и диаметром 3 – 5 мм. Цвет льна - светло-серый.
Это волокнистое растение с длинными, гибкими и прочными волокнами. В каждом из них 350- 650 волокон. (Коллекция)
Льняные ткани изготавливают из льняных волокон. Лен называется русским шелком.
Льняное волокно используют для производства летних костюмно-платьевых тканей, белья, скатертей, полотенец… Льняные ткани имеют гладкую, блестящую поверхность, прочны, сильно сминаются, но хорошо гладятся. (Коллекция)
Отгадайте загадки:
Голубой глазок, золотой стебелек,
Скромный на вид, на весь мир знаменит,
Кормит, одевает - и дом украшает (лен).
В высоком дворце
Маленькие ларцы
Кто их открывает,
Белое золото добывает (хлопок).
Ткани изготавливают из волокна. Представление о волокне можно получить, рассмотрев образцы. (Коллекция)
Из волокна на текстильных фабриках получают нити (пряжу), а из нитей вырабатывают ткань. (Коллекция)
- Таким образом, ткань состоит из тонких, переплетенных между собой нитей, а каждая нить в свою очередь содержит несколько отдельных, скрученных между собой, тонких волокон.
Производство пряжи – сложный процесс. Волокна, поступающие на прядильную фабрику, на различных машинах разрыхляют, очищают от сора, перемешивают, расчесывают, а затем вытягивают в тонкую, ровную, непрерывную ленту. На прядильных машинах из этой ленты вырабатывают пряжу. Готовую пряжу наматывают на большие шпули.
- Процесс, в результате которого из волокон получают непрерывную нить – пряжу, называют прядением.
На прядильных фабриках работают люди различных профессий. Основная профессия прядильного производства – прядильщицы. Готовая пряжа поступает на ткацкую фабрику, где из нее вырабатывают ткань.
Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством. (Презентация)
Изготавливают ткань на ткацких станках, на которых работают ткачи. Ткань получается путем переплетения нитей.
Ткань, снятая с ткацкого станка, содержит примеси и загрязнения, её структура и внешний вид не соответствуют предъявленным к ней требованиям. Такую ткань называют суровой, она не применяется для изготовления одежды, т.к. нуждается в отделке.
Цель отделки – придание красивого внешнего вида ткани и улучшение её качества. Ткань, прошедшую отделку, называют готовой.
Основные процессы отделки ткани (Коллекция):
Суровая
Отбеленная
Гладкокрашеная
Набивная
Пестротканая.
Свойства тканей.
Ткани отличаются друг от друга по цвету, рисунку, толщине, прочности, волокнистому составу. Способности пропускать воздух и сохранять тепло. Все эти способности называются их свойствами.
Физико-механические свойства:
Прочность – это способность ткани противостоять разрыву.
Сминаемость - это способность ткани во время сжатия и давления на нее образовывать мелкие морщинки и складки.
Гигиенические свойства:
Теплозащитные - это способность ткани сохранять тепло человеческого тела.
Гигроскопичность - это способность ткани впитывать в себя влагу.
Технологические свойства:
Осыпаемость ткани заключается в том, что нити не удерживаются по открытым срезам материала и выскальзывают, осыпаются, образуя бахрому.
Усадка – это уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги.
Нити, идущие вдоль ткани, называют нитями основы, а нити, расположенные поперек - нитями утка.
Нити основы очень прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняет своей длины. Нити утка менее прочные, более толстые, короткие. При растяжении нити утка увеличивают свою длину. Нить утка, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачивает обратно, не обрываясь. Поэтому вдоль ткани получаются неосыпающиеся края – кромка. Расстояние от кромки до кромки называют шириной ткани.
Сравнительная характеристика свойств волокон хлопка и льна. (См. таблицу учебника)
Закрепление изученного материала:
БЛИЦ- ОПРОС
Ответьте на вопросы:
Для получения волокон выращивают лен – …(долгунец).
На какие два вида делятся текстильные волокна? (Натуральные, химические)
Назовите натуральные волокна растительного происхождения. (Лен, хлопок, конопля).
Что является сырьем для получения натуральных волокон? (Коробочки с семенами хлопчатника, стебли льна)
Назовите натуральные волокна минерального происхождения. (Асбест)
Расскажите об использовании льняных и хлопчатобумажных тканей. (Бельевые, костюмно-платьевые, скатерти, полотенца, детская одежда).
