Тема урока: Правописание предлогов и приставок. (30.04.2017г.)
Тип урока: закрепление
Оборудование: учебник "Русский язык" Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки с тестовыми заданиями (по уровням сложности), карточки для работы в группах, карточки для работы в парах)
Список литературы:
Асмолов, А. Г. Стандарты второго поколения. Формирование универсальных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. - М. : Просвещение, 2011.
Курганов, С. Ю. Русский язык для начальной школы в таблицах и схемах : правила и орфограммы, определения и примеры, разбор слов и предложений / С. Ю. Курганов. - Ростов н/Д. : Феникс, 2011. - 64 с. - («Здравствуй, школа!»).
О.Е. Жиренко, Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина методическая книга «Учим русский язык с увлечением» М.:5 за знания,2005г
Занимательная грамматика.- М., Омега, 1995.
Интернет-ресурсы:
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : http://school- collection.edu.ru
Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : www.festival.l september.ru
Образовательный портал «Ucheba.com». - Режим доступа : www.uroki.ru
Учебно-Методический портал. - Режим доступа : http://www.uchmet.ru
Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - http://nsportal.ru/
Цели:
Образовательные
продолжить формировать умение: осознанно употреблять предлоги в устной речи, различать предлог и приставку, решать орфографические задачи, связанные с написанием предлогов и приставок;
повторить изученные орфограммы.
Развивающие
развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
развивать мыслительные операции анализа, синтеза, классификации;
развитие речи.
Воспитательные
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Личностные универсальные учебные действия
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
Регулятивные универсальные учебные действия
учить принимать и сохранять учебную задачу
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
осуществлять контроль по результату, адекватно воспринимать оценку учителя развивать умения оценивать правильность выполненного задания
выполнять необходимую коррекцию действий.
Познавательные УУД:
умение добывать нужную информацию
развивать умение использовать знаково-символические и средства
учить выполнять логические операции анализа, синтеза, классификации, обобщения
производить осознанное высказывание-рассуждение в устной форме
уметь выделять существенную информацию, устанавливать причинно — следственные связи.
Коммуникативные УУД:
умение учитывать мнение разных людей
стремиться к сотрудничеству
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
учиться контролировать действия партнёра.
Ход урока
1.Организационный момент
– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.
Мы рады приветствовать вас в нашем классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.
– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Итак, начнем наш урок.
2. Минутка чистописания.
- Вы должны отгадать загадку и записать в тетрадях первую букву отгадки.
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла ... (Весна)
– Посмотрите на образец на доске и красиво пропишите букву в тетради.
(Запись буквы В в)
– А сейчас посмотрите на слова веснушка, весенний, предвесенний.
- Что вы можете о них сказать? (однокоренные)
- Какое задание можно предложить с этими словами? (разобрать по составу, сделать звукобуквенный разбор, составить предложения и т. Д.)
- Предлагаю разобрать по составу.
- Как вы думаете, какое слово может быть лишним? Почему?
(предвесенний – приставка)
3. Постановка темы урока
«Зоркий глаз»
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Зоркий глаз». Если вы будете очень внимательны, то сможете прочитать тему урока.
югкуцфывприставкихзщйцукиячспредлогиюбьтим
- Тема: «Приставки и предлоги»
- Поставьте цель.
вспомнить, что же такое приставка.
вспомнить, что же такое предлог.
вспомнить правописание предлогов и приставок.
- Как вы знаете эту тему на начало урока, хорошо или плохо? Оцените свои знания.
Вопросы по теме урока | На начало урока | На конец урока |
Знаю | Сомневаюсь | Не знаю | Знаю | Сомневаюсь | Не знаю |
Что такое приставки? | | | | | | |
Что такое предлоги? | | | | | | |
Как отличить приставку от предлога? | | | | | | |
- Ребята, что вы помните о приставках и предлогах?
– Что такое приставка?
(Часть слова, находится перед корнем и служит для образования слов)
- А что такое предлог?
(Часть речи, которая служит для связи слов в предложении).
-Что вы помните о правописании предлогов и приставок?
(Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем нельзя вставить вопрос и или другое слово)
- Может ли употребляться предлог перед глаголом?
Предлог | Приставка |
Это часть речи. Служит для связи слов. Пишется раздельно со словом. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Никогда не стоит перед глаголами | Это часть слова. Служит для образования слова. Пишется слитно. Между приставкой и словом вопрос вставить нельзя. Употребляется со словами, отвечающими на разные вопросы. |
4. Формирование знаний и умений по теме.
Коллективная работа
- А теперь давайте поработаем по теме урока. Я вам буду диктовать словосочетания, в которых есть слово с приставкой, а вы должны будете заменить его на словосочетание с предлогом. Например: нагрудный значок- значок на груди
Настенный календарь – календарь на стене
Подземный переход – переход под землёй
Загородная поездка – поездка за город
Подводные камни – камни под водой
Физкультминутка
С ПРИ- приставкою – присесть,
С ПО- приставкою – подняться
С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО- приставкой – посмеяться,
С ВЫ- – вытягиваем руки,
С О- – опустим их опять.
