Урок по окружающему миру
3 класс.
Тема: В царстве грибов
Учитель начальных классов
МБОУ г.Керчи РК «Школа № 4 им.А.С.Пушкина»
Сергеева С.Л.
Тема урока: В царстве грибов.
Цель: формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы, познакомить учащихся со строением шляпочных грибов, их размножением и разновидностями, показать значение грибов в жизни растений, животных и человека, ознакомить с правилами сбора грибов, развивать логическое мышление, связную речь, формировать умение аргументировать свою точку зрения, воспитывать любознательность, интерес к окружающей действительности, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование ответственного отношения к учебной деятельности, стремление заботиться об окружающей действительности,
Метапредметные результаты:
регулятивные - умение ставить перед собой учебную задачу, находить пути решения учебной задачи в сотрудничестве, оценивать свои достижения,
коммуникативные - умение слушать учителя, товарища, строить диалог, точно и полно высказываться, аргументировать свое мнение,
познавательные – анализировать и сравнивать объекты, делать выводы, составлять памятку,
Предметные результаты- изучить строение грибов, их развитие и размножение, познакомиться с различными их видами, пользой грибов в природе.
Тип урока: комбинированный.
Новые понятия: «грибница», «споры».
Оборудование: учебник, индивидуальные карточки, презентация (ИКТ), конверты с пазлами(гриб), кусочки хлеба и сыра, упаковка лекарства пенициллин .
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.
Индивидуальные карточки (выполняют 4 ученика):
1.Восстанови цепь развития животного:

яйцо ….. взрослая птица

….. малек рыба

яйцо личинка ….
2.Составь цепи питания:

осина …… …

…… заяц ….
3.Выбери верное утверждение.
К пресмыкающимся относятся:
А. крокодил, черепаха, ящерица,
Б. крокодил, рак, ящерица,
В. краб, креветка, рак.
4.Выбери верное утверждение:
А. Живые существа дышат, питаются, размножаются.
Б. Живые существа дышат, питаются, размножаются, растут, умирают.
В. Живые существа дышат, питаются, размножаются, растут, двигаются, умирают.
Беседа с остальными учащимися :
- Какая бывает природа? (живая и неживая) Чем отличается живая природа от неживой? -Что относится к неживой природе? Начнем заполнять схему на доске:

Природа
Неживая Живая
Приведите примеры неживой природы.
Отгадайте загадки и с помощью отгадок дополним схему.
Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.(Елка).
Стоит в саду кудряшка – белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (ромашка).
Это представители какой природы?(живой)
-Как назвать одним словом этих представителей живой природы(растения). Впишем в схему.
Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой.(медведь).
Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.(бабочка).
-Это представители какого царства? Впишем в схему.
Какие сообщения вы приготовили к сегодняшнему уроку о представителях животных? (сообщения детей)
Послушайте следующую загадку.
Нас не увидеть просто так, необходим особый прибор-микроскоп. Мы можем вызвать различные заболевания.(микробы, бактерии). Дополним таблицу.