Что называют гигроскопичностью? (Это способность волокон поглощать влагу из окружающей среды).
Какие виды отделки ткани вы запомнили? (Суровая, отбеленная, гладкокрашеная, набивная, пестротканая.)
Практическая работа.
Работа в проектах по группам:
Вводный инструктаж.
Работа в проектах по группам.
Текущий инструктаж.
Заключительный инструктаж.
5. Физкультминутка. (Презентация под музыку)
6.1. Анализ выполненных работ
6.2. Оценка за ответ на уроке.
6.3.Заполнение « Лист самооценки »:
П
олучил удовольствие
Узнал что-то новое
Научился
Ничего не понял
Удивился
Расстроился
6.4. Метод « Благодарю »
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. (Учителя из числа выбираемых следует исключить) Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
Составить кроссворд по изученной теме.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРОЕКТ 1.
Текстильные материалы. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Составление коллекций.
Инструменты и материалы: по одному образцу ткани размером 10*10 см с набивным рисунком, гладкой поверхностью (сатина и атласа), ворсовой ткани (вельвета или бархата), гладко окрашенной ткани белого или светлого цвета, лупа, лист бумаги формата А4 , клей, карандаш, линейка, ножницы.
Последовательность выполнения:
Рассмотреть предложенные образцы тканей.
Выбрать образец ткани с рисунком.
Определить лицевую и изнаночную стороны.
Отрезать два кусочка ткани и приклеить в соответствующую колонку таблицы.
Провести аналогичное исследование образцов тканей с ворсом, блеском, гладкокрашеной.
Заполнить таблицу- отчет о проделанной работе.
Сделать выводы.
Оформить Презентацию проекта по плану:
План.
1. Будем знакомы:
а) наблюдатели:________________________________________
b) всезнайки: __________________________________________
с) дизайнеры:__________________________________________
2. Наша цель:__________________________________________
3. Информация, которой владеем _______________________________________
____________________________________________________________________
4. Чтобы провести исследования, мы выбрали в группе
а) наблюдателей (их цели и задачи);
b) всезнаек (их цели и задачи);
с) дизайнеров ( их цели и задачи);
5. Мы внимательно изучили ____________________________________________
6. Вывод ____________________________________________________________
7. Список использованных источников:___________________________________
Таблица – отчет. Лицевая и изнаночная стороны ткани.
Вид ткани | Лицевая сторона | Изнаночная сторона |
Ткань с рисунком | | |
Ткань гладкокрашеная | | |
Ткань с блеском | | |
Ткань с ворсом | | |
ПРОЕКТ 2.
Текстильные материалы. Определите нитей основы и утка в ткани.
Инструменты и материалы: два образца из одинаковой ткани (лучше хлопчатобумажной) размером не меньше 15*20 см с кромкой и без кромки, толстая игла, лупа, линейка, карандаш.
Последовательность выполнения.
Взять образец ткани с кромкой.
2) Растянуть ткань вдоль и поперек кромки. Определить, в каком направлении ткань растягивается сильнее.
3) Резко растянув ткань, определить , в каком направлении нитей звук звонкий , а в каком- глухой
4) Выдернуть нити основы и утка и сравнить их по толщине, скрученности.
5) Результаты работы оформить в виде таблице – отчета.
6) Взять образец ткани без кромки (с указанием направлений нитей А---»В)/
7) По известным признакам определить направление нитей основы ( например, А- нить основы , В – нить утка).
8) Сделать выводы.
9) Оформить Презентацию по плану:
План.
1.Будем знакомы:
а) наблюдатели:________________________________________
b) всезнайки: __________________________________________
с) дизайнеры:__________________________________________
2. Наша цель:__________________________________________
3. Информация, которой владеем _______________________________________
____________________________________________________________________
4.Чтобы провести исследования, мы выбрали в группе
а) наблюдателей ( их цели и задачи);
b) всезнаек (их цели и задачи );
с) дизайнеров (их цели и задачи);
5.Мы внимательно изучили ____________________________________________
6. Вывод .____________________________________________________________
7.Список использованных источников:___________________________________
Таблица – отчет.
Наименование нитей ткани | Признаки определения нитей |
По кромке | По растяжению | По звуку | По толщине нитей | По скрученности нитей |
Нить основы | | | | | |
Нить утка | | | | | |
13