Вот и все настало время
С ПО- – зарядку повторять.
С ЗА- – зарядку завершать.
Работа в паре
Игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?»
- Запишите слова. Выделите приставки, подчеркните предлоги.
(за)горой
(по)бежать
(под)снегом
(с)катиться
(на)катке
(за)морозить
Проверка на слайде. Оценивание своей работы.
Работа в группе
- Сейчас мы поработаем в группах. Проверка (каждая группа по 1 предложению, остальные проверяют)
Решили лисы кролика (за)печь,
А кролик из духовки прыг (за) печь.
Зависело б (от)мыла,
Веснушки я б (от)мыла.
Сугробы снега вьюги (на)мели
И грузовик, как баржа, (на)мели.
Я правило бубня (под)нос
в альбоме рисовал (под)нос.
(Поднос - Доска или металлический лист для подачи еды на стол, для переноски посуды
Поднос - это блюдо, на котором что-то подносят или переносят. )
- Как вы оцениваете работу в группе?
Словарная работа
Мель - мелкое место, нанос на дне реки, озера, моря, препятствующий прохождению судов. Пароход сел на мель.
Бубнить под нос - тихонько, еле слышно, потихоньку, вполголоса, шепотом, негромко, себе под нос, тихо, чуть слышно, едва слышно, на полутонах. Что- то бормотать непонятно.
Самостоятельная работа
Выполнение упражнения 284 (Списать, раскрывая скобки)
(Проверка на слайде)
У девочки улетел шарик.
Мальчики покатились по дороге на роликах.
Коля откусил от куска торта.
Дети свернули в перелесок.
(Перелесок - небольшой лес, отделенный полянами от других лесных участков, или редкий лес, соединяющий лесные массивы) по Ожегову.
- Взаимопроверка. Оценивание работ.
Оценивание работы (тестирование)
- Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил материал, я предлагаю вам выполнить тест. Перед вами три теста. Выберите для себя тест, с которым, как вам кажется, вы сможете справиться. Будьте внимательны.
(Формат карточки одинаковый, но они трёх видов по уровню трудности. Жёлтая карточка лёгкая, синяя – средней трудности, красная – сложная)
Красная карточка
1. Что такое приставка?
А) половина слова
Б) часть слова перед корнем
В) часть слова после корня
2. Как пишутся предлоги и приставки в русском языке?
А) приставки пишутся раздельно, а предлоги – слитно
Б) и приставки, и предлоги пишутся слитно
В) предлоги пишутся раздельно, а приставки – слитно
3. Найди ошибку
А) подплыл
Б) подногами
В) зашумели
Г) за столом
4. Найди неверное высказывание:
А) Предлог – это служебная часть речи
Б) Между предлогом и следующим за ним словом можно поставить другое слово
В) Все приставки и предлоги отвечают на вопрос КТО?
Г) Приставка служит для образования новых слов
5. Сколько приставок в словах текста?
(На)лесную тропку (из)кустов (вы)скочил рябенький цыплёнок. Он (по)стоял, (по)вертел головкой и бросился (в)кусты.
А) 3
Б) 4
В) 2
6. Сколько предлогов в тексте?
(На)лесную тропку (из)кустов (вы)скочил рябенький цыплёнок. Он (по)стоял, (по)вертел головкой и бросился (в)кусты.
А) 2
Б) 3
В) 4
Синяя карточка
1. Приставка – это…
А. часть речи
Б. одинаковый корень.
В. часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов
2. В какой из строчек все слова имеют приставку по - ?
А. Подумать, побежать, поиграть.
Б. Потерпеть, поверх, полк.
В. Покатить, подержать, покой.
3. Укажите слово, которое нужно писать слитно
А.(по)плывём
Б.(без)остановки
В.(по)платью
4. Выберите верное утверждение
А. Предлоги служат для образования новых слов.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.
5. Укажи слово с предлогом
А. (по)лесу
Б. (по)бежал
В. (За)думал
Жёлтая карточка
1. Предлог- самостоятельная часть речи, пишется с другими словами…
а) раздельно;
б) слитно.
2. Приставка – часть слова, пишется со словом…
а) раздельно;
б) слитно.
3. Перед глаголами никогда не пишется…
а) приставка;
б) предлог.
4. Укажи слово с приставкой.
а) (по)думать
б) (по) земле
в) (по) дороге
5. Укажи слово с предлогом.
а) (за)прыгнул
б) (за)думал
в) (за)столом
6. Выбери правильное написание
а) ехал подороге
б) ехал по дороге
Итог урока
Рефлексия собственной деятельности
А теперь подведём итог нашего урока.
- О чём же шла речь на уроке?
- Закончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал (а) …..
Я похвалил (а) бы себя ….
Я похвалил (а) бы своих одноклассников за ….
Особенно мне понравилось…
Мне было трудно ….
Я понял (а), что ….
Теперь я умею ….
- А теперь оцените себя на конец урока, как вы усвоили тему урока? (работа в карточке оценивания)