Тема урока: « Род несклоняемых имен существительных».
Цель урока:
Образовательная: познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными, показать их морфологические особенности; обобщить и систематизировать знания об именах существительных; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи, уметь определять род несклоняемых имен существительных.
Развивающая: развивать в процессе урока коммуникативные, творческие способности детей, расширять умственный и словарный запас, развивать умение работать по схеме.
Воспитательная: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка.
Планируемые результаты:
Личностные: способствовать созданию условий для осознания значимости своей деятельности в учебном процессе, формировать умение высказывать и отстаивать свою точку.
Метапредметные:
Познавательные: содействовать развитию умений выделять необходимую информацию по теме для сравнения, анализа и установления причинно-следственных связей.
Регулятивные: формирование умений ставить учебные цели и задачи, планировать свою деятельность и оценивать результат своих действий
Коммуникативные: создавать условия для развития устной речи обучающихся, формировать умение слушать и вступать в диалог, учиться обсуждать, аргументировать свою точку зрения, овладевать навыком выступления перед классом.
Предметные:
Выявить морфологические особенности несклоняемых существительных, научиться применять их на письме.
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Технологии: проблемный метод, исследовательский метод, личностно ориентированное обучение.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Мотивация урока.
Рады слышать мы звонок
Начинается урок
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять( 1 мин)
2. Фронтальный опрос.
-Сегодня у нас необычный урок. Урок-исследование. Вы сегодня будете исследователями.
- Что значит – провести исследование?
Из чего состоит структура исследования?
3. Определение структуры исследования (урока).
- Так как мы еще достаточно юные исследователи то воспользуемся алгоритмом (опорной схемой)
Чтение слайда 2.
Объект исследования.
Тема исследования.
Проблема исследования.
Цель исследования.
Гипотеза.
Задачи.
Практическая часть.
Итоги работы.
-Записи мы будем вести в дневнике исследователя, который вы будете заполнять по ходу урока.
4. Определение объекта исследования (фронтальный опрос, работа у доски).
- Что будет объектом исследования? Для того, чтобы его определить, представим ситуацию, которая могла произойти на уроке. Прослушаем следующий фрагмент. Звучит запись песни(3 мин 34 сек)
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру,
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальто и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит-бродит по шассу,
Носит в сумках шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино.
Жаль, закончилось оно.
В гардероб пора бежать
Будут польта выдавать.
-Какие слова вам показались смешными? Назовите их. Почему так нельзя говорить? К какой части речи относятся эти слова? Просклоняем словосочетание «интересное кино» ( работа у доски)
- В чем их особенность? (при склонении не изменяется, значит не имеет окончаний) Итак объект исследования- это….Запишем, объект исследования.Слайд 3-4.
5. Определение темы исследования и урока.
-Вернемся к нашему стихотворению. А знаете ли вы, что многие несклоняемые существительные пришли к нам из других языков. Они иноязычного происхождения. Поэтому нам нужно выяснить значения некоторых существительных из стихотворения. У нас есть ребята, которые получили индивидуальные задания и выяснили лексические значения слов.
Выступление учащихся с индивидуальным заданием (Слайды 5-7).
Словарная работа:
кашпо– декоративная ваза для цветочного горшка,
какаду– птица отряда попугаев с хохолком на голове,
кашне – шейный шарф,
пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,
манто – широкое дамское платье.
фойе – помещение в театре, кино для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.
-Вернемся к исследованию . Что мы теперь должны определить? Правильно, тему исследования(Слайды8-11) .
-Для выполнения этого задания вам нужно поработать в группе. У нас сегодня будут три творческие группы. Задание для вас - подчеркнуть несклоняемые существительные, исправить в них ошибки.
Задание для первой группы. Подчеркните несклоняемые существительные, исправьте в них ошибки.
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру,
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальто и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.
Задание для второй группы.
Подчеркните несклоняемые существительные, исправьте в них ошибки.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит-бродит по шассу,
Носит в сумках шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Задание для третьей группы.
Подчеркните несклоняемые существительные, исправьте в них ошибки.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино.
Жаль, закончилось оно.
В гардероб пора бежать-
Будут польта выдавать.
-Ребята, а как правильно произносить «кенгуру зашел или зашла?
-Что для этого нужно знать? (Род имен существительных)
-Какую тему мы будем рассматривать на уроке? Над чем работать?
6. Проблема исследования.
-Что если мы произнесем кенгуру зашел? В чем же заключается проблема нашего исследования? Предмет нашего исследования-это…?
7. Определение цели исследования. Какова же цель нашего исследования? (
8. Задачи исследования.
-Какие задачи мы можем определить, прежде чем приступить к работе?
-Что мы должны с вами выполнить? Запишем их в дневник?
9. Гипотеза. Проблему над которой нам предстоит работать мы выяснили, определили цель, а теперь мы должны выдвинуть… Что? К какому роду относится слово кенгуру? Есть ли у вас предположения? Запишите их в свой бланк.
Физминутка.
Мы с вами хорошо поработали, а теперь отдохнем
Физминутка у нас будет необычная.
-Я буду называть существительные, если они склоняемые (1,2,3 склонения) поднимите руки вверх, если разносклоняемые- руки в сторону, несклоняемые- хлопаете.
Метро, яблоня, семя, урок, какаду, кофе.
10. Практическая часть.
-Перейдем к практической части нашего исследования. Обратимся к учебнику, откроем с. 178. Поработаем в парах самостоятельно, задание написано в вашем дневнике.
Задание: Заполните таблицу, используя теоретический материал в рамке на с. 178 а также примеры из упр. №224 на с. 177.Слайд 11.
Несклоняемые имена существительные |
муж. род | жен. род | средн. род |
| | |
-Что у вас получилось? Представление таблицы на слайде (Слайд 12 ).
-Знаете ли вы, к какому роду относятся существительные, обозначающие названия фруктов и овощей? Наш ученик провел небольшое исследование на эту тему. Предоставим ему слово.
Выступление обучающегося. (Слайды 13-14).
13. Итог урока( Слайд 15).
Наше исследование мы продолжим на следующем уроке. Но подведем небольшой итог. Что же нам удалось выяснить на этом уроке?
Вернемся к началу урока и прослушаем песню.
Рефлексия.
Почувствовали ли вы себя исследователями?
Мы сегодня работали в группах и парах. Попробуем оценить себя. Заполните оценочные листы, которые лежат у вас на партах.
1.В группе я работал активно\пассивно.
В паре я работал активно/ пассивно.
2.Своей работой на уроке я доволен\недоволен.
3.Материал урока мне был понятен\не понятен, полезен\не полезен, интересен\не интересен.
14. Домашнее задание: оформить дневник, вклеить в тетрадь для правил
( Слайд 16).
Дневник исследователя
Объект исследования:_____________________________________________________________________________________________________________
Тема исследования: __________________________________________________________________________________________________________________________
Проблема исследования_______________________________________________________________________________________________________________
Цель исследования:___________________________________________________________________________________________________________
Гипотеза:______________________________________________________________________________________________________________
Задачи:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая часть
Задание: Заполните таблицу, используя теоретический материал в рамке на с. 178 а также примеры из упр. №224 на с. 177
Несклоняемые имена существительные |
муж. род | жен. род | средн. род |
| | |
Итоги работы______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________