РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени П.М. Стратийчука»
с. Курсавка Андроповского района Ставропольского края
Номинация: методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе.
с. Курсавка Андроповского района Ставропольского края
1. Учебник. Окружающий мир. 4 класс в 2 частях. Ч. 2/ А. А. Плешаков Е. А. Крючкова. М.: Просвещение 2013
2.Презентация « Петр Великий», проектор, компьютер.
3. Плакат с изображением корабля петровских времён.
4. Пазлы кораблика.
5.Сигнальные карточки.
6. Шкала самооценки, жетоны.
Этапы урока | Содержание заданий | Виды деятельность учащихся, формы организации работы | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Организационный момент. | - Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне. Мы с вами вновь отправляемся в историческое путешествие по «Реке времени». (слайд 1)Пусть этот урок позволит нам открыть много нового и интересного. -Каким бы вы хотели видеть сегодня урок ? - Какими должны быть на уроке ученики? | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, слушают учителя, отвечают на вопросы; фронтальная; Дети, с помощью сигнальных карточек показывают свое настроение (зеленая или красная ). | Знать: правила речевого общения; Уметь: участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения. | Личностные: - смыслообразование и самоопределение; - эмоциональная готовность к обучению. Регулятивные: - волевая саморегуляция. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
IV. Открытие учащимися нового знания. Самостоятельная информационно-поисковая деятельность учащихся. | - А чтобы вам ещё хотелось узнать о царе Петре I? - Где же можно найти ответы на эти вопросы? - Как будем искать информация в книгах, сети Интернет, в других источниках. Как бы необычно ни выглядел Пётр, он был законным наследником царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной. Слайд № 5. Появление на свет Петра связано с таинственным предсказанием. Два монаха по звездам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Пётр и что именно он один из всех детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников. В ночь на 30 мая 1672 года над Москвой на тёмном небе ярко засияла большая звезда. Наутро радостно звонили колокола и люди говорили, что царский сын будет Великим человеком, ибо сам Бог приветствует его появление на свет новой звездой. Слайд № 6. Малышу – царевичу ещё не успели дать имя, а уже вся Россия праздновала его появление на свет. Царевича не случайно нарекли Петром. В день крещения царевиче был праздник святых – Петра и Павла, поэтому малыша назвали в честь первого ученика Иисуса Христа- апостола Петра. Все понравилось это имя, ведь в переводе с греческого оно обозначает «камень». | Формулируют проблемно-поисковые вопросы. Определяют средства и способы поиска информации. Слушают рассказ учителя и подготовленных учащихся, вступают в диалог с учителем Фронтальная, индивидуальная | Знать: познакомить с жизнью Петра Великого; Уметь: анализировать пройденный материал, сравнивать, делать выводы | Регулятивные : умение самостоятельно ставить новые учебные задачи. Познавательные : умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием; умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение) Коммуникативные : умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации; умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации. |
| Индивидуальная работа с текстом № 1. Слайд № 7. | Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. индивидуальная | Уметь: использовать источник информации. | Предметные: получение новых знаний по теме урока. систематизируют и анализируют информацию. выполняют учебное задание в соответствии с целью |
Слайд № 8, 9 Потешные полки Петра. | Подготовленный ученик рассказывает об увлечении Петра «потешными» сражениями. (приложение № 8) Подготовленный ученик рассказывает об увлечении Петра кораблестроением. (приложение № 9) | Знать: об увлечениях Петра I. Уметь: анализировать пройденный материал. |
| Слайд № 10 Ботик Петра. - Ребята, а вы хотите увидеть и своими руками собрать ботик Петра? Давайте и мы с Вами попробуем построить потешный кораблик маленького Петра. | Вспоминают правила работы в группе. Работа в группах.( собирают пазлы кораблика) групповая | Знать: правила работы в группах. Уметь: собирать быстро и правильно пазлы кораблика. | Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном). Коммуникативные: развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли. |
| -Вот какой царь занял престол! Как вы можете его охарактеризовать? | Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. фронтальная | Знать: характеризовать личность Петра, Уметь: работать с новой информацией, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи | Предметные: получение новых знаний по теме урока Регулятивные: -выдвижение гипотез; Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; Коммуникативные: -умение слушать и вступать в диалог; -учет позиции других учеников. |
V.Физкультминутка. | - Давайте представим, что мы находимся в открытом море. Нас застиг шторм. Море бушует, корабль качает, напором ураганного ветра волны мчатся на корабль. (Электронная физминутка) | ( Дети повторяют движения вместе с героями физминутки.) | Уметь: выполнять движения под музыку. | Коммуникативные: потребность в общении со сверстниками и взрослыми; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества |
VI. Первичное закрепление изученного материала. | 1) Во сколько лет был провозглашён Пётр царём? 2) Как назывался полк, набранный для военной игры? 3) Кем трудился молодой Пётр Ι на верфях Голландии и Амстердама? 4) Сколько специальностей освоил Пётр Ι? | Дети ведут сочетательный диалог с учителем. фронтальная | Знать: основные события начала царствования Петра I. Уметь: работать с новой информацией, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи. | Познавательные: -выполнение универсальных логических действий (сравнение, анализ, синтез. Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свою точку зрения, доказывать ее. |
| Слайд № 12. - Ребята, посмотрите на «реку времени» . Что произошло с течением «реки времени» ? -Почему она сделала такой резкий поворот? -Произошло что-то важное для истории России. Благодаря преобразованиям Петра 1 Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе! - Как вы понимаете слово «преобразование»? | Работают со словарём и узнают трактовку слова «преобразование». Работа в парах | Знать: как пользоваться словарем. Уметь: организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их, использовать современные источники информации, в том числе материалы со словарем. | Регулятивные : умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения. Познавательные : владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем. Предметные: умение работать со словарями. |
| -Знаем ли мы, какие преобразования сделал Пётр Первый? | Вступают в диалог с учителем. | Знать: преобразования Пётра Первого. Уметь: использовать различные источники информации | Познавательные: -выстраивание логической цепи рассуждений; -ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации |
| -Конечно, ребята, вы назвали совсем немного из того. Что сделал для России Пётр. Работа в группах с текстом. (приложение № 12). 1 группа- расскажет о преобразованиях в обыденной жизни людей России; 2 группа - расскажет о создании российского флота и об изменениях в российской армии; 3 группа – просвещение и образование при Петре 1; 4 группа – расскажет о строительстве новых городов в России. | Работают с текстом, анализируют содержание, делают соответствующие пометки в тексте. Работают в группе, обмениваются информацией, дополняют ответы других. Работа в группах. | Знать: использовать источник информации. Уметь: делать сравнительный анализ. Соотносить результаты с современным реформированием России. Сотрудничать и работать в группе. | Предметные: получение новых знаний по теме урока систематизируют и анализируют информацию; строят монологическое высказывание с опорой на ключевые слова выполняют учебное задание в соответствии с целью Коммуникативные: вступают в учебное взаимодействие с учителем и участниками группы |
VII.Обобщение и систематизация материала в ходе активного взаимодействия учителя с учащимися. | На этом этапе урока ребята отвечают на главный вопрос урока -Можно ли Петра назвать Великим? -Почему? -Какие реформы Петра Ι вошли в историю? | На это этапе учащиеся возвращаются к таблице «Верные – неверные утверждения» и оценивают достоверность высказываний, используя полученную на уроке информацию. Обсуждают свои решения в группах. Работа в группах. | Знать: предпосылки реформ Петра. Уметь: делать сравнительный анализ. Соотносить результаты с современным реформированием России. | систематизируют и анализируют информацию Регулятивные: оценивают собственную учебную деятельность |
VIII.Итог урока. Домашняя работа. | Вопросно-ответное общение: - Что нового сегодня на уроке вы узнали о царе Петре I? - Что помогло вам расширить свои знания? - Остались ли у нас вопросы, на которые мы не смогли дать точного ответа? - А у кого из вас возникли новые вопросы о жизни и деяниях царя Петра I? - Где можно найти на них ответы? Что особенно понравилось? -Почему? -Что вызвало особое затруднение? Разноуровневое домашнее задание: используя различные источники информации, самостоятельно подготовить ответы на новые вопросы по теме урока. | . Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы. Оценивают свою работу . фронтальная | Знать: основные события царствования Петра Великого. Уметь: делать сравнительный анализ. | Личностные: - самооценка, - гражданская идентичность. Регулятивные: - контроль деятельности по результату, - адекватное понимание оценки взрослого и сверстников. Познавательные: - умение структурировать знания - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению - оценка процессов и результатов деятельности Коммуникативные: - умение выражать свои мысли |
IX.Рефлексия. | - Какие у вас личные впечатления от работы на уроке? - Оцените свою работу? Какие трудности вы испытали? - Что для вас было самым интересным? - Возьмите в конверте жетоны и покажите на шкале самооценки степень вашей активности и удовлетворенности работой на уроке. - Спасибо за работу, мне было с вами очень интересно. | Высказывают свои суждения, доказывают точку зрения. Оценка эмоционального состояния на занятии. Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии). Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения. фронтальная | . Уметь: оценивать свою деятельность, достижения и неудачи, умение видеть причины неудач, пытаться построить путь их преодоления | Личностные : - самооценка на основе успешности; - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные: -умение выражать свои мысли. Познавательные: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные : - уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |