Тема: Настоящий друг. Бескорыстная дружба.
Цель: дать понятие настоящей бескорыстной дружбы и показать важность истинных друзей в жизни человека.
Задачи урока:
1. Дать представление о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.
2. Способствовать развитию доброжелательного отношения одноклассников друг к другу.
3. Сплочение детского коллектива.
4. Стимулировать поведенческие изменения, обучение приёмам
межличностного общения.
5. Развивать речь и мышление у учащихся.
Ход урока
1.Организационный момент: Слайд
-Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как поле с плугом,
Как ветер с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами.
Мы с вами снова вместе!
Я рада, рады вы.
Приветствуем друг друга
Объятьем дружбы мы
(дети в кругу обнимают друг друга)
На фоне музыки (Улыбка)
2.Актуализация знаний.
Живя в обществе, человек находится в разных отношениях с другими людьми. Это могут быть родственные отношения Слайд между родителями и детьми, братьями и сёстрами, служебные отношения на работе, отношения между учителями и учениками, между одноклассниками, соседские отношения и другие. С точки зрения морали все они должны строиться на основе взаимопомощи и взаимоуважения. Слайд Но даже если отношения оказываются именно такими, человек может быть одинок, если у него нет…
- Как вы, ребята, думаете, почему человек может быть одиноким?
Отсутствие кого делает его таким? Щелчок (Отвечая на вопросы, ученики делают вывод, что человеку плохо и одиноко без друзей)
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.
- Мы поговорим о дружбе, выясним, что такое бескорыстная дружба: кого можно назвать настоящим другом и узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг; узнаем секреты дружбы.
3.Открытие новых знаний. Слайд
Какое прекрасное слово «Дружба»!
Произнесите это слово. Что вы представляете себе?
- вспоминаю друга, с которым интересно играть, читать новую книгу;
- вспоминаю подругу, с которой можно посекретничать;
- вспоминаю маму;
- вспоминаю четвероного друга.
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
- А что же такое дружба, как вы понимаете это слово? (Ответы детей)
Готовясь к сегодняшнему уроку, я прочитала не одно определение дружбы. Вот одно из них. Слайд
То есть, дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересах.
-О дружбе размышляли во все времена. Мысли о ней письменно и устно излагали и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Слайд Например, философ Цицерон говорил так: «В мире нет лучше и приятней дружбы; исключить из жизни дружбу – все равно, что лишить мир солнечного света».
Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.
– Я предлагаю вам несколько пословиц и поговорок. Но их надо собрать.
Слайд
-В «Толковом словаре» В.И. Даля дано такое определение дружбы: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место ученый ставил бескорыстие.
– Как вы понимаете значение этого слова?
-Это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе.
-Друзьям просто приятно во всём помогать друг другу.
-Настоящие друзья не ждут, когда их позовут на помощь, а сами её предлагают.
-Друзья делятся друг с другом всем лучшим, что у них есть.
- Есть ли у вас такие друзья? (Ответы детей).
4.Закрепление знаний.
Все живут, не тужат, а со мной не дружат!
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной — стану знаменита.
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной. Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать — дашь контрольную списать».
А девчонка — на дыбы!
Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени
уговаривать подруг.
Напишу я объявление:
«Срочно требуется друг».
- Как вы думаете, почему у девочки не было друзей?
-Можно ли её дружбу назвать бескорыстной?
- А вы бы стали дружить с такой девочкой?
Вывод: Дружат не потому, что человек что-то имеет. Если он надежный, верный, то у него обязательно много друзей. А если друг такой, как в стихотворении, то, скорее всего он будет одинок.
– Другом может быть кто угодно, но друг должен быть настоящий. А что значит – настоящий друг?
Слайд
-Выберите и запишите на своих листочках пять самых важных слов, которыми можно охарактеризовать настоящего друга.
Дети пишут.
– Кто хотел бы прочитать?
Три-пять человек читают свои записи.
-Дети, вы к сегодняшнему уроку подготовили рисунки о дружбе и о своих друзьях. Расскажите о них.
– Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.
-Послушайте рассказ «Друзья» и скажите, кто же из мальчиков оказался настоящим другом.
ДРУЗЬЯ
Трое приятелей жили по соседству, учились в одной школе и даже в одном классе – в третьем «А». Дружба их началась очень давно, почти с пеленок. Малышами оно любили возиться во дворе, в песочнице. Через некоторое время они подросли и пошли в садик, а потом в школу. Ваню, Сережу и Сеню все называли неразлучными друзьями.
Но однажды произошел случай, который испытал на прочность мальчиков. А дело было так. Трое друзей катались на санках с высокой ледяной горы. Санки, на которых ехал Ваня, перевернулись. Мальчик упал лицом в снег. Сережа, один из Ваниных друзей, стоял на самом верху горки и, давясь от смеха, прокричал бедолаге:
– Эх, ты! С такой маленькой горки – и то съехать не смог без аварии. Ну-ка, освободи мне дорогу, смотри, как я поеду!
Но Ваня ему не ответил. Он неподвижно лежал, так и уткнувшись лицом в снег. Сеня, благополучно скатившись, в это время поднимался в гору. Бросив свои санки, он подбежал к другу.
– Вань, ты чего? – испуганно прокричал он и потряс тихонько мальчика за плечо. Тот, глотая слезы, тихо застонал.
– Больно? – участливо спросил Сеня товарища, помогая подняться и отряхнуться от снега.
– Не очень! – мужественно прошептал Ваня, украдкой вытирая слезы. – Только нога болит...
– Давай я тебе помогу! – Сеня перевернул Ванины санки и осторожно усадил пострадавшего. – Держись, Ванек! Я тебя домой отвезу.
– Спасибо! – прошептал Ваня, морщась от боли.
– Да не за что! – отмахнулся Сеня.
– Эй, Сенька! Санки свои убери, а то я сейчас в них влеплюсь! – прокричал сверху Сережа.
Мальчик ничего не ответил. Он привязал свои санки к Ваниным и повез друга домой.
– Кого из Ваниных друзей можно назвать настоящим другом? Почему?
Дети отвечают.
Слайд
– Какая из записанных пословиц подходит к этому рассказу?
Физкультминутка:
Встаньте дети, встаньте в круг, (дети встают в круг)
Я твой друг и ты мой друг. (берутся за руки)
Влево, вправо повернитесь. (повороты в лево в право)
И друг другу улыбнитесь. (улыбаются соседу справа, слева)
Руки к солнцу протянули, (поднять руки над головой)
Лучики поймали и к груди скорей прижали. (руки опустить на грудь)
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди. (обнять соседа)
- Дружба – это взаимопомощь. Ни в коем случае нельзя обижать друзей, особенно словом.
Помню: с дерева в бору Я упал однажды летом. Было больно, но к утру Я забыл уже об этом. | Помню: с братом как-то раз Лбами мы в игре столкнулись. Искры брызнули из глаз… Боль прошла – мы улыбнулись. |
Помню: руку в мастерской Я пилой поранил в школе Час прошёл или другой, Я пилил, забыв от боли. | Но обидным словом друг Рану мне нанёс когда-то, Стало очень больно вдруг… Больно и сейчас, ребята. |
-Что произошло?
-Почему человек испытывает боль до сих пор?
- Ребята, давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Создадим правила дружбы.
(Правила записываются на доске: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.) Слайд
Уступать | Не бояться просить прощения, если обидел друга |
Не грубить | Не злиться |
Не жадничать | Помогать друг другу |
Не ссориться | Быть честным |
-Зная эти правила, продолжите предложения
Слайд Друг всегда делится … игрушками, сладостями, книгами.
Если у друга что-то не получается … ему надо помочь.
Уметь дружить – значит уметь … уступать, мириться, прощать, извиняться.
Друг всегда выслушает …. просьбу, совет или замечание друга.
Друзья никогда не … бросают в беде, не завидуют.
Друзья умеют держать … секреты, тайны.
Друзья всегда выполняют … свои обещания.
- Мы с вами собрали пословицы, обсудили ситуацию, послушали и обсудили стихи, а теперь попробуйте сформулировать «Правила дружбы», которые помогут вам построить отношения с вашим другом. Запишите по одному правилу на ромашке.
-Давайте посмотрим, какие правила мы должны выполнять, чтобы наша дружба была крепкой, и мы никогда не теряли бы друзей. Слайд
(Затем каждый цветочек прикрепляется к глобусу).
-Посмотрите, как расцветет наша планета, если все живущие на ней будут соблюдать эти простые правила. Слайд
- Наша планета превратилась в планету ромашек.
-Вот и подходит к концу наш урок о дружбе.
- Был ли наш разговор полезным для каждого из вас?
-О чём заставил задуматься?
-Мы с вами проводим очень много времени вместе. Скажите, как и что нужно нам сделать, чтобы наш класс стал еще дружнее?
- Давайте сделаем нашу жизнь лучше, давайте помогать друг другу в трудную минуту. Давайте не будем ссориться и скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, терпеливого и доброго кота Леопольда: Слайд
«Ребята, давайте жить дружно!»
«Ребята, давайте жить дружно!»
Домашнее задание.
1)Подобрать пять пословиц о дружбе.
2) Напиши небольшой рассказ о своём друге.
(на выбор)
А урок мне хочется закончить отрывком из стихотворения Измайлова «Монолог о дружбе»
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на Земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.