Природа


Неживая Живая
растения животные бактерии, микробы
Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он не откликается.(Гриб).
Грибы относятся к живой или неживой природе? Как нам дополнить нашу таблицу.(предложения детей, что это растения, отдельно дописать). Кто же прав? Что поможет нам ответить на наш вопрос? (исследования). Итак, какова тема нашего урока? Какие цели перед собой поставим?
Дети формулируют тему: «Грибы», цели урока.
III.Изучение нового материала.
Что же такое грибы – отдельное ли это царство или это растения. Давайте рассмотрим строение растений. (У растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды и семена). Есть ли такие части у грибов?
А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества(крахмал, сахароза, фруктоза). А грибы так “не умеют”.
Можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет).
А к миру животных? (Тоже нет).
Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство живой природы).
Действительно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
Дополним схему на доске .Сравним с моей схемой.(слайд 2)
Давайте же рассмотрим строение гриба и в этом нам поможет загадка.
Землю пробуравил
Грибницу оставил,
На ножке явился,
Шляпкой прикрылся.
-Кто может четко назвать строение гриба? (ножка, шляпка, грибница).
Работа в парах.У вас на парте конверт, сложив пазл вы получите –гриб. Обозначьте части.
-Как назвать ту часть гриба, которая находится над землей?(надземная)
-Что составляет надземную часть грибов?(шляпка и ножка)
В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке поступают питательные вещества, которые гриб всасывает из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть ,имеют название “плодовое тело”.
Другая часть гриба находится под землей. Какое название дадим ей? (Подземная часть).
Как называется подземная часть гриба? (грибница) На что она похожа?(нити, паутина).
Сравните с моей схемой. Молодцы (слайд 3)
-Как вы думаете какая часть из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело, потому что только грибница способна вырастить плодовое тело, без нее не будет грибов).
Мы рассмотрели строение шляпочных грибов. Об остальных грибах вы узнаете в 6 классе.
- А как гриб питается? (Грибница высасывает из почвы воду с растворенными в ней солями).
Грибы растут группами, семейками. Как вы думаете почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела, когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ).
Посмотрите следующий слайд (4).
-Как называются грибы? (подосиновик, подберезовик, дубовик).Как вы думаете почему их так назвали? (подосиновики растут под осинками, подберезовики по березами, дубовики под дубами). Действительно это так. Многие грибы очень дружны с деревьями. Но вот послушайте, что однажды произошло в лесу.
Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в грабеже.
-Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас.
Грибы ответили: Не у ходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной.
Но, как ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время - грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали, хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по - прежнему. Грибы стали, лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали, быстрее расти и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов.
-А вы сможете ответить на этот вопрос?
Ответить на вопрос вам поможет учебник. Найдите ответ на страницах 112-113.
-Чем важны грибы для деревьев, почвы?
-Какова их роль для леса? Нужны ли грибы человеку? (В грибах есть глюкоза, фосфор, кальций, железо, - необходимые человеку. Недаром грибы называют лесным мясом. Самые питательные грибы: рыжики, опята, подосиновики, белые.)
- Есть ли опасность от грибов для жизни человека? (можно отравиться).
-На какие две группы можно поделить грибы?(съедобные и несъедобные). (слайд №.5,6)
-Может необходимо уничтожить ядовитые грибы, тогда никто не отравится?( Нет, многие грибы являются лекарством для животных. В природе ничего нельзя уничтожать, т.к. все взаимосвязано, грибы способствуют разрушению остатков растений и животных,образованию перегноя).
На нашей планете растет около 100 тысяч видов грибов. Мы выяснили, что какая-то часть растет в лесу.
-Где мы их можем еще встретить? (Везде: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, различных постройках, на старых кострищах в лесу и даже в музеях ).
Показ гриба трутовика, который дерево точит.(слайд 7)
Очень часто грибы растут прямо у нас дома. Это плесень. Демонстрирую продукты питания, покрытые плесенью: хлеб, сыр. Плесневые грибы человек научился использовать. Из них изготавливают лекарство антибиотки (пенициллин). Демонстрирую упаковку таблеток.Когда мы принимаем подобное лекарство?
Многие грибы как и другие представители живой природы занесены в красную книгу России.(слайд8 ).
Давайте подумаем как правильно собирать грибы, чтобы не нанести им вреда и не навредить своему здоровью. Предположения детей.
Найдите в учебнике на странице 115 то, что вами не было озвучено. Молодцы.
Вывод. Составление памятки (устное).
IV.Рефлексия.
Тест. На листах вписываем букву –ответ.(слайд 9)
1. Что не входит в строение гриба?
а) шляпка,
б) ножка,
в) корень.
2. Грибы - это
а) растения
б) животные
в) особое царство
3. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно сделать?
а) оставить его на месте,
б) срезать и взять с собой,
в) сбить ногой.
4. Найди лишний гриб.
а) подосиновик,
б) боровик,
в) мухомор
Взаимопроверка в парах.(обмениваются листами, сравнивают ответы с слайдом 10).
V.Итог урока.
-С каким царством живой природы мы сегодня познакомились?
-Какое значение имеют грибы в природе? (Они питают деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело).
- Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет).
- Почему? (Среди них бывают ядовитые грибы, которыми человек может отравиться).
– Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти?
- А какой самый ядовитый гриб вы знаете? (Бледная поганка).
Показ гриба “Бледная поганка”.
- Берегись бледной поганки! В ней содержится самый сильный яд. Съеденный кусочек гриба сильнее укуса змеи. Этот гриб легко узнать. Ножка у него будто вылезает из горлышка широкого горшочка. Цвет шляпки белый, бледно-зеленый. В верхней части ножки, как у мухомора, есть пленчатое кольцо.
Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать.
Оцените свою работу на уроке.(дети используют сигнальные карточки.)
Выставление и комментирование отметок.
VI.Домашнее задание.
Ст.112-116 пересказывать,
по желанию : 1)приготовить сообщение о каком-либо грибе,
2)выполнить рисунок понравившегося гриба или лесной полянки с грибами,
3)подобрать загадки о грибах,
4)подобрать пословицы и поговорки , связанные с грибами.